Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Балашова Саратовской области»
Районный конкурс реализованных ученических проектов
и исследовательских работ
«Я-исследователь»
«Цвет народного ума»
(Исследовательская работа о пословицах и поговорках)
Авторы: 1. Иванова Милена Даниловна
2. Булгакова Варвара Юрьевна
Класс: 6 «А»
Руководитель работы: Карькаева Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Преподаваемый предмет: русский язык и литература
Телефон: 89198212447
г.Балашов
Аннотация
Работа посвящена исследованию пословиц и поговорок, как жанра устного народного творчества. Авторы стремятся показать богатство этого жанра, его место в языке, приводят иллюстративный материал и различные викторины. Целью работы является развитие культуры речи, внимания, памяти, мышления, обогащение народной мудростью. В задачи входит привлечение внимания сверстников к изучению пословиц и поговорок. Результат: расширение словарного запаса школьников, создание книжки-малышки «Золотые зёрна языка».
Содержание
1.Введение.__________________________________________________стр.4
2. Что такое малые жанры фольклора?___________________________стр.5
3. Презентация «Пословицы шутят»._____________________________стр.6
4.Заключение.________________________________________________стр.8
5. Литература.________________________________________________стр.8
ПРОБЛЕМА. Чтобы прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование и ответить на вопрос: зачем нам сегодня нужны пословицы, мы составили анкету для выявления знаний о пословицах и поговорках среди наших сверстников.
ГИПОТЕЗА.
Мы предположили, что у пословиц есть ответ на все случаи жизни
И если уделять большое внимание пословицам и поговоркам, которые составляют неоценимое богатство русского языка, то сможем сочинять свои сказки и подбирать подходящие к ним по смыслу пословицы и поговорки, добиться того, чтобы наша речь стала яркой и выразительной.
ПЛАН РАБОТЫ. Чтобы собрать информацию, мы обращались к интернету, ходили в библиотеку, читали книги и энциклопедии, проводили исследования, анкетирование.
Продукт: Создание книжки-малышки «Пословицы-золотые зёрна языка» для нашей библиотеки, чтобы школьники могли ею пользоваться.
ВВЕДЕНИЕ
Культура речи – это одна из составляющих общей культуры человека, которая проявляется и в том, как человек говорит. Это степень владения человека родным языком, это качество его речевого поведения. Украшением речи любого человека являются пословицы.
Если вам будет нетрудно, посчитайте, сколько пословиц и поговорок мы упомянем в нашей работе, потому что именно настолько наши одноклассники и мы обогатили свою речь.
На уроке литературы, при изучении темы «Малые жанры фольклора», мы столкнулись с тем, что обучающиеся 6 класса очень мало знают пословиц. А ведь русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире. Как богат наш язык и как мало мы вслушиваемся в него!
А в нашем учебнике «Литература» В. Я. Коровиной, в теме «Малые жанры фольклора», дано всего 6 поговорок (лёгок на помине, кота в мешке покупать, ума палата, хоть шаром покати, водой не разольёшь, соловьём поёт) и 22 пословицы на разные темы. Например: Дураков не сеют, не жнут – сами родятся; Не мил свет, когда друга нет; Пуганая ворона куста боится и другие. В «Словаре пословиц» В.И. Даля их 30 000, все распределены по 180 разрядам. 30 пословиц из учебника и 30 000 всего-соотношение далеко не
равное, и мы решили уделить этому явлению внимание и поразились вездесущности пословиц.
Основная часть
Что такое пословицы и поговорки?
Пословица — краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица имеет одновременно буквальный и переносный смысл. Поражает вездесущность пословиц. Они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, надежд, помыслов, оценок, обычаев, нравов, характера человека. Многие из нас говорят стандартно, невыразительно, а порой и безграмотно. «Хромое слово – хромая речь», - так гласит русская пословица. А ведь есть живая и прекрасная, могучая и гибкая речь, есть пословицы!
Поговорка - образное выражение, существующее в речи для эмоциональных оценок. В отличие от пословицы — целого суждения, поговорка - всегда часть его.
Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования? Что мы имеем в виду, когда говорим «Голод не тётка», «Слово не воробей», «Яйца курицу не учат», «Ложка дёгтя в бочке мёда», «Дорога́ ложка к обеду», «Друзья познаются в беде»? Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определенные выводы и обобщения, то назначение поговорки в том, чтобы украсить эту речь, сделать ее образной. Поговорки, как и пословицы, не специально исполняются, а произносятся кстати, по случаю, машинально. Создателем таких выражений является народ, но есть и авторские фразы, ставшие пословицами. Например: «Счастливые часов не наблюдают» А. Грибоедов «Горе от ума», «Сильнее кошки зверя нет» (И. А. Крылов, басня « , «Битый небитого везёт», сказка «Лиса и волк»
Нами было проведено анкетирование среди одноклассников (6 класс) «Какие пословицы ты знаешь?». Результаты: 1 человек (5%) знает 6 пословиц, 10 человек (50%) -1-2 пословицы, 5 человек (25%) -3 пословицы, 4 (20%) человека-вовсе ни одной.
Мы решили взяться за серьёзную работу, изучить пословицы, чтоб и самим узнать как можно больше, и обогатить речь наших одноклассников. Сначала наша учительница предложила классу поискать в словарях и в интернете пословицы и поговорки, которые нам понравятся, и выписать их в тетрадь. Затем мы оформили книжки –малышки . Мы узнали, что есть Словари пословиц и поговорок! В нашей библиотеке оказались «Словари пословиц и поговорок » Жукова В.П. и Ушакова Д.Н. Нам понравились следующие:
Книжка — лучший товарищ.
Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Школа вымучит, школа выучит.
Учись смолоду – не умрёшь под старость с голоду.
Учитель – второй родитель.
Труд кормит, а лень портит.
Где труд, там и счастье.
Учить – ум точить.
Учиться никогда не поздно.
Также мы коснулись изучения темы «Фразеологизмы» и крылатые выражения, но решили изучить из на следующий год. Наверное, эти устойчивые словосочетания тоже интересны.
После того как мы узнали о многообразии пословиц, было решено сделать задания – загадки, чтоб заставить наших одноклассников ещё раз задуматься о красоте и выразительности пословиц. Предлагаем вам попробовать их разгадать.
(Презентацию показать)
Слайд1
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Пустая бочка громче гремит.
Не зная броду, не суйся в воду.
За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.
Краткость-сестра таланта.
Маз золотник, да дорог.
Слайд 2
Два сапога-тара (пара).
Голод не щётка (тётка).
Один в золе (поле) не воин.
Нащла коза (коса) на камень.
Купить кита (кота) в мешке.
Трус своей лени (тени) боится.
Слайд 3. Расшифровка.
Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень.)
Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.)
Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась.)
Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают.)
Слайд 4.
1. Береги платье снову, а честь смолоду (платье-честь).
2. Хочешь есть калачи-не сиди на печи (калач-печь).
3. На что семье клад, коли в семье лад (лад-клад).
4.Яблочко от яблони недалеко падает (яблочко-яблоня).
5. Шило в мешке не утаишь (шило-мешок).
6.Дело мастера боится (дело-мастер).
Слайд 5
Конь:
Конь бежит, земля дрожит.
Конь о четырёх ногах, да спотыкается.
Конь тощий-хозяин скупо.
Телега:
Готовь сани летом, а телегу – зимой.
От того телега запела, что давно дёгтю не ела.
Пустая телега гремит сильней.
Дрова:
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Поехал без топора по дрова.
Лесом шёл, а дров не видел.
Пословицы редко бывают «спокойными». Они, как и люди, их создавшие, гневаются, печалятся, смеются, подтрунивают, веселятся, охают, озорничают, путают, негодуют, предостерегают, учат-словом, в них столько же чувств, сколько их в народе –творце пословиц. Одна из самых важных целей пословиц - стремление привить людям определённые оценки явлений действительности, жизни, поведения человека. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.
Заключение
В ходе работы над исследованием мы пришли к выводу: пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи. Это живость языка, ум, начитанность. Пословицы необходимы в нашем общении. Пословицы и поговорки были придуманы народом очень давно и давно проверены временем.
Поступай так, как велит народная мудрость – не ошибёшься и с лёгкостью найдёшь выход из затруднительной ситуации.
На следующий год мы планируем изучить пословицы других народов, фразеологизмы, крылатые выражения, наверняка, они не менее интересны..
Главное в этом деле понять то, что говорит пословица или поговорка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Головачев В.Н, Карпов Т.С. Фразеологический словарь. – Москва: Мир книги, 2011.
2. Доронина Т. Пословицы и поговорки в нашей речи. Учебное пособие для школьников. – Москва: Экзамен, 2004.
3. Максимов С.В. Сб. Крылатые слова.- Москва: Просвещение, 2004
4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – Москва: Наука, 2006.
5. Энциклопедический словарь юного филолога. – Москва, 2000.
6. Интернет-ресурсы:
http://www.uroki.net/docrus.htm
http://rus.1september.ru/
http://pogovorki.net›
http:// images.yandex.ru›