«Использование образовательных кейсов как способ формирования soft компетенций в объединении «Биоквантум»
Девяткина Наталья Сергеевна,
ПДО МБОУ ДО Кванториум
Любой старшеклассник хочет стать успешной личностью: хорошо закончить школу, поступить в престижное учебное заведение, найти высокооплачиваемую работу. Однако часто людям, которые хотят реализовать себя, не хватает умения быть эффективным лидером как по отношению к другим - вести за собой, так и по отношения к себе - управлять собой. По данным исследований, успех человека в выбранной им профессиональной сфере до 85% зависит от гибких soft компетенций, и только 15% от узких профессиональных навыков - hard. Поэтому развитие soft компетенций является необходимой частью учебно-воспитательного процесса.
Чтобы максимально раскрыть и развить личностные качества обучающихся на занятиях в объединении «Биоквантум» отдается предпочтение современным кейс технологиям - совокупности методов и приемов обучения, основанных на решении конкретных проблем и задач. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Обучающиеся получают от преподавателя пакет документов - кейс, при помощи которых либо выявляют проблему и пути ее решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Данный метод направлен не только на освоение конкретных знаний, или умений, но и на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающегося. Исходя из этого, его можно считать основополагающим при формировании soft компетенций.
Конечно же, для выпускников школ, студентов, практикантов навыки soft компетенций являются приоритетными, так как повышают эффективность учебы, работы и взаимодействия с другими людьми. К этим навыкам относятся: управление личным развитием, умение грамотно управлять своим временем, умение убеждать, навык ведения переговоров, искусство доказывать, опровергать, лидировать, руководить. Однако процесс их формирования довольно длительный и требует постоянной работы в этом направлении.
В начале обучения у обучающихся объединения «Биоквантум» коммуникативные навыки, креативное мышление, умение работать в команде были очень слабо развиты.
В процессе обучения, стабильной работы над задачами кейсов постепенно сформировались так необходимые выпускникам soft компетенции.
Использование образовательных кейсов на учебных занятиях позволило формировать у обучающихся основные soft компетенции:
1. Коммуникация, под ней понимается передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. В блок коммуникации входят такие важные навыки как деловое общение – умение вести переговоры, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей; так ораторское искусство – умение понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей.
Для формирования этих навыков, например, во время работы над кейсом «Животные живого уголка», обучающимся нужно договориться: кто какое животное возьмет под опеку, распределить обязанности по уходу за питомцем; убедить остальных ребят следовать правилам памятки по содержанию определенной группы животных.
Коммуникация в будущем поможет обучающимся налаживать контакты между людьми, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи.
2. Критическое мышление – способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами и сформулировать сильные аргументы.
В данном случае в «Биоквантуме» можно использовать кейс «Плесневые грибы», работая над задачами которого ребята выясняют пользу или вред приносят они людям, учатся рационально мыслить и принимать верные решения в повседневной жизни.
3. Эмоциональный интеллект – способность понимать эмоции, мотивацию, намерения свои и других людей. Навык помогает решать практические задачи, принимать решения и строить коммуникацию с другими людьми.
В качестве примера можно привести кейс «Организм человека», одной из главных задач которого является познание самого себя, причем не только с точки зрения анатомии и физиологии человека, но и с психологической стороны. Для обучающихся это своеобразный тренинг - оказывая первую медицинскую помощь при различных видах травм проверяется стрессоустойчивость в жизненных ситуациях. Зная особенности функционирования своего организма, «понимая себя», ребята стремятся не только бережнее относится к своему здоровью, но и к здоровью своих близких, то есть «понять другого».
4. Экологическое мышление – это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете.
Для формирования данного навыка можно предложить кейс «Удивительный мир бактерий». Решая проблему кейса дети выясняют, что бактерии являются частью нашей жизни, живут во всех средах и не только вызывают заболевания у животных и человека, но и приносят огромную пользу живым организмам как симбионты. Это помогает ребятам осознавать себя как часть природы и понимать взаимосвязи в живой природе.
Одним из моментов данного кейса является разработка мини-проектов «Бактерии – возбудители заболеваний», которые позволяют больше узнать о разнообразии бактерий, мерах профилактики заболеваний и сохранении здоровья. Это позволяет формировать важные навыки – управление проектами, и временем, умение работать в команде, которые среди soft компетенций являются самыми необходимыми.
При использовании образовательных кейсов в учебном процессе педагог разрабатывает кейс, предлагает его решить обучающимся, которые обозначают цель, сроки, этапы реализации проекта, выступает в роли наставника на всех этапах решения образовательного кейса, направляет обучающихся, помогает им при необходимости, следит за правильностью формирования необходимых soft компетенций.
В результате работы над решением разнообразных кейсов по данным диагностики знаний, умений и навыков, участия и результативности обучающихся в конкурсах исследовательских работ и проектов, в тематических интеллектуальных конкурсах разного уровня, у обучающихся объединения «Биоквантум» сформировались наиболее востребованные для старшеклассников soft компетенции.
Стоит отметить хорошо развитые навыки межличностного общения: дети могут легко устанавливать контакт с собеседником, проявляют лидерские качества, умеют доказывать свою точку зрения, вести диалог.
Ребята научились находить необходимую для них информацию из различных источников и анализировать ее, работать с big данными, структурировать полученные сведения.
Этот опыт помогает обучающимся реализовывать исследовательскую и проектную деятельность, качественно готовиться к экзаменам и поступать в запланированные ВУЗы по медицинским, биологическим специальностям.