Семинар – практикум для педагогов
«Использование интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ»
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбуки
Год: 2022
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ
План семинара:
Вступительное слово «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников».
Презентация «Преимущества использования интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ»
Выступление«Методические рекомендации для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками».
Дискуссия по проблеме «Компьютер и ребенок: За и Против»
Практическая часть.
Игры на интерактивной доске.
Игры – презентации.
Игры, созданные с помощью триггеров/переключателей
Подведение итогов, обмен мнением.
Ход семинара:
Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении — это одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
В условиях современного развития общества и производства невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером, умения работать на интерактивной доске не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
Существующие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей. Однако приходится констатировать, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение информационно-коммуникативных технологий может разрешить это противоречие.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.
За последние десятилетия существенно изменилась скорость восприятия информации за счет концентрации внимания на подаче зрительных образов. Современные дети отлично адаптируются в цифровом мире. Сознание детей способно воспринимать достаточно большой объем визуальной информации в виде картинок, рисунков, ярко оформленных текстов, быстро сменяющихся слайдов.
Новые информационные технологии позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (клавиатура, интерактивная доска).
2.Презентация «Преимущества использования интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ»
1) Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;
2) Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания;
3) Развитие мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой.
4) Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а так же активизирует умственную деятельность;
5) Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;
6) Формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли;
7) Побуждение детей к познавательной деятельности;
8) Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)
9) Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей
10) Формирование навыка самостоятельной продуктивной деятельности;
11) Развитие активного восприятия, которое является опорой прочных знаний;
12) Восприятия образной информации, понятной детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма;
13) Формирование у детей рефлексии. Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана;
14) Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т.к. решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели)
Используя ИКТ, необходимо внимательно подходить к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности самих детей, рассматривая различные вариации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательного процесса детского сада, а так же учитывать первоначальный уровень владения компьютером.
При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС,предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
соответствие возрастным особенностям;
занимательность;
грамотность;
создание ситуации успеха;
достижение цели;
стимулировать познавательно-речевое развитие детей;
объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям;
программа должна быть русскоязычной;
текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым;
задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;
соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме;
использование разнообразных компьютерных игр;
должны носить исследовательский характер;
задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.
3.Выступление «Методические рекомендации для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками»
1. Интерактивная доска должна использоваться в работе со старшими дошкольниками при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
3. Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам дошкольной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
4. При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
5. ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.
6. Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную развивающую предметно-пространственную среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Для решения задачи – по максимуму задействовать детей можно использовать следующие варианты организации детей в процессе НОД:
Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.
Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус (компьютерная мышь) и маркеры.
Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у ИД.
Ребенок самостоятельно выполняет задание у ИД, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказываю это.
Дети, сидящие за столами, дают задания ребенку, работающему у ИД.
Один ребенок работает у доски, остальные – за компьютерами выполняют то же задание.
Преимущества работы с интерактивной доской:
Усиливает подачу материала.
Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.
Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.
4.Дискуссия по проблеме «Компьютер и ребенок: За и Против»
5. Далее переходим к практической части
Педагоги делятся на 2 группы. Одна группа располагается возле интерактивной доски, другая группа в зоне, где расположены ноутбуки
6. Для первой группы предлагаются вниманию игры, в которые можно играть с помощью интерактивной доски.
1. Электронные дидактические игры для детей 5 – 7 лет по развитию речи на интерактивной доске
Игра «Цепочка»
Цель: Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, выделять первый и последний звук в слове.
Ход: На ИД представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько. Ведущий предлагает педагогам-участникам выделить последний звук в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот звук. Затем перенести стилусом выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку. В конце задания открывается смайлик-проверка, под ним правильно составленная цепочка картинок. Сравниваются две цепочки.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: Упражнять в объяснении значения слов.
Ход: На ИД находятся несколько домиков, с закрытыми окнами-шторками. В них «живут» слова (музей, подснежник, ливень, ложь, соревнование, бассейн, телогрейка, дворец). Участникам предлагается выйти к доске, открыть любое окошко-шторку, прочитать слово, которое им досталось и объяснить его значение («музей – это место, где собраны картины и туда приходят люди, чтобы на них посмотреть» и т.д.)
Игра «Назови детенышей»
Цель:Упражнять в образовании названий детенышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа.
Ход: На ИД представлены картинки животных и их детенышей. Участникам предлагается выбрать одно животное, найти его детенышей, перенести их к нему и сказать кто у кого есть» («У волка - волчата, у волка много волчат». «У ежа - ежата, у ежа много ежат» и т.д.).
Игра «Наоборот»
Цель: Закреплять умение подбирать слова противоположные по смыслу
Ход: На экране – предметная картинка и слово ее характеризующее на красном фоне. Из трех предложенных слов участник выбирает точно подходящее противоположное по смыслу к исходному и переносит его на зеленое поле. Если ответ правильный слово переносится и раздаются поощрительные слова типа: «Это верный ответ», «Ты правильно ответил» и т.д. Если ответ неправильный -слово зачеркивается красным крестом. В игре 10 листов.
7. Вниманию участников данной группы предлагается игра,созданную с триггерами /переключателями.
1. Проводится игра «Кому, что нужно для работы».
Далее педагог рассказывает и показывает, как создать игру на компьютере с помощью презентации powerpoint,участники создают сами игру на ноутбуках.
Подробный алгоритм.
1. Создайте новый слайд
2. Установите фон (если требуется)
3. Расположите на слайде необходимые изображения
4. Настройка анимации:
выделите объект, задайте анимацию (вкладка«Анимация» «Настройка анимации»)
добавить эффект (вход/ выделение/ выход)
5. Настройка триггера / переключателя:
правой кнопкой мыши щелкаем на объекте в окне«Настройка анимации» (справа от рабочего пространства)
выбираем в выпадающем списке пункт «время»
нажимаем кнопку «Переключатели»
устанавливаем флажок «начать выполнение по щелчку»
в выпадающем списке выбираем название нужного нам объекта.
2. Проводится интерактивная игра-презентация для дошкольников "Весна пришла!"
8. Далее команды меняются местами.
9. Подведение итогов, обмен мнением.
Спасибо за внимание!!!!