Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Исследовательская работа о пословицах и поговорках "Цвет народного ума"

Исследовательская работа о пословицах и поговорках "Цвет народного ума"

Работа посвящена исследованию пословиц и поговорок, как жанра устного народного творчества. Авторы стремятся показать богатство этого жанра, его место в языке, приводят иллюстративный материал и различные викторины. Целью работы является развитие культуры речи, внимания, памяти, мышления, обогащение народной мудростью. В задачи входит привлечение внимания сверстников к изучению пословиц и поговорок. Результат: расширение словарного запаса школьников, создание книжки-малышки «Золотые зёрна языка».

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Балашова Саратовской области»

Районный конкурс реализованных ученических проектов

и исследовательских работ

«Я-исследователь»

«Цвет народного ума»

(Исследовательская работа о пословицах и поговорках)

Авторы: 1. Иванова Милена Даниловна

2. Булгакова Варвара Юрьевна

Класс: 6 «А»

Руководитель работы: Карькаева Людмила Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Преподаваемый предмет: русский язык и литература

Телефон: 89198212447

г.Балашов

Аннотация

Работа посвящена исследованию пословиц и поговорок, как жанра устного народного творчества. Авторы стремятся показать богатство этого жанра, его место в языке, приводят иллюстративный материал и различные викторины. Целью работы является развитие культуры речи, внимания, памяти, мышления, обогащение народной мудростью. В задачи входит привлечение внимания сверстников к изучению пословиц и поговорок. Результат: расширение словарного запаса школьников, создание книжки-малышки «Золотые зёрна языка».

Содержание

1.Введение.__________________________________________________стр.4

2. Что такое малые жанры фольклора?___________________________стр.5

3. Презентация «Пословицы шутят»._____________________________стр.6

4.Заключение.________________________________________________стр.8

5. Литература.________________________________________________стр.8

ПРОБЛЕМА. Чтобы прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование и ответить на вопрос: зачем нам сегодня нужны пословицы, мы составили анкету для выявления знаний о пословицах и поговорках среди наших сверстников.

ГИПОТЕЗА.

Мы предположили, что у пословиц есть ответ на все случаи жизни

И если уделять большое внимание пословицам и поговоркам, которые составляют неоценимое богатство русского языка, то сможем сочинять свои сказки и подбирать подходящие к ним по смыслу пословицы и поговорки, добиться того, чтобы наша речь стала яркой и выразительной.

ПЛАН РАБОТЫ. Чтобы собрать информацию, мы обращались к интернету, ходили в библиотеку, читали книги и энциклопедии, проводили исследования, анкетирование.

Продукт: Создание книжки-малышки «Пословицы-золотые зёрна языка» для нашей библиотеки, чтобы школьники могли ею пользоваться.

ВВЕДЕНИЕ

Культура речи – это одна из составляющих общей культуры человека, которая проявляется и в том, как человек говорит. Это степень владения человека родным языком, это качество его речевого поведения. Украшением речи любого человека являются пословицы.

Если вам будет нетрудно, посчитайте, сколько пословиц и поговорок мы упомянем в нашей работе, потому что именно настолько наши одноклассники и мы обогатили свою речь.

На уроке литературы, при изучении темы «Малые жанры фольклора», мы столкнулись с тем, что обучающиеся 6 класса очень мало знают пословиц. А ведь русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире. Как богат наш язык и как мало мы вслушиваемся в него!

А в нашем учебнике «Литература» В. Я. Коровиной, в теме «Малые жанры фольклора», дано всего 6 поговорок (лёгок на помине, кота в мешке покупать, ума палата, хоть шаром покати, водой не разольёшь, соловьём поёт) и 22 пословицы на разные темы. Например: Дураков не сеют, не жнут – сами родятся; Не мил свет, когда друга нет; Пуганая ворона куста боится и другие. В «Словаре пословиц» В.И. Даля их 30 000, все распределены по 180 разрядам. 30 пословиц из учебника и 30 000 всего-соотношение далеко не

равное, и мы решили уделить этому явлению внимание и поразились вездесущности пословиц.

Основная часть

Что такое пословицы и поговорки?

Пословица — краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица имеет одновременно буквальный и переносный смысл. Поражает вездесущность пословиц. Они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, надежд, помыслов, оценок, обычаев, нравов, характера человека. Многие из нас говорят стандартно, невыразительно, а порой и безграмотно. «Хромое слово – хромая речь», - так гласит русская пословица. А ведь есть живая и прекрасная, могучая и гибкая речь, есть пословицы!

Поговорка - образное выражение, существующее в речи для эмоциональных оценок. В отличие от пословицы — целого суждения, поговорка - всегда часть его.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования? Что мы имеем в виду, когда говорим «Голод не тётка», «Слово не воробей», «Яйца курицу не учат», «Ложка дёгтя в бочке мёда», «Дорога́ ложка к обеду», «Друзья познаются в беде»? Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определенные выводы и обобщения, то назначение поговорки в том, чтобы украсить эту речь, сделать ее образной. Поговорки, как и пословицы, не специально исполняются, а произносятся кстати, по случаю, машинально. Создателем таких выражений является народ, но есть и авторские фразы, ставшие пословицами. Например: «Счастливые часов не наблюдают» А. Грибоедов «Горе от ума», «Сильнее кошки зверя нет» (И. А. Крылов, басня « , «Битый небитого везёт», сказка «Лиса и волк»

Нами было проведено анкетирование среди одноклассников (6 класс) «Какие пословицы ты знаешь?». Результаты: 1 человек (5%) знает 6 пословиц, 10 человек (50%) -1-2 пословицы, 5 человек (25%) -3 пословицы, 4 (20%) человека-вовсе ни одной.

Мы решили взяться за серьёзную работу, изучить пословицы, чтоб и самим узнать как можно больше, и обогатить речь наших одноклассников. Сначала наша учительница предложила классу поискать в словарях и в интернете пословицы и поговорки, которые нам понравятся, и выписать их в тетрадь. Затем мы оформили книжки –малышки . Мы узнали, что есть Словари пословиц и поговорок! В нашей библиотеке оказались «Словари пословиц и поговорок » Жукова В.П. и Ушакова Д.Н. Нам понравились следующие:

Книжка — лучший товарищ.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Школа вымучит, школа выучит.

Учись смолоду – не умрёшь под старость с голоду.
Учитель – второй родитель.
Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Учить – ум точить.
Учиться никогда не поздно.

Также мы коснулись изучения темы «Фразеологизмы» и крылатые выражения, но решили изучить из на следующий год. Наверное, эти устойчивые словосочетания тоже интересны.

После того как мы узнали о многообразии пословиц, было решено сделать задания – загадки, чтоб заставить наших одноклассников ещё раз задуматься о красоте и выразительности пословиц. Предлагаем вам попробовать их разгадать.

(Презентацию показать)

Слайд1

  1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  2. Пустая бочка громче гремит.

  3. Не зная броду, не суйся в воду.

  4. За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.

  5. Краткость-сестра таланта.

  6. Маз золотник, да дорог.

Слайд 2

  1. Два сапога-тара (пара).

  2. Голод не щётка (тётка).

  3. Один в золе (поле) не воин.

  4. Нащла коза (коса) на камень.

  5. Купить кита (кота) в мешке.

  6. Трус своей лени (тени) боится.

Слайд 3. Расшифровка.

Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень.)

Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.)

Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась.)

Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают.)

Слайд 4.

1. Береги платье снову, а честь смолоду (платье-честь).

2. Хочешь есть калачи-не сиди на печи (калач-печь).

3. На что семье клад, коли в семье лад (лад-клад).

4.Яблочко от яблони недалеко падает (яблочко-яблоня).

5. Шило в мешке не утаишь (шило-мешок).

6.Дело мастера боится (дело-мастер).

Слайд 5

Конь:

  1. Конь бежит, земля дрожит.

  2. Конь о четырёх ногах, да спотыкается.

  3. Конь тощий-хозяин скупо.

Телега:

  1. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

  2. От того телега запела, что давно дёгтю не ела.

  1. Пустая телега гремит сильней.

Дрова:

  1. Чем дальше в лес, тем больше дров.

  2. Поехал без топора по дрова.

  3. Лесом шёл, а дров не видел.

Пословицы редко бывают «спокойными». Они, как и люди, их создавшие, гневаются, печалятся, смеются, подтрунивают, веселятся, охают, озорничают, путают, негодуют, предостерегают, учат-словом, в них столько же чувств, сколько их в народе –творце пословиц. Одна из самых важных целей пословиц - стремление привить людям определённые оценки явлений действительности, жизни, поведения человека. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

Заключение

В ходе работы над исследованием мы пришли к выводу: пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи. Это живость языка, ум, начитанность. Пословицы необходимы в нашем общении. Пословицы и поговорки были придуманы народом очень давно и давно проверены временем.

Поступай так, как велит народная мудрость – не ошибёшься и с лёгкостью найдёшь выход из затруднительной ситуации.

На следующий год мы планируем изучить пословицы других народов, фразеологизмы, крылатые выражения, наверняка, они не менее интересны..

Главное в этом деле понять то, что говорит пословица или поговорка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головачев В.Н, Карпов Т.С. Фразеологический словарь. – Москва: Мир книги, 2011.

2. Доронина Т. Пословицы и поговорки в нашей речи. Учебное пособие для школьников. – Москва: Экзамен, 2004.

3. Максимов С.В. Сб. Крылатые слова.- Москва: Просвещение, 2004

4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – Москва: Наука, 2006.

5. Энциклопедический словарь юного филолога. – Москва, 2000.

6. Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net/docrus.htm

http://rus.1september.ru/

http://pogovorki.net›

http:// images.yandex.ru›

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Работа посвящена исследованию пословиц и поговорок, как жанра устного народного творчества. Авторы стремятся показать богатство этого жанра, его место в языке, приводят иллюстративный материал и различные викторины. Целью работы является развитие культуры речи, внимания, памяти, мышления, обогащение народной мудростью. В задачи входит привлечение внимания сверстников к изучению пословиц и поговорок. Результат: расширение словарного запаса школьников, создание книжки-малышки «Золотые зёрна языка».
0 ₽