Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Исследовательская работа о пословицах и поговорках "Цвет народного ума"

Исследовательская работа о пословицах и поговорках "Цвет народного ума"

Работа посвящена исследованию пословиц и поговорок, как жанра устного народного творчества. Авторы стремятся показать богатство этого жанра, его место в языке, приводят иллюстративный материал и различные викторины. Целью работы является развитие культуры речи, внимания, памяти, мышления, обогащение народной мудростью. В задачи входит привлечение внимания сверстников к изучению пословиц и поговорок. Результат: расширение словарного запаса школьников, создание книжки-малышки «Золотые зёрна языка».

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Балашова Саратовской области»

Районный конкурс реализованных ученических проектов

и исследовательских работ

«Я-исследователь»

«Цвет народного ума»

(Исследовательская работа о пословицах и поговорках)

Авторы: 1. Иванова Милена Даниловна

2. Булгакова Варвара Юрьевна

Класс: 6 «А»

Руководитель работы: Карькаева Людмила Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Преподаваемый предмет: русский язык и литература

Телефон: 89198212447

г.Балашов

Аннотация

Работа посвящена исследованию пословиц и поговорок, как жанра устного народного творчества. Авторы стремятся показать богатство этого жанра, его место в языке, приводят иллюстративный материал и различные викторины. Целью работы является развитие культуры речи, внимания, памяти, мышления, обогащение народной мудростью. В задачи входит привлечение внимания сверстников к изучению пословиц и поговорок. Результат: расширение словарного запаса школьников, создание книжки-малышки «Золотые зёрна языка».

Содержание

1.Введение.__________________________________________________стр.4

2. Что такое малые жанры фольклора?___________________________стр.5

3. Презентация «Пословицы шутят»._____________________________стр.6

4.Заключение.________________________________________________стр.8

5. Литература.________________________________________________стр.8

ПРОБЛЕМА. Чтобы прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование и ответить на вопрос: зачем нам сегодня нужны пословицы, мы составили анкету для выявления знаний о пословицах и поговорках среди наших сверстников.

ГИПОТЕЗА.

Мы предположили, что у пословиц есть ответ на все случаи жизни

И если уделять большое внимание пословицам и поговоркам, которые составляют неоценимое богатство русского языка, то сможем сочинять свои сказки и подбирать подходящие к ним по смыслу пословицы и поговорки, добиться того, чтобы наша речь стала яркой и выразительной.

ПЛАН РАБОТЫ. Чтобы собрать информацию, мы обращались к интернету, ходили в библиотеку, читали книги и энциклопедии, проводили исследования, анкетирование.

Продукт: Создание книжки-малышки «Пословицы-золотые зёрна языка» для нашей библиотеки, чтобы школьники могли ею пользоваться.

ВВЕДЕНИЕ

Культура речи – это одна из составляющих общей культуры человека, которая проявляется и в том, как человек говорит. Это степень владения человека родным языком, это качество его речевого поведения. Украшением речи любого человека являются пословицы.

Если вам будет нетрудно, посчитайте, сколько пословиц и поговорок мы упомянем в нашей работе, потому что именно настолько наши одноклассники и мы обогатили свою речь.

На уроке литературы, при изучении темы «Малые жанры фольклора», мы столкнулись с тем, что обучающиеся 6 класса очень мало знают пословиц. А ведь русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире. Как богат наш язык и как мало мы вслушиваемся в него!

А в нашем учебнике «Литература» В. Я. Коровиной, в теме «Малые жанры фольклора», дано всего 6 поговорок (лёгок на помине, кота в мешке покупать, ума палата, хоть шаром покати, водой не разольёшь, соловьём поёт) и 22 пословицы на разные темы. Например: Дураков не сеют, не жнут – сами родятся; Не мил свет, когда друга нет; Пуганая ворона куста боится и другие. В «Словаре пословиц» В.И. Даля их 30 000, все распределены по 180 разрядам. 30 пословиц из учебника и 30 000 всего-соотношение далеко не

равное, и мы решили уделить этому явлению внимание и поразились вездесущности пословиц.

Основная часть

Что такое пословицы и поговорки?

Пословица — краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица имеет одновременно буквальный и переносный смысл. Поражает вездесущность пословиц. Они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, надежд, помыслов, оценок, обычаев, нравов, характера человека. Многие из нас говорят стандартно, невыразительно, а порой и безграмотно. «Хромое слово – хромая речь», - так гласит русская пословица. А ведь есть живая и прекрасная, могучая и гибкая речь, есть пословицы!

Поговорка - образное выражение, существующее в речи для эмоциональных оценок. В отличие от пословицы — целого суждения, поговорка - всегда часть его.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования? Что мы имеем в виду, когда говорим «Голод не тётка», «Слово не воробей», «Яйца курицу не учат», «Ложка дёгтя в бочке мёда», «Дорога́ ложка к обеду», «Друзья познаются в беде»? Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определенные выводы и обобщения, то назначение поговорки в том, чтобы украсить эту речь, сделать ее образной. Поговорки, как и пословицы, не специально исполняются, а произносятся кстати, по случаю, машинально. Создателем таких выражений является народ, но есть и авторские фразы, ставшие пословицами. Например: «Счастливые часов не наблюдают» А. Грибоедов «Горе от ума», «Сильнее кошки зверя нет» (И. А. Крылов, басня « , «Битый небитого везёт», сказка «Лиса и волк»

Нами было проведено анкетирование среди одноклассников (6 класс) «Какие пословицы ты знаешь?». Результаты: 1 человек (5%) знает 6 пословиц, 10 человек (50%) -1-2 пословицы, 5 человек (25%) -3 пословицы, 4 (20%) человека-вовсе ни одной.

Мы решили взяться за серьёзную работу, изучить пословицы, чтоб и самим узнать как можно больше, и обогатить речь наших одноклассников. Сначала наша учительница предложила классу поискать в словарях и в интернете пословицы и поговорки, которые нам понравятся, и выписать их в тетрадь. Затем мы оформили книжки –малышки . Мы узнали, что есть Словари пословиц и поговорок! В нашей библиотеке оказались «Словари пословиц и поговорок » Жукова В.П. и Ушакова Д.Н. Нам понравились следующие:

Книжка — лучший товарищ.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Школа вымучит, школа выучит.

Учись смолоду – не умрёшь под старость с голоду.
Учитель – второй родитель.
Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Учить – ум точить.
Учиться никогда не поздно.

Также мы коснулись изучения темы «Фразеологизмы» и крылатые выражения, но решили изучить из на следующий год. Наверное, эти устойчивые словосочетания тоже интересны.

После того как мы узнали о многообразии пословиц, было решено сделать задания – загадки, чтоб заставить наших одноклассников ещё раз задуматься о красоте и выразительности пословиц. Предлагаем вам попробовать их разгадать.

(Презентацию показать)

Слайд1

  1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  2. Пустая бочка громче гремит.

  3. Не зная броду, не суйся в воду.

  4. За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.

  5. Краткость-сестра таланта.

  6. Маз золотник, да дорог.

Слайд 2

  1. Два сапога-тара (пара).

  2. Голод не щётка (тётка).

  3. Один в золе (поле) не воин.

  4. Нащла коза (коса) на камень.

  5. Купить кита (кота) в мешке.

  6. Трус своей лени (тени) боится.

Слайд 3. Расшифровка.

Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень.)

Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.)

Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась.)

Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают.)

Слайд 4.

1. Береги платье снову, а честь смолоду (платье-честь).

2. Хочешь есть калачи-не сиди на печи (калач-печь).

3. На что семье клад, коли в семье лад (лад-клад).

4.Яблочко от яблони недалеко падает (яблочко-яблоня).

5. Шило в мешке не утаишь (шило-мешок).

6.Дело мастера боится (дело-мастер).

Слайд 5

Конь:

  1. Конь бежит, земля дрожит.

  2. Конь о четырёх ногах, да спотыкается.

  3. Конь тощий-хозяин скупо.

Телега:

  1. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

  2. От того телега запела, что давно дёгтю не ела.

  1. Пустая телега гремит сильней.

Дрова:

  1. Чем дальше в лес, тем больше дров.

  2. Поехал без топора по дрова.

  3. Лесом шёл, а дров не видел.

Пословицы редко бывают «спокойными». Они, как и люди, их создавшие, гневаются, печалятся, смеются, подтрунивают, веселятся, охают, озорничают, путают, негодуют, предостерегают, учат-словом, в них столько же чувств, сколько их в народе –творце пословиц. Одна из самых важных целей пословиц - стремление привить людям определённые оценки явлений действительности, жизни, поведения человека. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

Заключение

В ходе работы над исследованием мы пришли к выводу: пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи. Это живость языка, ум, начитанность. Пословицы необходимы в нашем общении. Пословицы и поговорки были придуманы народом очень давно и давно проверены временем.

Поступай так, как велит народная мудрость – не ошибёшься и с лёгкостью найдёшь выход из затруднительной ситуации.

На следующий год мы планируем изучить пословицы других народов, фразеологизмы, крылатые выражения, наверняка, они не менее интересны..

Главное в этом деле понять то, что говорит пословица или поговорка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головачев В.Н, Карпов Т.С. Фразеологический словарь. – Москва: Мир книги, 2011.

2. Доронина Т. Пословицы и поговорки в нашей речи. Учебное пособие для школьников. – Москва: Экзамен, 2004.

3. Максимов С.В. Сб. Крылатые слова.- Москва: Просвещение, 2004

4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – Москва: Наука, 2006.

5. Энциклопедический словарь юного филолога. – Москва, 2000.

6. Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net/docrus.htm

http://rus.1september.ru/

http://pogovorki.net›

http:// images.yandex.ru›

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Работа посвящена исследованию пословиц и поговорок, как жанра устного народного творчества. Авторы стремятся показать богатство этого жанра, его место в языке, приводят иллюстративный материал и различные викторины. Целью работы является развитие культуры речи, внимания, памяти, мышления, обогащение народной мудростью. В задачи входит привлечение внимания сверстников к изучению пословиц и поговорок. Результат: расширение словарного запаса школьников, создание книжки-малышки «Золотые зёрна языка».
0 ₽