Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. игровые технологии

игровые технологии

В материале представлены игровые технологии , которые можно применять на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников. Девизом педагогической деятельности в этом случае может стать фраза: «Учение без принуждения». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Игровые технологии на уроках

литературы и русского языка

Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников.                       

          В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

       Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

        Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

        Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

          К таким технологиям можно отнести игровые технологии на уроках русского языка.

        Девизом педагогической деятельности в этом случае может стать фраза: «Учение без принуждения». Задача - сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

В связи с тем, что многие преподаватели сталкиваются сегодня со снижением интереса  к предмету, именно игровые в большей степени способствуют развитию познавательной активности на уроках.

        Игровые технологии на уроках русского языка наиболее эффективно используются в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Программа предусматривает 7 часов (как и в 6-ом классе) русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Поэтому важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока от детей часто можно услышать фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

     Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.       

Вывод: Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

Урок-игра «Теремок». Русский язык. Тема «Лексика». 5 класс

Цели урока:

систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке,

познакомить учащихся с оксюмороном, градацией,

научить определять роль синонимов, антонимов, оксюморонов в речи, совершенствовать умение работать с толковым словарем,

развивать творческое мышление, память, речь учащихся;

воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

Оформление урока: рисунок с теремом, конверты с адресами

Вступительное слово учителя:

- В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

- Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мед, а ко всему липнут? СЛОВА (прикрепить над домом табличку)

- Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав?

(Лексика)

- Ребята, а для чего служат слова, зачем они нам нужны?

- Сегодня мы закрепим знания, полученные вами при изучении темы «Лексика»

- Прослушайте стихотворение (оно у каждого на столах без знаков препинания, слова почта, почтальон выделены):

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляютпочтальоны.

- Выделите грамматическую основу в этом предложении. Чем интересно это предложение с точки зрения синтаксиса и пунктуации? (однородные подлежащие, отделены запятыми; однородные обстоятельства)

- Зачем нужно двоеточие? (обобщающее слово при однородных членах)

- Запишите словарное слово ПОЧТА и определите его лексическое значение. С помощью толкового словаря выясните, однозначное или многозначное оно.

- Найдите однокоренное ему слово. (Почтальон). А что оно обозначает?

- В каком знаменитом мультфильме работает самый лучший почтальон?

- Конечно же почтальон Печкин! И именно он нам сегодня будет доставлять почту. А почта не простая, заказная, т.е. предназначенная только нам с вами.

Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Что вы о нем знаете? Найдите его значение в толковом словаре.

- А вот первое письмо от почтальона?

Ученик читает адрес на конверте:

Куда Русский язык

Кому: Словам, близким по значению

- Что это за слова? (синонимы)

- Кто из вас будет«Синонимом», способным подобрать себе «братьев»? (Выходит ученик)

Ты – синоним и зовут тебя «СМЕЛЫЙ». Назови имена остальных своих братьев…. Посмотрим, всех ли братьев ты нам назвал: (храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный)

- Вскрывай конверт, что тебе пишут?

«Дорогие братья - синонимы. Хотели обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам.» («После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Он шёл полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, он стал там прилежно работать»). Отредактируйте текст, используя синонимы.

Слово учителя:

-Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый (антонимы)

- Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.

- Помогите братьям прочитать письмо.

(«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…»)

Запишите этиантонимы.

Слово учителя:

- Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Веселая песенка , которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет:

Мы слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки

- Какие это слова? ( ОМОНИМЫ)

- Омонимам почтальон Печкин принес журнал «МИР»

Пользуясь словарем определите значения слова «МИР»

1.мир – согласие, отсутствие вражды, войны

2.мир – земной шар, Земля, население земного шара)

-Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.

Юмореска.

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы, это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: «О всемилостевейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Умоляю, ниспошли кран!»

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а… подъемный»

-Объясните, почему произошла ошибка? С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора)

-Составьте предложения со словом «ключ» в значении «дверная отмычка» и в значении «родник».

- Ребята, чей дом мы сегодня посетили? (Лексика.)

- Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.)

- Какие понятия мы повторили? Синонимы. Антонимы.

- На уроке мы сегодня хорошо поработали. Оценки за урок.

-Опустела сумка почтальона Печкина. Но мы ее наполним снова.

д/з: (на выбор)

1. Дома вы придумаете сказку о синонимах с использованием их в вашем тексте.

2. Составьте словарик синонимов (не менее 15 слов), антонимов (не менее 15 пар слов), омонимов (не менее 5 слов).

Урок – игра «Путешествие по стране Лексика». 5 класс.

Тема урока: «Повторение темы «Лексика».

Цели:

·   систематизировать знания по теме «Лексика»;

·   развивать логическое и образное мышление учащихся;

·  воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: карта города, красочно оформленная, кроссворд, записи на доске, лото антонимов.

Учитель: ребята, сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам совершить путешествие в страну Лексика.

Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица.) В нашей сказочной стране тоже есть столица – город Слово. Именно в нём нам предстоит побывать. Давайте вспомним, что нам известно о словах, о лексике.

Вопросы:

v  Что такое лексика?

v  Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?

v  Что такое антонимы?

v  Что такое синонимы?

v  Что такое омонимы?

v  В каком значении употреблены слова золотой, железный, свинцовый в словосочетаниях золотые руки, железная воля, свинцовые слёзы?

Пока вы отвечали на эти вопросы, дорога привела нас в город Слово. Но попасть туда сразу нельзя: он надёжно охраняется. У воротстражники –однозначные и многозначные слова. Они дают нам несколько слов. Вы должны записать как можно больше словосочетаний с различными значениями этих слов, причём значения не должны повторяться.

(На доске записаны слова:

мягкий,

острый,

свежий.

Ученики составляют словосочетания, например, мягкий диван, мягкий характер, мягкое наказание.)

Вы успешно справились с заданием и нас пропустили в город. Здесь живут слова.

Вот перед намиплощадь Омонимов. Здесь записаны загадки. Давайте попробуем их отгадать.

1.      Право, я причёска -  чудо!

               Заплести меня не худо.

              И на лугу с шипеньем острым

             Управляюсь с сенокосом. (Коса)

2.      Я и шуба длинная до пят,

               И в фигурном катанье меня всякий увидеть рад. (Тулуп)

3.      Я и приправа хорошая к столу

               И в цель могу пустить певучую стрелу.  (Лук)

С площади Омонимов мы поворачиваем налево. Здесь видим надпись «Переулок Синонимов». Ребята, а зачем нам нужны синонимы?(ответы) Действительно, синонимы помогают нам избегать повтора слов и делают речь более точной и выразительной. Давайте попробуем это доказать. Перед вами предложения. Внесите в них необходимые исправления и запишите  в тетради.

Жёлтый лист оторвался от ветки. Лист медленно упал на землю.

Катя играла в мяч. Мяч укатился за калитку.

Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились. Но мы не можем найти выход, для этого нам нужно разгадать кроссворд.

Нужно записать синонимы к словам:

Торопиться – (спешить),

Учить – (изучать),

Бежать – (нестись),

Осилить – (одолеть),

Известие – (новость),

Удивить – (изумить),

Фантазировать – (мечтать).

На доске получается следующая запись.

с

п

е

ш

и

т

ь

и

з

у

ч

а

т

ь

н

е

с

т

и

с

ь

о

д

о

л

е

т

ь

н

о

в

о

с

т

ь

и

з

у

м

и

т

ь

м

е

ч

т

а

т

ь

Теперь мы можем продолжить путешествие.

Мы пришли на проспект Антонимов.

Смотрите, нам предлагают сыграть в лото.

( Для лото вырезаются карточки по количеству учеников. Карточки расчерчиваются на 6 клеточек. В каждую клетку записывается слово, у  которого есть антоним. Затем по количеству клеток, которые вычерчиваются на картах лото, готовятся карточки (размером с клетку лото каждая). На каждой из карточек записываются антонимы к словам. Всё нумеруется.

Карты лото раздаются ученикам, а карточки перемешиваются. Учитель, поднимая карточку, называет слово. Играющий ищет антоним к этому слову на своей карточке. Победителем окажется тот, кто быстрее других закроет карточками все клетки данной карты. Ему предоставляется право потребовать от всех учащихся составления словосочетаний с теми словами - антонимами, которые оказались ещё не включенными в игру.)

 

Слова для записи на картах лото.

1)      Беда                                     21) Бесславие

2)      Бездарный                         22) Ближний

3)      Белый                                 23) Больше

4)      Будущее 24)Красавец

5)      Вверх 25) Мало

6)      Вечером 26) Неправда

7)      Внешний 27)Обвинять

8)      Война 28)Отвергать

9)      Вперёд 29) Первый

10)  Вражда 30) Плохой

11)  Встреча 31)Подъём

12)  Глупец 32)Правда

13)  Горький 33)Противник

14)  Грубость 34)Радость

15)  Грязь 35) Свет

16)  Да 36) Сильный

17)  Дёшево 37) Тишина

18)  Жестокий 38) Умный

19) Здоровый 39) Лучше

20) Истина 40) Хороший

 

Слова для записи на карточках.

1)      Удача 21) Мягкий

2)      Талантливый 22) Нездоровый

3)      Чёрный 23) Ложь

4)      Прошлое 24) Урод

5)      Дальний 25) Хуже

6)      Меньше 26)Много

7)      Прошлое 27)Правда

8)      Вниз 28) Оправдывать

9)      Утром 29) Соглашаться

10)  Внутренний 30) Последний

11)  Мир 31) Хороший

12)  Назад 32) Спуск

13)  Дружба 33) Сторонник

14)  Разлука 34) Горе

15)  Мудрец 35) Тьма

16)  Сладкий 36) Слабый

17)  Нежность 37) Шум

18)  Чистота 38) Глупый

19)  Нет 39) Плохой

20)  Дорого 40) Слава

 

Вот мы оказались в парке Загадок.

Вам предлагают ответить на несколько шуточных вопросов.

  • Какую строчку нельзя прочесть? (швейную)

  • Какая земля не старится? (Новая)

  • Какой болезнью никто на земле не болеет? (морской)

  • Когда зрячий человек бывает слепым? (когда он неграмотный)

  • Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

  • Какой год продолжается всего один день? (Новый)

  • Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)

  • В каких лесах не водится дичь? (в строительных)

  • Какую воду и в решете можно носить? (лёд)

 

Вот и кончилось наше путешествие в страну Лексика. Понравилось ли вам оно? Хотелось бы вам совершить ещё подобное путешествие? Что больше всего вам понравилось? Были ли трудности? С чем они связаны?

Подведение итогов урока, выставление оценок.

 

 

Урок-игра «Сочиняем сказки»

Цели:

1. Развитие литературно-творческих способностей учащихся, развитие речи, мышления учащихся;

2. Воспитание интереса к предмету.

Учитель:

Сегодня мы с вами будем учиться сочинять сказки. Ведь именно у сказки есть счастливая возможность охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, преображать причудливо действительность.

В.А.Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине… Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа».

Рассказывание и сочинение сказок – это искусство, которому мы и начнём сегодня обучаться. Ребята! Вы, наверное, давно обратили внимание на то, что волшебные сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными. Что же случается в сказке с самыми обычными словами, что делает сказку такой красивой, необыкновенной? Сегодня нам с вами предстоит во всём этом разобраться. И поможет нам в этом наш гость -Сказочник.

Сказочник:

- Здравствуйте, ребята. Трудная у меня сегодня задача: поручили мне не просто рассказать вам ещё одну сказку, а показать, как она рассказывается. Придется мне сегодня раскрыть ещё один сказочный секрет. Ну, да мне не жалко, владейте, пусть он вам только на пользу пойдет.

Знаете, что я сейчас держу в руках? Большой серый клубок, не простой клубок, а тот самый, который помог Ивану-царевичу найти царство Кощея Бессмертного. Я его у Ивана-царевича всего на одно занятие выпросил. Давайте-ка бросим его перед собой и отправимся в страну Сказок. Ну, все готовы? Тогда в дорогу! Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться у тесовых у ворот, там, где присказка живёт, там, где присказка живёт, у тесовых у ворот. Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться…

Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились у самых ворот в страну сказок. В резной избушке и живут присказки. Уж такие они красавицы, такие модницы, затейницы!

-Эй, сестрицы-присказки, выходите на крылечко, покажитесь-ка ребятам?

Сестрицы – присказки:

Отчего же добрым людям не показаться?

1-ая присказка: было это дело на море, на океане, на острове Кидане стоит дерево - золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идёт - песню поёт, вниз идёт - сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.

2-я присказка:А, правда, красивая у меня сестрица? А я немного толстовата, но зато весёлая.

На море, на океане,

На острове Буяне

Стоит дуб зелёный,

Под тем дубом стол золочёный,

Садись, кушай,

Мою сказку слушай.

3-я присказка: А я самая весёлая сестрица, забубенная голова, и самая бестолковая. Летела сова - весёлая голова; вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела.

1-ая присказка:Посмотрите – ка, сестрицы - присказки, как все ребята нас слушают, и шептаться, и вертеться перестали.

Сказочник:

- Ребята ждут, о каких чудесах им дальше будут рассказывать. Вот для чего вы, присказки, и придуманы. Мы, сказочники, народ хитрый, знаем, как своих слушателей сразу в волшебную страну перенести. Как сделать так, чтобы они и крутиться, и шуметь перестали, чтобы чудес ожидали. И тут без таких помощниц, как присказки, не обойтись. Присказки-затейницы так речь поведут, что сразу ясно, история будет сказываться небывалая, сказочная и слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь. Ну, присказки, а не откроете ли вы эти ворота? Нам нужно в сказочную страну попасть.

Присказки: Мы бы открыли, да ключей у нас нет, они у братьев-зачинов хранятся. Вы зайдите к ним, избушка их с нами по соседству.

Сказочник:

-До свидания, присказки. Задержались мы у вас. Пойдемте, ребята, я вас со сказочными зачинами познакомлю. Вот он, их домик, крепкий, с высоким крыльцом, а на крыше петушок резной. Ну-ка, зайдем, ребята.

1-ый зачин. В некотором царстве, в некотором государстве…

2-ой зачин. Нет же, братец, совсем не так начинать нужно. Ну, что это за некоторое царство? Не в некотором, а в тридевятом царстве, очень далёком, значит, за целых двадцать девять царств от нас, да и звучит лучше: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве».

3-ий зачин: Нет, не так. Все сказки нужно начинать с меня: «Жили – были, жили - были».

1-й зачин: Ну, как это с тебя, да ты у нас самый маленький, постарше тебя есть.

3-й зачин: Маленький, да удаленький. Всё равно самые лучшие сказки с меня начинаются.

1-й зачин: Нет, с меня: в некотором царстве, в некотором государстве.

2-й зачин: Нет, с меня: в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

3-й зачин: Нет, с меня: жили - были.

Сказочник:

- да перестаньте вы, перестаньте, пожалуйста. Ну как же вам не стыдно, братья - и так заспорили. Ведь это мы, сказочники, сами выбираем, как сказку начать. Да вы все в сказке очень нужны, но разве можно без конца одно и то же повторять. А вы, ребята, не смотрите, что они такие спорщики. Когда нужно, они верно свою службу справляют, без них ведь ни одна сказка не обходится. Они, зачины, помогают вас в сказочную страну ввести и заодно напомнить вам, что события чудесные, сказочные будут происходить, такие, какие в жизни обычно не случаются. Ну, братья-зачины, откройте нам ворота в сказку.

1-й зачин: Пожалуйте, милости просим в некоторое царство, в некоторое государство.

2-й зачин: вот сейчас ключ поверни, и вы - в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

3-й зачин: не забывайте про нас, вернётесь домой - всем ребятам расскажите, как жили-были у ворот в сказочную страну братцы - зачины, и для чего мы служим, тоже расскажите.

Сказочник:

- Ну, вот вы и в сказочной стране. Каких только чудес не происходит здесь! Из неведомых стран прилетает в сад Жар-птица и клюёт царские яблоки. Серый волк везёт на себе Ивана - царевича, помогает ему, а когда Ивана убивают злые братья, заставляет ворона принести живую воду, чтобы воскресить убитого хозяина - друга. Чудесная дудка выговаривает правду о погубленной сестрице. Прилетают на взморье 12 голубиц и обращаются в красавиц. Плещутся они в море и не замечают, что одежду одной из них унёс царевич. Лягушка превращается в царевну и пляшет на царском пиру. Махнёт рукавом - делается озеро, махнёт другим - плывут по озеру белые лебеди.

А вот и подошли мы с вами к речке Смородине, у которой за калиновым мостом находится дуплистое дерево. Странное дерево, а вот есть чем мне вас повеселить напоследок. На дереве не яблоки, не груши, а сказочные концовки растут. Весёлые они, но только постоянно спорят, кто из них красивее и смешнее сказку заканчивает. Ну что ж, ребята, давайте послушаем их и выберем самую весёлуюконцовку.

1-ая концовка: сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая, да удаленькая.

2-я концовка: да, весёлая ты у нас, подружка. Я тоже люблю шутку, вот послушайте: « Я тут на свадьбе была, мёд-пиво пила. Всем гостям подавали ковшом, а мне подавали черпом; взяли меня за нос и бросили под мост; а я катилась, да катилась, да катилась, да здесь и очутилась».

3-я концовка: смешная ты, подруженька, но невезучая, тебе у меня немного поучиться нужно, вот слушай, как надо:

Вам - сказку,

А мне - бубликов связку,

Гречневой кашки

В крошечной чашке,

Масла горшок

Да горячий пирожок.

Сказочник:

- Вот видите, ребята, какие весёлые и смешные концовки! Как они могут и улыбку вызвать, и смех, а иной раз обратить внимание и на самого сказочника, чтобы он получил благодарность, угощение или подарок.

Ребята, наше путешествие к сестрам-присказкам, братьям-зачинам и подружкам-концовкам закончилось. Не забывайте про них, ведь это они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают вас на особый лад, переносят в удивительный и сказочный мир.

Подготовка к созданию сказок.

А сейчас, ребята, мы попробуем сочинить волшебную сказку, но начнём её обязательно с присказки или зачина, а закончим концовкой, выбрав подходящие к содержанию сказки. А сказка у нас с вами будет не совсем обычная. Героем её будет соломенный человечек. Он должен будет действовать, двигаться, заводить знакомства, подвергаться всякого рода случайностям, быть причиной определенных событий в строгом соответствии с материалом, из которого сделан.

-Из какого материала сделан человечек? (Из соломы).

-Каковы свойства солома? (Солома хрупкая, лёгкая, в воде не тонет, боится огня, несъедобная).

-Какое имя можно дать соломенному человечку? (Соломинка, Соломон…)

-Как появился человечек из соломы на свет?

(Жил - был добрый волшебник. Был он уже стар и жил совсем один. Решил он сделать себе ученика и наследника - соломенного человечка. Взял волшебник соломинки, произнёс заклинание, и вот уже появился живой человечек из соломы. Назвал его волшебник Соломоном…;

Жили-были муж и жена. Жили они дружно, нужды не знали. Только вот детей у них не было. Однажды муж ушёл на работу, а жена осталась одна в доме. Пошла она в поле, взяла пучок соломы и начала плести соломенного человечка. Сделала ему ручки, ножки, голову, глазки, ротик, посадила на подоконник, а сама пошла обед готовить. Когда женщина ушла, человечек вдруг ожил…)

-Опишите соломенного человечка.

(Соломон был одет в белую рубаху, красные штаны, лапти и шляпу из соломы;

На Соломоне была старая красная рубаха и зелёные штаны, на ногах - старые изношенные башмаки;

Старуха сшила соломенному человечку синие штанишки и белую рубашку и подпоясала красным кушаком, дед сплёл ему соломенную шляпу).

-Выберите присказку, подходящую к содержанию вашей сказки.

(Будет сказка занимательна, слушайте её внимательно. Кто уши раскроет, много – много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснёт, тот ни с чем и уйдёт;

Сказка будет ох как увлекательна, слушайте-ка её внимательно, всё примечайте, не зевайте;

Будет эта сказка сказываться с утра после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведём. В некотором царстве , в некотором государстве…)

-С какого необычайного события начнётся ваша сказка?

(В некотором царстве, за тридевять земель , в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь, и была у него любимая дочь. Вот царь умер, и с этого дня пошёл сильный-сильный дождь. Все растения завяли и погибли. Жители города не выходили из своих домов. Поутру встала царевна и приказала клич кликать: кто остановит дождь, тот получит её в жёны и полцарства в придачу. Не нашлось ни одного смельчака, только

соломенный человечек захотел помочь царевне и всему городу. Он взял нитки , иголку, ножницы , утюг и отравился в путь…;

С первых же дней появления на свет Соломону стало скучно , и он попросил волшебника отпустить его постранствовать по белу свету, себя показать и людей посмотреть…)

-Каким испытаниям подвергнется соломенный человечек?

(Соломинка попадает в город Разбойников, сражается с огнём, злым волшебником, переплывает через бурные реки…)

-Появятся ли у героя вашей сказки друзья? Если да, то какие? (Чучело, Пугало, кузнечик - прыгунок, ячменное зернышко, Камышонок, Горошек, Черенок…)

-Будут ли помогать соломенному человечку какие-нибудь волшебные помощники? Если будут, то какие? ( Волшебная палочка, ковёр-самолёт, скатерть - самобранка, клубок, волшебная дудка, пузырьки с живой и мёртвой водой…)

-Как вы закончите свою сказку?

(И тут произошло непредвиденное. Замок злого волшебника рассыпался, и на месте его возник прекрасный сад. Наши друзья сели на ковёр - самолёт и полетели к доброму волшебнику).

-Выберите концовку, подходящую к содержанию сказки.

(Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец !

Кто слушал внимательно - молодец, а кто не слушал - себя обокрал;

Вот и сказка, вся, больше врать нельзя… )

-Как вы озаглавите придуманную вами необычайную историю про соломенного человечка?

(Сказка про соломенного человечка; Необыкновенные приключения соломенного человечка…)

Создание сказок.

Соломон

Было это дело на море, на океане, на острове Кидане стоит дерево - золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идёт - песню поёт, вниз идёт - сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. Жил-был добрый волшебник. Был он уже стар и жил совсем один. Решил он сделать себе ученика и наследника - соломенного человечка. Взял волшебник соломинки, произнёс заклинание, и вот уже появился живой человечек из соломы. Назвал его волшебник Соломоном. Он сшил соломенному человечку синие штанишки и белую рубашку, подпоясал её красным кушаком, на голову сплёл соломенную шляпу.

С первых же дней появления на свет Соломону стало скучно, и он попросил волшебника отпустить его постранствовать по белу свету, себя показать и людей посмотреть. Долго думал волшебник и ,наконец, решил. Позвал один раз он к себе Соломона и произнёс такую речь:

- Долго я думал, Соломон, и решил отпустить тебя постранствовать по белу свету, себя показать и людей посмотреть. Запомни, Соломон, что для твоей жизни очень опасен огонь.

Соломон, я тебе дарю сумку, это не простая сумка, а волшебная! В этой сумке лежат пять волшебных вещей: волшебная палочка, ковёр-самолёт, скатерть - самобранка, волшебная дудка, пузырьки с живой и мёртвой водой. Запомни, Соломон, самую главную истину: дружба сильнее всех волшебств!

-Спасибо, - сказал Соломон и пошёл собираться в дорогу.

Проснувшись утром и попрощавшись с волшебником, Соломон отправился в дорогу. Долго путешествовал Соломон, много опасностей пришлось ему преодолеть: и бурные реки, и дремучие леса, и глубокие моря. Но друзей у Соломона не было.

Однажды Соломон шёл по полю, видит, в траве кто-то шевелится, стонет, а вылезти из травы не может. Соломон подошёл поближе и увидел пшеничное зёрнышко.

-Надо помочь, - подумал Соломон и вытащил зёрнышко из травы.

- Спасибо, - сказало зёрнышко. - Как твоё имя, человечек из соломы?

- Соломон. А твоё, зёрнышко?

-Малютка.

-Давай дружить,- сказал Соломон.

- Давай, - ответила Малютка.

Так Соломон приобрёл первого своего друга. Соломон и Малютка ходили по белу свету, помогали всем тем, кто нуждался в их помощи. Так ходили они три года. За это время у Соломона появилось ещё три дуга: Камышонок - человечек из камыша, Горошек- человечек из гороха и Черенок - грибочек. Много добрых дел сделали друзья. Далеко разнеслась о них весть. Узнал о них и злой волшебник. Решил он погубить друзей: заманил их в свой замок, напоил зельем и посадил в темницу под двенадцать стражников, а волшебную сумку взял себе. Очнулись друзья в темнице, они даже не понимали, как там оказались. Решили Горошек и Малютка вылезти из темницы через крохотную дырочку в двери и взять у стражников ключи от темницы. Вылезли они наружу, попытались отодвинуть дверь, но она не сдвинулась с места, и тогда они увидели замки. В это время все стражники спали. Взяли Горошек и Малютка ключи у стражников, а добраться до замков не могут. Тогда Горошек забрался на голову одного стражника и открыл замки. Камышонок, Соломон и Черенок вышли из темницы. Друзья пошли вверх по лестнице отыскивать каморку злого волшебника. Лестница была очень длинная, а друзья с утра ничего не ели и поэтому еле волочили ноги. Вдруг Соломон вспомнил, что, когда волшебник поил их зельем, он пролил зелье на рубаху и вытащил из сумки скатерть - самобранку, чтобы вытереть тело. Друзья поели и с новыми силами отправились наверх. Вот они уже в каморке волшебника. Волшебник крепко спал, а рядом лежала волшебная сумка. Камышонок полез за сумкой, но вдруг наступил на змею, которая охраняла сумку. Она зашипела и ужалила Камышонка.

Камышонок упал замертво. В это время проснулся волшебник и хотел заколдовать друзей, но Соломон одним прыжком оказался у сумки, а вместе с ним и Черенок. Соломон достал из сумки волшебную дудочку и заиграл на ней. Змею и злого волшебника сразил сон. В это время Черенок взял волшебную палочку и ударил ей по лбу волшебника! И тут произошло чудо. Замок злого волшебника рассыпался, и на месте его возник прекрасный сад. Наши друзья сели на ковёр-самолёт и полетели к доброму волшебнику.

Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В материале представлены игровые технологии , которые можно применять на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников. Девизом педагогической деятельности в этом случае может стать фраза: «Учение без принуждения». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
0 ₽
Классный час "900 дней мужества" посвящен подвигу Ленинграда. Страшные трагедии Великой Отечественной войны нельзя забывать. И детям необходимо передавать то , что было пережито нашим народом.Чтобы знали какой ценой досталась победа.
0 ₽
Практически каждый учитель является классным руководителем. И не всегда в классе все благополучно. В помощь классному руководителю предлагается схема составления психолого- педагогической характеристики характеристики на учащегося для направления на ПМПК.
0 ₽