Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Исследовательский проект «Советская программа в бальной хореографии»

Исследовательский проект «Советская программа в бальной хореографии»

Исследовательский проект «Советская программа в бальной хореографии» был осуществлён ребятами средней группы студии бального танца «Элегия». Данный проект помог расширить знания по истории развития отечественной бальной хореографии в России. Возраст разработчиков проекта 9-10 лет. Разработанный исследовательский проект является по времени проведения – краткосрочным. В последние годы бальные танцы пользуются большой популярностью и получили огромное распространение во многих странах мира. Россия не является исключением, так как тысячи ребят, подростков и молодых людей хотят заниматься бальными танцами. Важной задачей для сегодняшнего поколения является сохранность и бережное отношение к истории и развитию бальной хореографии. Для участников проекта эта тема стала интересной и заполнила пробел знаний в области изучения истории возникновения и развития отечественной бальной хореографии в России.

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Советская программа в бальной хореографии»»

Руководитель проекта:

Францева Елена Николаевн

педагог высшей квалификационной категории

Авторы и исполнители:

БИЙСК

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………….3

  2. Основная часть …………………………………………………………….3

  3. Дальнейшее развитие Проекта ……………………………..…………….4

  4. Контрольные вопросы для обучающихся …………………..……………4

  5. Заключение ……………………………………………………..…………..4

  6. Список литературы ………..……………………………………..…………5

  7. Доклад (Приложение 1) …………………………………………..………...6

Введение

Исследовательский проект «Советская программа в бальной хореографии»был осуществлён ребятами средней группы студии бального танца «Элегия». Данный проект помог расширить знания по истории развития отечественной бальной хореографии в России. Возраст разработчиков проекта 9-10 лет. Разработанный исследовательский проект является по времени проведения – краткосрочным.

В последние годы бальные танцы пользуются большой популярностью и получили огромное распространение во многих странах мира. Россия не является исключением, так как тысячи ребят, подростков и молодых людей хотят заниматься бальными танцами.

Важной задачей для сегодняшнего поколения является сохранность и бережное отношение к истории и развитию бальной хореографии. Для участников проекта эта тема стала интересной и заполнила пробел знаний в области изучения истории возникновения и развития отечественной бальной хореографии в России.

Опросив ребят детского объединения «Элегия», выяснилось, что тема истории возникновения отечественной бальной хореографии в России им очень интересна. От ребят поступило предложение создать исследовательский проект. Самые активные ребята вошли в состав авторской группы по созданию проекта. В конце проделанной работы предполагается защита проекта авторской группой. К этому моменту должна быть проделана работа над моделью проекта, наполнением содержания, оформлением проекта и составлением плана по его защите. Весь собранный материал разбивается на группы - демонстрационный и документальный. Демонстрационный включает в себя: слайдовая презентация, и документальный материал – доклад об истории появления и развития отечественной бальной хореографии в России.

Основная часть

Бальный танец – многогранный вид искусства. Бальные танцы, до недавнего времени относясь к числу наиболее массовых средств художественного воспитания, имеют свою историю возникновения, становления и развития. Бальные танцы считались танцами высшего света. Бальные танцы, которые имеют характер сегодняшнего времени, складывались в начале 18 в. по 19.в. В начале прошлого столетия бальные танцы потеряли свою элитарность и стали исполняться в публичных танцевальных залах и общественных ансамблях. Сегодня происходит возрождение, развитие и преобразование бальных танцев в спортивные бальные танцы. В настоящее время их история развития и накопленный опыт представляет особенный интерес.

Работа по проекту была организованна в несколько этапов:

1 этап: Начинание

  • обоснование проблемы, определение темы;

  • выбор названия проекта;

  • уточнение цели;

  • опрос ребят младшей группы детского объединения «Элегия».

На данном этапе проведен опрос по истории возникновения отечественной бальной хореографии в России. Версии, высказанные по этой теме, очень разнились. В процессе оживленного обсуждения родилась идея сделать доклад и презентацию об истории возникновения и развития отечественного бального танца в России.

  1. этап: Планирование

    • постановка цели и задач исследовательского проекта;

    • определение источников информации;

    • сбор информации об истории возникновения и развития отечественной бальной хореографии в России.

Цель: познакомиться самим и рассказать другим ребятам об истории появления отечественных бальных танцев в России.

Задачи:

  • познакомиться с зарождением и развитием отечественного бального танца.

  • рассмотреть конкурсные программы бальных танцы в советское время.

Объект исследования: история развития отечественных бальных танцев в СССР.

Предмет исследования: востребованностьизначимость отечественных бальных танцев в современное время.

При обсуждении выбора источников информации было принято решение использовать при работе над проектом кроме печатных изданий возможности Интернета.

3 этап:

Исследование и выполнение проекта.

    • уточнение информации;

    • создание слайдовой презентации, и доклада по теме: «Советская программа в бальной хореографии».

Авторская группа, после сбора информации, была поделена на 2 подгруппы. Первая подгруппа занималась составлением доклада, а вторая подгруппа создавала слайдовую презентацию.

  1. этап:

Защита проекта

  • представление доклада (Приложение 1) и слайдовой презентации (Приложение 2) по теме: «Советская программа в бальной хореографии».

  • для воспитанников детского объединения «Элегия».

Ребята из авторской группы организовали представление доклада и презентации об истории возникновения и развития бальной хореографии в России для обучающихся детского объединения «Элегия»

5 этап:

Рефлексия

    • анализ проделанной работы;

    • сравнение поставленных цели и задач и достигнутых результатов.

Для определения результативности работы применялись доступные диагностические методики: - беседа, опрос, наблюдение. При оценке результативности проекта «Советская программа в бальной хореографии» учитывались позитивные изменения, произошедшие в участниках проекта. При создании проекта планировалось расширение знаний об истории возникновения и развития отечественной бальной хореографии в России.

Для реализации проекта необходимо:специальная литература, информационные интернет сайты, блокноты для записи, ручки, компьютер, офисная бумага, экран, проектор, флеш карта, принтер.

Дальнейшее развитие Проекта.

В дальнейшем, развивая тему данного проекта, планируется сделать проект о развитие бальной хореографии в Алтайском крае.

Презентация и материалы данного проекта будут использованы в Доме творчества при подготовке и проведении итоговых занятий студии бального танца «Элегия».

Контрольные вопросы для обучающихся:

  1. Какие основные конкурсные программы бальной хореографии вам знакомы?

  2. Какая новая танцевальная программа появилась в советское время кроме двух основных программ бальной хореографии – Латиноамериканской и Европейской?

  3. Какие танцы из новой советской программы вы учили на занятиях по бальным танцам?

Заключение

Развитие бальных танцев в России проходило в разные периоды по-разному, как быстрыми темпами, так и почти с полным затуханием. И, тем не менее, изменения были и есть до сих пор. Нами рассмотрена история развития отечественных бальных танцев в России, соответственно объединенная в три укрупненных этапа. Это такие этапы, как зарождение и развитие отечественного бального танца; бальный танец в советское время и возрождение отечественных бальных танцы в современное время.

Перед началом работы над проектом, обучающимся детского объединения «Элегия» было предложено ответить на вопросы об истории возникновение и развитие отечественной бальной хореографии в России.

П осле презентации проекта обучающимся вновь было предложено ответить на эти же вопросы. Сравнительные результаты ответов приведены в следующих диаграммах.

Начало работы Итог работы

Shape1

Не правильный ответ

Shape2

Отсутствие ответа

Shape3

Правильный ответ

Список литературы

      1. Волхонская Г. П., Окунева А. Г. Танцевальный спорт России: история становления и развития //Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2015. №1(135). С.25–28.

      2. Дорохов П. П. Танцевальный спорт России/ П. П. Дорохов // Спорт России : федеральный справочник. Специальный выпуск : в 2 т. – М. : Центр стратегического партнерства, 2012. – С. 420–437.

      3. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца: заметки хореографа: учебное пособие /[пер. с нем. В.Штакенберга]. Изд. 2-е, стер. Санкт-Петербург[идр.]: Лань: Планета музыки, 2015. - 127 с.

      4. Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества/ С.С.

http://www.ftsr.ru/data.php?id=2;

https://urok.1sept.ru/articles/666777

https://vk.com/@tsk_first-melodii-i-ritmy-rossiiskogo-tanca-istoriya-balnyh-tancev-v-s ;

https://vk.com/@tsk_first-melodii-i-ritmy-rossiiskogo-tanca-istoriya-balnyh-tancev-v-2 ;

https://dancears.ucoz.ru/index/otechestvennaja_programma/0-31 ;

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/12/05/ispolzovanie-balnyh-tantsev-sovetskogo-perioda-v;

https://studopedia.ru/23_54151_tema-sovetskie-balnie-tantsi.html ;

Приложение 1

Доклад

1. Зарождение и развитие отечественного бального танца

Зарождение и развитие хореографии связано с рождением и развитием человечества. Танец является самым древним и массовым видом искусства, в котором наглядно показывается жизнь, обычаи, нравы и занятия различных народов. В то время как в Европе в 1930-е годы бальные танцы завоевали настолько прочные позиции, что регулярно проводились открытые чемпионаты разных стран, а также официальные соревнования – чемпионаты Европы и мира, в СССР бальные танцы были все еще уделом энтузиастов. В начале 1930-х в Москве появились курсы, готовившие преподавателей бальных танцев (европейских и латиноамериканских).

Но начало развитию бальных танцев в Советском Союзе как вида соревновательной деятельности положил конкурс, который был проведен в 1957 году в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Колонном зале Дома Союзов. Все на нем было впервые. Во-первых, сама организация на таком высоком уровне. Затем приглашение для участия в конкурсе зарубежных пар, включая танцоров западных стран. И, наконец, расширенный интернациональный состав судейской бригады конкурса. Советские пары отсеялись в первом туре. Поскольку выход бальных танцев из королевских дворцов в народные массы занял несколько столетий, то даже мысли о массовом преподавании таких танцев не существовало.

В 1960-е годы началась новая эпоха в развитии бальных танцев. Это связано с созданием в Москве первого в России танцевального клуба (тогда это называлось студией бальных танцев) под руководством Александра Дегтяренко (до этого он возглавлял школу массового бального танца). Речь шла уже не просто о бальных, а о конкурсных бальных танцах, центральным звеном которых была международная программа.

В то время бальные танцы относились к сфере культуры и курировались двумя министерствами культуры. Министерство СССР поддерживало развитие бального танца, а в министерстве РСФСР этому препятствовали, считая, что и в самом бальном танце и в костюмах танцоров много проявления буржуазности и западного образа жизни. Девизом республиканского министерства стало выражение его министра В. Стриганова - "Советский человек должен танцевать по-советски!"

В 1960-е годы клубы бальных танцев начали создаваться и в других городах страны. Стали проводиться первые московские, всероссийские и всесоюзные конкурсы.

Наряду с танцами, традиционно входившими в международную конкурсную программу, в СССР появилась еще и чисто советская программа, обязательная для исполнения. Она включала танцы народов СССР, точнее – стилизацию под бальные народных фольклорных танцев. Среди них: "Сударушка", "Русский лирический", "Риллио" (литовский), "Вару-вару" (латышский), «Полька» и другие, всего около 150 танцев. Советская программа создавалась в нагрузку к конкурсным бальным танцам из идеологических соображений ("Если они хотят, чтобы мы танцевали их танцы, пусть они танцуют наши танцы", – позиция отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС). Просуществовала эта программа до конца 80-х годов.

На начальном этапе бальными танцами занимались главным образом представители интеллигенции: студенты и инженеры. Возраст начинающих танцоров был разным: первый раз на паркет можно было выйти и в двадцать – двадцать пять лет. Кстати, это был период в полном смысле любительского танцевания, поскольку танцами занимались в свободное от работы и учебы время. Это было время, когда в нашей стране еще не существовало как на Западе деления танцоров на любителей и профессионалов. Да и самих организаций, объединяющих танцоров, тоже не было. Тем не менее, общественный интерес к бальным танцам был настолько высок, что на телевидении появились посвященные им передачи: "Танцуйте с нами" и "Танцевальный зал".

В настоящее время продолжается процесс формирования отечественной школы бального танца. Процесс сложный, но естественный и закономерный. Восполняя некоторые пробелы в развитии советской бальной хореографии, специалисты в последние 20 лет много сделали для дальнейшего развития советской школы бального танца. Совершенствовался стиль исполнения традиционного танцевального репертуара; новые бальные танцы создавались на основе многонационального музыкального и хореографического искусства народов, населяющих нашу страну. Так в методике преподавания утверждается собственный стиль исполнения: жизнерадостный и грациозный, освобожденный от нарочито-усложненного, изысканно-салонного, а порою вычурного исполнения таких популярных танцев, как вальс, фокстрот, танго, румба. Среди вновь созданных бальных танцев, вызвавших интерес у молодежи, такие, как "Русский лирический", "Сударушка", "Фигурный вальс", "Вальс гавот", "Вальс мазурка", "Рилё", "Полька", "Вару-вару" и др.

Все эти танцы основаны на национальных традициях с использованием современных музыкальных ритмов. Таким образом, в процессе создания современных бальных танцев проявляется взаимное влияние и обогащение танцевальных культур народов нашей страны.

2. Описание танцев советской программы.

Отечественная программа - это огромный пласт танцев, созданных в XX веке российскими и советскими хореографами. К ним примыкают танцы прошлых веков, исторически исполняемые на светских балах ("Фигурный вальс", "Вальс гавот", "Вальс мазурка", "Полька") и танцы созданные на национальных традициях с использованием современных музыкальных ритмов ("Русский лирический", "Сударушка", "Рилио", "Вару-вару").

Вообще, бальные танцы - это своего рода танцевальная грамотность и каллиграфия. В настоящее время они вобрали в себя огромное число различных видов хореографии, от народного до современного танца. Культура балов снова востребована, а словосочетание «бальные танцы» подразумевает не только спортивные бальные танцы, но приобретает свое первоначальное значение. Вот некоторые из отечественных бальных танцев, исполняемых на современных балах.

Вальс – гавот создан в ХХ в., когда большим успехом пользовались комбинированные композиции. Состоит из двух частей: гавота и вальса. Связующим звеном является поклон перед вальсовой частью танца.

Вальс-мазуркаполучил распространение в XIX в., как и полька-мазурка. Создан по принципу сочетания в одном танце разных по характеру движений. Состоит из двух частей: мазурки и вальса, напоминающего фигурный вальс.

Полькастаринный чешский танец, а не польский, как кажется из названия и часто принято считать. Слово «полька» происходит от слова «pulka», что по-чешски означает «половина». И действительно, основное движение этого жизнерадостного танца состоит из двух полушагов, соединенных приставкой.

Бальная полька родилась из народного чешского танца и во многом сохранила его черты. 40-е годы XIX в. были временем бурного увлечения полькой по всей Европе, в т. ч. и в России. Одно время она была даже успешней вальса.

Подобно всем бальным танцам, имеющим богатую историю, полька хорошо приспособилась к новым условиям исполнения в танцевальном зале. Вся ее прелесть неизменна - в веселом ритме, в быстрых и легких подпрыгивающих движениях и поворотах танцующих пар. В польке используются различные фигуры, которыми танцующие могут варьировать по своему желанию. На современных балах танцуют фигурную, берлинскую и другие польки. Некоторые из ее фигур вошли в композиции бального танца Квикстеп - международной европейской программы.

Фигурный вальс бальный танец конца XIX в. Часто исполняется под музыку венского вальса. По праву относится к танцам бальной классики. Изучая его, исполнители проходят необходимую «школу» пластики, приобретают хорошую осанку, мягкость, легкость вращения, красивые движения рук. Требует четкого соблюдения хореографических позиций. В настоящее время видоизменен и очень популярен на танцевальных вечерах и балах. «Фигурный» - это вальс, в композицию которого помимо основных движений - дорожки и вращения - входят различные элегантные элементы.

Огромный пласт танцев основанных на национальных традициях: «Сударушка», «Русский лирический», «Вару-вару», «Рилио» незаслуженно забыты.

Русский лирический и Сударушка парные бальные танцы советской программы. В основе этих танцев лежит обычный «русский шаг» с характерным движением рук, а сами танцы просты и приятны. Исполняя их необходимо подчеркивать изначально исторически сложившийся русский характер, то есть: горделивую, но скромную, полную достоинства осанку русской девушки и внимательное, почтительное отношение к ней юноши, но со всей удалью и размахом русской души. Хотя эти танцы появились в советское время, их в полной мере можно назвать историко-бытовым, так как они в целом основаны на историческом национальном танце, где в полной мере раскрывается характер и душа русского человека и показывается суть народного традиционного древне-исторического взаимоотношения мужчин и женщин на Руси.

Рилио – это искусственно созданный танец, в основе которого движения из народных литовских танцев. Для исполнения рилио подойдет любая ритмичная подвижная музыка, но существуют и мелодии, специально созданные для рилио.

Вару-Вару - (переводится как «я могу, я могу») - Латышский бальный танец 1970-х годов. Был создан в Латвии на основе местных народных движений в сочетании с ритмичными элементами молодёжных танцев. Исполняется в паре, весело и энергично, с небольшими передвижениями по площадке. Этот танец – продукт советского периода в истории хореографической культуры. Он впитал в себя элементы и характер дискотечных танцев 70-80-х годов ХХ века. Движения его не сложны и основаны на ритмичных шагах и легких подскоках. Его притягательность в легком, весёлом и динамичном характере исполнения. Благодаря чему он очень нравится детям и с удовольствием ими исполняется.

3. Возвращение к танцам советской программы в наши дни.

По мнению Президента танцевального союза, заслуженного деятеля искусств РФ, вице-президента всемирной Федерации спортивных танцев Станислава Попова:

«Во всём должен быть баланс и многообразие. Вернитесь на тридцать лет назад в Советский Союз. Мы отторгали советскую программу, я сам через это прошёл. А по сути это тоже была интересная хореография, своеобразные бальные зарисовки. Небольшие композиции, которые легко учить, которые имеют свою музыку, и могли бы из советского периода перейти в современные школы танца. И люди в школах с удовольствием бы это танцевали. И я думаю, что время этой программы ещё впереди. Ведь не на танцевальном спорте всё держится, а на элементарном желании людей встречаться, общаться и танцевать. Главное, чтобы ничего не запрещалось. Не нужно никогда противопоставлять одно другому. Танцевальным спортом не все могут заниматься. Это достаточно сложно, этому нужно посвятить много времени. А люди от танцев должны получать радость. Они должны радоваться, что они танцуют».

В настоящее время бальные танцы имеют много общего со спортом, оказывают всесторонне развитие на физическое развитие танцоров, позволяя развить координацию, осанку, пластику движений.Выход танцоров на соревнования это результат большой серьёзной и кропотливой работы. Прежде чем выйти на паркет для соревнований, необходимо пройти большой путь. Понятно, что не все становятся победителями турниров, и не все готовы участвовать в конкурсной программе в единоличном первенстве в силу своих психических и физических возможностей. Но все хотят танцевать.

Изучение танцев советского периода на начальном этапе дают хорошую базу к изучению программы конкурсного бального танца. Для успешного усвоения бальной хореографии необходимо применять принцип от простого к сложному. Сложно сразу усвоить ча-ча-ча и джайв, без специальной подготовки к их изучению. В танцах советского периода присутствуют многие важные положительные моменты:

•Простая, доступная хореография

•Ярко выраженная стилистика. Характер

•Понятная, довольно выразительная музыка.

Где же сегодня найти применение танцам советского периода? Конечно – в школах на уроках ритмики и хореографии, на вечерах отдыха, организация танцевальных флэш-мобов.

Изучая эти танцы, юные танцоры с разными способностями смогут себя реализовать, они дают возможность коллективного исполнения, взаимозаменяемости партнёров, создание концертных номеров.

Заключение

Развитие бальных танцев в России проходило в разные периоды по-разному, как быстрыми темпами, так и почти с полным затуханием. И, тем не менее, изменения были и есть до сих пор. Нами рассмотрена вся история развития отечественных бальных танцев в России.

Советская программа:

- дают хорошую базу к изучению программы конкурсного бального танца;

- социализирует и делает более массовыми занятия бальными танцами;

- способствует сохранению многонационального музыкального и хореографического искусства народов, населяющих нашу страну.

Мы сегодня говорили о танцах, которые могут танцевать все. И мне хотелось бы, чтобы наша сегодняшняя встреча закончилась таким танцем. Мы всех приглашаем поучаствовать в танцевальном флеш-мобе (танец «Вару-вару»).

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Исследовательский проект «Советская программа в бальной хореографии» был осуществлён ребятами средней группы студии бального танца «Элегия». Данный проект помог расширить знания по истории развития отечественной бальной хореографии в России. Возраст разработчиков проекта 9-10 лет. Разработанный исследовательский проект является по времени проведения – краткосрочным. В последние годы бальные танцы пользуются большой популярностью и получили огромное распространение во многих странах мира. Россия не является исключением, так как тысячи ребят, подростков и молодых людей хотят заниматься бальными танцами. Важной задачей для сегодняшнего поколения является сохранность и бережное отношение к истории и развитию бальной хореографии. Для участников проекта эта тема стала интересной и заполнила пробел знаний в области изучения истории возникновения и развития отечественной бальной хореографии в России.
0 ₽