Использование педагогического потенциала дошкольной литературы в целях приобщения воспитанников к культурному наследию региона
«... быт народа, его жизнь, нравственные понятия, русская душа и лукавый ум». (В. Г. Белинский.)
Литература входит в жизнь человека с самого раннего возраста и сопровождает его всю жизнь. Она играет огромную роль в формировании личности ребенка. Детская литература способствует созданию благоприятного климата развития детей, творческому воображению, усвоению норм культуры поведения, общечеловеческих и духовных ценностей.
У каждого народа есть свои традиции и обычаи, обряды, которые отражают в своих произведениях писатели и поэты. Наш регион не исключение -многочисленое количество писателей Мордовского края выпустили в свет произведения о своём народе и особенностях родного края. Яркими представителями являются Яков Максимович Пинясов, Максим Афанасьевич Бябин, Громыхин Алексей Александрович и многие другие.
Читая произведения этих авторов мы знакомимся с историей своего региона, национальными особенностями и элементами одежды. Так же узнаем о красивых традициях мордовского народа.Главной задачей автора является передача опыта и культурного наследия последующему поколению. Несомненно приобщение к истории России, края или региона начинается с дошкольного возраста. Рассмотрим подобного рода произведения на примере мордовского автора Якова Яковлевича Кулдуркаева «Эрьмезь» («Сказка о далеком прошлом») Я. Я. Кулдуркаев родился 22 октября 1894 года в селе Лобаски Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Атяшевский район Республики Мордовия).В своей оригинальной поэме-легенде автор ярко показал историю мордовского народа. Произведение не только знакомит нас с историей, но и обычаями и разными божествам мордвы одного из народов «Эрьзя»: «— Недалёк тот день, скор да явен час,
Ожидает Паз на моленье нас.
Богу богово вознесём в мольбах..» В данном отрывке показано, что мордва верили в разных Божеств ,одним из которых является Пургине-паз –это бог грома ,здоровья, он выступает в качестве защитника природы ,животных и заповедной рыбы. На моление ходили всем селом это видно из отрывка « Вот отправилось на моление
Всё эрзянское поселение!
Ко репешти всяк — стар да мал, идёт,
Словно муравьи, копошится сход» Помимо истории и линии любви дети могут узнать о божествах и ритуалах моления мордвы много лет назад. Посколько мордва –язычники в прошлом, Божеств существовало разнообразное количество. Ребенку будет интересно узнать о каждом из них. Мамы читая своим детям данного рода поэмы вовлекают их в мир мордовской культуры. Услышав строки о разных божествах ребенок невольно заинтересуется подобными произведениями .Всё больше и больше будет затягивать юного читателя в Фольклорный мир Мордовского края. Также одним из ярких произведений является повесть Якова Максимовича Пинясова «Шумный брат». Я. М. Пинясов –мордовский писатель, журналист, актёр театра и кино. В повести рассказывается о жизни обычного мордовского мальчика. Была у него только бабушка ,которая воспитывала юного Сашу одна: «…Но в одну тёмную ноченьку нашёл старик под берёзкой подкидыша. Жалостно пищал он. Как птенчик, выпавший из гнезда. Обрадовались ему старики, назвали Сашком и стали воспитывать. … » Весь рассказ пропитан добрыми и поучительными историями о Саше и его друзьях. Иногда мелькают строчки о быте и особенностях нарядов мордвы: «…Надия вошла в класс такая нарядная, что хотелось зажмуриться. Мордовский костюм сверкал на ней красными узорами и яркими блёстками. На шее бусы. Вокруг лица пушились, играли радугой селезнёвые пёрышки.» Детям было бы интересно узнать о жизни и истории мальчика, о том как одевались мордва ,как жили , и как учились. Ведь всё таки интересно как проходило обучение у мордвы. Изначально у мордовского народа не было письменности, но вскоре она стала появляться и детей обучали грамоте, об этом говорится в произведении: «А Надия объяснила, что она рассказывает нам, как мы будем учиться по русскому букварю, подставляя под каждым русским словом свои слова, пока не получим буквари на родном языке.
Прежде у мордвы не было своей письменности, а теперь она будет!»
Также в книге говорится как важно знать и русский язык и не забывать свой родной мордовский: «Зачем мне учиться по-мордовски? Отец мне велел хорошо узнать русский!
— А затем, чтобы хорошо знать два языка, — улыбнулась ему тётя Надия. — Все мордовские ребятишки будут учить не только мокшанский, но и русский язык. Неужели ты хочешь быть отсталым?»
Автор хотел передать в своем произведении жизнь мордвы и не просто взрослого человека, а такого же ребёнка который также познаёт мир как и читатель или слушатель, однако который знакомит его с обычаями и историей своего народа.
Но узнать историю и самобытность региона можно не только читая сказки мордовских авторов, но и сказки придуманные народом, передаивающиеся из уст в уста.Читая их, мы прививаем детям с ранних лет любовь к родине, к своей земле и народу живущему на ней. В мордовском фольклоре не мало места уделяется описанию национальных обрядов, одежды, приборов быта, богов.В нихтак же отражены уникальные традиции и опыт творчества.
Например в народной сказке «Сыре-варда» описывается национальный наряд девушки: « Нарядила её мать в белую рубашку, красным шёлком расшитую, надела на неё белый шушун (верхняя женская одежда вроде рубахи, сарафана), золотыми блёстками разукрашенный, вышитый шёлком да бисером, кумачовым кушаком подпоясала, в косы вплела ленту алую, на шею надела ожерелье из блестящих монеток, голову платочком покрыла малиновым.»
Читая сказку, дети узнают как одевались их предки. Их традиции и обряды. Благодаря этому осуществляется преемственность поколений, которую нельзя разрывать. Эту связь нужно поддерживать, это важное звено между прошлым, настоящим и будущим, когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее. С помощью преемственности из рода в род передаются семейные традиции, культурное прошлое, социальные ценности.
В сказке отражается уважительное отношение к старшим рода, к семейным ценностям: «...бессильна злая ведьма, пока на груди молодой девушки не высохли слезы матери, отправляющей ее в дальний путь.»
В сказках заключена мудрость народа. Да, в мире много зла, пороков, бед. Но жизнь держится на добре и справедливости, любви и дружбе, труде и добросовестности, честности и ответственности перед ближними. Этому и учат сказки. Только добрый человек, умеющий любить, дружить может быть счастлив. Зло разрушает человека, даже если он с этим не согласен.
Мордовские народные сказки учат детей и взрослых тому, что добро всегда побеждает зло. Но необходимо знать, что путь к победе может быть очень долог и тяжел. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - то все получится. Мордовские народные сказки - это огромный мир, где своя жизнь и свои законы.
Книга должна быть лучшим другом ребёнка ,особенно та которая повествует о родном крае, в нашем случае о Республике Мордовия. Множество писателей,уроженцев выпустили в свет произведения с которыми должен познакомится каждый ребёнок. Несомненно сначала с уст матери ,а после и сам начнёт интересоваться культурным наследием Мордовии. Предложенные выше авторы и произведения можно использовать в качестве домашнего чтения ,когда один из родителей читает ,в это время ребёнок выступает в качестве слушателя. Важным аспектом является акцентирование внимания на моментах, где описывается быт или особенность обряда мордвы. Важно чтобы ребёнок обратил на это внимание и проявил интерес в следующий раз. Книги данного характера можно использовать не только в качестве домашнего чтения ,но и чтения в детском саду. Литературу можно импользовать в качестве основы театральной постановки или конкурса на лучший костюм народов Мордовии. Главное целью является формирование знаний о культуре мордовского народа у детей дошкольного возраста.