Оксана Николаевна Рудакова
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение муниципального образования
«Город Архангельск»
«Общеобразовательная гимназия №24»
г.Архангельск
Использование цветового маркирования текста для решения учебных задач на уроках литературного чтения
УМК ПНШ ставит цель научить школьника структурировать текст в зависимости от поставленной задачи, в УМК «Перспективная начальная школа» разработана методика цветового маркирования значимых фрагментов текста. Отдельные небольшие фрагменты текста, отдельные строчки и слова отмечаются в учебниках с помощью цветных фонов.
В качестве базовых цветов маркирования текста в УМК используются голубой и жёлтый.
С помощью чередования вертикальных полосок голубого и жёлтого цвета на полях в учебнике организуется чтение текстов по цепочке. В период формирования умений и навыков чтения такое структурно организованное чтение по цепочке (с ориентацией на боковые полоски, членящие текст на отрывки на примере сказки «Репка») методически оправдано.
Во-первых, школьники, ожидающие своей очереди чтения, вынуждены следить за читающим вслух. Формируется умение внутреннего чтения - чтения про себя. Во-вторых, необходимость смотреть на текущую читаемую строчку и на боковую цветную плашку раздвигает угол зрения, развивает навыки периферического зрения.
С помощью голубого и жёлтого фонов, которые накладываются на отдельные строчки внутри текста, организовывается чтение текста по ролям. Что четко прослеживается в тексте М.Горького «Воробьишко». Это также методически оправдано, так как организовать чтение по ролям в 1-м и во 2-м классах без помощи цветового маркирования весьма сложно: во-первых, школьники ещё не знают, что такое "прямая речь"; во-вторых, не у всех школьников навыки осознанного чтения сформированы на таком уровне, который позволяет некоторым из них самостоятельно ориентироваться в тексте и отделять одну роль от другой.
Выделение с помощью цветных фонов повторяющихся композиционных элементов в фольклорных текстах помогает школьникам осознать повтор как основную композиционную фигуру устного народного творчества.Это видно в песенках кота (1 класс), обучающиеся сравнивают их и выясняют, почему было легко читать эти стихи.
Выделение с помощью разноцветных фонов разных сюжетных линий помогает школьникам осознавать текст как перекрёсток нескольких "историй" и приводит в дальнейшем к формированию умения самостоятельно выделять в тексте разные сюжетные линии. Так, например, в сказке «О рыбаке и рыбке» дети приходят к выводу, что в тексте несколько сюжетных линий, которые выделены разноцветными фонами: желтый фон – старик и море, голубой – старик и старуха, розовый (дополнительный фон) – состояние моря.
Кроме этого, за разными цветовыми плашками закреплено вполне определённое эмоциональное содержание. Так, голубой цвет используется для обозначения обычного, житейского, банального восприятия мирагероем произведения, а также для обозначения его негативных эмоций (страха, плохого настроения, разочарования).Жёлтый цвет используется для обозначения жизнеутверждающего мировосприятия, выходящего за рамки житейской логики и связанного со способностью прорваться сквозь пелену обыденности к смыслу и красоте. Кроме этого, жёлтый цвет используется для обозначения приподнятого настроения, эмоций радости и счастья.
Такое эмоционально-смысловое цветовое маркирование помогает школьникам обнаруживать разные жизненные позиции героев или осознавать сложную смену переживаний в таких трудных текстах, как "Прыжок" и "Акула" Л. Толстого, «Русалочка» Г.Х.Андерсена: плашка желтого цвета – описание красоты морского царства, а плашка голубого цвета – описание бури и крушение корабля.
Особенностью цветового маркирования в УМК является то, что школьники не просто пассивно его воспринимают, становясь заложниками уже готовых эмоционально-смысловых оценок, представленных в учебнике. Школьникам предлагается самим пользоваться цветовым маркированием в качестве собственного инструмента членения текста, выделения в нем значимых частей, разных жизненных позиций и разных эмоциональных состояний.
Два цветных карандаша - жёлтого (оранжевого) и голубого цвета постоянно присутствуют на уроках литературного чтения во 2-м классе. Этим инструментом школьники пользуются в "Тетрадях для самостоятельной работы" практически на каждом уроке. Школьникам предлагаются незнакомые тексты небольшого объёма, читая и анализируя которые они имеют возможность продемонстрировать, насколько успешно формируются разнообразные умения работы с текстом. В тетрадях обучающиеся работают не только цветными карандашами, но и учатся подчеркивать разными типами линий, четко следуя словесной или прочитанной инструкции.
Цветовое маркирование помогает решать весь обозначенный круг задач на протяжении первых двух лет обучения. За это времяшкольники, как правило, обучаются сами видеть в тексте его значимые элементы и, начиная с третьего класса, работа с произведением у обучающихся не вызывает труда.
Такая системная работа в использовании цветового маркирования направлена не только на решение поставленных учебных задач, но и на воспитание, развитие, совершенствование творческой думающей личности, способной сопереживать, чувствовать и реализовывать себя в жизни.
Список литературы.
1. Примерная программа по литературному чтению.//Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
2. Программа по предмету «Литературное чтение».Чуракова Н.А., Малаховская О.В.// Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1-4 класс: в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
3. «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.