Бродецкая Елена Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ Гимназия №2 г. Красноярск
«Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Основное требование ФГОС – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в деятельности. И здесь на помощь учителю приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Проектная деятельность способствует развитию креативных и коммуникативных способностей, развитию одаренности, мотивирует учащихся на успешное изучение предметов, а также повышает самооценку. Как показала успешная практика, проектная деятельность позволяет работать над получением предметных, личностных и метапредметных результатов образования и развивать способности детей.
Урочная и внеурочная деятельность направлены на достижение результатов освоения ООП. В урочной деятельности: на достижение предметных результатов и как вспомогательных – метапредметных и личностных. Во внеурочнойдеятельности: на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др.
Проектная деятельность – это ведущая деятельность в рамках реализации новых образовательных стандартов. Цели проектного обучения:
- Развивать у школьников исследовательские умения.
- Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи.
- Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала.
- Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
- Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.
Для применения метода проектов необходимы следующие условия:
- Существование некой значимой проблемы.
- Значимость предполагаемых результатов.
- Структурирование этапов проекта.
- Самостоятельная деятельность в ситуации выбора.
- Применение исследовательских методов при проектировании.
При деятельностном подходе в организации проектной деятельности учитель выполняет следующие функции:
- Создание условий для включения обучающихся в самостоятельную творческую деятельность
- Стимулирование ситуации успеха для каждого ребёнка
- Рефлексия деятельности, процесса самоизменения.
Выполнить основное требование ФГОС - обеспечить достижение личностных, предметных и метапредметных результатов - более всего возможно при интеграции образовательной деятельности во время уроков и деятельности на занятиях во внеурочное время.
Интеграция (от лат. целый) обозначает восстановление, восполнение, объединение в целое. Интеграция урочной и внеурочной деятельности – это системный, целенаправленный, управляемый процесс совместной творческой деятельности педагогов, школьников и родителей.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что новые стандарты предполагают деятельностный подход к обучению, а построение материала в учебниках не способствует в полной мере развитию проектно-исследовательских навыков обучающихся. Интерес у 5-6 классов к проектной деятельности большой: ведь в 4 классе они с удовольствием защищают свой групповой проект.
Можно выделить внутрипредметную и межпредметную интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Под внутрипредметной интеграцией урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие данных видов занятий по одному и тому же учебному предмету. Данное взаимодействие обеспечивает внутрипредметную интеграцию урочных и внеурочных занятий в учебно-воспитательном процессе. Под межпредметной интеграцией урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие различных форм данных видов занятий по двум и более учебным предметам.
Рассмотрим подробнее внутрипредметную интеграцию урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе на основе метода проектов, когда урочное занятие дает замысел, «запуск» проекту во внеурочной деятельности.
Новые стандарты позволили включить в учебный план – в часть, формируемую участниками образовательного процесса (30% - неурочные формы организации обучения), - Проектную деятельность, которая в большей степени, чем работа в классе, позволяет учесть различные потребности и возможности детей.
Для формирования проектных умений используются два вида урочных занятий:
1.Проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Например, творческий проект «Мы пишем сказки». Проблема: «Как создать сказку?» Цель: создать сказку. Задачи:
- провести анкету по теме «Сказка» в 5 классе
- изучить виды сказок и выявить характерные черты
- придумать сюжет и составить план сказки
- написать и оформить сказку, используя особенности сказок
Продукт: сказка, художественно оформленная обучающимся.
2.Урок, на котором презентуются проекты, выполненные отдельными учащимися или группами во внеурочное время. Возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор видапроекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. (Например, проект «В гостях у дедушки Крылова»).
Неурочные формы организации обучения позволяют реализовать мини-проекты (проекты, выполненные в парной работе). Так, замыселмини-проекта «Трудные гласные» возник на уроке в 5 классе при выполнении упражнения из учебника «Русский язык. 5 класс под ред. М.М.Разумовской»:№71.Запишите пары словосочетаний. От чего зависит выбор буквы? Спешу-спишу, обежать-обижать, выжать-выжить, развиваться-развеваться, разрядить-разредить, отворить-отварить, посидеть-поседеть, чистота-частота, увидать-увядать, сидеть-седеть.
Проект «Трудные гласные».
Проблемная ситуация (описание ситуации, содержащей проблему и условия): в ходе проверки домашнего задания выяснилось, что не все учащиеся смогли подобрать проверочные слова к словам–омофонам и допустили ошибки в написании слов.
Проблема:неумение выделять корень и подбирать проверочное слово, соответствующее по смыслу; незнание значения слова.
Продукт:созданиеиллюстраций; сочинение стихотворений, фраз для запоминания проверочных слов.
Преимущества проектных уроков:
- позволяют быстрее и эффективнее формировать и развивать УУД учащихся
- значительно повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках
- создаются необходимые условия для применения знаний на практике.
В рамках внеурочной деятельности проектная деятельность реализуется через программу «Учимся проектировать», которая формирует ключевые компетенции:
1.Компетентность разрешения проблем:
- Проблема – цель, анализ и планирование ресурсов
- Виды и типы проектов
- Поэтапное планирование деятельности.
2. Информационная компетентность:
- Различные источники информации
- Способы обработки информации
- Методы сбора данных.
3. Коммуникативная компетентность
- Как работать в команде?
- Формы презентации проектов
- Ведение дискуссии.
В рамках курса обучающиеся имеют возможность реализовать разные виды проектов: учебный, творческий, игровой, практико-ориентированный, социальный.
Ниже представлены проекты, реализованные во внеурочной деятельности и связанные с темой урока. Часто учебный материал на уроке дает «запуск» проекту во внеурочной деятельности», тем самым расширяя рамки учебного материала.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность (проекты) |
Имя собственное | «Мое имя» |
Лексика | «Энциклопедия одного слова» |
Обрядовые песни | «Фольклорный праздник «Масленица» |
Русские народные сказки | «В некотором царстве, в гимназии №2- государстве» |
Мифы Древней Греции | «Современный Олимп» |
Л.Н.Толстой «После бала» | «Салон 19 века. Бал высшего общества» |
Проект “Энциклопедия одного слова”
- Слово… и его лексическое (ие) значение(я).
- Этимология слова…
- Слово… и “слова-родственники” (однокоренные).
- Слово… и его синонимы.
- Слово… и его антонимы.
- Слово-омоним (если есть).
- Слово… во фразеологических оборотах.
- Слово… и слова (сочетания)- рифмы.
- Слово… в русском фольклоре; в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах, легендах, приметах, обычаях; в народных играх; в русских народных песнях; в народных сказках.
- Соответствие слова… в пословицах и поговорках народов мира.
- Слово… в названиях произведений классической и современной литературы
- Слово… в текстах художественной литературы.
- Слово… в названиях картин художников.
- Слово… в названиях художественных и документальных фильмов.
- Слово… в названиях газет, журналов, рекламных приложений.
- Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).
- Слово… в иллюстрациях, рисунках учащихся.
- Нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь
твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст,
связанный с этим словом.
Все сценарии театральных постановок (творческие, ролевые проекты) пишут сами ребята, выбирают себе сами роль и сами участвуют в постановке. В реализации творческих проектов в своей работе я использую авторскую технологию коллективного составления сценария:
I этап. Подготовительный.
1. Выбор темы.
2. Определение идеи.
II этап. Основной.
1. Поиск сценарного хода: а) определение главных и второстепенных действующих лиц; б) временная принадлежность; в) стиль
2. Подробная разработка содержания с учетом возрастных особенностей детей, участвующих в празднике. Индивидуальная, парная и групповая работа над созданием диалогов, мизансцен.
3. Определение логики участия в действии учащихся, пришедших на открытое заседание клуба (активные участники праздника).
4. Музыкальное и художественное оформление.
III этап. Социализация. Выступление групп. Презентация решения группы. Театр-экспромт.
IV этап. Рефлексия.
На каждый проект составляется технологическая карта, в которой прописывается деятельность учителя и ученика. Составление сценария как технология – это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам. Привлечение учащихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения – креативность, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму – сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.
Творческий проект «В некотором царстве, гимназии №2-государстве»
Технологическая карта
Деятельность учителя
Помогает в формулировке цели и задачи, помогает формировать общую идею проекта-сценария. Помогает систематизировать материал.
Контролирует выполнение заданий.
Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей.
Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей.
Помогает готовить презентацию проекта.
Деятельность учащихся
Знакомство с целями и задачами. В ходе анализа понять своеобразие литературных сказок. Подбор литературных произведений
Коллективная, групповая работа по созданию мизансцен, сценария Сочинение вступления и концовки сказки. Работа над композицией сказки.
Самостоятельная работа над своей ролью. Распределение ролей и оформление проекта.
Литературная правка: стилистическое оформление сказки
Представление проекта; рефлексия.
После изучения рассказа Л.Н.Толстого “После бала”, рассказов И.С. Тургенева “Первая любовь”, “Ася” в 8 классе возникла идея изобразить бал высшего общества. Так возник сценарий “Салон XIX в. Бал высшего общества”. Каждый из ребят сам выбрал и разработал роль. Это и хозяйка салона, и первый раз прибывшая на бал графиня, и молодой граф – «душа общества», и богатая вдова и др. Были выделены основные разделы: встреча гостей, знакомство, светская беседа, игра в фанты, дуэль, бал. Ребята изучили светский этикет, познакомились с анекдотами XIX века (они понадобились в светской беседе), выучили фразы на французском языке, все научились танцевать вальс, менуэт, полонез. Тесный контакт установился с театром музыкальной комедии: ученики выступали в настоящих театральных костюмах!
Выбор темы творческого проекта зависит от желания расширить рамки школьной программы, усилить интерес к предмету. Так, тема ”Мифы Древней Греции” включает 1 час изучения и 1 час внеклассного чтения. У учащихся 6 класса интерес к этой теме огромен. Так на уроке возникла идея творческого проекта-спектакля«Современный Олимп», где в юмористической форме были представлены боги Олимпа в XX1 веке. Большая работа была проведена по изучению мифов, ведь роль каждого из богов в основе опиралась на лексику, события из мифов Древне Греции. В период подготовки обучающиеся ознакомились с дополнительным материалом по этой теме и работали с большим интересом.
Начиная работу над проектом, педагог побуждает у обучающихся интерес к теме проекта. Поэтому этап погружения в проект, интерес к нему во многом зависит от личности педагога. Педагогу необходимовидеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и уметь максимально стимулировать это развитие; относиться к ребенку как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, проявлять собственную активность; уметь опираться на познавательные интересы каждого ребенка в учении, содействовать их обретению и развитию.
В заключение нужно отметить, что интеграция урочной и внеурочной деятельности на основе метода проектов
- обеспечивает успешную адаптацию ребенка в социуме
- оптимизирует учебную и внеучебную нагрузку обучающихся
- улучшает условия развития обучающегося.
Внутрипредметную интеграцию урочной и внеурочной деятельности можно представить в виде схемы: на уроке возникает проблема – происходит «запуск» проекта – во внеурочной деятельности обучающиеся находят способы решения проблемы, планируют деятельность, работают над реализацией проекта – практическая значимость проекта приводит к достижению не только личностных и метапредметных, но и предметных результатов.
Подводя итог, нужно отметить, что новые стандарты расширяют возможности организации проектной работы. Проектная деятельность позволяет работать над получением предметных, личностных и метапредметных результатов образования, позволяет развивать критическое и творческое мышление учащихся, способствует самореализации личности.
10