Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. "Использование педагогического потенциала дошкольной литературы в целях приобщения воспитанников к культурному наследию региона"

"Использование педагогического потенциала дошкольной литературы в целях приобщения воспитанников к культурному наследию региона"

Книга должна быть лучшим другом ребёнка ,особенно та которая повествует о родном крае, в нашем случае о Республике Мордовия. Множество писателей,уроженцев выпустили в свет произведения с которыми должен познакомится каждый ребёнок. Несомненно сначала с уст матери ,а после и сам начнёт интересоваться культурным наследием Мордовии. Предложенные выше авторы и произведения можно использовать в качестве домашнего чтения ,когда один из родителей читает ,в это время ребёнок выступает в качестве слушателя. Важным аспектом является акцентирование внимания на моментах, где описывается быт или особенность обряда мордвы. Важно чтобы ребёнок обратил на это внимание и проявил интерес в следующий раз.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Литература, Развитие речи

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Использование педагогического потенциала дошкольной литературы в целях приобщения воспитанников к культурному наследию региона

«... быт народа, его жизнь, нравственные понятия, русская душа и лукавый ум». (В. Г. Белинский.)

Литература входит в жизнь человека с самого раннего возраста и сопровождает его всю жизнь. Она играет огромную роль в формировании личности ребенка. Детская литература способствует созданию благоприятного климата развития детей, творческому воображению, усвоению норм культуры поведения, общечеловеческих и духовных ценностей.

У каждого народа есть свои традиции и обычаи, обряды, которые отражают в своих произведениях писатели и поэты. Наш регион не исключение -многочисленое количество писателей Мордовского края выпустили в свет произведения о своём народе и особенностях родного края. Яркими представителями являются Яков Максимович Пинясов, Максим Афанасьевич Бябин, Громыхин Алексей Александрович и многие другие.

Читая произведения этих авторов мы знакомимся с историей своего региона, национальными особенностями и элементами одежды. Так же узнаем о красивых традициях мордовского народа.Главной задачей автора является передача опыта и культурного наследия последующему поколению. Несомненно приобщение к истории России, края или региона начинается с дошкольного возраста. Рассмотрим подобного рода произведения на примере мордовского автора Якова Яковлевича Кулдуркаева «Эрьмезь» («Сказка о далеком прошлом») Я. Я. Кулдуркаев родился 22 октября 1894 года в селе Лобаски Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Атяшевский район Республики Мордовия).В своей оригинальной поэме-легенде автор ярко показал историю мордовского народа. Произведение не только знакомит нас с историей, но и обычаями и разными божествам мордвы одного из народов «Эрьзя»: «— Недалёк тот день, скор да явен час,

Ожидает Паз на моленье нас.

Богу богово вознесём в мольбах..» В данном отрывке показано, что мордва верили в разных Божеств ,одним из которых является Пургине-паз –это бог грома ,здоровья, он выступает в качестве защитника природы ,животных и заповедной рыбы. На моление ходили всем селом это видно из отрывка « Вот отправилось на моление

Всё эрзянское поселение!

Ко репешти всяк — стар да мал, идёт,

Словно муравьи, копошится сход» Помимо истории и линии любви дети могут узнать о божествах и ритуалах моления мордвы много лет назад. Посколько мордва –язычники в прошлом, Божеств существовало разнообразное количество. Ребенку будет интересно узнать о каждом из них. Мамы читая своим детям данного рода поэмы вовлекают их в мир мордовской культуры. Услышав строки о разных божествах ребенок невольно заинтересуется подобными произведениями .Всё больше и больше будет затягивать юного читателя в Фольклорный мир Мордовского края. Также одним из ярких произведений является повесть Якова Максимовича Пинясова «Шумный брат». Я. М. Пинясов –мордовский писатель, журналист, актёр театра и кино. В повести рассказывается о жизни обычного мордовского мальчика. Была у него только бабушка ,которая воспитывала юного Сашу одна: «…Но в одну тёмную ноченьку нашёл старик под берёзкой подкидыша. Жалостно пищал он. Как птенчик, выпавший из гнезда. Обрадовались ему старики, назвали Сашком и стали воспитывать. … » Весь рассказ пропитан добрыми и поучительными историями о Саше и его друзьях. Иногда мелькают строчки о быте и особенностях нарядов мордвы: «…Надия вошла в класс такая нарядная, что хотелось зажмуриться. Мордовский костюм сверкал на ней красными узорами и яркими блёстками. На шее бусы. Вокруг лица пушились, играли радугой селезнёвые пёрышки.» Детям было бы интересно узнать о жизни и истории мальчика, о том как одевались мордва ,как жили , и как учились. Ведь всё таки интересно как проходило обучение у мордвы. Изначально у мордовского народа не было письменности, но вскоре она стала появляться и детей обучали грамоте, об этом говорится в произведении: «А Надия объяснила, что она рассказывает нам, как мы будем учиться по русскому букварю, подставляя под каждым русским словом свои слова, пока не получим буквари на родном языке.

Прежде у мордвы не было своей письменности, а теперь она будет!»

Также в книге говорится как важно знать и русский язык и не забывать свой родной мордовский: «Зачем мне учиться по-мордовски? Отец мне велел хорошо узнать русский!

— А затем, чтобы хорошо знать два языка, — улыбнулась ему тётя Надия. — Все мордовские ребятишки будут учить не только мокшанский, но и русский язык. Неужели ты хочешь быть отсталым?»

Автор хотел передать в своем произведении жизнь мордвы и не просто взрослого человека, а такого же ребёнка который также познаёт мир как и читатель или слушатель, однако который знакомит его с обычаями и историей своего народа.

Но узнать историю и самобытность региона можно не только читая сказки мордовских авторов, но и сказки придуманные народом, передаивающиеся из уст в уста.Читая их, мы прививаем детям с ранних лет любовь к родине, к своей земле и народу живущему на ней. В мордовском фольклоре не мало места уделяется описанию национальных обрядов, одежды, приборов быта, богов.В нихтак же отражены уникальные традиции и опыт творчества.

Например в народной сказке «Сыре-варда» описывается национальный наряд девушки: « Нарядила её мать в белую рубашку, красным шёлком расшитую, надела на неё белый шушун (верхняя женская одежда вроде рубахи, сарафана), золотыми блёстками разукрашенный, вышитый шёлком да бисером, кумачовым кушаком подпоясала, в косы вплела ленту алую, на шею надела ожерелье из блестящих монеток, голову платочком покрыла малиновым.»

Читая сказку, дети узнают как одевались их предки. Их традиции и обряды. Благодаря этому осуществляется преемственность поколений, которую нельзя разрывать. Эту связь нужно поддерживать, это важное звено  между прошлым, настоящим и будущим, когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее. С помощью преемственности из рода в род передаются семейные традиции, культурное прошлое, социальные ценности.

В сказке отражается уважительное отношение к старшим рода, к семейным ценностям: «...бессильна злая ведьма, пока на груди молодой девушки не высохли слезы матери, отправляющей ее в дальний путь.»

В сказках заключена мудрость народа. Да, в мире много зла, пороков, бед. Но жизнь держится на добре и справедливости, любви и дружбе, труде и добросовестности, честности и ответственности перед ближними. Этому и учат сказки. Только добрый человек, умеющий любить, дружить может быть счастлив. Зло разрушает человека, даже если он с этим не согласен.

Мордовские народные сказки учат детей и взрослых тому, что добро всегда побеждает зло. Но необходимо знать, что путь к победе может быть очень долог и тяжел. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - то все получится. Мордовские народные сказки - это огромный мир, где своя жизнь и свои законы.

Книга должна быть лучшим другом ребёнка ,особенно та которая повествует о родном крае, в нашем случае о Республике Мордовия. Множество писателей,уроженцев выпустили в свет произведения с которыми должен познакомится каждый ребёнок. Несомненно сначала с уст матери ,а после и сам начнёт интересоваться культурным наследием Мордовии. Предложенные выше авторы и произведения можно использовать в качестве домашнего чтения ,когда один из родителей читает ,в это время ребёнок выступает в качестве слушателя. Важным аспектом является акцентирование внимания на моментах, где описывается быт или особенность обряда мордвы. Важно чтобы ребёнок обратил на это внимание и проявил интерес в следующий раз. Книги данного характера можно использовать не только в качестве домашнего чтения ,но и чтения в детском саду. Литературу можно импользовать в качестве основы театральной постановки или конкурса на лучший костюм народов Мордовии. Главное целью является формирование знаний о культуре мордовского народа у детей дошкольного возраста.

 

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Книга должна быть лучшим другом ребёнка ,особенно та которая повествует о родном крае, в нашем случае о Республике Мордовия. Множество писателей,уроженцев выпустили в свет произведения с которыми должен познакомится каждый ребёнок. Несомненно сначала с уст матери ,а после и сам начнёт интересоваться культурным наследием Мордовии. Предложенные выше авторы и произведения можно использовать в качестве домашнего чтения ,когда один из родителей читает ,в это время ребёнок выступает в качестве слушателя. Важным аспектом является акцентирование внимания на моментах, где описывается быт или особенность обряда мордвы. Важно чтобы ребёнок обратил на это внимание и проявил интерес в следующий раз.
0 ₽