Задачи: познакомить со схемой и способами решения логических задач, закрепить практические навыки с помощью самостоятельной работы; развить пространственное мышление, научить решать логические задачи; воспитать аккуратность, целеустремленность и усидчивость.
Ход занятия:
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в мир знаний. Хотите?
Я предлагаю познакомиться с удивительным миром Головоломок, и немного поиграть.
Головоломка – это задача или загадка для решения которой требуется проявить сообразительность и знания в области, о которой идет речь в головоломке. Головоломки очень интересные и очень полезные. Они существуют различных видов.
Логические – развивают логическое мышление (последовательность)
Математические – развивают математическое мышление (арифмит. вычисления)
Образно-логическое – развивают образное мышление и аналитические способности (анализ и сопоставление).
Как же появились головоломки. Появились они очень давно. Логические головоломки находят в древнегреческих писаниях, на стенах египетских пирамид и во многих исторических документах и памятниках. В конце 9 века наблюдался расцвет в истории головоломок, что закономерно связано с ростом уровня образования.
В конце 19 начале 20 веков, благодаря американцу Сэму Лойду и англичанину Генри Дьюдени головоломки получают очень широкое распространение, их печатают в различных изданиях и население очень увлечено головоломками.
Но затем было некоторое затишье в мире головоломок пока на сцену, в конце 70 годов, не вышел венгр Эрне Рубик со своим всемирно известным изобретением. Но Кубик Рубика, который изначально вовсе не был головоломкой, стал не только игрушкой, но и объектом серьезного исследования инженеров и математиков. Во многих странах проводились чемпионаты скоростной сборке кубика.
В современном мире на рынке появляется большое количество различных головоломок, призванные тренировать мозг человека и держать его в тонусе. Появился даже вид спорта – Пазлспорт – соревнование на скоростное решение головоломок и проводят регулярные Чемпионаты Мира по решению головоломок.
Воспитатель: ну что, ребята, давайте приступим к решениям головоломок, но для начала нам надо отдохнуть.
Физкультминутка (загадка)
Столько раз, друзья, присели,
Сколько дней у нас в недели!
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько в первом ряду парт.
Столько сделаем наклонов,
Сколько бабочек веселых.
А притопнем столько раз,
Сколько девочек у нас;
А прихлопнем столько раз,
Сколько мальчиков у нас!
Воспитатель: молодцы!
Ребята, головоломок огромное количество.
Устные головоломки. Это головоломки, условие которых может быть передано в устной форме без привлечения каких-либо дополнительных предметов – это загадки, шарады, парадоксы. Давайте попробуем решить ребус.
Воспитатель: молодцы, ребята!
Головоломки с предметами – это головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки (демонстрация головоломок).
Механические головоломки – это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы и др. (решение головоломок)
Печатные головоломки, для которых необходима бумага и карандаш – кроссворды, ребусы, японские кроссворды, математические и геометрические головоломки и др.(лабиринт)
Компьютерные головоломки (программы-головоломки) – флеш-головоломки, онлайн головоломки, пасьянсы и др.(игры на планшете)
Сегодня я вам предлагаю решить несколько головоломок.
1. Четвертый лишний
У трех предметов есть общий признак. Какой предмет лишний в ряду?
Ответ: мальчик и три девочки.
2. Знакомимся с высказываниями
Вруниш (всегда говорит неправду) и Правдиш (всегда говорит правду) решили взять для внука одного кота. Правдиш: Рыжего брать не будем. Вруниш: Возьмем белого. Определи, кого же они выбрали.
Ответ: Правдиш говорит правду. Значит, кот-везунчик НЕ рыжий. Вруниш всегда говорит неправду. Значит, домой возьмут НЕ белого кота. НЕ рыжий и НЕ белый, значит, черный.
3. Последовательное исключение вариантов.
Вика, Полина и Коля раскрашивали картинки карандашами трех цветов: красным, синим и зеленым. Вика раскрашивала НЕ красным и НЕ синим. Какой карандаш был у каждого ребенка?
Ответ: у Вики был зеленый, у Полины – синий, у Коли – красный.
4. Математический ребус
Яблоко – 7, виноград – 12, банан- 6.
Ответ: 25
5. Разбираем, рассуждаем
Егор, Иван и Сергей – друзья. У них разные увлечения: один пишет стихи, второй играет в футбол, а третий – шахматист. Как-то один их них сообщил другому: «Иван, мы обыграли соперника со счетом 2:1». Иван тут же отправил их товарищу смс такого содержания: «Сергей, срочно придумай стишок о победе наших футболистов». Догадайся, как зовут футболиста.
Ответ: Егор. Первое сообщение про победу адресовано Ивану, это значит, что он не футболист. Из следующего условия задачи понятно, что стихи пишет Сергей. Значит, в футбол играет Егор.
7. Судоку – это пазл из чисел. Цель игры – проставить числа от 1 до 9 в каждом ряду, столбце и блоке квадратов (решение примеров на листочке)
Воспитатель: ребята, вы молодцы! Вам понравилось решать головоломки?
Итог занятия : Что узнали нового? Какие головоломки вам понравились больше?Какие оказались сложными?