Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Интересные задания по литературе в пятом классе

Интересные задания по литературе в пятом классе

Разработка "Интересные задания по литературе в пятом классе" поможет учителю сделать свой урок более увлекательным и полезным. В данной публикации представлены задания по разделу "Зарубежная литература"

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

  1. Х.К.Андерсен « Снежная Королева»

1. Игра «ЧЕЙ ПОРТРЕТ?»

1 ) Злой-презлой, сущий дьявол (Тролль) 

2) Научился передразнивать и всех соседей. Он отлично умел выставлять напоказ все их странности и недостатки, и люди говорили:
 — Удивительно способный мальчуган! ( Кай)

3) Кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке… (Снежная Королева)

4) В большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами. (Старушка-волшебница)

5) Выговаривать по-человечески чище он не мог, но он желал девочке добра и спросил ее, куда это она бредет по белу свету одна-одинешенька. ( говорящий Ворон)

6) Прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями (Герда)

7) Страдала головными болями, с тех пор как получила должность при дворе и слишком много ела. ( Ручная ворона во дворце принца и принцессы)

8 ) Прочла все газеты на свете и позабыла все, что в них прочла, — вот какая умница! (Принцесса)

9) Она была ужасно избалована и упряма.( Маленькая разбойница)

10) Ты такая мудрая женщина…( Финка)

11. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоглавых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенной шерстью

2. Игра « Угадай, где я!»

1) Одна зала была великолепнее другой, так что было от чего прийти в замешательство.( Дворец принцессы и принца)

2) Зелеными гирляндами спускался из ящиков горох, розовые кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями.( Балконы Кая и Герды)

3) У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. ( Сад волшебницы)

4) Была постлана солома, накрытая коврами. ( Жилище разбойников) 

5) Там вечный снег и лед. Чудо как хорошо! ( Лапландия)

6) Он был весь в огромных трещинах; из них вылетали вороны и вороны. Откуда-то выскочили огромные бульдоги.(Двор разбойничьего замка0

7) Крыша спускалась до самой земли, а дверь была такая низенькая, что людям приходилось проползать в нее на четвереньках. Жилище лапландки)

8) Ну и жара стояла в ее жилье! ( Жилище финки)

9) Веселье никогда и не заглядывало сюда. Никогда не устраивались здесь медвежьи балы с танцами под музыку бури.( Чертоги снежной королевы)

10)  Все было по-старому: часы говорили «тик-так», стрелки двигались по циферблату. (Дом детства, куда вернулись Герда и Кай)

3. Игра «Кто сказал?»

1) Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем! (Старушка-волшебница)

2) Мой жених рассказывал мне о вас столько хорошего, барышня!

( ручная Ворона , живущая у принцессы)

3) Терпеть не могу, когда хнычут! (Маленькая разбойница)

4) Когда он услышит, что я тут, он сейчас же прибежит за мною. (Герда)

5) Гораздо интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! (Кай)

6) «Отчего бы мне не выйти замуж?» «А ведь и в самом деле!» — подумала она, и ей захотелось замуж. ( Принцесса)

7) Моя невеста шлет тебе тысячу поклонов и вот этот хлебец.

( говорящий Ворон) 

8) Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. ( Финка)

9) Долгий же вам еще предстоит путь! Придется сделать сто с лишним миль…( Лапландка)

10) Побелю их немножко. Это хорошо для лимонов и винограда. (Снежная королева)

2 .Льюис Кэрролл « Алиса в Стране Чудес» 1. Кроссворд

По горизонтали
2. Цветы, которые перекрашивали королевские садовники
3. Червяк считает, что таким ростом можно гордиться.
4. Во что Алиса играла с королевой
6. Чем заменяли в игре шары?
7. Цвет роз, которые приказала посадить королева
9. Что ели и пили три сестрички, жившие на дне колодца, про которых рассказывала мышь-соня
11. Кого встретила Алиса в Лесу грибов?
12. Кто из жителей Страны Чудес все время говорил: Отрубить ему голову
14. Что использовала королева вместо молотка
15. Один из участников Безумного чаепития
16. Каково настоящее имя английского писателя, автора "Алисы в Стране чудес"?
19. Кто был обвиняемым по Делу об украденных Кренделях
21. Что было в письме, служившим уликой в суде над Валетом
22. Все приключения Алисы были ...

По вертикали
1. Кого увидела Алиса первым из страны чудес?
3. Это кондитерское изделие иногда увеличивает рост до невероятных размеров.
5. Этот предмет Белый кролик вынул из жилетного кармана.
8. Как звали гусеницу из Страны чудес?
10. Как звали кошку Алисы?
11. Особа, перед домом которой стоял лакей-лягушонок, и в чьем доме был страшный шум
13. Что больше всего удивляло Алису в Чеширском Коте?
16. Масть королева страны чудес
17. Что менялось в Алисе на протяжении всего путешествия по стране Чудес?
18. Предмет, ко,торый необходимо откусить с одной сороны, чтобы подрасти и с другой, чтобы уменьшиться.
20. В какое время года происходили события сказки?

3 . Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1. Игра «Узнайте героя по его поступкам»

Если узнаётся герой после 1 вопроса, даётся жёлтый билетик, если после второго – красный, после 3 – синий.

1. За его вину был наказан другой.

2. Любил слушать ночной бред.

3. послушный тихоня, не доставлявший неприятностей старшим.

Сид)

  1. Она носила очки только для важности.

  2. Верила в сны.

  3. Воспитывала сына своей покойной сестры.

Тётя Поли)

  1. Он был всегда строгий.

  2. Розга и линейка не лежали у него без дела, особенно перед экзаменами.

  1. Его лысину позолотили, а парик стащила спущенная ему на голову кошка.

учитель)

  1. Любит жевать резинку.

  2. Причина драных волос и ссадин с синяками.

  3. Отвергла медную шишечку.

(Бэкки Тэчер)

2. Викторина

Вопросы командам:

1. В каком городке жил Том Сойер?

(В Сент-Питсбурге)

2. Каким образом Том знакомился с новичками, появившимися в город? (С новичками Том сразу выяснял отношения с помощью драки: чего стоит этот мальчишка)

3. Какая гениальная идея озарила Тома во время покраски забора? (он превратил работу в игру, к тому же труднодоступную).

Первое задание – конкурс маляров. Взять картонные заготовки забора, кисти, краски (фломастеры) и покрасить забор. Команды выделяют походному человеку, и они красят забор на время.

4. Какие две армии сражались в Сен-Питерсбурге?

(Армии Тома Сойреа и его друга Джо Гарпера).

5. Что случилось с несчастным мучеником под окном прекрасной незнакомки?

(Служанка облила Тома водой?)

6. Сколько костюмов было у Тома?

(Два: обычный, повседневный, и «тот, другой» нарядный).

7. Что такое «козыряние»? Как «козыряли воскресной школе?

(«Козырять» - воображать, строить из себя нечто, привлекать внимание «учителя козыряли, делая ненужные выговоры, девочки поправляли бантики и туфельки, мальчишки строили рожи и кидались чем-нибудь» и т.д.)

8. Почему Том так хотел получить Библию? Как он этого достиг?

(Том был очень честолюбив и хотел доказать, что он «не хуже других». Получить

Библию было нелегко, нужно было выучить 2000 стихов из нее. За каждые 2 стиха давали

синий билетик, 10 синеньких билетиков равнялись 1 красному, 10 красных – 1 желтому,

а за 10 желтых и давали Библию. Том обменял свои «сокровища» (рыболовные крючки

и белые шарики) на билетики и заполучил из рук директора в самой торжественной обста-

новке Библию, которую и знать не знал).

Второе задание – конкурс умывания. От каждой команды вызываются по одному человеку, им даются тазик, мыло, полотенце, вода, и предлагается умыться так, как этот делал Том Сойер.

(Умывание должно выглядеть так: берется мыло, обмакивается в воду и кладется на место, а сухое лицо и руки вытираются полотенцем).

9. Какую болезнь выдумал Том, лишь бы не идти в школу?

(Он сообщим всем, что у него не пальце гангрена)

10. Почему все дети в городе завидовали Гекльберри Финну?

(Гек был «свободным» человекоам: он был «парией», сычам нищего пьяницы с ним было запрещено играть; Гек делая, что хотел, никого не спрашивая, ночевал где вздумается, ходил в обносках, не посещал школу, ругаться и драться он был мастер, и никто его за это не наказывал).

11. Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище?

(Прихватив с собой дохлую кошку. Том и Гек отправились в полночь на кладбище сводить бородавки).

12. Что предпочли бы президентству Том и его друг Джо, кем бы они хотели стать?

(Разбойниками из Шервудского леса)

13. Свидетелями какой сцены стали на кладбище Том и Гек?

(Они увидели, как Мэф Поттер и индеец Джо выкопали тело для доктора Робинсона (для изучения анатомии); случилась ссора, и индеец убил доктора ножом Поттера, потом он вложил нож в руку Мэфу, что тот спьяну зарезал доктора, нож остался лежать рядом с трупом).

Третье задание – конкурс клятв. Каждой команде прелагается придумать клятву разбойников или пиратов и разыграть обряд клятвоприношения.

14. Что такое «болеутолитель», кто его попробовал и что из этого вышло?

(Тетя Поли увлеклась новыми лечебными средствами. Ее напугало удрученное состояние Тома он переживал, что Беки не ходит в школу), и тетя Полли купила «болеутолитель». «Это был просто жидкий огонь», и Том «поил» им щель в полу гостиной, а однажды дал попробовать коту. «Кот подскочил на 2 метра кверху, испустил дикий вопль и заметался по комнате, налетая на мебель, опрокидывая горшки с цветами…. Потом он помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и разрушение»).

15. Почему «вольные пираты» решили вернуться домой и как они это сделали?

(Запретные прежде удовольствия быстро приелись, им стало скучно; Джо и Том соскучились по дому и родным, и даже Геку было не по себе вдали от привычных улиц).

16. Благодаря чему Том помирился с Беки?

(Том взял на себя вину Бекки – она порвала учительскую книгу и, соответственно, выпороли его, а не ее, этот рыцарский поступок возымел действие, и Том помирился с Бекки).

17. Как мальчики отомстили учителю Доббинсу?

(Во время экзаменов ребята спустили с чердака кошку, которая «стянула парик с головы учителя, и та засверкала под лампой ослепительным светом – ученик живописца позолотил ее»)

18. Почему том вступил в «Общество друзей трезвости»?

(Том был привлечен блестящим мундиром с красным шарфом)

19. Каким образом на суде всплыла правда об убийстве доктора?

(Том не выдержал того, что невиновного Мэфа должны были повесить, и пришел тайком к его адвокату, а потом даже выступил свидетелем в суде, Мэфа оправдали, индеец сбежал).

20. Каким образом Том и Гек нашли-таки клад?

(Том и Гек сначала рыли под сухим деревом, потом отправились в заброшенный дом и там оказались свидетелями того, как индеец Джо и его сообщник «глухонемой старик-испанец» зарывали краденые деньги, но самое забавное, что, зарывая свои 600 долларов, они наткнулись на ящик с золотом, припрятанный кем-то раньше, индеец Джо решил перепрятать все серебро и золото в «номере два под крестом»).

21. Где находится «№2 под крестом»?

(Он находился в пещере от той лазейки, откуда смогли выбраться Том и Бекки, там Том видел индейца Джо, а крест был начертан копотью от свечки на камне, под которым был спрятан сундук с деньгами).

22. Какая достопримечательность пещеры занимает теперь первое место?

(«Чаша индейца Джо» - в камне индеец выдолбил ямку, куда по каплям собиралась вода, капая со сталагмита).

23. Что изменилось в жизни Гека Финна после нахождения клада?

(Гек попал под опеку вдовы Дуглас, который спас жизнь, и на короткое время стал «приличным мальчиком»)

  1. Д жек Лондон «Сказание о Кише»

    1. Мозговой штурм

. Кем был отец Киша?   (Отважным охотником)
Имя вождя племени?  (Клош-Кван)
Имя матери Киша?   (Айкига)
Что осталось в наследство Кишу от отца?  (Копье)
Что сделала Айкига в знак скорби по сыну?   (Вымазала лицо сажей)
Первый «улов» Киша?   (Медведица и два медвежонка)
Сколько часов спал Киш после первой охоты?  (20 часов)
Почему охота Киша всегда была удачной?  (Знал один секрет)
. Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»?  (Уг-Глук)
. В чем заключался секрет удачной охоты Киша?   (В маленьком шарике из тюленьего жира и китового уса).

    1. Кроссворд

1 

 

 

2 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 

4 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 

 

9 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

 

 

 

 

 

 

 

11 

12 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1Айкига вымазала свое лицо в знак скорби.

3Качество, которое помогло Кишу подняться из "самой жалкой иглу".

6Народ пребывал в этом состоянии все время, пока им правил Киш.

9Имя главного героя.

10Больше всего мяса было на этом животном, он давал жизнь и нес смерть людям.

11Помог без привычного оружия убить медведя.

13Отец Киша - отважный...

14Узкие длинные санки с плоским деревянным настилом. Передвигаются ручной тягой, упряжкой северных оленей (от 1 до 7) или собак (от 6 до 10)

16В большой иглу вождя Клош-Квана собрался ...

18Клош-Кван

20Оказан Кишем в своем иглу Клош-Квану и всему совету.

По вертикали:

2Мать Киша.

4Киш показал, что в жилах у него горячая кровь, а в сердце – ... мужчины.

5Большая подмога на охоте.

7Хижины канадских эскимосов, сложенные из снежных плит.

8Кусочку тюленьего жира с китовым усом внутри нужно придать эту форму.

12С его помощью считают на Севере годы.

15Глава племени.

17Киш взял с собой на охоту.

19Имя отца Киша.

1 С

 А

 Ж

2 А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Й

 

3 С

4 М

 Е

 К

 А

 Л

 К

 А

 

 

 

 

 

 

5 С

 

 

 К

 

 

 У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 О

 

 

 И

 

 

 Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Б

 Л

 А

 Г

 О

 Д

 Е

 Н

 С

 Т

 В

7 И

 Е

 

 

 

 

 

 

 А

 

 

 А

 

 

 С

 

 

 

 

 Г

 

 

 

 

 

8 Ш

 

9 К

 И

 Ш

 

 

 

 Т

 

 

 

 

 Л

 

 

 

 

 

 А

 

 А

 

 

10 М

 Е

 Д

 В

 Е

 Д

 Ь

 

11 У

12 С

 

 

 

 

 Р

 

 

 

 

 

 

 

 О

 

 

 

 

 

13 О

 Х

 О

 Т

 Н

 И

 К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Л

 

 

 

 

 К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 Н

 А

 Р

 Т

 Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 В

 

 Ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 С

 О

 В

 Е

 Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 К

 

 Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 В

 О

 Ж

 Д

 Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 П

 

 Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 Б

 

 Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 П

 О

 Ч

 Е

 Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 . Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

  1. Мозговой штурм

 Почему рассказчик  не  раскрывает   место нахождения  Острова  Сокровищ?

(Там  до   сих  пор   хранится  часть  сокровищ)

 Как   назывался  трактир,  принадлежавший  родителям Джима Хокинса? («Адмирал Бенбоу»)

 Кто  принёс  чёрную  метку  Билли Бонсу?  ( Слепой Пью).

 Что  искали  пираты  в трактире Джима  и  его  матери? (Карту  Острова  Сокровищ).

 Какие  вещи  были  в пакете умершего  пирата  Бонса? (Тетрадь  и  запечатанный  конверт с картой).

 Где  хранил  ключ от  сундука Билли Бонс?  (На  шее).

 Кто  набирал   команду  на  «Испаньолу» для  отправки на  Остров Сокровищ?  (Эсквайр Джон  Трелони).

 Кем на  самом деле был судовой  повар  на  «Испаньоле»?  (Пиратом  Долговязым Джоном Сильвером).

 Что  такое  «Весёлый  Роджер»? (Черный пиратский  флаг  с изображением   черепа).

 Как  звали  попугая  пирата  Сильвера?  ( Капитан  Флинт).

 Что помогло  Джиму Хокинсу  узнать о предательстве  и   заговоре  на  судне?  (Бочка  из-под  яблок).

 Из  чего  пираты  вырезали  чёрную  метку   для  капитана  Сильвера?  ( Из Библии).

 Что  в первую  очередь сделал капитан  Смолетт, оказавшись в блокгаузе?  (Поднял  британский  флаг).

 Каких «морских чудовищ» впервые  увидел  Джим на  скалах?  (Морских  львов).

 Что  на  судне    называли «серёжками  Долговязого  Джона»? (Канаты  на палубе, специально  спущенные  для Сильвера, чтобы он  мог  передвигаться  по ним  в шторм).

 На  что  был  похож  Остров  Сокровищ   на   карте?  (На  жирного   дракона, вставшего  на  дыбы).

  1. Игра «Кто я?»

Определить   героев   по  описанию.

1)           «…Это  был  высокий, сильный, грузный  мужчина со смуглым лицом. Просмоленная косичка   торчала  над  воротником его засаленного синего  кафтана. Руки  у  него   были   шершавые, в каких-то  рубцах, ногти  черные, поломанные,  а сабельный шрам на  щеке – грязновато-белого  цвета, со  свинцовым оттенком». (Билли Бонс)

2)           Левая нога  его  была отрезана  по  самое  бедро «…» Под   левым  плечом  он  держал  костыль и необыкновенно  проворно  управлял им , подпрыгивая,  как  птица,  на  каждом шагу. Это   был  очень  высокий   и сильный  мужчина, с широким, как окорок, плоским  и  бледным, но смышленым и улыбчивым лицом».    (Джон  Сильвер)                              

3)           «Лицо  у него было  землистое. На  левой руке не хватало  двух  пальцев. Ничего  воинственного  не  было  в нём, хотя на поясе  висел  кортик. Я всегда   следил  в  оба  за  каждым моряком,  будь  он на  одной  ноге  или  на  двух, и помню, что  этот  человек  очень   меня  озадачил. На моряка  он  был  мало  похож,  и  всё  же  я  почувствовал,  что  он  моряк.»  ( Чёрный Пёс)                                                                                                        

4)           «Кожа  на  всем   теле  была  сожжена   солнцем, и  даже  губы  были  черного  цвета; тем заметнее  выделялись  на этом  фоне  его  светлые   глаза. Никогда ещё ни на одном нищем  не  видел   я таких  страшных лохмотьев, как на  нём». (Бенджамин Ганн)

  1. И гра «Карта Флинта»

Известно, что карту своего Острова Сокровищ Стивенсон создавал два раза.  Он подошёл к этому делу со всей серьёзностью. Когда первая карта пропала, он сделал другую – подлинник которой сохранился. Сейчас он находится в коллекции А.Эдварда Ньютона и опубликован им в интересной монографии «Страсть к собиранию книг».

В романе таинственная  карта давно погибшего капитана  Флинта с указанием  местоположения клада, зарытого на  необитаемом острове, становится причиной зловещих заговоров, загадочных убийств и других захватывающих событий.

Задание: Дописать на карте «Острова Сокровищ» названия отмеченных различными обозначениями, но не подписанных мест, в том числе место, где спрятана главная часть сокровищ.  

6. Р.Л.Стивенсон «Черная стрела»

1.Карточки «Особенности повести как эпического

жанра».

Среди предложенных признаков указать те, которые характеризуют повесть как жанр эпического произведения.

Особенности повести как эпического жанра

Да или нет

1. Изображается не одно, а ряд событий, освещающих

целый период жизни человека, главного

действующего лица повествования

2. Небольшое сюжетное стихотворение, в котором

поэт передает не только свои чувства и мысли, но и

изображает то, что вызывает эти переживания

3. Выступает обычно несколько персонажей,

сгруппированных вокруг героя

4. Изображает какой-нибудь отдельный жизненный

эпизод героического характера

5. Отражает жизнь в большей ее сложности, чем она

отражена в рассказе, но с меньшим многообразием

характеров и событий, чем в романе

6. Чаще всего это история одной человеческой жизни,

неизбежно соприкасающаяся с судьбами других

людей, рассказанная от имени автора или самого

героя

Проверь себя

1.да

2. нет

3. да

4.нет

5. да

6. да

2.Прием «Ажурная пила». (учитель делает распечатку

карточек по количеству учащихся в классе; цвет прямоугольника в каждой

тройке заданий свой).

Карточки для приема «Ажурная пила»

Карточка-информатор №1

ХУ век – эпоха так называемых войн Алой и Белой Розы. Это была война двух знатных фамилий – Йорков и Ланкастеров, претендовавших на английский престол, и свое название она получила от алой и белой роз, украшавших гербы каждой из враждующих сторон. В соперничество претендентов вовлечены были их сторонники – феодальные бароны – со своими свитами и челядью, затем целые наемные армии и силой согнанные толпы народа. Война эта велась с переменным успехом целых 30 лет, она сопровождалась жестокими насилиями и грабежами и надолго истощила страну. Города и деревни, которые не ждали добра ни от одной из враждующих партий, принимали все меньше участия в этой корыстной и братоубийственной войне. Народ призывал «чуму на оба ваши дома», ограничиваясь самообороной или мстя феодалам за их насилия, как мстит в «Черной стреле» предводитель вольных стрелков Джон Мщу – за – всех.

Карточка-информатор №2

В своем романе Стивенсон рисует очередную победу одного из претендентов, принца Ричарда Йорка, взошедшего на престол под именем Ричарда III. По выражению Шекспира, сделавшего его героем своей трагедии «Ричарда III», это был «чернейший из всех тиранов». Отчаянно смелый, неимоверно жестокий, ни перед чем не останавливающийся горбун, он воплощает зло. Силой обстоятельств герой романа, юный Дик Шелтон, оказывается на стороне Ричарда Йорка, но, добившись своих личных целей, он скоро распознает, что правды нет ни у одной из враждующих сторон, и, опасаясь как гнева, так и милости своего покровителя, отходит в сторону от борьбы и интриг этой злосчастной войны. Однако Стивенсон опять не показывает крушения зла; Ричард Йорк выведен в этой книге еще победителем. Честолюбивый, смелый, жестокосердный горбун еще идет «навстречу своему короткому царствованию и вечному позору». А уже через два года после воцарения его армия была разбита и сам он погиб в сражении под Босвортом. Стивенсон ограничивается пока тем, что делает зло внешне отвратительным.

Карточка-информатор № 3

«Черная стрела» написана в 1888 году, когда Стивенсон стал уже признанным детским писателем и приобрел опыт исторического романиста как автор двух книг о Давиде Бальфуре: «Похищенный» и «Катриона». История Бальфура писалась по семейным преданиям о сравнительно недавнем прошлом, а в «Черной стреле» Стивенсон отступает далеко назад, в ХУ век, в эпоху так называемых войн Алой и Белой Розы. У юных читателей книга сразу стала пользоваться широким успехом, но поклонники литературного таланта Стивенсона выше ценят некоторые другие его произведения. Так Ричард Олдингтон в монографии «Стивенсон: Портрет бунтаря» писал: «Сам Стивенсон не придавал этой книге большого значения. Приключения юного Шелтона стремительно следуют одно за другим случайным манером. В книге есть героиня, Джоан Седли, почти все время ее пребывания на сцене она замаскирована под мальчика, а затем символически пребывает на заднем плане. Образы головореза Лоулесса, словно сошедшего со страниц Вальтера Скотта, и юного Ричарда Глостера Горбатого поражают тем, с каким мастерством они вылеплены. В общем книга увлекательная, скорее приключенческая, чем историческая».

  1. Прием «Пароль»: представить писателя Р.Л.Стивенсона одним

предложением.

Учитель не предлагает учащимся сесть, а просит каждого назвать, не повторяясь, известные факты из биографии и творчества Р.Л.Стивенсона. Только назвав самостоятельно или с помощью одноклассников факт биографии писателя, учащиеся садятся за парту.

7 . Джек Лондон «Белый Клык»

  1. Работа с подвижной схемой “Весы жизненных ценностей”

Схема представляет собой лист бумаги, на котором изображён эскимос с весами в руках. Весы вырезаны из плотной бумаги и закреплены в центре соединения кнопкой, что даёт возможность сдвигать их в ту или иную сторону. Жизненные ценности, условно олицетворяющие Север и Юг, написаны заранее.

Давайте попробуем “взвесить на весах” жизненные ценности человека, попробуем выступить в роли защитников и обвинителей человека, увиденного глазами волчонка, маленького “существа из Стаи”.

Грубый – чуткий

Тактичный – бесцеремонный

Дерзкий, смелый, отважный, могущественный

Может причинить боль (и не только физическую).

2.“Зажги огонь внутри себя”

Да, волчонок растерян в этой жизни, он одинок, нуждается в помощи. Белый Клык нуждается в помощи. Белый Клык ощущает могущество людей. И не кажется ли вам, что эта сила, которой обладает каждый из нас, заставляет о многом задуматься?

Учитель зажигает свечу.

Пусть этот огонь станет символом единения всех здесь присутствующих. Мне бы хотелось, чтобы вы “зажгли огонь внутри себя” и эти огоньки своей души мысленно передали маленькому существу, чтобы ему легче было преодолевать все невзгоды, ожидающие его в жизни.

3.Прием «Мозговой штурм»

1.Какой предстает природа Севера в повести?

  1. Какое впечатление она производит на людей?

  2. Кто является символом этого безлюдного, безрадостного края?

  3. Что поражает золотоискателей Генри и Билла в облике волчицы?

  4. Как закончилась встреча их с волками и поиски ими золота? Почему таков итог?

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Разработка "Интересные задания по литературе в пятом классе" поможет учителю сделать свой урок более увлекательным и полезным. В данной публикации представлены задания по разделу "Зарубежная литература"
0 ₽