Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Использование дробей на Руси

Использование дробей на Руси

Игра «Использование дробей на Руси» нацелена на повышение интереса обучающихся к истории русской математики по изучению дробей на Руси через игровое взаимодействие при решении командами старинных задач викторины. Задачи: 1. заинтересовать обучающихся вопросом использования дробей на Руси; 2. научить решать исторические задачи с использованием обыкновенных дробей; 3. формировать навыки взаимодействия в команде.

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Автор: Козлова Галина,

обучающаяся МАОУ «Средняя школа № 93 имени Г.Т. Побежимова»,

МАОУ ДО «Медиа-Мастерская»

Научный руководитель: Зуева Маргарита Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МАОУ «Средняя школа № 93 имени Г.Т. Побежимова»,

МАОУ ДО «Медиа-Мастерская»

Использование дробей на Руси

Исследовательско-игровой проект

Введение

В 5 классе на уроках математики мы начали изучать дроби. Они показались нам очень необычными числами, начиная с их непривычной записи и заканчивая сложными действиями с ними. Оказывается, все вокруг нас, так или иначе, связано с дробями. Нам стало интересно узнать, как люди обходились без дробей раньше, где впервые появились дроби, как люди их обозначали, кто придумал правила работы с дробями. Хотя слово «придумал», наверное, не очень подходит, потому что в математике все должно быть проверено и доказано, поскольку все науки опираются на четкие математические законы, действующие во всем мире.

К сожалению, на уроках математики при изучении темы «Дроби» очень мало внимания было уделено истории развития дробей, поэтому мы решили рассмотреть данный вопрос более основательно. В ходе работы над проектом мы узнали много новых терминов и понятий, познакомились с историей математики многих стран.

Среди учеников 5 класса был проведен опрос. Всего в опросе приняло участие – 17 человек.

Вопросы были следующие:

  1. Где по мнению учащихся впервые появились дроби? (диаграмма 1).

  2. Как на Руси называлась 1/8? (диаграмма 2),

  3. Интересно было ли им узнать историю дробей на уроках математики? (диаграмма 3).

На основе ответов были составлены диаграммы.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Результаты опроса показали, что 35% учеников имеют представление о том где появились обыкновенные дроби. Также, 53% учащихся знает, как на Руси называлась 1/8. Лишь 24% ребят хотят получить новые знания. Но, к сожалению 59% опрошенных не всегда понимают необходимость изучения дробей.

Для того, чтобы заинтересовать ребят, в процессе работы нами была придумана и апробирована интересная игра «Использование дробей на Руси»

Цель:повышение интереса обучающихся к истории русской математики по изучению дробей на Руси через игровое взаимодействие при решении командами старинных задач викторины.

Задачи:

  1. заинтересовать обучающихся вопросом использования дробей на Руси;

  2. научить решать исторические задачи с использованием обыкновенных дробей;

  3. формировать навыки взаимодействия в команде.

Игра «Использование дробей на Руси» создана в формате викторины, которая состоит из старинных задач по обыкновенным дробям для учащихся 5 класса. Ученики для прохождения игры делятся по 2-3 группы. Та группа, которая выбирает вопрос и отвечает на него получает 2 балла. Если на данный вопрос ответила другая группа, то она получит – 1 балл. После того, как все участники решат все 6 задач, подсчитывается общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Примеры старинных задач для игры

1. Лев съел овцу одним часом, волк съел овцу в 2 часа, а пёс съел овцу в три часа. Ино хочешь ведати: все три - лев, волк и пёс - овцу съели вместе вдруг, и сколько бы они скоро ту овцу съели, сочти ми.

Решение:

Лев за час съест1/2 часть овцы, волк за час съест 1/3 часть овцы, собака за час съест 1/6 часть овцы.

 Вместе за час они съедят:

1/2+1/3+1/6=1(овцу)

Ответ: они вместе съели бы овцу за 1 час.

2. Един человек выпьет кадь питья в 14 дней, а со женою вы­пьет тоежу кадь в 10 дней, ведательно есть: в колико дней жена его способна выпить тоежо кадь?

Решение:

Один человек за день выпьет 1\14 часть кади, вместе с женой 1\10 часть кади.

Тогда одна жена выпьет за день 1\10 - 1\14 = 1\35 часть кади.

Всю кадь жена выпьет за 1 : 1\35 = 35 дней.

Ответ: 35 дней.

3. Путник, догнав другого, спросил его: «Далеко ли до деревни, которая впереди?» Другой путник ответил: «Расстояние от деревни, из которой ты идёшь, равно трети всего расстояния меду деревнями. А если пройдёшь ещё две версты, будешь ровно посередине между деревнями. Сколько вёрст осталось идти первому путнику?

Решение:

2 версты, которые нужно пройти до середины, составляют 1/6 всего расстояния до деревни.

2*6=12(вёрст) всё расстояние

12*1/3=4 (версты) прошёл путник

12-4=8 (вёрст) осталось

Ответ: 8 вёрст.

4. Четыре плотника хотят построить дом. 1 плотник может построить дом за год, второй- за 2 года, третий- за три года, четвёртый - за 4 года. За сколько лет они построят дом при совместной работе?

Решение:

Число 12 –делители 1, 2, 3, 4.

1) 12:1=12 (домов) 1 плотник за 12 лет

2) 12:2=6 (дом) 2 плотник за 12 лет

3) 12:3=4 (дом) 3 плотник за 12 лет

4) 12:4=3 (дом) 4 плотник за 12 лет

5) 12+6+4+3=25 (домов) вместе за 12 лет

6) 12:25= 12/25 (года) 1 дом вместе.

Ответ: примерно 6 месяцев.

5. Воз сена.

Лошадь съедает воз сена за месяц, коза за два месяца, овца за три месяца.

За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена. Л.Ф Магницкий из учебника “Арифметика”, книга была создана в 1703 г.

Решение.

Поскольку лошадь съедает воз сена за месяц, то за год (12 месяцев) она съедает 12 возов сена. Так как коза съедает воз сена за 2 месяца, то за год она съедает 6 возов сена. И, наконец, поскольку овца съедает воз сена за 3 месяца, то за год она съедает 4 воза сена. Вместе же они за год съедят 12+6+4=22 воза сена. Тогда один воз сена они вместе съедят за 12:22=6/11 (шесть одиннадцатых) месяца.

Ответ: 6/11

6. Для переписи сочинения наняты 4 писца. Первый мог бы переписать сочинение в 24 дня, второй в 36 дней, третий в 20 дней, четвертый в 18 дней. Какую часть сочинения перепишут они в один день, если будут работать вместе?

Решение:

1/24 (часть) - сочинения за 1 день перепишет первый писарь.

1/36 (часть) - сочинения за 1 день перепишет второй писарь.

1/20 (часть) - сочинения за 1 день перепишет третий писарь.

1/18 (часть) - сочинения за 1 день перепишет четвертый писарь.

1/24 + 1/36 + 1/20 + 1/18 = 7/40 (части) за 1 день вместе.

Ответ: 7/40 части за 1 день смогут переписать писцы, если будут работать вместе.

Игра «Использование дробей на Руси» апробирована в 5А классе нашей школы. В результате дети хорошо провели время и получили опыт решения исторических задач с использованием обыкновенных дробей. Было интересно наблюдать за слаженной работой ребят. Ученики пятого класса практически не дали верных ответов, но с увлечением продолжали играть дальше. Это говорит об их целеустремлённости и о том, что они не боятся совершать ошибок.  После игры многие поменяли свое мнение об изучение истории дробей.

Заключение

Учение о дробях считалось самым трудным разделом математики во все времена и у всех народов. Кто знал дроби, тот был в почете. Автор одной из старинных славянских рукописей XV в. пишет: «Несть се дивно, что …в целых, но есть похвально, что в долях…».

Работая над проектом, мы познакомились с истоками возникновения первых дробей, с теми терминами, которыми оперировали люди, с понятием аликвотная дробь, узнали имена ученых, внесших свой вклад в развитие учения о дробях. Знакомясь с историей возникновения дробей, мы встретили много интересных старинных задач на действия с дробями.

Реализовав данный проект, мы делаем вывод, что игра «Использование дробей на Руси» повысила интерес обучающихся к истории русской математики и через игровое взаимодействие при решении командами старинных задач викторины позволила погрузиться в увлекательный мир обыкновенных дробей.

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. Бородин А.И. Из истории арифметики. Головное издательство «Высшая школа». 1986

  2. Валах В.Я. Путешествие в мир чисел, Киев, «Советская школа», 1978.

  3. Виленкин Н.Я., Жоков В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Математика, Москва, Мнемозина, 2013.

  4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Главная редакция физико-математической литературы издательства «Наука»,М.,1978.

  5. www.referatwork.ru

  6. http://storyof.ru/chisla/istoriya-poyavleniya-matematicheskoj-drobi/

  7. http://freecode.pspo.perm.ru/436/work/ss/ist_ch.html/

  8. http://revolution.allbest.ru/mathematics/

  9. http://www.researcher.ru/methodics/teor/

  10. http://kindlebook.ru/referat/bystro/istoriia-vozniknoveniia-desiatichnykh-drobei/

  11. http://fb.ru/article/236507/drobi-istoriya-drobey-istoriya-vozniknoveniya-obyiknovennyih-drobey

  1. http://allforchildren.ru/why/when9.php

  2. http://storyof.ru/chisla/istoriya-poyavleniya-matematicheskoj-drobi/

  3. http://freecode.pspo.perm.ru/436/work/ss/ist_ch.html/

  4. http://www.researcher.ru/methodics/teor/

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Методическая разработка занятия «ТРИЗ «Метод фокальных объектов» нацелена на развитие у обучающихся 3 класса гибкого мышления и фантазии, формирование навыков видоизменения или улучшения реальных объектов с помощью метода фокальных объектов.
0 ₽
Игра «Использование дробей на Руси» нацелена на повышение интереса обучающихся к истории русской математики по изучению дробей на Руси через игровое взаимодействие при решении командами старинных задач викторины. Задачи: 1. заинтересовать обучающихся вопросом использования дробей на Руси; 2. научить решать исторические задачи с использованием обыкновенных дробей; 3. формировать навыки взаимодействия в команде.
0 ₽