Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. Авторы описывают шаги алгоритма, которые необходимо выполнить для подготовки и проведения занятий с использованием опытов и экспериментов.

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Смирнова Светлана Николаевна, методист

МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы

Барышева Вероника Сергеевна, педагог дополнительного образования

МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы

В статье рассматриваются особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. Авторы описывают шаги алгоритма, которые необходимо выполнить для подготовки и проведения занятий с использованием опытов и экспериментов.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, опыт, эксперимент, экспериментирование.

Мы живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи непонятны нашим детям, и только мы можем научить понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Ребенок очень любознателен.Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

Подвижный и активный ребенок задает огромное количество вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов.

  Об исследовательской деятельности написано много трудов. Авторы статей (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков; А. В. Леонтович; Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов; Н. А. Короткова; О. Л. Князева; О. В. Дыбина) рассматривают познавательно-исследовательскую деятельность с разных позиций, например как:

- познавательную активность [1] ;

- интеллектуально-творческую деятельность [2];

-самостоятельную особую деятельность со своими познавательными мотивами [6];

- фактор для развития познавательной и личностной сфер ребёнка [3];

- средство развития лидерского потенциала [5] и т.п.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности [3].

 Поэтому, научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Для дошкольного возраста характерны тысячи «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» и т.п. Для того, чтобы ответить на все вопросы и существует детское исследование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов.

Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу, получить результат и лучше усвоить изучаемый материал. А педагог должен создать условия для формирования правильного детского мировоззрения.

Студия раннего развития «Колокольчик» работает по программе «Росток +». Одна из задач программы - формировать различные знания об окружающем мире и социальной среде посредством экспериментальной и исследовательской деятельности; стимулировать коммуникативную, познавательную, исследовательскую, игровую активность детей в различных видах деятельности.

Для решения этих задач были разработаны занятия в лаборатории «Почемучка», где дети включаются в познавательно-исследовательскую деятельность через проведение опытов и экспериментов при изучении следующих тем:

- «Волшебница вода» (проведение опытов по изучению свойств воды);

- «Воздух» (опыты «Поймай воздух», «Какой шарик тяжелее?»);

- «У природы нет плохой погоды» (опыт «Как рождается дождь);

- «Дом, в котором мы живем» (опыты «Вулкан», «Вечная мерзлота»);

- «Скатерть-самобранка» (опыты с сахаром и солью) и т.п.

Что должен знать и уметь педагог, готовясь к занятию с демонстрацией опытов и экспериментов?

1.Уметь грамотно спланировать свою деятельность (отобрать познавательный по содержанию материал, соответствующий возрасту детей).

2. Проработать исследовательский цикл, соблюдая правила техники безопасности.

3. Поставленная задача должна быть достаточно трудна и в то же время доступна детям.

4. Необходимо опираться на уже имеющиеся знания ребенка, организовать его разнообразную самостоятельную практическую деятельность, направленную на реализацию познавательного интереса к исследованию.

Примерная структура занятия – экспериментирования [2]

  1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации (это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать).

Для создания проблемных ситуаций педагог может использовать следующие методические приёмы:

- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- предложить детям рассмотреть явление с разных позиций;

- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам и т.п.

  1. Целеполагание(учащиеся с помощью педагога предлагают варианты решения проблемы, приходят к мнению, что нужно провести исследование)

  2. Выдвижение гипотез (учащиеся размышляют о том, как можно сделать тот или иной процесс (явление) зримым)

  3. Проверка гипотез (отбор оборудования, размещение его в зоне исследования; уточнение правил техники безопасности; распределение детей на подгруппы; проведение опыта (эксперимента, наблюдения)

  4. Анализ полученных детьми результатов исследования.

  5. Формулировка выводов

Подробно структуру занятия можно рассмотреть на примере учебного занятия по теме «Что плавает - что тонет. Плавание и погружение сплошных тел» в лаборатории «Почемучка» СРР «Колокольчик».

Направленность

Социально-гуманитарная

Год обучения

Второй

Тема занятия

Что плавает – что тонет. Плавание и погружение сплошных тел

Цели занятия

Образовательные:

  • познакомить учащихся с предметами, которые держатся на воде и предметами, которые тонут, через исследовательскую деятельность;

  • научить проводить исследование и заполнять исследовательские листы;

  • научить обобщать и систематизировать знания.

Развивающие:

  • организовать работу по развитию исследовательских способностей и совершенствованию мыслительных операций учащихся.

  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умение взаимодействовать в группах.

  • развивать пространственное мышление;

  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитывающие:

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу;

  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Технологии, методы

Технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности

Термины и понятия

Исследование, погружение и плавание сплошных тел, исследовательские листы, спиртовка.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Учащиеся познакомятся с предметами, которые плавают и предметами, которые тонут; научатся проводить исследование и фиксировать результаты в исследовательских листах.

Метапредметные результаты

Учащиеся получат возможность научиться проводить исследование самостоятельно; работать в группах; управлять своей деятельностью; обобщать и систематизировать свои знания, применять их на практике.

Организация пространства

Форма работы

Ресурсы

Фронтальная, работа в группах

Беседа, подводящий диалог; практическая работа (исследование), конструирование.

Оборудование: емкости с водой, предметы для погружения, спиртовка, листы исследований, наглядный материал, маркеры.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Содержание этапа

(технологии, методы, приемы, средства)

Деятельность

педагога

Деятельность учащихся

Результаты

Организационный этап.

Задачи:

- создать положительную

эмоциональную атмосферу в детском коллективе;

- настроить на плодотворную работу.

Создание педагогом благоприятного микроклимата, с настроем учащихся на учебную деятельность с помощью ритуального приветствия.

Приемы: «Ритуальное приветствие»

Совместное приветствие друг друга в стихотворной форме.

Занимают места в учебной комнате за столами (по группам), произносят традиционное ритуальное приветствие в стихотворной форме.

Настрой учащихся на предстоящее занятие

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. Целеполагание.

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проанализировать степень готовности учащихся к изучению нового материала;

- научить формулировать цель занятия.

Проведение игры «Четвертый лишний» с использованием предметных картинок;

определение знаний учащихся по теме занятия (опора на опыт детей), высказывание своего мнения,

формулировка цели занятия.

Методы и приемы:

Беседа, игра «Четвертый лишний»; серия вопросов для подводящего диалога; демонстрация опыта с использованием спиртовки.

Педагог проводит игру «Четвертый лишний» с использованием предметных картинок; выясняет знания детей по теме; с помощью опыта мотивирует детей к познавательной деятельности;

с помощью подводящего диалога формулируют цель занятия.

Учащиеся играют в игру «Четвертый лишний», высказывают свою точку зрению по взаимосвязи «лишних» предметных картинок; демонстрируют свои знания о том, как прочитать невидимые чернила; наблюдают за демонстрацией опыта со спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности; с помощью педагога формулируют цель занятия.

Демонстрация знаний о тематических группах предметов, умение обобщать и анализировать; умение использовать свой опыт в определенных жизненных ситуациях; умение сформулировать цель занятия.

Основной этап.

Самостоятельные лабораторные исследования. Выдвижение и проверка гипотез.

Задачи:

- научить выдвигать гипотезу (предположение) и проверять ее на практике (через исследование);

- научить соблюдать правила техники безопасности при работе с водой, острыми предметами;

- формировать поведенческие навыки;

- создавать положительный эмоциональный настрой;

- повышать интеллектуальный уровень развития детей.

Выдвижение гипотезы (предположения) о плавании и погружении предложенных предметов; проверка гипотезы с помощью исследования предметов; заполнение исследовательских листов; формулирование результатов исследования.

Технологии, методы, приемы:

технология исследовательской деятельности.

Педагог осуществляет координирующую и контролирующую функцию; помогает учащимся сделать анализ результатов исследования.

Учащиеся работают с исследовательскими листами, проверяют свои предположения на основе имеющегося опыта.

Проверяют плавучесть предметов, погружая их в контейнер с водой и раскладывая на карточки «Тонут», «Плавают», отмечают результат в исследовательских листах.

Отвечают на заданные вопросы, высказывают своё мнение.

Знание и умение работать в группе; знание правил техники безопасности; умение слушать педагога, умение работать самостоятельно и проводить исследование; умение анализировать результаты исследования.

Заключительный этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Задачи:

- сделать выводы по результатам исследования;

- уметь применять полученные знания на практике;

-выявить уровень удовлетворенности работой.

Вопросы по результатам проведенного исследования; обмен впечатлениями о проделанной работе;

развития интереса учащихся к

самостоятельной исследовательской деятельности.

Методы и приемы:

беседа, прием «Вопрос – ответ»; творческое задание «Сконструируй плот»; задание «Подари «смайлику» свою эмоцию».

Педагог совместно с учащимися делает выводы по проведенному исследованию; предлагает применить на практике полученные знания (построить плот и запустить его) и подарить «смайлику» свою эмоцию.

Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы по исследованию; конструируют плот и запускают его на воду; украшают «смайлик» своей эмоцией.

Умение анализировать изученный материал и делать выводы; умение использовать полученные знания на практике; умение делиться впечатлениями о проведённом занятии.

Это один из опытов, которые мы проводим с детьми на занятиях. Таким образом, используя технологию исследования и экспериментирования, дети через познавательно-исследовательскую деятельность постигают устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.   

Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 96 с.

2. Савенков А.И., Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара: Дом Федорова, 2010. 136 с.

3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие познавательных способностей. Ярославль: Академия развития, 2004. 32 с.

4. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 1. - С. 21-30.

5. Поддьяков Н.Н. “Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет”. СПБ. РЕЧЬ, 2010. 34-38 с.

6.А.В.Леонтович «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В статье рассматриваются особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. Авторы описывают шаги алгоритма, которые необходимо выполнить для подготовки и проведения занятий с использованием опытов и экспериментов.
0 ₽