муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5
города Каменск - Шахтинского
Контрольно измерительный материал для проведения итоговой аттестации по родному (русскому) языку в 6 классе.
Учитель: Попова О.В.
Спецификация по родному (русскому) языку в 6 классе.
1.Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по родному (русскому) языку учащихся 6 класса. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
Цель работы: выявить и оценить как уровень сформированности важнейших метапредметных аспектов обучения, так и лингвистической компетентности ученика на данном этапе обучения.
Задания работы направлены на оценку сформированности метапредметных умений, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Все задания работы составлены с таким расчётом, чтобы каждое из них работало на формирование навыков учебной деятельности, а именно:
- умение воспринимать словесную или письменную инструкцию;
- умение планировать и действовать по плану;
- умение управлять своим вниманием и осуществлять самоконтроль;
- умение адекватно оценивать свою работу.
Планируемые результаты :
Метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности;
-применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном;
Предметные:совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.
Задачи : приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
2.Нормативно- правовая база.
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4.Примерная программа по учебному предмету «Родной( русский ) язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»-СанПиН 2.4.2821-10.
Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по родному(русскому) языку.
Содержание работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования .
3.Характеристика структуры и содержания работы.
Итоговая работа состоит из трех частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
Первая часть А. содержит 6 заданий с выбором ответа. К каждому из заданий с выбором ответа 1 и 2 частей работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один
правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в)номер ответа не указан.
Вторая часть В. содержит 3 задания с самостоятельным выбором ответа, проверяющие элементы лингвистической и языковой компетенции.
Третья часть С. дано задание, проверяющие теоретические знания учащегося по теме «Речь. Речевая деятельность», орфографическую и пунктуационную грамотность, грамматические навыки и умения.
Распределение заданий итоговой работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы.
№ | Часть работы | Тип заданий. | Максимальный первичный балл. | Процент максимального первичного балла | |
работы | балла для | ||||
каждой части | |||||
1 | Часть 1 | С выбором ответа, с | 5 | 10 | 42 |
кратким ответом | |||||
2 | Часть 2 | С выбором ответа | 7 | 7 | 29 |
3 | Часть 3 | Вставить пропущенные | 1 | 7 | 29 |
буквы и знаки препинания | |||||
Итого | 13 | 24 | 100 |
1 | Фонетика. Звуки и буквы | ||
2 | Языковые нормы. Орфоэпические нормы | ||
3 | Морфемика и | словообразование. Словообразовательный анализ слова | |
4 | Грамматика. Морфология. Самостоятельные | части речи. | |
5 | Грамматика. Морфология. Морфологический анализ слова | ||
6 | Орфография. Правописание непроизносимых согласных в корне слова | ||
7 | Орфография. Парные звонкие и глухие согласные | ||
8 | Орфография. Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых. | ||
9 | Орфография. Правописание тся и ться в глаголах | ||
10 | Орфография. Правописание гласных Ы и И после Ц | ||
11 | Орфография. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | ||
12 | Орфография. Правописание корней с чередованием | ||
13 | Орфография. Правописание приставок | ||
14 | Орфография. Ь после шипящих | ||
15 | Орфография. Правописание ъ и ь разделительных знаков | ||
11 | Грамматика. Синтаксис. Способы передачи чужой речи | ||
12 | Пунктуация. Знаки препинания в простом | осложненном предложении. Знаки | |
препинания в | сложном предложении | ||
13 | Речь. Анализ текста |
4.Проверяемые элементы содержания.
Таблица 2. Распределение заданий итоговой работы по проверяемым умениям и видам деятельности
Содержательные разделы | Число | Максимальный | Процент максимального | |
заданий | первичный балл | первичного балла за задания | ||
Язык и культура. | 6 | 6 | 2.5 | ||
Культура речи. | 3 | 3 | 5 | ||
Речь. Речевая деятельность. | 1 | 6 | 2.5 | ||
5 .Проверяемые умения.
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету, а именно:
-понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
-характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;
определение различий между литературным языком и диалектами;
-осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
-осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
-соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
-умение распознавать: функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы, нарушения норм русского литературного языка, языковые средства выразительности речи;
-умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления, нарушения норм .
6.Распределение заданий КИМ по проверяемым умениям и видам деятельности.
Содержательные разделы | Число заданий. | Максимальный первичный | Процент максимального первичного балла за задание. |
Лексика | 4 | 7 | 29 |
Основная мысль текста | 1 | 2 | 8 |
Типы и стили речи | 1 | 1 | 4 |
Язык и речь | 1 | 3 | 13 |
7 .Распределение заданий КИМ по уровням сложности.
Количество | Максимальный | Процент максимального | |
Уровень сложности заданий | первичный балл | первичного балла за всю | |
заданий | работу, равного 24 | ||
Базовый | 9 | 9 | 60 |
Повышенный | 1 | 6 | 40 |
Высокий | – | – | – |
Итого | 10 | 15 | 100 |
Таблица 3. Распределение заданий итоговой работы по уровням сложности
8.Необходимое количество вариантов КИМ. Итоговая работа представлена в одном варианте.
9.Время выполнения и условия проведения работы. Время выполнения работы – 25 минут Дополнительное оборудование не требуется.
10.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Часть А.
За верное выполнение заданий 1-6 проверочной работы ученик получает по 1 балла
за каждое задание.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания первой части работы, – 6 баллов.
Часть В.
За верное выполнение заданий 1 – 3 проверочной работы ученик получает по 1баллу за каждое задание.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания второй части работы, – 3 балла.
Часть С.
Задание оценивается следующим образом:
Критерии оценивания ответа к заданию С1 | Балл |
1. Содержание ответа (сочинение) Работа соответствует теме и заданию. Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания. | 1 0 |
2. Речевое оформление ответа (сочинения) Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения. Точность и выразительность речи. Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи. | 1 0 |
3. Грамотность. Соблюдены орфографические нормы. Допущено более 2 ошибок. Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет). Пунктуационных ошибок нет Допущено более 2 пунктуационных ошибок . | 2 0 1 1 0 |
Максимальное количество баллов за часть С | 6 |
Максимальное кол-во баллов за три части – 15 баллов Шкала перевода баллов в оценку.
Кол-во баллов | 0 – 6 | 7 - 9 | 10 - 12 | 13 – | 15 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Кодификатор элементов содержания итоговой работы в 6 классе по родному ( русскому) языку.
Код раздела. | Код контролируемого элемента. | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ. |
2 | 2.1 2.2 | Лексика Слово и его значение Синонимы.Антонимы.Омонимы. |
8 | 8.1 8.2 8.3 8.4 | Речь Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, делового), языка художественной литературы Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста Средства связи предложений в тексте Функционально-смысловые типы речи, их признаки |
9 | 9.1 9.2 | Языковые нормы Орфоэпические нормы. Лексические нормы. |
9.3 9.4 | Грамматические (морфологические нормы) Грамматические (синтаксические нормы) |
И тоговая контрольная работа по родному ( русскому) языку за курс 6 класс.
А1. Найдите верный ответ: ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА - ЭТО:
А) словарный запас языка;
Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;
В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;
Г) новые слова, возникшие в языке;
Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
А2 Какое слово является неологизмом?
А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл.
А3. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?
А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.
Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.
В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.
Г) В марте в лесу появились первые проталины.
А4. Найдите верный ответ: Фразеологизм – это…
А) Лексический состав языка.
Б) Слово, пришедшее в русский язык из другого языка.
В) Устойчивое сочетание слов, равное по лексическому значению слову или предложению.
Г) Многозначное слово.
А5.Соотнесите фразеологизмы с их лексическим значением:
фразеологизм | значение |
1.За три девять земель | А . Слишком тесно |
2.Как сельдей в бочке | Б Очень далеко |
3.Мчаться сломя голову | В. Неожиданно |
4.Как снег на голову | Г. Много |
5.Пруд пруди | Д. Быстро передвигаться |
А6.ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ.
(1) Часто земля трясется и дрожит, разрушает дома, вырывает с корнем деревья. (2) Это служит напоминанием о ее прежнем положении. (3) Мир был основан не на твердой поверхности. (4) Так гласят старинные легенды.
(5) Некоторые африканские сказители утверждают, что жизнь зародилась не на земле, а на голове жестокого великана. (6) Деревья, трава и цветы росли у него вместо волос, люди и животные были крошечными, как насекомые. (7) Они ползали по черепу исполина. (8) Когда сказочный геркулес чихал, ворочался или быстро поворачивал голову, возникали землетрясения. (9) Иногда... начинались, потому что злобный гигант нес Землю на спине и нарушал мир, вступал в драку с такими же силачами – его братьями. (10) Они, возможно, сами носили на спинах планеты.
(11) А другие мудрые старики рассказывали, что древний исполин был по характеру более ласковый. (12) Если он обнимал своих детей, то делал это с такой силой, что мир сотрясался от «нежных» объятий.
А6. Каков стиль данного произведения?
1) художественный 2) научный 3) разговорный
Ответы на задания В1-В3 записывайте словами.
В1. Выпишите из первого (1) предложения глагол в значении ломает (строения)
В2. Найдите во втором абзаце существительные-синонимы к словуисполин. Выпишите эти существительные в именит.пад.
В3. Выпишите из восьмого (8) предложения антоним к слову медленно.
С. Напишите 2-5 предложений на тему:
«Содержание и строение учебного сообщения».
К лючи.
А1. Найдите верный ответ: ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА - ЭТО:
А) словарный запас языка;
Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;
В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;
Г) новые слова, возникшие в языке;
Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
А2 Какое слово является неологизмом?
А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл
А3. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?
А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.
Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.
В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.
Г) В марте в лесу появились первые проталины.
А4. Найдите верный ответ: Фразеологизм – это…
А) Лексический состав языка.
Б) Слово, пришедшее в русский язык из другого языка.
В) Устойчивое сочетание слов, равное по лексическому значению слову или предложению.
Г) Многозначное слово.
А5.Соотнесите фразеологизмы с их лексическим значением:
фразеологизм | значение |
1.За три девять земель. Б. | А . Слишком тесно |
2.Как сельдей в бочке. А. | Б Очень далеко |
3.Мчаться сломя голову. Д. | В. Неожиданно |
4.Как снег на голову. В. | Г. Много |
5.Пруд пруди. Г. | Д. Быстро передвигаться |
А6.ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ.
(1) Часто земля трясется и дрожит, разрушает дома, вырывает с корнем деревья. (2) Это служит напоминанием о ее прежнем положении. (3) Мир был основан не на твердой поверхности. (4) Так гласят старинные легенды.
(5) Некоторые африканские сказители утверждают, что жизнь зародилась не на земле, а на голове жестокого великана. (6) Деревья, трава и цветы росли у него вместо волос, люди и животные были крошечными, как насекомые. (7) Они ползали по черепу исполина. (8) Когда сказочный геркулес чихал, ворочался или быстро поворачивал голову, возникали землетрясения. (9) Иногда... начинались, потому что злобный гигант нес Землю на спине и нарушал мир, вступал в драку с такими же силачами – его братьями. (10) Они, возможно, сами носили на спинах планеты.
(11) А другие мудрые старики рассказывали, что древний исполин был по характеру более ласковый. (12) Если он обнимал своих детей, то делал это с такой силой, что мир сотрясался от «нежных» объятий.
А6. Каков стиль данного произведения?
1) художественный 2) научный 3) разговорный
Ответы на задания В1-В3 записывайте словами.
В1. Разрушает
В2. Великан
В3. Быстро.
С. Напишите 2-5 предложений на тему:
«Содержание и строение учебного сообщения».