МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕРГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
(МБОУ «СЕРГАЧСКАЯ СОШ №2»)
ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ
ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор:
Коровин Александр Алексеевич, учитель английского языка.
г. Сергач, 2024 год
Введение ...................................................................................................................... 3
Игра и техника чтения как составляющие изучения иностранного языка ... 5
Игры на формирование техники чтения у младших школьников ................. 8
Игры на запоминание и осознание букв и их звуковых ассоциаций ............. 8
Игры на запоминание и осознание слогов и типов слогов ............................. 9
Игры на понимание и быстроту чтения слов ................................................. 10
Игры на быстроту чтения и соблюдение интонационного рисунка слова 10
Игры-песни, игры-стихи, игры-рифмовки...................................................... 11
Заключение ............................................................................................................... 13
Список использованной литературы ...................................................................... 14
Приложение 1. Сборник игр для обучения технике чтения на начальном этапе
изучения английского языка ................................................................................... 15
Образ современного человека невозможно представить без владения иностранным языком, в особенности – английским. Именно поэтому его изучают со второго класса практически во всех школах страны. Приступая к изучению английского языка, дети и их родители вполне удовлетворены своими результатами на протяжении первых двух месяцев. За этот период детям предлагается
погрузиться в языковую среду в устном формате,
формируются произносительные навыки,
изучаются речевые клише в рамках самых простых ситуаций общения, например, при знакомстве, прощании и т.п.
Однако, далее возникает масса проблем, которые, если их не решать, превращают процесс изучения языка в каторжный труд без желания, но с обязательствами. Опрос родителей учащихся 2-3 классов в г. Сергач на предмет видения причин снижения мотивации к изучению данного предмета показал, что более 80% опрошенных считают главной проблемой неумение детей читать. И это, действительно, так.
Роль чтения при изучении английского языка весьма велика, так как оно является, в первую очередь, средством обучения, через которое ведется усвоение всех речевых умений обучающегося. Для того чтобы читать про себя и вслух и видеть при этом не пустой набор букв, а скрывающийся за ним образ или понятие, на самом раннем этапе обучения дети должны овладеть техникой
чтения. [7]
Техника чтения является основным компонентом обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности. Хотя формирование навыков техники чтения не вызывает вопросов и трудностей при правильном подборе материала для чтения, в первую очередь, и грамотном использовании различных игр, во вторую. Об этом говорится в большинстве исследований как российских, так и зарубежных ученых, таких как Е.Н. Соловова, И.Л. Бим, Р.П. Мильруд и многие другие. Практические аспекты обучения технике чтения занимают огромное место в работах российских методистов, школьных учителей и преподавателей высшей школы, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования является понятие игры в методике обучения английскому языку младших школьников.
Предметом исследования – примеры игр для эффективного обучения технике чтения на начальном этапе изучения английского языка.
Цель исследования заключается в изучении эффективности использования игр для обучения технике чтения на начальном этапе изучения английского языка.
Поставленная цель определила необходимость решить следующие задачи исследования:
Проанализировать источники информации по теме исследования.
Раскрыть суть понятия игры в методике обучения английскому языку младших школьников.
Подобрать примеры игр для эффективного обучения технике чтения на начальном этапе изучения английского языка.
Составить сборник игр для обучения технике чтения на начальном этапе изучения английского языка.
Перед началом исследования остановимся на гипотезе о том, что правильно подобранные игры способствуют более эффективному обучению технике чтения на начальном этапе обучения английскому языку. Что, в свою очередь, решает проблему отсутствия мотивации к дальнейшему изучению предмета.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка младшего школьного возраста, именно поэтому акцент на использование игровой деятельности при обучении иностранному языку делали многие методисты и ученые. Так, например, И.Л. Бим [3] отмечал необходимость использования игры как средства обучения иноязычному общению ввиду таких важных черт данного метода, как мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированность, коллективность и увлеченность. Спектр игр, используемых при обучении английскому языку, достаточно широк, и включает в себя
-ролевые игры,
подвижные игры,
-игры-драматизации и т.п.
Но для формирования определенных навыков, например, фонетических, грамматических, а также техники чтения можно выделить такие виды игр, как:
игры с буквами,
игры со словами,
игры со словосочетаниями,
-игры с предложениями,
-игры с небольшими текстами, то есть в целом – это игры, основанные на использовании языковых единиц. В современной методике обучения иностранным языкам ведутся споры о роли игр такого уровня для формирования иноязычной языковой компетенции как цели обучения иностранному языку. Есть мнение, что это слишком просто, а потому не совсем вписывается в контекст современных тенденций обучения. Но практика показывает, что именно такие, условно базовые игры – есть не что иное, как основа познания языка, основа техники чтения. [10]
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования [9], в рамках дисциплины «Иностранный язык» учащиеся начальной школы должны уметь читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию. Для того чтобы читать про себя и вслух, дети должны овладеть техникой чтения.
По мнению Радислава Петровича Мильруда [5], «обучение технике чтения английских слов – это сложная задача и этот процесс продолжается в течение всего образовательного курса английского языка в начальной школе. То есть, не менее трёх лет. Далее, полученные навыки необходимо закреплять в основной и старшей школе». Он отмечает: «Техника чтения – это умение установить соответствие между буквами и звуками в слове, необходимое для того, чтобы прочитать слово. Обучение технике чтения представляет собой формирование умения ассоциировать буквы/буквосочетания со звуками речи». В целом, техника чтения включает в себя следующие навыки:
узнавание звукобуквенных соотношений;
узнавание графического образа слова;
соотнесение слова со значением;
владение базовыми правилами чтения; – постановка фразового логического ударения; – интонационное оформление предложения.
Приведенные выше навыки необходимы для того, чтобы реконструировать звучание слова на основе звукобуквенных ассоциаций. Обучение технике чтения через звукобуквенные соответствия можно также назвать для краткости «фоникой» (phonics). Заметим, что у опытного чтеца техника чтения включает также умение видеть, идентифицировать и озвучивать целое слово в ассоциации с его значением» [6].
При этом данные ассоциации гораздо легче формируются не в простом тренинге-дриллинге, а в подобной этому тренингу игре. Для этого учитель должен создать игровую ситуацию, а не просто сказать: «Повторите за мной».
Таким образом, игра – это то же упражнение, но с заранее заготовленной мотивирующей ситуацией, в которой ребенок проявляет себя полноценным участником образовательного процесса – игроком, стремящимся сделать все как можно правильнее, быстрее, лучше, чтобы разрешить ту или иную игровую ситуацию.
В существующей практике преподавания иностранных языков наиболее популярными упражнениями (которые можно превратить в игры) для формирования техники чтения считаются следующие:
анализ слова по буквам,
составление слова из букв и буквосочетаний,
восприятие целых слов в смысловом контексте,
игровое повторение и чтение слов (с мячом и прочими атрибутами),
выполнение прочитанных команд,
соревнование в скорости чтения слов на карточках,
чтение рифмовок,
чтение под ритм и музыку,
пение с чтением,
драматизация ролевых карточек, и др. [4]
Исходя из данного перечня, можно сформировать такие группы игр на формирование техники чтения, как:
игры на запоминание и осознание букв и их звуковых ассоциаций;
игры на запоминание и осознание слогов и типов слогов;
игры на понимание и быстроту чтения слов;
игры на быстроту чтения и соблюдение интонационного рисунка слова;
игры-песни, игры-стихи, игры-рифмовки, которые комбинируют в себе перечисленные выше целевые аспекты. [8]
2.1.Игры на запоминание и осознание букв и их звуковых ассоциаций
К играм на запоминание и осознание букв и их звуковых ассоциаций можно отнести следующие игры:
«Найди пару»: цель – научить соотносить заглавные буквы и маленькие и их правильно называть. Ход игры: в двух кругах в свободном порядке написаны буквы, дети их соединяют в пары и озвучивают. Вариант для дальнейшего использования – найти пару буква – звук и т.п.
«Найди букву»: цель – научить выделять особенности букв, находить похожие, также правильно их называть. Ход игры: на доске записывается ребус, в котором зашифрованы несколько букв, дети их находят, выписывают и называют. Вариант – дописывают к ним пару – заглавную букву или маленькую и т.п.
«Палец вверх – палец вниз»: цель – заучить порядок следования букв в алфавите. Ход игры: пишется 6-7 букв в алфавитном порядке. По знаку «палец вверх» дети читают их по указанному порядку. По знаку «палец в бок» 3 раза читается буква, на которую указывает учитель, обычно трудно произносимая. По знаку «палец вниз» буквы читают в обратном порядке. Вариант – изменение темпа чтения. Больше игр представлено в сборнике (приложение 1).
2.2.Игры на запоминание и осознание слогов и типов слогов
К играм на запоминание и осознание слогов и типов слогов относят такие игры, как:
«Лесенка»: цель – научить определять типы слогов и правильно их читать. Ход игры: на доске в столбик записываются в виде лесенки слова с одной и той же гласной, но в разных ситуациях чтения. Сначала все слова должны быть одного типа чтения, обычно, закрытого, например, an – and – hand – sand – stand.
Варианты: лесенку можно сделать в виде ёлочки, квадрата и т.п. в зависимости от изучаемых правил чтения. [2]
«Найди рифму»: цель – научить определять похожие по чтению слоги или слова. Ход игры: в круге пишутся слова в разном порядке, но обязательно парами с похожими рифмами. Группа делится на команды и поочередно находит пары слов, стирает их, если правильно. Вариант: дописывать третье слово с такой же рифмой.
«Семья»: цель – научить определять и читать похожие по количеству слогов слова. Ход игры: на доске прикрепляются карточки с напечатанными словами, которые имеют одинаковое количество слогов. Группа делится на команды. Задача команды собрать слова в одну семью – слова с одинаковым количеством слогов. Для каждой команды свои (одинаковые) комплекты карточек. Вариант: сделать много карточек и на время дать задание собрать свою семью. В итоге нужно все карточки прочитать. Также добавить в семью и другие слова.
2.3.Игры на понимание и быстроту чтения слов
Можно отнести также немало упражнений на понимание и быстроту чтения слов. Вот несколько примеров:
«Bingo»: цель – научить быстро воспринимать на слух слова и соотносить их с записью. Ход игры: готовятся парные карточки по количеству учащихся в группе. Выбирается водящий, который зачитывает слова со своей карточки, дети в своих зачеркивают услышанные слова. Как только у них вычеркнуты все слова, они говорят «Bingo!». Обязательно нужно проверить, так ли это. Вариант: вместо половины слов – картинки. Условия те же.
«Альпинист»: цель – научить бегло и правильно читать небольшие предложения. Аналог игры «Лесенка», только на материале предложения, а не слов. Ход игры: на доске записывается предложение методом наращивания - на 1 строке подлежащее, на второй – подлежащее и сказуемое и т.д. путем прибавления в строку по одному слову. Сначала прочитывается за учителем, затем самостоятельно. Вариант: чтение в очень медленном темпе, затем разгон до очень быстрого.
2.4.Игры на быстроту чтения и соблюдение интонационного рисунка слова
Достаточно важно использовать на практике игры на быстроту чтения и соблюдение интонационного рисунка слова, например, такие:
«Паровозики»: цель – научить читать бегло, разборчиво и интонационно грамотно. Ход игры: подбирается небольшой текст и читается в четырех темпах: очень медленно – паровозики разгоняются, затем чуть быстрее, затем еще быстрее и, наконец, почти скороговоркой. Вариант: в конце прочитать в удобном темпе. Важную роль играет речь и эмоции учителя.
«Обезьянки»: цель – научить читать бегло, разборчиво и интонационно грамотно. Ход игры: подбирается небольшой тематический диалог. Учитель озвучивает каждую фразу с разной интонацией, непослушные обезьянки повторяют и выбирают правильную интонацию для каждой фразы. Работа хором. Вариант – итоговое прочтение диалога в парах.
2.5.Игры-песни, игры-стихи, игры-рифмовки
Такие игры совмещают все аспекты языка – лексику, грамматику, фонетику – и отрабатывают все речевые умения – аудирование, чтение, письмо и говорение. Такого материала разработано очень много, главное – не потеряться в нем. Все без исключения разучивают песенку про алфавит, а мы приведем лишь один пример – песенка про собачку Бинго: There was a farmer had a dog, And Bingo was his name-O.
B-I-N-G-O!
B-I-N-G-O!
B-I-N-G-O!
And Bingo was his name-O
На каждом куплете вместо буквы слова Бинго дети хлопают.
Наряду с вопросом об использовании игр на формирование техники чтения существует и проблема определения места для таких игр в уроке. Некоторые учителя-практики считают, что их можно включить в фонетическую зарядку, особенно отмечая рифмовки, поговорки и песенки, а также непосредственную отработку звукобуквенных соответствий. В таком случае необходимо сначала отработать произношение и произнесение речевого материала, и только затем соотнести его с текстовой информацией. По мнению других педагогов, необходимо вводить в урок особый элемент – читательскую разминку – наряду с фонетической и речевой зарядкой. В данном случае подбираются упражненияигры именно с опорой на текстовый материал. И, наконец, существует мнение, что необходимо работать над техникой чтения непосредственно в предтекстовой работе, на этапе снятия трудностей для понимания текста. При таком подходе необходимо заранее выделить из читаемого текста наиболее сложные слова и предварительно отработать их звукобуквенные ассоциации и возможный интонационный рисунок. Именно тогда можно отрабатывать и чтение по транскрипции. Каждый из предлагаемых вариантов работы над техникой чтения, несомненно, можно использовать в своей практической деятельности, более того, их можно комбинировать. Главное – придать игровой характер выполняемым упражнениям. [1]
Также отметим особый вид игры – игру-сказку. Она появилась в методике обучения иностранным языкам в конце 1990-х годов и использовалась на этапе ознакомления с правилами чтения в первом-втором классах. Такие сказки звучали так: «В темном лесу в маленьком домике, в котором было две комнаты, жила-была … (гласная буква, например, Аа). И было ей так грустно и скучно, что она кричала – эй, эй! Услышала ее буква … (согласная буква, например, Мm), пришла к ней в гости и поселилась в первой комнате. И стало им весело, буква М кричала – М, а буква А – ей, что же доносилось из их домика? - Мей!» На этом сказка временно заканчивалась и начиналось подстановочное упражнение с заменой согласной буквы. Таким образом дети знакомятся с открытым типом чтения гласных. Далее – с другими типами чтения. Существует несколько вариантов подобных сказок, и все они показывают прекрасный результат при обучении правилам и технике чтения.
Необходимо остановиться на простейших правилах отбора языкового материала для игр. Он должен быть предварительно отработан на фонетическом уровне, иметь ассоциации с конкретными образами, хотя последним этапом в игре могут стать абсолютно новые, незнакомые, но легко узнаваемые слова, возможно, интернационального характера. Многие методисты рекомендуют всегда вводить в игры новое слово, которое в скором времени будет изучаться на уроках.
Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что формирование правильной техники чтения у учащихся является первостепенной задачей педагога на начальном этапе обучения английскому языку. Именно через технику чтения детям открывается уникальный мир не только самого языка, но связанного с ним культуры. Ввиду того, что техника чтения формируется практически с самого начала обучения, жизненно необходимо и абсолютно целесообразно включать в процесс освоения языка различные игры соответствующего уровня и содержания. Если воспринимать игру, как упражнение, то вполне можно предположить, что учитель сам вправе придумывать игры в зависимости от особенностей обучающихся, хотя на данный момент существует огромное количество методических разработок практикующих педагогов, которые могут упростить данную задачу. Самое главное – разобраться в них и отобрать то, что подходит именно вашему стилю работы.
Цель исследования была достигнута, что можно подтвердить следующим фактом: при организации индивидуальных занятий с применением различных игр 100% обучающихся, обратившихся за помощью, полностью или частично снимали трудности с чтением и продолжали обучение с более высокой мотивацией, т.к. была решена самая главная проблема – понимания, как читается слово, и что скрывается за данным звукобуквенным набором. Кроме того, они научились применять полученные навыки для чтения и понимания новых для них слов. Таким образом, гипотеза также нашла подтверждение в ходе исследования.
Работа имеет практическую значимость ввиду того, что в ходе исследования мы провели анализ игр, представленных в методической литературе, отобрали наиболее интересные и эффективные, апробировали их на практике и представили в сборнике (приложение 1). Данный сборник может помочь в формировании техники чтения не только учителям английского языка, но и родителям, которые желают помочь своим детям в этом нелегком труде.
Азовкина А.Н. «Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения» // ИЯШ 2003 №2
Английский язык. Книга для учителя. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс]. – М: Express Publishing: Просвещение, 2016.
Бим И. Л. «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника» // М .,1994
Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку. – СанктПетербург: КАРО, 2015.
Гончаров А.А., Мильруд Р.П. «Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста» // ИЯШ 2001 №3
Лукъянчекова Н.В. «Обучение английскому языку на начальном этапе» // Начальная школа 2002 №2
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. в 3 кн. Кн.
2 Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
Павлова М.С. Обучение чтению с УМК «Английский в фокусе»: из опыта работы // Региональное методическое приложение к журналу «Просвещение иностранные языки» Обучаем иностранному языку: из опыта работы учителя Коломенского Г.О. – М. , 2020. — №33. – с. 24 – 25
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В.
Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016.
Феклистов Г.Е. «Проблемы изучения английского языка в школе» // Образование
1999 №3
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СБОРНИК ИГР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ
ЧТЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА