Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Спорт и туризм
  3. «ИГРОВОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

«ИГРОВОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

Теория и методика физической культуры это основная профилирующая дисциплина включающая в себя комплекс знаний, которые являются основой профессионального образования педагога по физической культуре и спорту. В статье изложены сущность и особенности игрового и соревновательного методов физического воспитания школьников.

Предметы

Спорт и туризм

Категория

Спорт и туризм
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«ИГРОВОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

Теория и методика физической культуры это основная профилирующая дисциплина включающая в себя комплекс знаний, которые являются основой профессионального образования педагога по физической культуре и спорту.

Практика жизни общества создала предпосылки для возникновения, развития теории и методики физического воспитания. Источники формирования теории и методики физического воспитания:

- необходимость общества в подготовленных хорошо физически людях побудила узнать закономерности физического воспитания, на основе которых строиться система физического совершенствования человека;

- физическое воспитание на практике (проверка теоретических положений, возникновение идей, приводящих к разработке новых положений);

- идеи педагогов, врачей, философов о содержании и способах воспитания личности гармонически развитой;

-результаты исследований в области теории и методики физического воспитания и смежных дисциплин.

Основным фактором приобщения школьников к физической культуре служит физическое воспитание. Физическое воспитание представляет собой образование и воспитание характеризующиеся общими признаками педагогического процесса. Главная роль в процессе образования воспитания отводится педагогу.

Физическое воспитание имеет ряд особенностей. Физическое воспитание это многолетний процесс периоды жизни человека. Содержание и формы этого процесса в различные периоды, изменяются в зависимости от особенностей возраста, условий жизни, вида деятельности.

В статье изложены сущность и особенности игрового и соревновательного методов физического воспитания школьников.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, игровой и соревновательные методы это наиболее широко применяемые методы физического воспитания школьников, необходимо изучить процесса физического воспитания школьников по средствам игрового и соревновательного методов.

В ходе работы над статьей было использовано учебно-практическое пособие «Теория и методика физической культуры и спорта» автор Карась Т.Ю. В учебно-практическом пособии раскрываются сущность, основные термины и понятия, которыми должен свободно владеть профессионально грамотный специалист, излагаются принципы, средства, методы физического воспитания, основы теории и методики развития физических качеств. Пособие содержит теоретический и практический материалы, тесты, задания для самостоятельных работ, а также для подготовки к семинарам, зачетам и экзаменам. Дополнительно использовалось учебно-методическое пособие «Теория и методика физической культуры и спорта» составитель Махов С.Ю.

Сущность игрового метода физического воспитания

Для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач в системе физического воспитания используется игра.

Сущность игрового метода физического воспитания заключается в том, что двигательная деятельность обучающихся организуется в соответствии с содержанием, условиями и правилами игры.

Характерные черты игрового метода физического воспитания:

- сюжетно-ролевая основа. Обучавшиеся организовываются на в совести с сюжетом. Сюжет – смысловая линия поведения в игре, обусловливающая основные направления действий и взаимоотношений играющих и самостоятельно-импровизационного выполнения ими ролей, которые предусматривает сюжет.

- действия жестко не регламентируются, что предоставляет большие возможности для самостоятельного проявления творческого начала. Правила игры и сюжет обозначают лишь общие возможности поведения обучающихся, жесткого ограничения конкретных форм их действий нет. Имеются возможности большого выбора и сочетания способов достижения игровых задач.

- имитация межличностных и межгрупповых отношений. Игра позволяет создавать сложные и эмоционально отношения – это сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, соперничество, противоборство. В атмосфере таких психически напряженных отношений выявляется, а при определенных условиях и формируется этические качества личности.

В силу характерных черт игровой метод физического воспитания используется не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, но и для комплексного совершенствования двигательной деятельности. Он позволяет наиболее совершенствовать такие качества и способности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность.

Как недостаток игрового метода можно отметить его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Главным недостатком является высокий уровень травматизма. На уроках физической культуры бывают случаи получения травм. В общей структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и школьного. Поэтому на занятиях физической культуры педагог обязан внимательно следить за техникой безопасности, и не допускать травматизма и учитывать особенности, каждого отдельно взятого ученика.

Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового метода.

Обучающиеся школьного возраста увлекаясь игрой на уроках физической культуры бывают, довольны, изобретательны, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко не возможные в условиях обычной деятельности. Связанные с игрой азарт, душевный подъем, неуемное стремление к победе психологически закономерно вызывают у ее участников проявление необыкновенной смелости, сметливости, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд других ценных личностных качеств. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.

Игру можно рассматривать и как предварительную тренировку перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую педагогу тему. Порождаемые игрой положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психические возможности, и при этом обучающиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объемах работы.

Благотворно действуя на нервную систему обучающихся, игра со свойственной ей спецификой свободнои эффективно, воспитывает интерес к преодолению трудностей и препятствий на пути к поставленной цели, побуждает полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство ответственности и взаимовыручки.

Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы, формированию правильной осанки.

Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах или коньках, ловко и результативно дей­ствовать в единоборствах и командных состязаниях.

Если на уроке решается задача развития силы, то в него полезно включать игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы), с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, подъемы спортивных снарядов нужного веса, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнерам по команде).

Для развития быстроты подбирают игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.

Для развития выносливости применяют игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.

Сущность соревновательного метода физического воспитания

Соревновательный метод физического воспитания школьников строится с учетом социально-психологического фактора, так как обучающимся начальной школы, подросткам и юношам свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению.

Притягивая обучающихся в состязание за достижение лучших результатов в различных видах деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторства, ответственности.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный и короткий срок. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования имеющегося опыта.  

Действенность соревнования существенно повышается при включении как в учебную, так и деятельность вне уроков ситуаций переживания успеха как положительной эмоциями.  

Соревновательный метод это способ выполнения упражнений в форме соревнований.

Сущность метода- это использование соревнований в качестве катализатора повышения уровня подготовленности обучающихся.

Основным условием соревновательного метода физического воспитания является готовность обучающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод на практике реализуется:

- в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования;

- как часть организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

 С помощью соревновательного метода можно решать следующие задачи:

- проявление двигательных способностей и выявление уровня их развития;

- выявление и оценивание качества владения двигательными действиями;

- обеспечение максимальную физическую нагрузку;

- содействие воспитанию волевых качеств.

Недостатками соревновательного метода являются:

- ограниченные возможности дозирования нагрузки и управления соревнующимися.

Таким образом, модель применения соревновательного метода на занятиях по физической культуре в школах в себя следующие блоки: концептуальный, который определяет методологическую основу и исходные предпосылки построения модели (представлен системным, личностным, деятельностным подходами); организационный – отражает частные задачи, последовательное решение которых на каждом из этапов (развивающем, совершенствующем, соревновательном) способствует достижению поставленной цели; методический – включает в себя организационные формы и методические приемы; результативный – отражает динамику изменений знаний, умений и навыков, двигательных, физических и волевых качеств.

Физическое воспитание школьников должно проводиться с оптимальной моторной плотностью, с применением наиболее рациональных форм уроков, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения.

Эти условия можно реализовать через игровой и соревновательный методы воспитания школьников. Поэтому соревновательный и игровой методы в образовании становятся ведущими. Так как ранние сроки начала обучения в школе увеличивают общий охват детей школьного возраста, снижение возрастных границ для занятий физической культурой, которые лучше всего осуществляются посредством подвижных игр и соревнований. Главное достоинство подвижных игр и соревнований состоит еще и в том, что они могут использоваться круглогодично

Применение игрового и соревновательного методов обучения позволяют избежать однообразия на уроках физической культуры, развивают: тактическое мышление, взаимопомощь, чувство принадлежности к коллективу, командный дух, волю к победе и обеспечивают достаточный уровень подвижности на уроках. Именно поэтому пересматриваются программы физического воспитания школьников, в которых увеличиваются время и количество используемых игр и соревнований, которые становятся основными методами физического воспитания.

Наиболее характерные признаки игрового метода: ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях, чрезвычайная изменчивость условий ведения борьбы и выполнения действий; высокие требования к творческой инициативе в действиях отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке, комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств. Таким образом, игровой метод создает возможности для комплексного развития физических качеств и формирования двигательных навыков. К недостаткам этого метода относится ограниченная возможность для формирования нового, особенно сложного двигательного навыка.

Игровой метод тесно связан с соревновательным методом, так как все современные спортивные игры носят соревновательный характер. Это придает играм зрелищность, азарт, интерес. Соревновательная составляющая это неотъемлемая часть любой игры. Современный педагог физической культуры обязательно должен уметь применять эти методы, от этого зависит успех воспитательной деятельности. Направить энергию детей школьного возраста в нужное русло бывает не так просто, и в этом педагогу могут помочь игры и состязания, в которых дети будут не только получать пользу для своего здоровья, но и важные умения. При этом многие игры учат правильно оценивать и принимать ситуацию, обдумывать свои действия, мыслить рационально, и выплескивать психологическое и эмоциональное напряжение.

Игровая и соревновательная деятельность, как метод обучения школьников, является наиболее благодарным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой и соревновательный методы, в какой бы форме и объеме не выражались, всегда привлекают и радуют обучающегося, а целесообразное варьирование различных форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.

Многочисленные исследования показывают, что подвижная игра и соревнования оказывают разностороннее влияние на личность обучающегося. Такая форма взаимодействия создает условия для управления обучающихся собственным поведением, помогает поддерживать благополучное эмоциональное состояние в группе детей.

Упражнения, выполняемые в игровой форме и соревнования отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества обучающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед обучающимися задач.

Правильно подобранные игры, эстафеты, игровые упражнения, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроизношения. Игры и соревнования с нагрузкой в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.

Игровые задания, упражнения в игровой форме и соревновательной форме придают обучению положительную эмоциональную окраску, делают процесс обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей более привлекательным.

Таким образом, на базе этих методов можно построить продуктивный и интересный урок, который будет соответствовать всем требованиям физического воспитания. При этом возраст в данном случае не имеет значения, это могут быть как дети младшего школьного возраста, так и ученики старших классов. Самое главное грамотно подобрать задание учитывая особенности возраста, а также физической подготовленности той или иной группы. При этом имеется возможность проявить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, т.к. правила игры можно модифицировать и изменять направление развивающих аспектов.

В результате анализа рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что игровой и соревновательный методы являются незаменимым в школьном возрасте в системе физического воспитания общеобразовательной школы поскольку влияет на эмоциональную сферу обучающихся развитие физических способностей, повышения мотивации к занятием физической культурой.

Рациональная организация уроков физической культуры с использованием игрового и соревновательного методов, в школьном возрасте, способствует привлечению большого количества обучающихся, позволяет с детства привить желание заниматься физической культурой и спортом, проявить себя обучающемуся с практически любым уровнем физической подготовки.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Теория и методика физической культуры это основная профилирующая дисциплина включающая в себя комплекс знаний, которые являются основой профессионального образования педагога по физической культуре и спорту. В статье изложены сущность и особенности игрового и соревновательного методов физического воспитания школьников.
0 ₽