Интегрированный урок литературе и истории в 5М классе
«Историко-культурная основа рассказа Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник»
Цель: Знакомство с литературными героями, знакомство с бытом и жизнью жителей Кавказа в XIX веке по страницам истории и литературному произведению.
Задачи:
Познакомить учащихся с главными действующими лицами главными героями повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Назвать особенности Кавказской войны.
Выделить особенности жизни жителей Кавказа по литературному произведению.
Воспитать толерантность, уважение к быту и культуре других народностей.
Тип: урок открытия новых знаний (урок анализа художественного текста).
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Технологии: элементы технологии развития критического мышления, проблемного обучения, ИКТ.
Методы: проблемный, частично-поисковый, сравнительный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», рабочие листы.
Планируемые результаты:
Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа.
Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщения.
Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение, обучение культуре речевого общения.
Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.
Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Межпредметные связи: история, география, русский язык.
Ход урока:
Организационный этап:
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Вступительное слово: Здравствуйте, дорогие гости, дорогие ребята! (Обучающиеся приветствуют учителей и гостей).
Учитель:Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в дивный край и посмотрим на него глазами героев произведений Л.Н.Толстого. Этот чудный край славится величественными горами, вершины которых достигают более пяти тысяч метров, первозданной природой, которая сохранила редчайшие виды животных и растений. Здесь можно встретить птиц с ярким оперением, не уступающих красотой своим тропическим собратьям, и последних горных зубров нашей планеты.
Учитель: На границе Европы и Азии между Черным и Каспийским морями высятся покрытые вечными снегами вершины кавказских гор. Горный хребет тянется более чем на полторы тысячи километров с севера-запада на юго-восток. Здесь находится высочайшая вершина России – потухший вулкан Эльбрус.
Просмотр видео «Красоты Кавказа»
Учитель(организует работу с классом): Ребята, какая картина предстала перед вами? (Обучающиеся выдвигают предположения, отвечают на вопрос «Кавказ»).
Этап актуализации:
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Учитель: Какое художественное произведение вы прочитали к сегодняшнему уроку? (Обучающиеся отвечают на вопрос:«Кавказский пленник).
Учитель:Кавказский пленник- это произведение об историческом прошлом нашей страны.
Этап мотивации учебной деятельности
Учительзадаётпроблемный вопрос:Как вы думаете, может ли только художественная литература быть историческим источником? (Обучающиеся высказывают своё мнение, выдвигают предположения)
Что помогает нам помимо художественного произведения узнать особенности исторического прошлого? (Обучающиеся отвечают на вопрос: «История»).
Учитель: Для того, чтобы лучше понять художественное произведение, которое посвящено историческим событиям нам нужно обратиться к учителю истории.
Ребята, предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (Ребята высказывают предположения, учитель совместно с обучающимися формулирует цель урока и тему).
Учитель:Тема нашего урока «Историко-культурная основа рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Этап «Открытие нового знания»
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала обучающимися.
Учитель: Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Эта горная страна навсегда покорила сердца многих поэтов и писателей могучей красотой первозданной природы и её величием. Чарующую красоту окружающего мира Кавказа воспел Пушкин, здесь произошло становление Лермонтова как творческой личности.
Задание:Ребята, вам необходимо выразительно прочитать стихотворения Пушкина А.С и Лермонтова М.Ю.(Обучающиеся работают с рабочими листами, два обучающихся читают вслух для всего класса).
Учитель:Свои чувства, пережитые при встрече с величественной природой Кавказа, Толстой передал через восприятие героя повести «Казаки» Оленина.«Чем дальше уезжал я от центра России, тем дальше казалась мне прежняя жизнь. И чем ближе подъезжал я к Кавказу, тем отраднее становилось на душе. Уехать совсем и никогда не приезжать назад, никогда не показываться в обществе. Всё - вздор: и почести, и звания. Чисто белые громады гор окружают меня и совершенно новое чувство - чувство свободы от всего прошлого охватывает мою душу. Может быть, мне не вернуться с Кавказа? А горы, горы!?»
Всё, всё в этом крае прекрасно! Синие горы Кавказа, приветствуем вас!
Но вместе с тем Кавказ вызывал у Льва Николаевича и скорбные чувства, а также наводил на тягостные размышления: «Неужели тесно жить людям на этом свете? Неужели может среди этой прекрасной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсть истребления себе подобных?» иЛермонтов писал:
Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!
Учитель: Ребята! Что такое война?
Задание:Напишите (назовите) ассоциации со словом «война» (Обучающиеся называют слова-ассоциации, учитель записывает их на доске, формируя кластер).
О какой войне идёт речь в рассказе Толстого? (Обучающиеся отвечают на вопрос, если возникают затруднения, учитель наводящими вопросами выводит их на правильный ответ «Кавказская война»)
Учитель:Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задание. Вам нужно прочитать текст о Кавказской войне и составить два вопроса к тексту.(Обучающиеся читают текст о Кавказской войне (работа с рабочим листом) и составляют два вопроса к тексту):
Текст на рабочем листе:
«В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.Борьба с горцами принимала все более ожесточенный и затяжной характер».
Учитель организует работу класса по обсуждению вопросов к тексту, составленных обучающимися.
Учитель:Кавказская война (1817-1864) длилась 47 лет, самая продолжительная война Российской империи с горными народами Северного Кавказа (чеченцы, дагестанцы, осетины). Кавказ давно был регионом, на который Россия хотела расширить свое влияние, и Александр 1, на фоне успехов внешней политики, решился на данную войну. Предполагалось, что достичь успеха можно будет за несколько лет, но Кавказ стал большой проблемой России на протяжении практически 50 лет. Интересно то, что эту войну застали три российских императора: Александр 1, Николай 1 и Александр 2. Победителем в результате вышла Россия, однако, победа далась большими усилиями.
Учитель:Ребята! Сейчас мы познакомимсяс историей создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». (Обучающиеся работают с текстом учебника и рабочими листами).
Учитель: Итак, мы видим, что рассказ основан на реальных событиях и отражает конкретную историческую эпоху. К тому же Толстой великолепно описал повседневную жизнь горцев, образы мужчин и женщин, быт, обычаи и некоторые ритуалы горцев, их одежду, предметы быта, взаимоотношения и характерные черты. Устами офицера Жилина писатель сообщает нам весьма интересные подробности мирной жизни горского аула.
Жилин - главный герой рассказа, русский офицер, участвующий в войне за присоединение Кавказа к России. Жилин не из богатой семьи. Он привык всего добиваться сам. По своим человеческим качествам он вызывает у читателей только симпатию. Попав в плен к татарам, он не раскисает, а думает, как бы вернуться обратно в отряд. Со временем даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Ведь он мог и куклу из глины для Дины смастерить, и починить сломанные предметы. Вел он себя в плену смело и уверенно. Когда татары предложили ему написать письмо матери с просьбой о выкупе в три тысячи монет, он сразу же отказался и сказал, что может попросить выкуп только в пятьсот монет. За это один татарин назвал его «джигитом». За смелый нрав и умелые руки, многие татары в ауле стали уважать Жилина.
Учитель:Ребята! Давайте обратимся к тексту рассказа «Кавказский пленник» и узнаем, как описываются образы горских жителей. Какими горцев увидел Жилин? (Обучающиеся работают с текстом учебника, формулируют ответ на вопрос):
«В этом рассказе Толстой детально описывает образы некоторых горцев, их одежду и характерные черты: «...татарин вчерашний с красной бородой, в бешмете (верхняя одежда) в шёлковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая, баранья, чёрная, назад заломленная ... другой, поменьше ростом, черноватенький. Глаза чёрные, светлые, румяный. Бородка маленькая, подстрижена, лицо весёлое, всё смеётся. Одет черноватый ещё лучше: бешмет шёлковый синий, галунчиком (нашивка, тесьма — золотого или серебряного цвета). Кинжал на поясе большой, серебряный, башмачки красные, сафьянные, тоже серебром обшиты. А на тонких башмачках другие, толстые башмачки. Шапка высокая, белого барашка. ...черноватый — быстрый, живой, так весь на пружинах и ходит, подошёл прямо к Жилину, сел на корточки, оскаливается, потрепал его по плечу, что-то начал часто-часто по-своему лопотать, глазами подмигивает, языком прищёлкивает». А вот описание другого горца: «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано. Бородка и усы подстрижены, белые, как пух; а лицо сморщенное и красное, как кирпич; нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка. Идёт, бывало, в чалме своей, костылём подпирается, как волк озирается. Как увидит Жилина, так захрапит и отвернётся».
Учительорганизует работу обучающихся по составлению характеристики образа Дины(Обучающиеся работают с рабочими листами). «Великолепно Толстой описал образ чеченской девочки, её внешность и одежду: «Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто (ожерелье из бус, монет или цветных камней), всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный...принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ушли. Видит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьёт,- как на зверя какого». Дина –дочь татарина из аула, помощница пленного Жилина. По натуре Дина была доброй и отзывчивой девочкой. С тех пор как Жилин оказался у них в плену, она успела с ним подружиться и сильно привязалась к нему. Ради своего друга, пленного офицера, она неоднократно рисковала. В конце рассказа именно она принесла Жилину длинную палку, чтобы он мог выбраться из ямы и бежать. При этом она осознавала, что они больше не увидятся. На прощание Дина принесла ему несколько лепешек и расплакалась. На протяжении всего рассказа просматривается линия дружбы маленькой татарской девушки с русским офицером. Ее решительное и предусмотрительное поведение было продиктовано жалостью к пленному и умением сострадать. Ради друга она совершила такой поступок, за который ее могли наказать, но это ее не остановило».
Учительподводит итог работы обучающихся по составлению характеристики образа Дины.
Учитель:Ребята! О том, какие традиции горцев наблюдал Жилин, пока был в плену, нам расскажет Малушко Игорь (Выступление обучающегося сопровождается слайдами презентации):
«Внимание пленника привлекают обычаи и нравы горцев, ему нравятся простота их жизни, гостеприимство, воинственность. Он часами мог любоваться, как черкесы джигитуют, приучая себя к войне; ему нравился их наряд, и оружие, которое украшает черкеса, и кони, являющиеся главным богатством черкесских воинов. Он восхищается воинской доблестью черкесов и их грозными набегами на казачьи станицы. В домах же своих, у очагов, черкесы гостеприимны и приглашают усталых путников, застигнутых в горах ночной порой или ненастьем. Жилин следил, как одеваются татары, и мужчины, и женщины, увидел, что они очень любят серебро. В доме направил внимание, что они 1-ые, огромные, ботинки оставляют у порога, а в других, внутренних, ботинках садятся на ковры. Еще Жилин увидел, как они моют руки и молятся после пищи. Слуг на ковры с подушками не пускают. Жены только прислуживают за пищей, а не посиживают вместе с мужьями».
Этап информирования о домашнем задании
Цель этапа: дать информацию о домашнем задании обучающимся и инструктаж по его выполнению.
1.Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (указанные главы)
2.Составить кроссворд по содержанию рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Этап подведения итогов и рефлексии:
Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учитель: Посмотрите, ребята, сколько нового мы узнали сегодня о Кавказе, о коренных жителях, о войне. Но вы знаете, что и в наше время войны продолжаются.
Учитель: Всем нам хотелось бы жить в мире и согласии, но помнить и знать о прошлом мы должны.
Учителя выразительно читают стихотворение о Чеченской войне:
Какая разница - кто прав, кто - виноват ?!
Когда горят живая плоть и души?
Когда КОРАН и БИБЛИЯ набат,
Зовущий на войну, никак не глушат?
Когда уходят люди в НИКУДА
Судьбу свою всем сердцем ненавидя ?
Когда глазницами пустыми города
Ни Бога, ни Аллаха уж не видят.
Учитель: Ребята! Напишите небольшое сочинение-рассуждение (эссе) по теме «О чём меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? (рефлексия)