Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. «Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

«Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

0 подписчиков
В статье рассматривается использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности в основной школе, внутрипредметная и межпредметная интеграция. Актуальность этой темы обусловлена тем, что новые стандарты предполагают деятельностный подход к обучению, а построение материала в учебниках не способствует в полной мере развитию проектно-исследовательских навыков обучающихся.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Бродецкая Елена Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ Гимназия №2 г. Красноярск

«Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Основное требование ФГОС – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в деятельности. И здесь на помощь учителю приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Проектная деятельность способствует развитию креативных и коммуникативных способностей, развитию одаренности, мотивирует учащихся на успешное изучение предметов, а также повышает самооценку. Как показала успешная практика, проектная деятельность позволяет работать над получением предметных, личностных и метапредметных результатов образования и развивать способности детей.

Урочная и внеурочная деятельность направлены на достижение результатов освоения ООП. В урочной деятельности: на достижение предметных результатов и как вспомогательных – метапредметных и личностных. Во внеурочнойдеятельности: на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др.

Проектная деятельность – это ведущая деятельность в рамках реализации новых образовательных стандартов. Цели проектного обучения:

- Развивать у школьников исследовательские умения.

- Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи.

- Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала.

- Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.

- Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.

Для применения метода проектов необходимы следующие условия:

- Существование некой значимой проблемы.

- Значимость предполагаемых результатов.

- Структурирование этапов проекта.

- Самостоятельная деятельность в ситуации выбора.

- Применение исследовательских методов при проектировании.

При деятельностном подходе в организации проектной деятельности учитель выполняет следующие функции:

- Создание условий для включения обучающихся в самостоятельную творческую деятельность

- Стимулирование ситуации успеха для каждого ребёнка

- Рефлексия деятельности, процесса самоизменения.

Выполнить основное требование ФГОС - обеспечить достижение личностных, предметных и метапредметных результатов - более всего возможно при интеграции образовательной деятельности во время уроков и деятельности на занятиях во внеурочное время.

Интеграция (от лат. целый) обозначает восстановление, восполнение, объединение в целое. Интеграция урочной и внеурочной деятельности – это системный, целенаправленный, управляемый процесс совместной творческой деятельности педагогов, школьников и родителей.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что новые стандарты предполагают деятельностный подход к обучению, а построение материала в учебниках не способствует в полной мере развитию проектно-исследовательских навыков обучающихся. Интерес у 5-6 классов к проектной деятельности большой: ведь в 4 классе они с удовольствием защищают свой групповой проект.

Можно выделить внутрипредметную и межпредметную интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Под внутрипредметной интеграцией урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие данных видов занятий по одному и тому же учебному предмету. Данное взаимодействие обеспечивает внутрипредметную интеграцию урочных и внеурочных занятий в учебно-воспитательном процессе. Под межпредметной интеграцией урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие различных форм данных видов занятий по двум и более учебным предметам.

Рассмотрим подробнее внутрипредметную интеграцию урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе на основе метода проектов, когда урочное занятие дает замысел, «запуск» проекту во внеурочной деятельности.

Новые стандарты позволили включить в учебный план – в часть, формируемую участниками образовательного процесса (30% - неурочные формы организации обучения), - Проектную деятельность, которая в большей степени, чем работа в классе, позволяет учесть различные потребности и возможности детей. 

Для формирования проектных умений используются два вида урочных занятий:

1.Проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Например, творческий проект «Мы пишем сказки». Проблема: «Как создать сказку?» Цель: создать сказку. Задачи:

- провести анкету по теме «Сказка» в 5 классе

- изучить виды сказок и выявить характерные черты

- придумать сюжет и составить план сказки

- написать и оформить сказку, используя особенности сказок

Продукт: сказка, художественно оформленная обучающимся.

2.Урок, на котором презентуются проекты, выполненные отдельными учащимися или группами во внеурочное время. Возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор видапроекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. (Например, проект «В гостях у дедушки Крылова»).

Неурочные формы организации обучения позволяют реализовать мини-проекты (проекты, выполненные в парной работе). Так, замыселмини-проекта «Трудные гласные» возник на уроке в 5 классе при выполнении упражнения из учебника «Русский язык. 5 класс под ред. М.М.Разумовской»:№71.Запишите пары словосочетаний. От чего зависит выбор буквы? Спешу-спишу, обежать-обижать, выжать-выжить, развиваться-развеваться, разрядить-разредить, отворить-отварить, посидеть-поседеть, чистота-частота, увидать-увядать, сидеть-седеть.

Проект «Трудные гласные».

Проблемная ситуация (описание ситуации, содержащей проблему и условия): в ходе проверки домашнего задания выяснилось, что не все учащиеся смогли подобрать проверочные слова к словам–омофонам и допустили ошибки в написании слов.

Проблема:неумение выделять корень и подбирать проверочное слово, соответствующее по смыслу; незнание значения слова.

Продукт:созданиеиллюстраций; сочинение стихотворений, фраз для запоминания проверочных слов.

Преимущества проектных уроков:
- позволяют быстрее и эффективнее формировать и развивать УУД учащихся
- значительно повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках
- создаются необходимые условия для применения знаний на практике.

В рамках внеурочной деятельности проектная деятельность реализуется через программу «Учимся проектировать», которая формирует ключевые компетенции:

1.Компетентность разрешения проблем:

- Проблема – цель, анализ и планирование ресурсов

- Виды и типы проектов

- Поэтапное планирование деятельности.

2. Информационная компетентность:

- Различные источники информации

- Способы обработки информации

- Методы сбора данных.

3. Коммуникативная компетентность

- Как работать в команде?

- Формы презентации проектов

- Ведение дискуссии.

В рамках курса обучающиеся имеют возможность реализовать разные виды проектов: учебный, творческий, игровой, практико-ориентированный, социальный.

Ниже представлены проекты, реализованные во внеурочной деятельности и связанные с темой урока. Часто учебный материал на уроке дает «запуск» проекту во внеурочной деятельности», тем самым расширяя рамки учебного материала.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности

Урочная деятельность
(согласно Рабочей программе)

Внеурочная деятельность (проекты)

Имя собственное

«Мое имя»

Лексика

«Энциклопедия одного слова»

Обрядовые песни

«Фольклорный праздник «Масленица»

Русские народные сказки

«В некотором царстве, в гимназии №2- государстве»

Мифы Древней Греции

«Современный Олимп»

Л.Н.Толстой «После бала»

«Салон 19 века. Бал высшего общества»

Проект “Энциклопедия одного слова”

- Слово… и его лексическое (ие) значение(я).

- Этимология слова…

- Слово… и “слова-родственники” (однокоренные).

- Слово… и его синонимы.

- Слово… и его антонимы.

- Слово-омоним (если есть).

- Слово… во фразеологических оборотах.

- Слово… и слова (сочетания)- рифмы.

- Слово… в русском фольклоре; в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах, легендах, приметах, обычаях; в народных играх; в русских народных песнях; в народных сказках.

- Соответствие слова… в пословицах и поговорках народов мира.

- Слово… в названиях произведений классической и современной литературы

- Слово… в текстах художественной литературы.

- Слово… в названиях картин художников.

- Слово… в названиях художественных и документальных фильмов.

- Слово… в названиях газет, журналов, рекламных приложений.

- Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

- Слово… в иллюстрациях, рисунках учащихся.

- Нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь

твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст,

связанный с этим словом.

Все сценарии театральных постановок (творческие, ролевые проекты) пишут сами ребята, выбирают себе сами роль и сами участвуют в постановке. В реализации творческих проектов в своей работе я использую авторскую технологию коллективного составления сценария: 

I этап. Подготовительный.

1. Выбор темы.

2. Определение идеи.

II этап. Основной.

1. Поиск сценарного хода: а) определение главных и второстепенных действующих лиц; б) временная принадлежность; в) стиль

2. Подробная разработка содержания с учетом возрастных особенностей детей, участвующих в празднике. Индивидуальная, парная и групповая работа над созданием диалогов, мизансцен.

3. Определение логики участия в действии учащихся, пришедших на открытое заседание клуба (активные участники праздника).

4. Музыкальное и художественное оформление.

III этап. Социализация. Выступление групп. Презентация решения группы. Театр-экспромт.

IV этап. Рефлексия.

На каждый проект составляется технологическая карта, в которой прописывается деятельность учителя и ученика. Составление сценария как технология – это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам. Привлечение учащихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения – креативность, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму – сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.

Творческий проект «В некотором царстве, гимназии №2-государстве»
Технологическая карта

Деятельность учителя

Помогает в формулировке цели и задачи, помогает формировать общую идею проекта-сценария. Помогает систематизировать материал.

Контролирует выполнение заданий.

Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей.

Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей.

Помогает готовить презентацию проекта.

Деятельность учащихся

Знакомство с целями и задачами. В ходе анализа понять своеобразие литературных сказок. Подбор литературных произведений

Коллективная, групповая работа по созданию мизансцен, сценария Сочинение вступления и концовки сказки. Работа над композицией сказки.

Самостоятельная работа над своей ролью. Распределение ролей и оформление проекта.

Литературная правка: стилистическое оформление сказки

Представление проекта; рефлексия.

После изучения рассказа Л.Н.Толстого “После бала”, рассказов И.С. Тургенева “Первая любовь”, “Ася” в 8 классе возникла идея изобразить бал высшего общества. Так возник сценарий “Салон XIX в. Бал высшего общества”. Каждый из ребят сам выбрал и разработал роль. Это и хозяйка салона, и первый раз прибывшая на бал графиня, и молодой граф – «душа общества», и богатая вдова и др. Были выделены основные разделы: встреча гостей, знакомство, светская беседа, игра в фанты, дуэль, бал. Ребята изучили светский этикет, познакомились с анекдотами XIX века (они понадобились в светской беседе), выучили фразы на французском языке, все научились танцевать вальс, менуэт, полонез. Тесный контакт установился с театром музыкальной комедии: ученики выступали в настоящих театральных костюмах!

Выбор темы творческого проекта зависит от желания расширить рамки школьной программы, усилить интерес к предмету. Так, тема ”Мифы Древней Греции” включает 1 час изучения и 1 час внеклассного чтения. У учащихся 6 класса интерес к этой теме огромен. Так на уроке возникла идея творческого проекта-спектакля«Современный Олимп», где в юмористической форме были представлены боги Олимпа в XX1 веке. Большая работа была проведена по изучению мифов, ведь роль каждого из богов в основе опиралась на лексику, события из мифов Древне Греции. В период подготовки обучающиеся ознакомились с дополнительным материалом по этой теме и работали с большим интересом.

Начиная работу над проектом, педагог побуждает у обучающихся интерес к теме проекта. Поэтому этап погружения в проект, интерес к нему во многом зависит от личности педагога. Педагогу необходимовидеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и уметь максимально стимулировать это развитие; относиться к ребенку как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, проявлять собственную активность; уметь опираться на познавательные интересы каждого ребенка в учении, содействовать их обретению и развитию.

В заключение нужно отметить, что интеграция урочной и внеурочной деятельности на основе метода проектов
- обеспечивает успешную адаптацию ребенка в социуме
- оптимизирует учебную и внеучебную нагрузку обучающихся
- улучшает условия развития обучающегося.

Внутрипредметную интеграцию урочной и внеурочной деятельности можно представить в виде схемы: на уроке возникает проблема – происходит «запуск» проекта – во внеурочной деятельности обучающиеся находят способы решения проблемы, планируют деятельность, работают над реализацией проекта – практическая значимость проекта приводит к достижению не только личностных и метапредметных, но и предметных результатов.

Подводя итог, нужно отметить, что новые стандарты расширяют возможности организации проектной работы. Проектная деятельность позволяет работать над получением предметных, личностных и метапредметных результатов образования, позволяет развивать критическое и творческое мышление учащихся, способствует самореализации личности.

10

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Выбор темы "Современный Олимп" зависит от желания расширить рамки школьной программы, усилить интерес к предмету. Тема ”Мифы Древней Греции” включает 1 час изучения и 1 час внеклассного чтения. У учащихся 6 класса интерес к этой теме огромен, Представлен детский сценарий, самостоятельно написанный детьми, где в юмористической форме представлены боги Олимпа в XX1 веке.
0 ₽
В статье рассматривается использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности в основной школе, внутрипредметная и межпредметная интеграция. Актуальность этой темы обусловлена тем, что новые стандарты предполагают деятельностный подход к обучению, а построение материала в учебниках не способствует в полной мере развитию проектно-исследовательских навыков обучающихся.
0 ₽