КГОБУ «Камчатская школа-интернат
для обучающихся с ОВЗ»
Выступление на педагогическом совете школы
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе
Подготовила: Попкова И.А.
учитель начальных классов
г.Петропавловск-Камчатский
март 2021 г.
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе
Патриотизм - ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родному крову. Патриотизм проявляется также в отношении к хлебу, в геройских буднях, в труде людей разных профессий, и естественно, в мире и дружбе на Земле.
Кто такой патриот? Ответов на этот вопрос можно найти множество. А самый простой ответ – это человек, любящий свою Родину. А что такое любить Родину? «Любить Родину значит знать ее». Знать ее исторические этапы, выдающихся людей (истинных патриотов своей Родины), знать и гордится прошлым, настоящим своей Родины и с уверенностью смотреть в будущее.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Работа учителя начальных классов в данном направлении осуществляется через: серию классных часов, внеурочную деятельность, коллективные дела, экскурсии, проектную деятельность.
Ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок.
Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина – строителя и защитника Отечества. Большие возможности в реализации гражданско-патриотического воспитания дают нам уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, физкультуры.
Учебные предметы, каждый из которых вносит в процесс воспитания свой специфический вклад; так, например, уроки литературного чтения формируют сознание, чувства, тогда как уроки труда – умения, навыки, отношения. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, программный материал данных предметов позволяет приобщить учащихся к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории нашего государства, культурное наследие нашего народа. Задача учителя начальных классов развить познавательный интерес к изучаемому материалу.
Русский язык. Одной из дисциплин, направленных на патриотическое воспитание детей в школе, является русский язык. Чтобы сформировать у младшего школьника чувство патриотизма (любовь к своей Родине и своему народу, гордость и уважение к событиям исторического прошлого), необходимо показать богатство и разнообразие языка, на котором он говорит, привить любовь к родному языку, научить детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, выработать у них внимание к своей и чужой речи. Здесь важное место отводится изучению лексики. Тексты упражнений по русскому языку кратко рассказывают нам о великой России, о неповторимой столице нашей Родины, о красоте городов нашего государства. На уроках мы часто используем пословицы о Родине, труде, дружбе.
На уроках русского языка работу по патриотическому воспитанию начинают проводить уже с минуток чистописания. Например: прописываем заглавную и строчную букву Ж, затем записываем пословицу Ж..ть-Родине служ..ть. В минутки чистописания включаются стихи о родном крае.
Разгадывают ребусы. На уроках русского языка учителя используют дополнительный материал о природе родного края. Записывают предложения о большой и малой родине.
Приизучении новых словарных слов, например: Родина, герой, Москва предлагаем детям объяснить лексическое значение этих слов, записать, составить предложения.
Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество проводится на текстах, содержащих сведения о России, о Москве, о выдающихся людях нашей страны. На уроках русского языка используем такой вид работы, как сочинения и изложения на темы «Моя Родина – Россия», «Кем я хочу быть?», «Моя семья», «Откуда я родом», «Традиции моей семьи» способствуют воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
Литературное чтение
«Литературное чтение» содержат богатейший материал по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию; в них рассматриваются такие нравственные понятия, как Отечество, Родина, общество, гордость, терпимость, доблесть, подвиг, труд, добро, зло, смелость, защитник, честь, составляющие основу гражданских знаний, содержательный материал – разнообразный по жанру: легенды, сказки, пословицы, поговорки, художественные произведения отечественной классики; учебники, которые могут формировать не только необходимые представления, понятия, но и отношения к стране, народу, нации, способы поведения, дают возможность нравственного выбора, усвоения норм нравственности, выработки гражданской позиции. Начиная с первых дней ребёнка в школе, через уроки обучения грамоте мы даём представление о Родине, о столице, о родном селе. В дальнейшем в течении всех 4 лет обучения в школе учебник Литературного чтения открывает тема «Устное народное творчество»: потешки, прибаутки, заклички, сказки. Дети сами или с помощью взрослых собирают интересный материал, выполняют творческие работы. Для уроков литературного чтения прекрасным материалом являются малые жанры фольклора – пословицы, поговорки, загадки.
В учебнике много текстов, в которых речь идёт о ровесниках. Это стихотворения В. Берестова, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Тексты, используемые на уроках содержат воспитательный характер, формируют гражданскую и нравственную позицию младшего школьника.
Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое значение. В произведениях А. Пушкина, И. Бунина, С. Есенина и других таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у младших школьников собственное понимание жизненных ценностей. К стихотворениям дети учатся самостоятельно делать выводы, выражать свое нравственное отношение к природе и передавать в рисунке. Например: при изучении раздела «Поэтическая тетрадь» мы знакомились с творчеством Пушкина, Есенина, Блока, Саши Чёрного. Учащиеся не только слышат правильную русскую речь, но и видят яркие, образные картины русской природы, узнают о любви и привязанности русских поэтов к местам, где они родились, которые помнят всю жизнь и делятся с нами своими чувствами.
В разделе «Люби живое» при работе над произведением М. Пришвина «Моя Родина» дети определяют основную мысль рассказа, думают, почему писатель объединил в своём рассказе слова «солнце», «мама», «природа», «Родина», подбирают однокоренные слова к слову Родина, высказывают своё отношение к родной природе и родине.
Математика. На уроках математики применяется цифровой материал, который дает информацию о протяженности рек местного характера, площади территории, норме выработки продукции местных предприятий. Используется дополнительный краеведческий материал при составлении задач в устном счёте. Во время устного счёта проводятся игровые задания, на которых дети составляют задачи, выражения, используя красочные иллюстрации с изображением домиков, корзиночек, полотенец, сарафанов в русском стиле.
При отработке вычислительных навыков часто используются задания на расшифровку слов, пословиц, поговорок, названий сказок и других жанров народного фольклора.
Окружающий мир.
Одной из ведущих содержательных линий предмета «Окружающий мир» является линия «Страна, в которой человек живёт». В какой стране живёт человек, чем она богата и знаменита; почему гражданин любит свою Родину и что значит любить родную страну; как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс); «Россия – твоя Родина» (2 класс); «Человек – защитник своего Отечества» (3 класс), «Гражданин и государство» (4 класс).Знакомятся с государственными символами России, с Конституцией Российской Федерации, с государственным устройством нашей страны.
Ученики самостоятельно или с помощью учителя и родителей выполняли проекты по следующим темам:«Наша Родина—Россия», «Города-герои», «Моя семья», «Моя родословная», «Красная Книга России» и др.),
Н а уроках музыки слушаем музыкальные произведения, которые раскрывают величие подвига народа, его любовь к родине, маме, папе, общий подъём патриотических чувств. Знакомимся с русскими композиторами. На уроках музыки изучаем колыбельные и народные песни.
Использованиена уроках произведений изобразительного искусства: репродукций работ известных художников отражающие подлинные исторические события, помогают учащимся в конкретизации и углублении знаний.
На занятиях физкультуры играют в народные игры, устраивают состязания по национальным видам спорта.
Таким образом, патриотическое воспитание является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса у молодежи к историческому прошлому нашей Родины.
Сухомлинский писал:
«Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества».
Желаем всем творческих успехов.
8