Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Смирнова Светлана Николаевна, методист
МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы
Барышева Вероника Сергеевна, педагог дополнительного образования
МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы
В статье рассматриваются особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. Авторы описывают шаги алгоритма, которые необходимо выполнить для подготовки и проведения занятий с использованием опытов и экспериментов.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, опыт, эксперимент, экспериментирование.
Мы живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи непонятны нашим детям, и только мы можем научить понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
Ребенок очень любознателен.Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
Подвижный и активный ребенок задает огромное количество вопросов и далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребенок понял. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов.
Об исследовательской деятельности написано много трудов. Авторы статей (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков; А. В. Леонтович; Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов; Н. А. Короткова; О. Л. Князева; О. В. Дыбина) рассматривают познавательно-исследовательскую деятельность с разных позиций, например как:
- познавательную активность [1] ;
- интеллектуально-творческую деятельность [2];
-самостоятельную особую деятельность со своими познавательными мотивами [6];
- фактор для развития познавательной и личностной сфер ребёнка [3];
- средство развития лидерского потенциала [5] и т.п.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности [3].
Поэтому, научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Для дошкольного возраста характерны тысячи «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» и т.п. Для того, чтобы ответить на все вопросы и существует детское исследование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов.
Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу, получить результат и лучше усвоить изучаемый материал. А педагог должен создать условия для формирования правильного детского мировоззрения.
Студия раннего развития «Колокольчик» работает по программе «Росток +». Одна из задач программы - формировать различные знания об окружающем мире и социальной среде посредством экспериментальной и исследовательской деятельности; стимулировать коммуникативную, познавательную, исследовательскую, игровую активность детей в различных видах деятельности.
Для решения этих задач были разработаны занятия в лаборатории «Почемучка», где дети включаются в познавательно-исследовательскую деятельность через проведение опытов и экспериментов при изучении следующих тем:
- «Волшебница вода» (проведение опытов по изучению свойств воды);
- «Воздух» (опыты «Поймай воздух», «Какой шарик тяжелее?»);
- «У природы нет плохой погоды» (опыт «Как рождается дождь);
- «Дом, в котором мы живем» (опыты «Вулкан», «Вечная мерзлота»);
- «Скатерть-самобранка» (опыты с сахаром и солью) и т.п.
Что должен знать и уметь педагог, готовясь к занятию с демонстрацией опытов и экспериментов?
1.Уметь грамотно спланировать свою деятельность (отобрать познавательный по содержанию материал, соответствующий возрасту детей).
2. Проработать исследовательский цикл, соблюдая правила техники безопасности.
3. Поставленная задача должна быть достаточно трудна и в то же время доступна детям.
4. Необходимо опираться на уже имеющиеся знания ребенка, организовать его разнообразную самостоятельную практическую деятельность, направленную на реализацию познавательного интереса к исследованию.
Примерная структура занятия – экспериментирования [2]
Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации (это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать).
Для создания проблемных ситуаций педагог может использовать следующие методические приёмы:
- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- предложить детям рассмотреть явление с разных позиций;
- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам и т.п.
Целеполагание(учащиеся с помощью педагога предлагают варианты решения проблемы, приходят к мнению, что нужно провести исследование)
Выдвижение гипотез (учащиеся размышляют о том, как можно сделать тот или иной процесс (явление) зримым)
Проверка гипотез (отбор оборудования, размещение его в зоне исследования; уточнение правил техники безопасности; распределение детей на подгруппы; проведение опыта (эксперимента, наблюдения)
Анализ полученных детьми результатов исследования.
Формулировка выводов
Подробно структуру занятия можно рассмотреть на примере учебного занятия по теме «Что плавает - что тонет. Плавание и погружение сплошных тел» в лаборатории «Почемучка» СРР «Колокольчик».
Направленность | Социально-гуманитарная | ||
Год обучения | Второй | ||
Тема занятия | Что плавает – что тонет. Плавание и погружение сплошных тел | ||
Цели занятия | Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
| ||
Технологии, методы | Технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности | ||
Термины и понятия | Исследование, погружение и плавание сплошных тел, исследовательские листы, спиртовка. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные результаты Учащиеся познакомятся с предметами, которые плавают и предметами, которые тонут; научатся проводить исследование и фиксировать результаты в исследовательских листах. | Метапредметные результаты Учащиеся получат возможность научиться проводить исследование самостоятельно; работать в группах; управлять своей деятельностью; обобщать и систематизировать свои знания, применять их на практике. | ||
Организация пространства | |||
Форма работы | Ресурсы | ||
Фронтальная, работа в группах Беседа, подводящий диалог; практическая работа (исследование), конструирование. | Оборудование: емкости с водой, предметы для погружения, спиртовка, листы исследований, наглядный материал, маркеры. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Содержание этапа (технологии, методы, приемы, средства) | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результаты |
Организационный этап. Задачи: - создать положительную эмоциональную атмосферу в детском коллективе; - настроить на плодотворную работу. | Создание педагогом благоприятного микроклимата, с настроем учащихся на учебную деятельность с помощью ритуального приветствия. Приемы: «Ритуальное приветствие» | Совместное приветствие друг друга в стихотворной форме. | Занимают места в учебной комнате за столами (по группам), произносят традиционное ритуальное приветствие в стихотворной форме. | Настрой учащихся на предстоящее занятие |
Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. Целеполагание. Задачи: - активизировать познавательную деятельность учащихся; - проанализировать степень готовности учащихся к изучению нового материала; - научить формулировать цель занятия. | Проведение игры «Четвертый лишний» с использованием предметных картинок; определение знаний учащихся по теме занятия (опора на опыт детей), высказывание своего мнения, формулировка цели занятия. Методы и приемы: Беседа, игра «Четвертый лишний»; серия вопросов для подводящего диалога; демонстрация опыта с использованием спиртовки. | Педагог проводит игру «Четвертый лишний» с использованием предметных картинок; выясняет знания детей по теме; с помощью опыта мотивирует детей к познавательной деятельности; с помощью подводящего диалога формулируют цель занятия. | Учащиеся играют в игру «Четвертый лишний», высказывают свою точку зрению по взаимосвязи «лишних» предметных картинок; демонстрируют свои знания о том, как прочитать невидимые чернила; наблюдают за демонстрацией опыта со спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности; с помощью педагога формулируют цель занятия. | Демонстрация знаний о тематических группах предметов, умение обобщать и анализировать; умение использовать свой опыт в определенных жизненных ситуациях; умение сформулировать цель занятия. |
Основной этап. Самостоятельные лабораторные исследования. Выдвижение и проверка гипотез. Задачи: - научить выдвигать гипотезу (предположение) и проверять ее на практике (через исследование); - научить соблюдать правила техники безопасности при работе с водой, острыми предметами; - формировать поведенческие навыки; - создавать положительный эмоциональный настрой; - повышать интеллектуальный уровень развития детей. | Выдвижение гипотезы (предположения) о плавании и погружении предложенных предметов; проверка гипотезы с помощью исследования предметов; заполнение исследовательских листов; формулирование результатов исследования. Технологии, методы, приемы: технология исследовательской деятельности. | Педагог осуществляет координирующую и контролирующую функцию; помогает учащимся сделать анализ результатов исследования. | Учащиеся работают с исследовательскими листами, проверяют свои предположения на основе имеющегося опыта. Проверяют плавучесть предметов, погружая их в контейнер с водой и раскладывая на карточки «Тонут», «Плавают», отмечают результат в исследовательских листах. Отвечают на заданные вопросы, высказывают своё мнение. | Знание и умение работать в группе; знание правил техники безопасности; умение слушать педагога, умение работать самостоятельно и проводить исследование; умение анализировать результаты исследования. |
Заключительный этап. Подведение итогов. Рефлексия. Задачи: - сделать выводы по результатам исследования; - уметь применять полученные знания на практике; -выявить уровень удовлетворенности работой. | Вопросы по результатам проведенного исследования; обмен впечатлениями о проделанной работе; развития интереса учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности. Методы и приемы: беседа, прием «Вопрос – ответ»; творческое задание «Сконструируй плот»; задание «Подари «смайлику» свою эмоцию». | Педагог совместно с учащимися делает выводы по проведенному исследованию; предлагает применить на практике полученные знания (построить плот и запустить его) и подарить «смайлику» свою эмоцию. | Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы по исследованию; конструируют плот и запускают его на воду; украшают «смайлик» своей эмоцией. | Умение анализировать изученный материал и делать выводы; умение использовать полученные знания на практике; умение делиться впечатлениями о проведённом занятии. |
Это один из опытов, которые мы проводим с детьми на занятиях. Таким образом, используя технологию исследования и экспериментирования, дети через познавательно-исследовательскую деятельность постигают устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию.
Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 96 с.
2. Савенков А.И., Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара: Дом Федорова, 2010. 136 с.
3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие познавательных способностей. Ярославль: Академия развития, 2004. 32 с.
4. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 1. - С. 21-30.
5. Поддьяков Н.Н. “Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет”. СПБ. РЕЧЬ, 2010. 34-38 с.
6.А.В.Леонтович «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.