Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 13»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Что будет, если… Экология и экономика»
Выполнила:
ученица 3 «Б» класса
МБОУ «Лицей №13»
Закирова Амелия
Руководитель:
Косова Наталья Вадимовна
г. Троицк, 2024 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………...3
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ4
ВВЕДЕНИЕ
Вода – основа жизни на нашей планете. Вряд ли найдется человек, который не согласен с этим утверждением. Вода влияет практически на все процессы, которые происходят на планете. Трудно найти такое природное тело, которое не содержало бы воды. Даже камни содержат влагу. Для многих животных вода – это среда обитания. Растительный мир состоит из воды на 70-90%. Тело новорожденного ребенка от рождения до годовалого возраста содержит 80-85% воды. К 18 годам содержание воды уменьшается до 65-70%, а в старости до – 25%.
Когда же говорят, что водопроводную воду надо экономить, многие удивляются: «Ведь она всегда течет из крана! Лей, сколько хочешь!» Да и в России, кажется, запасы пресной воды неиссякаемы…
Наличие воды отличает нашу планету от всех других планет Солнечной системы. Мировой океан занимает площадь больше 361.000.000 км2. А это около 70% всей поверхности земного шара. Однако пресной воды на Земле всего 2,5%. Причем основная масса этой воды (70%) «законсервирована» в ледниках Антарктиды, Арктики, в вечных снегах и ледниках горных вершин, в вечной мерзлоте. А количество пресной воды, пригодной для жизни людей и других живых существ, составляет менее 1%.
Цель исследовательской работы – мотивировать людей на бережное отношение к водным ресурсам.
Задачи:
Расширить знания о воде, как о важном факторе существования жизни на Земле.
Выяснить, где теряется много воды и определить, как устранить её потери.
Провести расчёты потери воды.
Познакомить с результатами исследования одноклассников и обучающихся лицея.
Сделать выводы.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: экономия воды.
Актуальность: потребление воды возрастает с каждым годом, и через несколько лет могут возникнуть проблемы из-за того, что не будет достаточного количества воды.
Гипотеза: каждый человек может внести свой вклад в сохранение воды на планете.
Методы исследования:
сбор информации;
анкетирование;
эксперимент;
анализ;
сравнение;
обобщение.
Значение чистой воды для всего живого
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно размять лист растения в руках, и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Вода – основа жизни на нашей планете. Вряд ли найдется человек, который не согласен с этим утверждением. Вода влияет практически на все процессы, которые происходят на планете. Трудно найти такое природное тело, которое не содержало бы воды, даже камни содержат влагу. Для многих животных вода – это среда обитания. Растительный мир состоит из воды на 70-95%. Тело новорожденного ребенка от рождения до годовалого возраста содержит 80-85% воды. К 18 годам содержание воды уменьшается до 65-70%, а в старости до – 25%.
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток.
Пресная вода на планете распределена неравномерно. Сегодня Северная Азия, Средний Восток, большая часть Африки, северо-восток Мексики, большинство западных штатов Америки, Аргентина и Чили, а также практически весь Австралийский континент имеют неустойчивое водоснабжение пресной водой. Целая страна – Алжир – живет на привозной воде.
Нам стало интересно, почему же так важно экономить воду? И какие способы экономии воды существуют? Это и подтолкнуло нас к исследовательской работе.
1.2 Использование воды человеком
Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы умываемся. Вода нужна для поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, улицах. Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух в домах, где живут и работают люди.
Многие культурные растения нуждаются в дополнительной поливке. Ни одна отрасль промышленности не обходится без воды. Реки и озера издавна используются людьми для снабжения водой, орошения, рыболовства. Многие из них – важные транспортные пути. Воздвигая плотины на реках, человек научился создавать искусственные водоемы — водохранилища. В период половодий они накапливают воду, которая затем постепенно расходуется для бесперебойного обеспечения хозяйства и населения. В плотинах водохранилищ часто создают гидроэлектростанции.
Нормативы потребления воды в быту
Общепринятыми нормативами считаются следующие показатели, принятые за основу в большинстве регионов:
- Объем воды для приготовления пищи и связанные с этим затраты на одну персону – 4 литра.
- Гигиенические потребности, включая чистку зубов, мытье рук требуют расхода 6-8 литров в сутки.
- Мытье посуды нуждается в объеме от 7 до 12 литров воды в сутки для одного человека.
- Если дом оснащен ванной, то объем расходуемой воды составит 250 литров на одного человека.
- При наличии душа этот показатель колеблется из расчета 15-20 литров в минуту. То есть, для непродолжительного мыться норма расхода воды составит до 200 литров в сутки.
- На ополаскивание унитаза уходит до 15 литров.
- Стирка – для ее проведения необходимо, согласно нормативам, около 100 литров воды. (Приложение – Рис.1)
Если следовать общепринятым нормам потребления воды, то на нашу семью, состоящую из четырёх человек, потребуется примерно 1500 литров воды в день!
Нас в исследовательской работе интересовал только расход воды во время чистки зубов.
2 Практическая часть
2.1 Эксперимент-наблюдение
Каждый человек дважды в день чистит зубы. В это время из крана вытекает вода. Мы решили посчитать, сколько же воды утекает во время этой гигиенической процедуры.
Для исследования были взяты учащиеся 3, 5, 7-ых классов Лицея №13 в количестве 100 человек. Среди ребят был проведён опрос (Приложение – Рис.2), из которого мы выяснили, что 49 человек при чистке зубов не выключают кран, пока не закончат процедуру до конца, 41 человек во время процедуры периодически выключают кран, 10 человек пользуются стаканом с водой, т. е. экономно расходуют воду.
Опрос показал, что примерно 50% респондентов экономно относятся к водным ресурсам.
Для проведения расчётов нами был проведён эксперимент, во время которого мы засекали, сколько воды утечёт в канализацию за одну процедуру чистки зубов у одного человека.
2.2 Расчёты по использованию воды во время чистки зубов
Во время нашего исследования были проведены следующие расчёты:
Объём воды, которая вытекает из крана во время чистки зубов, за 1 минуту у одного человека – 7 литров.
Мы решили посчитать объём воды, которая расходуется напрасно, взяв общее количество членов семьи всех учащихся 3, 5, 7-ых классов. Всего в 100 семьях насчитывается 358 членов семьи. Если посчитать в среднем, что даже половина из них относится неэкономно к использованию воды во время чистки зубов, то получаются следующие результаты:
Средний расход воды на 1 человека | Кол-во человек (50% от общего кол-ва) | Общий ежедневный расход воды |
7 л | 179 чел. | 1253 л |
Далее мы задумались, а сколько же воды утекает напрасно, если посчитать в масштабах всего нашего лицея. Мы взяли из Сетевого города общее количество обучающихся в Лицее № 13. Их оказалось 416 человек. Среднестатистическая семья состоит из 4 человек. 50 % от этого числа – это 832 человека. Результаты вычислений представлены в таблице.
Средний расход воды на 1 человека | Кол-во человек (50% от общего кол-ва) | Общий ежедневный расход воды |
7 л | 832 чел. | 5824 л |
И посчитали в масштабах нашего города Троицка. Численность населения на 1 апреля 2024 года составляет 73.421 человек (Приложение – Рис.3). Половина этого, т.е. 50% - 33.710 человек. Результаты вычислений представлены в таблице.
Средний расход воды на 1 человека | Кол-во человек (50% от общего кол-ва) | Общий ежедневный расход воды |
7 л | 33.710 чел. | 235.970 л |
Исследование показало, что ежедневно понапрасну в масштабах нашего города утекает примерно 236.000 л воды (236 т).
Расчеты можно продолжить. Можно посчитать в масштабах страны, мира. Но и сейчас понятно, что понапрасну расходуется очень много пресной воды. Воду необходимо экономить!
Способ экономии воды в бытовых условиях
Существуют разные способы экономии. Это зависит от ситуации. Принимать не ванну, а душ. Стиральную и посудомоечную машины запускать только при полной загрузке. Для полива огорода использовать системы капельного орошения и т.д.
Мы же разработали наглядное пособие, в котором отобразили наглядно, к каким последствиям приводит неразумное отношение к использованию водных ресурсов только во время одной процедуры. Эту наглядность мы размножили и разместили во всех классных уголках в стенах нашего лицея. Думаем, что учащиеся, ежедневно обращая своё внимание на нашу наглядность, обязательно задумаются о том, как они могут экономить воду. А в следующем году мы обязательно проведём исследования, опросив ребят.
Заключение
Исходя из нашего исследования можно сделать выводы, что не все ученики знают о способах экономии воды и примерно половина из них просто не экономит воду.
Однако, если каждый будет задумываться о том, как лично он может экономить воду и делать это регулярно, можно с уверенностью сказать, что экономия будет существенная.
Наша гипотеза о том, что каждый человек может внести свой вклад в сохранение воды на планете, подтвердилась.
Задачи, поставленные перед исследованием, выполнены. Мы расширили знания о воде, как о важном факторе существования жизни на Земле. Выяснили, где теряется много воды и определили, как устранить её потери. Провели расчёты потери воды и расчёты экономии. Познакомили с результатами исследования одноклассников и обучающихся лицея.
Список литературы
Дерпгольц В.Ф. Мир воды. - Л.: Недра, 1979. - 254 с.
Обербайль К. Чудо-вода. - М.: 000 «ТД «Издательство Мир книги», 2005, 128 с.
Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов/пер. К.Мишина, А.Зыкова. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.
Нормативы потребления воды в быту в Челябинской области 2024 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/446156477?ysclid=lvmi6btnvn658007661 - свободный.
25 способов экономии воды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kp.ru/family/ecology/kak-ehkonomit - свободный.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1
Рис. 2
Опрос:
Во время чистки зубов я:
а) не выключаю кран, пока не закончу процедуру до конца - 49 чел.
б) во время процедуры периодически выключаю кран или используют стакан с водой - 51 чел.
Приложение
Рис. 3
Численность населения Челябинской области
12