Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
номинация «Социальные пробы»
Игра-путешествие
«Бюджетная галактика»
Авторы:
Васильева Екатерина Александровна,
педагог дополнительного образования;
Попова Ольга Олеговна,
методист
Санкт-Петербург
2024
Игра-путешествие«Бюджетная галактика»
Пояснительная записка
Воспитательная практика игра-путешествие «Бюджетная галактика» направлена на создание условий для формирования у детей отношения к финансовой грамотности как к одному из главных навыков человека XIX века; приобретения опыта решения элементарных вопросов в областипланирования личного бюджета и бюджета своей семьи.
В настоящее время государство ставит перед образованием задачу формирования у детей ценностей, установок и навыков, которые помогают ребенку решать текущие жизненные задачи и планировать свое будущее. Необходимо формировать функциональную грамотность, составной частью которой является финансовая грамотность.
Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации до 2030 года предусматривается разработка и внедрение в практику игровых форматов и технологий обучения финансовой грамотности.
Выбор формы реализации воспитательной практики – игры-путешествияобусловлен возрастными и психологическими особенностями учащихся среднего школьного возраста. Игра-путешествиепризвана сформировать познавательный интерес за счет подачи материала с помощью увлекательного сюжета, включения двигательной, речевой и творческой деятельности учащихся; способствует развитию у учащихсяпамяти,внимания, наблюдательности, воображения и коммуникативных навыков, а также помогает систематизировать получаемые знанияи активизировать мыслительнуюдеятельностьучащихся.
Задания, которые учащиеся выполняют во времяигры-путешествия предполагают самостоятельный поиск информации и способов решения поставленной задачи. Кроме того, задания основаны на проблемах и ситуациях, с которыми ребятам предстоит столкнуться в реальной жизни.
Игра-путешествие «Бюджетная галактика» (далее – Игра) адресована учащимся образовательных учреждений 11-12 лет.
Цель Игры: формирование финансово грамотного поведения у учащихся в области планирования бюджета.
Задачи Игры:
-формирование представления о бюджете, доходах, расходах обязательных и желательных,профицитном и дефицитном бюджете;
-формировать умение планировать личный и семейный бюджет;
-формировать умение применять теоретические знания по финансовой грамотности для принятия рациональных решений и выполнения практических задач;
-способствовать развитию логического мышления,памяти, внимания, воображения;
-совершенствовать умение работать в команде;
-повысить интерес к приобретению практических навыков и установок в области финансовой грамотности.
Продолжительность Игры: 45-50 минут.
Предполагаемые результаты воспитательной практики:
Участники Игры:
-овладеют базовыми предметными понятиями: бюджет, доходы, расходы обязательные и желательные,профицитный и дефицитный бюджет;
-получат представление об основах формирования личного и семейного бюджета;
-научатсяприменять имеющиеся теоретические знания для принятия рациональных решений и выполнения практических заданий;
-совершенствуют уровень развития «универсальных» компетенций и личностных качеств:логическоемышление,память, внимание, воображение; коммуникативность;
-сформируют познавательный интерес в области финансовой грамотности.
Ход Игры
В Игре могут принимать участиена 2-4 команды по 3-6 человек.
Участники Игры совершают путешествие на ракете«Купюра-01»по «Бюджетной галактике». В ходе путешествия участники «совершают посадки» на 3 планетах.
Планета «Копилка знаний»
Командам предлагается к просмотру видеоролик «Что такое бюджет?» (https://clck.ru/39Fzd2), который знакомит участников с понятиями:бюджет, доходы, расходы обязательные и желательные,профицитный и дефицитный бюджет.
После просмотра учащиеся отвечают на вопросы: Что такое бюджет? Каким может быть бюджет?
Планета «Музей покупок»
Каждая команда получает таблицу «Доходы и расходы семьи» и ребусы. Командам необходимо заполнить таблицу «Доходы и расходы семьи» (https://clck.ru/33kSin), используя термины, зашифрованные в ребусах (https://clck.ru/39G2yX).
Правильный ответ представлен по ссылке:https://clck.ru/39G5Gf.
Планета «Бюджетия»
Участникам надо спланировать бюджет семьи по Способом конвертов. Команда получает 6 подписанных конвертов: «Обязательные расходы», «Сбережения», «Первая неделя», «Вторая неделя», «Третья неделя», «Четвертая неделя», карточку с условиями задания (https://clck.ru/39kdEi), и «деньги» (сумма указана в условии задания, для каждой команды разное условие). Каждая команда должна рационально разложить деньги по конвертам.
Правильные ответы представлены в презентации «Бюджет. Доходы и расходы» (Слайд 12).
При возвращении из путешествия знания участников проверяются с помощью игры «Верю - не верю» (https://clck.ru/39G7NV).
На этапе рефлексии ребята выражают свое отношение к Игре по методу «Рефлексивная мишень» (https://clck.ru/39G6z3).
На память«путешественники» получаютПамятку(https://clck.ru/39G79X), содержащую справочную информацию о планировании бюджета.
Игра сопровождается Презентацией «Бюджет. Доходы и расходы»: https://clck.ru/39kckH.
Сценарный план Игры представлен в Приложении 1.
Информационные источники:
Беляева, О.А. Методы организации рефлексии: учеб.-метод.пособие/ О.А.Беляева - 4-е изд., стер. - Минск: РИПО, 2017. - 42 с.;
Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению);
Мои финансы РФ / Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации URL: - https://моифинансы.рф/ [дата обращения 29.02.2024];
Стратегия повышения финансовой грамотности и повышения финансовой культуры до 2030 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24октября2023 г. № 2958-р URL: - https://storage.consultant.ru/site20/202310/27/r_271023_2958.pdf [дата обращения 05.02.2024].
Приложение 1
Сценарный план Игры
Участники при входе в просторное помещение, где пройдет Игра, получают получат цветной жетон. Им необходимо занять место за столом, цветное обозначение которого совпадает с цветом жетона и занять место за этим столом. Количество столов соответствует количеству команд.
Этап Игры | Текст и действия педагога | Действия детей | Слайд |
Введение | Здравствуете, ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по «Бюджетной галактике». Во время нашего путешествия мы узнаем, как грамотно планировать бюджет. Ребята, с чем у вас ассоциируются понятия «бюджет», «финансы», «финансовая грамотность»? Комментирует и обобщает ответы. | отвечают на вопрос | слайд 1 |
Наша ракета находится на космодроме «Земля-1». Давайте научимся запускать нашу ракету! Разучивает с ребятами «запуск ракеты»: -К запуску ракеты приготовится! (2 раза хлопают в ладоши) -Включить моторы! (вращательные движения согнутыми руками от себя) -Включить датчики движения! (руки на поясе, топают сначала правой ногой, а потом левой) -Взлет! (поднимают руки вверх и хлопают в ладоши) «Запускает ракету» вместе с ребятами. | повторяют движения | слайд 2 анимация по щелчку | |
Планета «Копилка знаний» | Наша первая остановка - планета «Копилка знаний». Старший научный сотрудник Ирина Рублёва оставил нам информационное сообщение. Внимательно смотрим и слушаем! Демонстрирует обучающий видеоролик «Что такое бюджет?». | смотрят видеоролик | слайд 3 Видеоролик «Что такое бюджет?» |
Все ли понятно в сообщении? Давайте проверим. Что такое бюджет? Каким может быть бюджет? | отвечают на вопросы | ||
Спасибо! Полетели дальше! Проводит «запуск ракеты». | «запускают ракету» | слайд 4 анимация по щелчку |
Планета «Музей покупок» | Мы прилетели на планету «Музей покупок». Почему нас никто не встречает? «Находит» контейнер с заданием. Смотрите, нам оставили контейнер с запиской: «Уважаемые земляне! Нам нужна Ваша помощь! Через час должна состояться межпланетная выставка «Доходы и расходы», но в нашей системе случился сбой, и данные оказались зашифрованы! Их нужно срочно расшифровать, а ответы записать в специальную таблицу! Тогда мы сможем загрузить таблицу в электронную систему, и все данные вернуться на свои места! Пожалуйста, помогите нам!» Ну что, ребята, поможем? | слушают | |
Объясняет, как заполнять таблицу «Доходы и расходы семьи». Повторяет с ребятами правила разгадывания ребусов. Дает задание командам - правильно разгадать ребусы и записать ответы в нужную графу таблицы. Раздает капитанам команд таблицы, ребусы, авторучки. Организует выполнение задания и проверку ответов. Комментирует ответы команд, демонстрирует анимационную загрузку правильных ответов в «систему данных». | принимают участие в диалоге с педагогом, отвечают на вопросы, выполняют задание | слайды 5 -8 слайды 9-10 | |
Молодцы! Пора лететь дальше! Проводит «запуск ракеты». | «запускают ракету» | слайд 11 | |
Планета «Бюджетия» | Мы прибыли на карликовую планету «Бюджетия»! Планета очень маленькая, на ней проживает всего один человек - известный астронавт Копейкин. Смотрите, Пришло сообщение от Копейкина, давайте прослушаем. Звучит аудиозапись: «Уважаемые путешественники! Помогите моему сыну сделать домашнее задание: составить личный бюджет на месяц по методу конвертов! Папки с материалами лежат на столе». | слушают | слайд 11 анимация по щелчку |
Кто знает, что значит составлять бюджет по методу конвертов? Как вы думаете, планировать бюджет нужно только людям, которые работают с деньгами?Комментирует ответы. Для выполнения задания команды получат карточку с условиями для планирования бюджета, «деньги» и конверты. Ваша задача - правильно распределить «деньги» по конвертам и устно представить своё решение. | отвечают на вопросы | слайд 12 анимация по шелчку | |
Организует выполнение задания и проверку ответов. Комментирует ответы команд. | выполняют задание, презентуют ответы | слайды 13-15 анимация по щелчку | |
Нам пора возвращаться на Землю! Проводит «запуск ракеты». | «запускают ракету» | слайды 16 - 17 | |
Проверка знаний | Раздает карточки «да» и «нет», объясняет условия и проводит игру «Верю – не верю». При необходимости комментирует ответы. | отвечают на вопросы игры | |
Рефлексия | Ребята, я вижу, что вы стали хорошо разбираться в планировании бюджета. Вам понравилось наше путешествие? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями с помощью рефлексивной мишени. Мишень разделена на 4 сектора. Вам надо оценить каждый сектор по пяти бальной шкале. Чем ближе к центру вы поставите точку, тем выше ваша оценка. Раздает карточки с рефлексивной мишенью и авторучки. | заполняют рефлексивную мишень | слайд 18 анимация по щелчку |
Большое спасибо за результативное путешествие по «Бюджетной галактике». На память вы получаете Памятку о планировании бюджета. Надеюсь встретиться с вами на следующих мероприятиях по финансовой грамотности. До встречи. | слушают, получают памятки |