Использование технологии сотрудничества
в трудовой сфере
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. В процессе труда развиваются разнообразные способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В совместной трудовой деятельности можно выделить целый ряд воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личность; коллектива на коллектив. У школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Таким образом, ребёнок вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе своих товарищей. Следовательно, работа и обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха, овладеть определенными знаниями только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.
Приведу примеры сотрудничества и основные виды деятельности младших школьников. В какие виды труда необходимо вовлекать ребят?
I) Широкое применение технологии сотрудничества происходит во время трудовой деятельности учащихся, связанной с учебными занятиями.
Начиная с первого класса, мы с ребятами занимались изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий, например: таблиц, картин, гербариев, коллекций, простейших моделей и т.д.
Остановлюсь подробнее на организации урока технологии. На первых уроках, с применением технологии сотрудничества, я проводила работу в парах. Во втором классе уже комплектую небольшие группы, по 3-4 человека. Стараюсь, чтобы в группу вошли ученики:
с разными учебными возможностями;
мальчики и девочки.
Обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, такие ученики будут дополнять друг друга. Сильные ученики в этом случае успевают не только сами выполнить свою часть работы, но и оказать помощь товарищам, наблюдать за их работой, предупредить появление у них ошибок. В результате они и сами глубже проникают в материал.
Пример.
На уроке технологии "Лепка из пластилина" даю группам, состоящим из 3-5 человек, задание: "Изготовить композицию по сказке "Колобок.
Роли членов группы и содержание их деятельности может быть следующим:
- ведущий (1 чел) предлагает общую композицию: какой фрагмент сказки будет представлен в композиции; какие фигурки в какой позе, с каким настроением следует вылепить; продумывает расположение фигурок на листе; распределяет изготавливаемые изделия по исполнителям;
- исполнители (1-5чел) изготавливают отдельные композиции;
- декоратор (1 чел) украшает лист; укрепляет на нем изготовленные фигурки.
Другие группы могут получить такое же или другое задание. Если задание было одинаковое для всех групп, то, естественно, группы имеют право выбрать разные эпизоды сказки или создать свою собственную композицию по одному и тому же эпизоду. В этом случае при подведении итогов работы интересно будет сравнить результаты различных групп. Возможен и другой вариант: группам предлагаются разные сказки. В этом случае выбор сказки может осуществляться по жребию.
Данное задание полностью обеспечивает взаимозависимость членов группы. В самом деле, при его выполнении ученики связаны:
- единым результатом - создать общую композицию;
- общими ресурсами - один лист на группу;
- распределением ролей - каждый ребенок отвечает за свой участок работы, но согласует его с остальными;
- общей оценкой.
II) В настоящее время, в учебной деятельности получил распространение метод проектов, который я использую в своей практике. Он способствует достижению различных педагогических целей, в том числе формированию умений и навыков работы в сотрудничестве:
- умению коллективного планирования;
- взаимодействию с любым партнером;
- взаимопомощи в группе, при решении общих задач;
- навыкам делового партнерского общения;
- умению находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
III) Сотрудничество в трудовой сфере широко представлено в процессе выполнения детьми различных поручений. В начале года провожу классный час на тему « Распределение поручений в классе ». Ребята определили какие поручения они хотели бы выполнять. Сформировались группы. У нас в классе работают:
- санитарная группа;
- творческая группа;
- дежурная группа;
- художественная;
- группа консультантов.
Одним поручается подготовить оформление помещения к празднику, другим – организовать выставку юмористических рисунков, третьим – навести порядок и чистоту в школе, четвертым – изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все заняты конкретными делами, в классе поддерживается бодрое трудовое настроение. Дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их потребностей в новых видах труда и практической деятельности.
Постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам, ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе и в жизни привычку к трудовому усилию.
IV) Начиная с первого класса, даже с подготовительного, стараюсь научить детей ухаживать за своими вещами, рабочим местом, бережно относиться к учебным принадлежностям, школьной мебели. Это способствует формированию навыков самообслуживания. Вначале это бывает простейшая работа, затем сфера трудовых дел ребёнка расширяется. Дети с удовольствием помогают друг другу. В нашем классе составлены правила взаимопомощи:
1. Оказывай посильную помощь другому, если он тебя просит об этом (ему трудно справиться самому, или он что-то не умеет).
2. Будь внимателен к другим, замечай, кому нужно помочь (ему приятно, он рад; один не справится).
3. Будь добрым по отношению к малышам и сверстникам (они так же отнесутся и к тебе).
4. Старайся сам во всем быть самостоятельным, но, если почувствуешь, что одному не справиться, принимай с благодарностью помощь другого (но никогда на нее не надейся).
Развитие навыков самообслуживания и взаимопомощи играет важную роль при формировании нравственных качеств ребёнка.
V) Ребята моего класса принимают участие в школьных, муниципальных, всероссийских конкурсах. Работая в группах, в сотрудничестве с родителями создают поделки, рисунки, презентации. Такая работа вызывает большой интерес, желание проявить себя. Ребенок хочет увидеть свою востребованность окружающими, получить от них моральную поддержку. Еще ему важно знать, что он является частью коллектива, иметь возможность сравнивать свои достижения с успехами других, ощущать дух соревнования. Получая награды, дети радуются своим успехам и успехам своих товарищей, что стимулирует их к дальнейшей трудовой деятельности. Если у меня в начале первого класса было пять активных семей, участвующих в конкурсах, то сейчас в эту работу вовлечена большая часть.
VI) Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории.
В этой работе принимают участие учащиеся с 1 класса, привлекаются родители. Детям нравится работать совместно со старшими. Совместный труд сближает, ученики воспринимают взрослых, скорее, как старших и более опытных наставников. Это повышает их самооценку, стимулирует потребность в труде.
Вывод:
Применение технологии сотрудничества в начальной школе оправдывает себя . В условиях совместной работы наиболее полно и отчётливо раскрывается система отношений каждого ученика к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет каждому ребёнку оставаться пассивным к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, взаимопонимание, преодоление замкнутости. В результате совместной работы мои ребята стали раскованнее на уроках в своих высказываниях, пропала боязнь сказать неверно. Улучшился психологический климат в коллективе, укрепилась дружба в классе.