Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Математика
  3. "Использование схемы при обучении решению задач в начальной школе"

"Использование схемы при обучении решению задач в начальной школе"

Решение текстовых задач – важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Однако практика показывает, что решение текстовых задач представляет большие трудности для обучающихся, так как дети не все хорошо ориентируются в тексте задачи, в ее условии и требовании. Статья поможет начинающему учителю простроить работу над решением задач с использованием схемы.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Математика

Категория

Математика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Баранович

Татьяна Николаевна

учитель начальной школы

МАОУ «СОШ №216» г. Новосибирска

Использование схемы при обучении решению задач в начальной школе.

ФГОС начального общего образования выдвигает новые требования к подготовке младшего школьника. Особого внимания заслуживает направление, связанное с формированием метапредметной готовности обучающихся, которая предполагает овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться. К подобным компетенциям относится способность применять различные средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Таким образом, можно вести речь о целенаправленном развитии у обучающихся умений, связанных с применением моделей и моделирования. Очевидно, что именно математика обладает тем потенциалом, благодаря которому эти умения формируются и совершенствуются.

Решение текстовых задач – важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Однако практика показывает, что решение текстовых задач представляет большие трудности для обучающихся, так как дети не все хорошо ориентируются в тексте задачи, в ее условии и требовании.

Текстовая задача – это словесная модель некоторого явления, чтобы решить такую задачу, надо перевести её на язык математических действий, т.е. построить её математическую модель.

Решение любой задачи – процесс сложной умственной деятельности. Реальные объекты и процессы в задаче бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение и исследование модели как мощного орудия познания.

В своей работе я использую приём, позволяющим научить детей решению текстовых задач, и это метод моделирования.  Уровень овладения моделированием должен занимать особое и главное место в формировании умения решать задачи.

Считаю, что система работы над текстовыми задачами методом моделирования открывает новые возможности для развития интереса к математике, логического мышления младших школьников. На необходимость использования моделирования в учебной деятельности указали в своих работах психологи П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.

Существуют различные модели задач: опорные слова, таблицы, схемы, рисунки. Насколько быстро ответит на вопрос задачи ученик, найдет возможные варианты решения, зависит от удачного выбора модели. Используя модель, дети самостоятельно приступают к разбору задачи и поиску различных вариантов ее решения.

Для того чтобы обучающиеся самостоятельно смогли осмыслить текст задачи и разобраться в тех связях и зависимостях, которые в нем даны, необходимо выполнение схематического рисунка в виде отрезков, который является эффективным способом решения многих арифметических задач.

На примере хочу показать использование схемы при работе над задачей на уроке в 1 классе.

Рассмотрим задачу из учебника «Математика» 1 класс. В 2-х частях - Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. «На столе стояли две вазы, в них лежали груши. В одной вазе лежало 7 груш, в другой 5 груш. Сколько всего груш лежала в двух вазах?».

Проводится беседа по вопросам учителя.

- Ребята, что такое задача? Из чего состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ).

- О чем говорится в данной задаче? (О грушах).

- Давайте, прочитаем условие данной задачи.

- Сколько ваз стояло на столе? (Две)

- Известно ли точное количество груш, лежащих в этих двух вазах? (Да)

- На какой вопрос нам нужно ответить? (Сколько всего было груш в двух вазах?)

- Скажите, нам нужно целое или часть? (Целое)

- Можно ли при помощи отрезков обозначить условие задачи? (Да)

- Начертим один отрезок, это одна тарелка и укажем, что в ней лежало 7 груш.

Чертим отрезок. Очень часто дети строят отрезок по количеству клеточек. Учитель должен сразу спросить: «Ребята, а если клеточек будет не хватать, тогда как быть?» Тогда учитель должен сказать, что условно договариваемся обозначать величины отрезком небольшой длины).

- Дугой покажем, что этот отрезок обозначает 7 груш. Этим мы обозначили количество груш, которые лежали на одной тарелке.

- А что сказано о количестве груш, лежащих на другой тарелке? (Их было 5).

- А как теперь это показать на нашем отрезке? (Т.к. мы находим сколько всего, то мы должны найти целое по двум известным частям, поэтому отрезки соединяем).

Очень важно, чтобы дети соотнесли текст со схемой. Указали на каждую известную часть, показали наглядно руками, где количество груш первой вазы и где количество груш второй вазы, а также где вопрос задачи.

На последующих уроках отрабатывается решение аналогичных задач с построением схемы.

Систематическое использование моделирования в виде схемы обеспечивает более качественный анализ задачи, осознанный и обоснованный выбор необходимого арифметического действия и предупредит многие ошибки в решении задач обучающимися. Дети легко справляются с решением задач на увеличение, на уменьшение, на нахождение неизвестной величины, на разностное сравнение используя схему. Им это интересно, они учатся анализировать, сравнивать, развивается логическое мышление и интерес к уроку математики.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Решение текстовых задач – важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Однако практика показывает, что решение текстовых задач представляет большие трудности для обучающихся, так как дети не все хорошо ориентируются в тексте задачи, в ее условии и требовании. Статья поможет начинающему учителю простроить работу над решением задач с использованием схемы.
0 ₽