Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Районный центр детского творчества»
Партизанского муниципального района
Конкурс воспитательных мероприятий «Территория детства»
Игра-викторина «Знаешь ли ты родной район?»
как инструмент формирования познавательной активности
ипатриотического воспитания младших школьников
Возрастная группа: 10-11 лет
Автор: Калинцева Ольга Павловна,
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО РЦДТ ПМР
2023
1.1.Тематическое направление.
Краеведческая игра-викторина «Знаешь ли ты родной район?»
1.2.Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Конкурсный материал «Игра-викторина «Знаешь ли ты родной район?»» предназначена для начальных классов
Основной целью внеклассного мероприятия является систематизация знаний о родном районе.
Базовым этапом формирования у обучающихся любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в селе, районе, городе и т.д., приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Основные результаты пособия- это расширение кругозора у детей, активация познавательных интересов и способностей и воспитание социально адаптированной личности.
Практическая значимость внеклассного материала в воспитании патриотического отношения к Родине. Развитие способности логически мыслить и работать в команде, достигая поставленной цели.
Игра-Викторина« Знаешь ли ты свой район» входит в состав проекта «Малая Родина на карте страны». Проект долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.
Игра-Викторинаотличается незамысловатой, но, в тоже время, любопытной и занимательной формой. Она способствует развитию интереса к родному региону – Партизанскому району, его традициям, символике, созданию у обучающихся эмоционального настроя. Игра учит общению, взаимодействию, работе в команде, способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
Материал помогает в игровой форме выявить знания участников игры в области краеведения, создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, любви к Родине ; способствует развитию интереса к истории и жизни своего района, кругозора учащихся, формированию активной жизненной позиции, воспитанию чувства гордости и уважения к прошлому и настоящему, стремлению быть соучастниками и созидателями будущего
.
1.3.Целевая аудитория воспитательного мероприятия.
Методическая разработка предназначена для детей 10-11 лет, учащихся 3-5 классов.
1.4.Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Пособие поможет ученикам при изучении своей Родины в интересной и увлекательной форме.
Предлагаемый материал будет полезен учителям истории, педагогам дополнительного образования, воспитателям, библиотекарям
1.5.Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории, культуры Приморского края,
Задачи:
обобщить знания учащихся об истории, культуре Партизанского района;
способствовать повышению интереса учащихся к изучению родного края и его культурных ценностей;
воспитывать любовь к малой родине; подвести учащихся к осознанию внимательного, бережного отношения к природе, достопримечательностям, культуре родного края. Основные результаты пособия- это расширение кругозора у детей, активация познавательных интересов и способностей и воспитание социально адаптированной личности.
Практическая значимость внеклассного материала в воспитании патриотического отношения к Родине. Развитие способности логически мыслить и работать в команде, достигая поставленной цели.
1.6.Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Воспитательное мероприятие проводится в игровой форме
Игра – одна из форм контроля усвоения учащимися предметных знаний, развития познавательных, регулятивных, коммуникативных умений.
Материал помогает в игровой форме выявить знания участников игры в области краеведения, создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, любви к Родине; способствует развитию интереса к истории и жизни своего района, кругозора учащихся, формированию активной жизненной позиции, воспитанию чувства гордости и уважения к прошлому и настоящему, стремлению быть соучастниками и созидателями будущего.
1.7.Педагогическая технология
Для эффективной реализации поставленной цели и достижения планируемых результатов используются следующие педагогические технологии:
наглядный;
практический (творческая работа);
самостоятельная работа;
объяснительно-иллюстративный;
обобщающий;
дедуктивный;
коммуникативный.
1.8..Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Оформление:
Выставка фотографий родного района;
Выставка книг о Партизанском районе;
Карта Партизанского района.
Подготовительный этап:
Информирование участников о правилах игры на занятии.
Формирование команд, выбор капитана, подбор названия, девиза и эмблемы команды.
Подготовить для команд карточки с заданиями, необходимый раздаточный материал.
Потребность в материально-технических ресурсах: компьютер, проектор, экран, столы и стулья по числу участников.
1.9.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Игра представляет собой игровое поле на 20 вопросов по 5 категориям (по 4 вопроса в каждой): «География, климат», «Символика», «Знаменитые земляки», «Памятники », «Из истории Партизанского района».
Игровой процесс ведётся по принципу «Своей игры»: ученик выбирает категорию и сложность вопроса (1, 2, 3 или 4). При щелчке на данную ячейку происходит переход к слайду с картинкой и вопросом. После получения ответа по щелчку появляется верный вариант. Возврат к игровому полю производится кнопкой «Назад в игру». Кнопки уже использованных вопросов перекрашиваются в другой цвет.
На первом слайде имеется кнопка перехода к слайду с источниками: .
На слайде с источниками – кнопка возврата к титульному слайду: Окончание игры осуществляется кнопкой выхода: .
.
2.Основная часть.
2.1.Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Цель: Формировать гражданственность; воспитывать любовь и интерес к родному району, бережное отношение к нему.
Задачи:
Закреплять через разные виды деятельности знания о жизни району, достопримечательностях, людях - тружениках.
Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства району; воспитывать уважение к труду земляков, создающих красивый району.
Развивать логическое мышление, память, связную речь, умение внимательно слушать задание, отвечать на вопросы.
2.2.Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).
Мероприятие состоит из следующих этапов:
1.Организационный момент;
2.Введение;
3. Распределение ролей и постановка перед каждым задач;
4.Викторина;
5. Подведение итогов викторины. Подведение итогов викторины ведущим;
6. Релаксация.
1. Организационный этап.
Мы с вами сегодня видимся впервые и я очень рада приветствовать вас. Меня зовут Калинцева Ольга Павловна. Как настроение, ребята? Давайте с вами начнем с радуги настроения. У вас на партах стоят коробочки с квадратиками разного цвета, выберите тот, который соответствует вашему настроению сейчас. Выбрали? А теперь создаем радугу. Квадратик нужно приклеить на листок. Делать это будем по очереди, 1 ряд, второй и т.д.. Вот такая радуга получилась. А вы любите играть? Давайте поиграем?
2. Введение.
Я предлагаю вам посмотреть внимательно видеоряд и ответить мне какие ассоциации он у вас вызывает. (Просмотр слайд-шоу. 1 мин.)
Вы догадались, о чём мы будем говорить? Да, вы правы, о малой родине.
Ребята, а кто скажет, как называется край, в котором мы живём?
У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
А где ваша малая родина? ( ответы детей)
Я живу во Владимиро-Александровскоем, кто-то в Екатериновке, Голубовке, Новицком и т.д.. Наша игра будет посвящена нашей общей «малой Родине»- Партизанскому району.
Я хочу прочитать вам отрывок легенды о Партизанском районе, автора Ротова Виктора Александровича
Из-за синих сопок,
Из-за черных скал,
Как из теснины сокол,
Вырвался Сучан.
Твой поток проворный,
Хлынул на простор,
И с тайгой зеленой
Ведешь ты разговор.
Летом ты встречаешь
Косяки симы.
Ты - живой свидетель
Древней старины.
По твоим обрывам
Здесь олень скакал,
На брегах красивых
Здесь чжурчжень стоял.
И чем ближе море,
Тем положе брег.
И у синя моря
Ты закончишь бег.
Ветерок пролетел над Долиною
Зашептался с зеленой
листвой.
Вдоль горы, что зовут Соколиною,
Мчится всадник - чжурчжень молодой.
Мчится он всем знакомой дорогой,
Крепко держится в красном седле.
Весь охвачен какой-то тревогой,
Но он скачет совсем налегке.
Мчится он по широкому полю,
Где шумит голубая река.
Здесь отпустит коня он на волю,
Обретет свой покой навсегда.
Зарей новою горы пылают.
Из-за гор показалась луна
По тропинке бесшумно шагает
Молодая чжурчженька Шайга.
Острый взор, будто угли, сверкает,
Волоса, словно черная ночь.
Как лебедушка плавно шагает.
Словно юная царская дочь.
К речке движется неторопливо,
Чтоб умыться прохладной
Водой
Увидала - стоит сиротливо
Наш красавец- чжурчжень молодой
И румянцем покрылись ланиты,
Всколыхнулося что-то в груди,
Спасенье и страхи забыты.
Это признак был первой любви.
Взором огненным он обжигает
Эту юную нашу Шайгу.
3. Распределение ролей и постановка перед каждым задач.
Вы любите соревноваться? Тогда проведем викторину и поделимся на две команды. Теперь вы настоящие команда! А что есть у каждой команды? Правильно, название и девиз. (2 мин)
4. Викторина.
Начнем?
Время на обсуждение – 1 минута.
Вопрос: Сколько населённых пунктов в Партизанском районе?
Ответ: Партизанский район состоит из 25 населённых пунктов.
Вопрос: В Партизанском районе есть хребет, свою популярность он получил благодаря разнообразным пещерам, его высота 759. Он называется Чандалаз. Это название китайское, а что означает в переводе.
Ответ: Большая длинная скала
Вопрос: Она берет свое начало в нижних склонах хребта Сихотэ-Алиня, течет в юго-восточном направлении и впадает в залив Находка Японского моря. О какой реке идет речь?
Ответ: Река Партизанская(Сучан).
Вопрос: Это живописное ущелье в Партизанском районе Приморья уникальное в своем роде и практически не имеет аналогов в крае. Броское название, неповторимый рельеф, шикарные виды, интересная история — все это об этом удивительном ущелье, зажавшем реку Тигровую между двумя селами Партизанского района.
Ответ: Ущелье Дарданеллы
Вопрос: Назовите животное, которое изображено на гербе Партизанского района.
Ответ: Золотой фазан
Вопрос: На гербе с. Владимиро–Александровское изображено число, что оно значит?
Ответ: Дата возникновения села.
Вопрос: Какое название имеет скальный комплекс, часть Города драконов. Здесь высятся огромные каменные глыбы – мегалиты самых причудливых форм. Многие из них держатся на своем основании, будто вопреки законам физики.
Ответ: Долина Атлантов.
Вопрос: В 1990 году были выпущены значки с таким изображением. Это действующий герб одного из поселений Партизанского района. Назовите это поселение.
Ответ: Золотодолинское сельское поселение (в состав входит Золотая Долина и Перетино)
Вопрос: Назовите фамилию поэта уроженца с. Владимиро-Александровское, который собирал предания и легенды о Партизанском районе.
Ответ: Ротов Виктор Алексеевич
Вопрос: С творчеством этого художника, самобытного мастера из села Николаевка, знакомы многие партизанцы. Технику работы по бересте она переняла у своей мамы.
Ответ: Галямова Елена Петровна
Вопрос: Назовите фамилию фотохудожника, уроженца с. Владимиро-Алексадровкого, выставки которого проходили в городах Находка и Владивосток, в. с. Владимиро-Александровское.
Ответ: Мокренок Василий Гриорьевич
Вопрос: Этот почетный житель с. Владимиро-Александровкое. Урожениец с. Екатериновка. Тренер детской футбольной команды, в настоящее время возглавляет комитет по физической культуре и спорту. Увлечен краеведением.
Ответ: Бондаренко Геннадий Данилович
Вопрос: Это замечательные творения природы, похожие на египетские пирамиды, любимое место жителей Партизанского района. С вершины одной из них открывается чудесный вид на Японское море и долину р. Партизанской, которую называют жемчужиной Приморья.
Ответ: Сопка Брат и Сестра
Вопрос: Как называется указатель - памятник в начале населенных пунктов таких как Екатериновка и Владимиро-Александровское и т.д.
Ответ: Стелла.
Вопрос: Этот памятник установлен на отживленной трассе, и с ним знакомы, пожалуй, все жители Партизанского района. Этот самолет в своё время был настоящей «визитной карточкой» советской противовоздушной обороны. Как называется модель самолёта?
Ответ: Истребитель-перехватчик СУ-15.
Вопрос: Этот памятник-обелиск высотой 10 метров установлен память о партизанах, погибших в годы гражданской войны находится в с.Владимиро-Александровское,на сопке «Спасательная». Почему сопка называется так?
Ответ: Она использовалась местным населением, как место спасения от наводнений, обороны от разбойников. В Гражданскую войну здесь была установлена батарея.
Вопрос: Как до 29 ноября 1957 г именовался Партизанский район.
Ответ: Буденновский район.
Вопрос: В 300 метрах от Екатерининского городища находится комплекс «Палеодеревня», представляющий из себя остатки крепости XIII века. Как назывались жители этих мест.
Ответ: Чжурчжени
Вопрос: Это год запомнился Партизанскому району, тем что в с. Сергеевка пришел первый паровоз, а в с. Золотая долина был заложен фруктовый сад. Назовите этот год
Ответ: 1938 год.
Вопросы: В 1982 году был закрыт карьер на сопке Брат, находящейся в южной части Партизанского района. Назовите причину закрытия карьера.
Ответ: Во избежание вредного влияния на микроклимат прибрежной зоны и Партизанской долины, а также для охраны ландшафта.
5. Подведение итогов викторины.
И так победила команда……….набравшая …очков.
6. Релаксация.
У вас на партах стоят коробочки с квадратиками разного цвета, выберите тот, который соответствует вашему настроению сейчас. Выбрали? А теперь создаем радугу. Квадратик нужно приклеить на листок (здесь важно предупредить, что будем это делать по очереди, 1 ряд, второй и т.д., по одному).
Значение цветов:
оранжевый - поднялась самооценка,
красный - полон энергии, уверенность в себе
жёлтый - тепло и радость, открыт к получению знаний
зелёный- гармония. , анализ событий, внутренняя энергия кипит
синий и его оттенки - искренность, спокойное настроение, баланс
фиолетовый- творческий подъём, противоречивое настроение, вроде б всё хорошо, но обида есть( не выиграла команда)
3. Итоги, выводы
Благодаря игре-викторине «Знаешь ли ты свой район?» школьники получили возможность познакомятся с географией района.
Результаты проведения игры-викторины:
расширились знаний детей о географии Партизанского района, его достопримечательностях;
ребята узнали о традициях, символике Партизанского района;
учились работать в команде;
дети получили возможность узнать «визитную карточку» района,
познакомились с информацией о знаменитых земляках;
узнали об историческом прошлом района, отдельных населенных пунктов;
показали метапредметные результаты образовательной деятельности при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе нескольких учебных предметов (математика, русский язык, окружающий мир, технология, ИЗО, литературное чтение).
Таким образом, в результате данного мероприятия, объединяющего младших школьников для совместного отдыха, развлечения, общения, связанного с различными интересами, дети заряжаются позитивным настроением, задания игры-викторина способствуют обогащению кругозора, расширению словарного запаса обучающихся; происходит постепенное формирование познавательной активности, развитие мышления, памяти, внимания школьников.
https://yandex.ru/images/search?text=красоты%20партизанского%20района%20приморский%20край&from=tabbar&p=7&pos=213&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fs57.radikal.ru%2Fi156%2F1106%2Fab%2F91b816519d03.jpg
http://old.pgpb.ru/cd/terra/part_ray/partr_09.htm
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=джурджени%20в%20приморском%20крае
https://yandex.ru/search/?text=При%20Сергеевской%20средней%20школе%20создан%20краеведческий%20музей%20примовский%20партизанский%20район&lr=11408
http://vlad-aleks.ru/sights
15