Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе Патриотизм - ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родному крову. Патриотизм проявляется также в отношении к хлебу, в геройских буднях, в труде людей разных профессий, и естественно, в мире и дружбе на Земле.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

КГОБУ «Камчатская школа-интернат

для обучающихся с ОВЗ»

Выступление на педагогическом совете школы

Тема: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе

Подготовила: Попкова И.А.

учитель начальных классов

г.Петропавловск-Камчатский

март 2021 г.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе

Патриотизм - ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родному крову. Патриотизм проявляется также в отношении к хлебу, в геройских буднях, в труде людей разных профессий, и естественно, в мире и дружбе на Земле.

Кто такой патриот? Ответов на этот вопрос можно найти множество. А самый простой ответ – это человек, любящий свою Родину. А что такое любить Родину? «Любить Родину значит знать ее». Знать ее исторические этапы, выдающихся людей (истинных патриотов своей Родины), знать и гордится прошлым, настоящим своей Родины и с уверенностью смотреть в будущее.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Работа учителя начальных классов в данном направлении осуществляется через: серию классных часов, внеурочную деятельность, коллективные дела, экскурсии, проектную деятельность.

Ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок.

Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина – строителя и защитника Отечества. Большие возможности в реализации гражданско-патриотического воспитания дают нам уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, физкультуры.

Учебные предметы, каждый из которых вносит в процесс воспитания свой специфический вклад; так, например, уроки литературного чтения формируют сознание, чувства, тогда как уроки труда – умения, навыки, отношения. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, программный материал данных предметов позволяет приобщить учащихся к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории нашего государства, культурное наследие нашего народа. Задача учителя начальных классов развить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Русский язык. Одной из дисциплин, направленных на патриотическое воспитание детей в школе, является русский язык. Чтобы сформировать у младшего школьника чувство патриотизма (любовь к своей Родине и своему народу, гордость и уважение к событиям исторического прошлого), необходимо показать богатство и разнообразие языка, на котором он говорит, привить любовь к родному языку, научить детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, выработать у них внимание к своей и чужой речи. Здесь важное место отводится изучению лексики. Тексты упражнений по русскому языку кратко рассказывают нам о великой России, о неповторимой столице нашей Родины, о красоте городов нашего государства. На уроках мы часто используем пословицы о Родине, труде, дружбе.

На уроках русского языка работу по патриотическому воспитанию начинают проводить уже с минуток чистописания. Например: прописываем заглавную и строчную букву Ж, затем записываем пословицу Ж..ть-Родине служ..ть. В минутки чистописания включаются   стихи о родном крае.

Разгадывают ребусы. На уроках русского языка учителя используют дополнительный материал о природе родного края.  Записывают предложения о большой и малой родине.

Приизучении новых словарных слов, например: Родина, герой, Москва предлагаем детям объяснить лексическое значение этих слов, записать, составить предложения.

Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество проводится на текстах, содержащих сведения о России, о Москве, о выдающихся людях нашей страны. На уроках русского языка используем такой вид работы, как сочинения и изложения на темы «Моя Родина – Россия», «Кем я хочу быть?», «Моя семья», «Откуда я родом», «Традиции моей семьи» способствуют воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

Литературное чтение

«Литературное чтение» содержат богатейший материал по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию; в них рассматриваются такие нравственные понятия, как Отечество, Родина, общество, гордость, терпимость, доблесть, подвиг, труд, добро, зло, смелость, защитник, честь, составляющие основу гражданских знаний, содержательный материал – разнообразный по жанру: легенды, сказки, пословицы, поговорки, художественные произведения отечественной классики; учебники, которые могут формировать не только необходимые представления, понятия, но и отношения к стране, народу, нации, способы поведения, дают возможность нравственного выбора, усвоения норм нравственности, выработки гражданской позиции. Начиная с первых дней ребёнка в школе, через уроки обучения грамоте мы даём представление о Родине, о столице, о родном селе. В дальнейшем в течении всех 4 лет обучения в школе учебник Литературного чтения открывает тема «Устное народное творчество»: потешки, прибаутки, заклички, сказки.  Дети сами или с помощью взрослых собирают интересный материал, выполняют творческие работы. Для уроков литературного чтения прекрасным материалом являются малые жанры фольклора – пословицы, поговорки, загадки.

В учебнике много текстов, в которых речь идёт о ровесниках. Это стихотворения В. Берестова, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Тексты, используемые на уроках содержат воспитательный характер, формируют гражданскую и нравственную позицию младшего школьника.

Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое значение. В произведениях А. Пушкина, И. Бунина, С. Есенина и других таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у младших школьников собственное понимание жизненных ценностей. К стихотворениям дети учатся самостоятельно делать выводы, выражать свое нравственное отношение к природе и передавать в рисунке. Например: при изучении раздела «Поэтическая тетрадь» мы знакомились с творчеством Пушкина, Есенина, Блока, Саши Чёрного. Учащиеся не только слышат правильную русскую речь, но и видят яркие, образные картины русской природы, узнают о любви и привязанности русских поэтов к местам, где они родились, которые помнят всю жизнь и делятся с нами своими чувствами.

В разделе «Люби живое» при работе над произведением М. Пришвина «Моя Родина» дети определяют основную мысль рассказа, думают, почему писатель объединил в своём рассказе слова «солнце», «мама», «природа», «Родина», подбирают однокоренные слова к слову Родина, высказывают своё отношение к родной природе и родине.

Математика. На уроках математики применяется цифровой материал, который дает информацию о протяженности рек местного характера, площади территории, норме выработки продукции местных предприятий. Используется дополнительный краеведческий материал при составлении задач в устном счёте. Во время устного счёта проводятся игровые задания, на которых дети составляют задачи, выражения, используя красочные иллюстрации с изображением домиков, корзиночек, полотенец, сарафанов в русском стиле.

При отработке вычислительных навыков часто используются задания на расшифровку слов, пословиц, поговорок, названий сказок и других жанров народного фольклора.

Окружающий мир.

Одной из ведущих содержательных линий предмета «Окружающий мир» является линия «Страна, в которой человек живёт». В какой стране живёт человек, чем она богата и знаменита; почему гражданин любит свою Родину и что значит любить родную страну; как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс); «Россия – твоя Родина» (2 класс); «Человек – защитник своего Отечества» (3 класс), «Гражданин и государство» (4 класс).Знакомятся с государственными символами России, с Конституцией Российской Федерации, с государственным устройством нашей страны.

Ученики самостоятельно или с помощью учителя и родителей выполняли проекты по следующим темам:«Наша Родина—Россия», «Города-герои», «Моя семья», «Моя родословная», «Красная Книга России» и др.),

Н а уроках музыки слушаем музыкальные произведения, которые раскрывают величие подвига народа, его любовь к родине, маме, папе, общий подъём патриотических чувств. Знакомимся с русскими композиторами. На уроках музыки изучаем колыбельные и народные песни.



Использованиена уроках произведений изобразительного искусства: репродукций работ известных художников отражающие подлинные исторические события, помогают учащимся в конкретизации и углублении знаний.

На занятиях физкультуры играют в народные игры, устраивают состязания по национальным видам спорта.

Таким образом, патриотическое воспитание является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса у молодежи к историческому прошлому нашей Родины.

Сухомлинский писал:

«Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества».

Желаем всем творческих успехов.

8

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе школьного отделения 8 вида Тема. Буква ы. Чтение слов, предложений. Цель: повторение пройденного материала. Задачи: - закрепление изученных букв/звуков, чтение слов, предложений, обучение пересказу; - коррекция фонематического слуха, артикуляции, уточнение и расширение кругозора и словаря, развитие связной речи, мыслительной деятельности (умения анализировать, обобщать), увеличение объёма внимания, тактильной памяти; - воспитание умения слушать, мотивации к учению, чтению, положительных качеств личности (самостоятельности, трудолюбие).
0 ₽
Конспект урока чтения в 1 классе школьного отделения 8 вида Тема. Чтение слов, предложений с изученными буквами. Цель: повторение пройденного материала. Задачи: - закрепление изученных букв/звуков, чтение слов, предложений, обучение пересказу; - коррекция фонематического слуха, артикуляции, уточнение и расширение кругозора и словаря, развитие связной речи, мыслительной деятельности (умения анализировать, обобщать), увеличение объёма внимания, тактильной памяти; - воспитание умения слушать, мотивации к учению, чтению, положительных качеств личности (самостоятельности, трудолюбие).
0 ₽
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе Патриотизм - ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родному крову. Патриотизм проявляется также в отношении к хлебу, в геройских буднях, в труде людей разных профессий, и естественно, в мире и дружбе на Земле.
0 ₽