МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Советская программа в бальной хореографии»»
Руководитель проекта:
Францева Елена Николаевн
педагог высшей квалификационной категории
Авторы и исполнители:
БИЙСК
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть …………………………………………………………….3
Дальнейшее развитие Проекта ……………………………..…………….4
Контрольные вопросы для обучающихся …………………..……………4
Заключение ……………………………………………………..…………..4
Список литературы ………..……………………………………..…………5
Доклад (Приложение 1) …………………………………………..………...6
Введение
Исследовательский проект «Советская программа в бальной хореографии»был осуществлён ребятами средней группы студии бального танца «Элегия». Данный проект помог расширить знания по истории развития отечественной бальной хореографии в России. Возраст разработчиков проекта 9-10 лет. Разработанный исследовательский проект является по времени проведения – краткосрочным.
В последние годы бальные танцы пользуются большой популярностью и получили огромное распространение во многих странах мира. Россия не является исключением, так как тысячи ребят, подростков и молодых людей хотят заниматься бальными танцами.
Важной задачей для сегодняшнего поколения является сохранность и бережное отношение к истории и развитию бальной хореографии. Для участников проекта эта тема стала интересной и заполнила пробел знаний в области изучения истории возникновения и развития отечественной бальной хореографии в России.
Опросив ребят детского объединения «Элегия», выяснилось, что тема истории возникновения отечественной бальной хореографии в России им очень интересна. От ребят поступило предложение создать исследовательский проект. Самые активные ребята вошли в состав авторской группы по созданию проекта. В конце проделанной работы предполагается защита проекта авторской группой. К этому моменту должна быть проделана работа над моделью проекта, наполнением содержания, оформлением проекта и составлением плана по его защите. Весь собранный материал разбивается на группы - демонстрационный и документальный. Демонстрационный включает в себя: слайдовая презентация, и документальный материал – доклад об истории появления и развития отечественной бальной хореографии в России.
Основная часть
Бальный танец – многогранный вид искусства. Бальные танцы, до недавнего времени относясь к числу наиболее массовых средств художественного воспитания, имеют свою историю возникновения, становления и развития. Бальные танцы считались танцами высшего света. Бальные танцы, которые имеют характер сегодняшнего времени, складывались в начале 18 в. по 19.в. В начале прошлого столетия бальные танцы потеряли свою элитарность и стали исполняться в публичных танцевальных залах и общественных ансамблях. Сегодня происходит возрождение, развитие и преобразование бальных танцев в спортивные бальные танцы. В настоящее время их история развития и накопленный опыт представляет особенный интерес.
Работа по проекту была организованна в несколько этапов:
1 этап: Начинание
обоснование проблемы, определение темы;
выбор названия проекта;
уточнение цели;
опрос ребят младшей группы детского объединения «Элегия».
На данном этапе проведен опрос по истории возникновения отечественной бальной хореографии в России. Версии, высказанные по этой теме, очень разнились. В процессе оживленного обсуждения родилась идея сделать доклад и презентацию об истории возникновения и развития отечественного бального танца в России.
этап: Планирование
постановка цели и задач исследовательского проекта;
определение источников информации;
сбор информации об истории возникновения и развития отечественной бальной хореографии в России.
Цель: познакомиться самим и рассказать другим ребятам об истории появления отечественных бальных танцев в России.
Задачи:
познакомиться с зарождением и развитием отечественного бального танца.
рассмотреть конкурсные программы бальных танцы в советское время.
Объект исследования: история развития отечественных бальных танцев в СССР.
Предмет исследования: востребованностьизначимость отечественных бальных танцев в современное время.
При обсуждении выбора источников информации было принято решение использовать при работе над проектом кроме печатных изданий возможности Интернета.
3 этап:
Исследование и выполнение проекта.
уточнение информации;
создание слайдовой презентации, и доклада по теме: «Советская программа в бальной хореографии».
Авторская группа, после сбора информации, была поделена на 2 подгруппы. Первая подгруппа занималась составлением доклада, а вторая подгруппа создавала слайдовую презентацию.
этап:
Защита проекта
представление доклада (Приложение 1) и слайдовой презентации (Приложение 2) по теме: «Советская программа в бальной хореографии».
для воспитанников детского объединения «Элегия».
Ребята из авторской группы организовали представление доклада и презентации об истории возникновения и развития бальной хореографии в России для обучающихся детского объединения «Элегия»
5 этап:
Рефлексия
анализ проделанной работы;
сравнение поставленных цели и задач и достигнутых результатов.
Для определения результативности работы применялись доступные диагностические методики: - беседа, опрос, наблюдение. При оценке результативности проекта «Советская программа в бальной хореографии» учитывались позитивные изменения, произошедшие в участниках проекта. При создании проекта планировалось расширение знаний об истории возникновения и развития отечественной бальной хореографии в России.
Для реализации проекта необходимо:специальная литература, информационные интернет сайты, блокноты для записи, ручки, компьютер, офисная бумага, экран, проектор, флеш карта, принтер.
Дальнейшее развитие Проекта.
В дальнейшем, развивая тему данного проекта, планируется сделать проект о развитие бальной хореографии в Алтайском крае.
Презентация и материалы данного проекта будут использованы в Доме творчества при подготовке и проведении итоговых занятий студии бального танца «Элегия».
Контрольные вопросы для обучающихся:
Какие основные конкурсные программы бальной хореографии вам знакомы?
Какая новая танцевальная программа появилась в советское время кроме двух основных программ бальной хореографии – Латиноамериканской и Европейской?
Какие танцы из новой советской программы вы учили на занятиях по бальным танцам?
Заключение
Развитие бальных танцев в России проходило в разные периоды по-разному, как быстрыми темпами, так и почти с полным затуханием. И, тем не менее, изменения были и есть до сих пор. Нами рассмотрена история развития отечественных бальных танцев в России, соответственно объединенная в три укрупненных этапа. Это такие этапы, как зарождение и развитие отечественного бального танца; бальный танец в советское время и возрождение отечественных бальных танцы в современное время.
Перед началом работы над проектом, обучающимся детского объединения «Элегия» было предложено ответить на вопросы об истории возникновение и развитие отечественной бальной хореографии в России.
П осле презентации проекта обучающимся вновь было предложено ответить на эти же вопросы. Сравнительные результаты ответов приведены в следующих диаграммах.
Начало работы Итог работы
Не правильный ответ
Отсутствие ответа
Правильный ответ
Список литературы
Волхонская Г. П., Окунева А. Г. Танцевальный спорт России: история становления и развития //Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2015. №1(135). С.25–28.
Дорохов П. П. Танцевальный спорт России/ П. П. Дорохов // Спорт России : федеральный справочник. Специальный выпуск : в 2 т. – М. : Центр стратегического партнерства, 2012. – С. 420–437.
Зайфферт Д. Педагогика и психология танца: заметки хореографа: учебное пособие /[пер. с нем. В.Штакенберга]. Изд. 2-е, стер. Санкт-Петербург[идр.]: Лань: Планета музыки, 2015. - 127 с.
Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества/ С.С.
http://www.ftsr.ru/data.php?id=2;
https://urok.1sept.ru/articles/666777
https://vk.com/@tsk_first-melodii-i-ritmy-rossiiskogo-tanca-istoriya-balnyh-tancev-v-s ;
https://vk.com/@tsk_first-melodii-i-ritmy-rossiiskogo-tanca-istoriya-balnyh-tancev-v-2 ;
https://dancears.ucoz.ru/index/otechestvennaja_programma/0-31 ;
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/12/05/ispolzovanie-balnyh-tantsev-sovetskogo-perioda-v;
https://studopedia.ru/23_54151_tema-sovetskie-balnie-tantsi.html ;
Приложение 1
Доклад
1. Зарождение и развитие отечественного бального танца
Зарождение и развитие хореографии связано с рождением и развитием человечества. Танец является самым древним и массовым видом искусства, в котором наглядно показывается жизнь, обычаи, нравы и занятия различных народов. В то время как в Европе в 1930-е годы бальные танцы завоевали настолько прочные позиции, что регулярно проводились открытые чемпионаты разных стран, а также официальные соревнования – чемпионаты Европы и мира, в СССР бальные танцы были все еще уделом энтузиастов. В начале 1930-х в Москве появились курсы, готовившие преподавателей бальных танцев (европейских и латиноамериканских).
Но начало развитию бальных танцев в Советском Союзе как вида соревновательной деятельности положил конкурс, который был проведен в 1957 году в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Колонном зале Дома Союзов. Все на нем было впервые. Во-первых, сама организация на таком высоком уровне. Затем приглашение для участия в конкурсе зарубежных пар, включая танцоров западных стран. И, наконец, расширенный интернациональный состав судейской бригады конкурса. Советские пары отсеялись в первом туре. Поскольку выход бальных танцев из королевских дворцов в народные массы занял несколько столетий, то даже мысли о массовом преподавании таких танцев не существовало.
В 1960-е годы началась новая эпоха в развитии бальных танцев. Это связано с созданием в Москве первого в России танцевального клуба (тогда это называлось студией бальных танцев) под руководством Александра Дегтяренко (до этого он возглавлял школу массового бального танца). Речь шла уже не просто о бальных, а о конкурсных бальных танцах, центральным звеном которых была международная программа.
В то время бальные танцы относились к сфере культуры и курировались двумя министерствами культуры. Министерство СССР поддерживало развитие бального танца, а в министерстве РСФСР этому препятствовали, считая, что и в самом бальном танце и в костюмах танцоров много проявления буржуазности и западного образа жизни. Девизом республиканского министерства стало выражение его министра В. Стриганова - "Советский человек должен танцевать по-советски!"
В 1960-е годы клубы бальных танцев начали создаваться и в других городах страны. Стали проводиться первые московские, всероссийские и всесоюзные конкурсы.
Наряду с танцами, традиционно входившими в международную конкурсную программу, в СССР появилась еще и чисто советская программа, обязательная для исполнения. Она включала танцы народов СССР, точнее – стилизацию под бальные народных фольклорных танцев. Среди них: "Сударушка", "Русский лирический", "Риллио" (литовский), "Вару-вару" (латышский), «Полька» и другие, всего около 150 танцев. Советская программа создавалась в нагрузку к конкурсным бальным танцам из идеологических соображений ("Если они хотят, чтобы мы танцевали их танцы, пусть они танцуют наши танцы", – позиция отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС). Просуществовала эта программа до конца 80-х годов.
На начальном этапе бальными танцами занимались главным образом представители интеллигенции: студенты и инженеры. Возраст начинающих танцоров был разным: первый раз на паркет можно было выйти и в двадцать – двадцать пять лет. Кстати, это был период в полном смысле любительского танцевания, поскольку танцами занимались в свободное от работы и учебы время. Это было время, когда в нашей стране еще не существовало как на Западе деления танцоров на любителей и профессионалов. Да и самих организаций, объединяющих танцоров, тоже не было. Тем не менее, общественный интерес к бальным танцам был настолько высок, что на телевидении появились посвященные им передачи: "Танцуйте с нами" и "Танцевальный зал".
В настоящее время продолжается процесс формирования отечественной школы бального танца. Процесс сложный, но естественный и закономерный. Восполняя некоторые пробелы в развитии советской бальной хореографии, специалисты в последние 20 лет много сделали для дальнейшего развития советской школы бального танца. Совершенствовался стиль исполнения традиционного танцевального репертуара; новые бальные танцы создавались на основе многонационального музыкального и хореографического искусства народов, населяющих нашу страну. Так в методике преподавания утверждается собственный стиль исполнения: жизнерадостный и грациозный, освобожденный от нарочито-усложненного, изысканно-салонного, а порою вычурного исполнения таких популярных танцев, как вальс, фокстрот, танго, румба. Среди вновь созданных бальных танцев, вызвавших интерес у молодежи, такие, как "Русский лирический", "Сударушка", "Фигурный вальс", "Вальс гавот", "Вальс мазурка", "Рилё", "Полька", "Вару-вару" и др.
Все эти танцы основаны на национальных традициях с использованием современных музыкальных ритмов. Таким образом, в процессе создания современных бальных танцев проявляется взаимное влияние и обогащение танцевальных культур народов нашей страны.
2. Описание танцев советской программы.
Отечественная программа - это огромный пласт танцев, созданных в XX веке российскими и советскими хореографами. К ним примыкают танцы прошлых веков, исторически исполняемые на светских балах ("Фигурный вальс", "Вальс гавот", "Вальс мазурка", "Полька") и танцы созданные на национальных традициях с использованием современных музыкальных ритмов ("Русский лирический", "Сударушка", "Рилио", "Вару-вару").
Вообще, бальные танцы - это своего рода танцевальная грамотность и каллиграфия. В настоящее время они вобрали в себя огромное число различных видов хореографии, от народного до современного танца. Культура балов снова востребована, а словосочетание «бальные танцы» подразумевает не только спортивные бальные танцы, но приобретает свое первоначальное значение. Вот некоторые из отечественных бальных танцев, исполняемых на современных балах.
Вальс – гавот создан в ХХ в., когда большим успехом пользовались комбинированные композиции. Состоит из двух частей: гавота и вальса. Связующим звеном является поклон перед вальсовой частью танца.
Вальс-мазуркаполучил распространение в XIX в., как и полька-мазурка. Создан по принципу сочетания в одном танце разных по характеру движений. Состоит из двух частей: мазурки и вальса, напоминающего фигурный вальс.
Полькастаринный чешский танец, а не польский, как кажется из названия и часто принято считать. Слово «полька» происходит от слова «pulka», что по-чешски означает «половина». И действительно, основное движение этого жизнерадостного танца состоит из двух полушагов, соединенных приставкой.
Бальная полька родилась из народного чешского танца и во многом сохранила его черты. 40-е годы XIX в. были временем бурного увлечения полькой по всей Европе, в т. ч. и в России. Одно время она была даже успешней вальса.
Подобно всем бальным танцам, имеющим богатую историю, полька хорошо приспособилась к новым условиям исполнения в танцевальном зале. Вся ее прелесть неизменна - в веселом ритме, в быстрых и легких подпрыгивающих движениях и поворотах танцующих пар. В польке используются различные фигуры, которыми танцующие могут варьировать по своему желанию. На современных балах танцуют фигурную, берлинскую и другие польки. Некоторые из ее фигур вошли в композиции бального танца Квикстеп - международной европейской программы.
Фигурный вальс бальный танец конца XIX в. Часто исполняется под музыку венского вальса. По праву относится к танцам бальной классики. Изучая его, исполнители проходят необходимую «школу» пластики, приобретают хорошую осанку, мягкость, легкость вращения, красивые движения рук. Требует четкого соблюдения хореографических позиций. В настоящее время видоизменен и очень популярен на танцевальных вечерах и балах. «Фигурный» - это вальс, в композицию которого помимо основных движений - дорожки и вращения - входят различные элегантные элементы.
Огромный пласт танцев основанных на национальных традициях: «Сударушка», «Русский лирический», «Вару-вару», «Рилио» незаслуженно забыты.
Русский лирический и Сударушка парные бальные танцы советской программы. В основе этих танцев лежит обычный «русский шаг» с характерным движением рук, а сами танцы просты и приятны. Исполняя их необходимо подчеркивать изначально исторически сложившийся русский характер, то есть: горделивую, но скромную, полную достоинства осанку русской девушки и внимательное, почтительное отношение к ней юноши, но со всей удалью и размахом русской души. Хотя эти танцы появились в советское время, их в полной мере можно назвать историко-бытовым, так как они в целом основаны на историческом национальном танце, где в полной мере раскрывается характер и душа русского человека и показывается суть народного традиционного древне-исторического взаимоотношения мужчин и женщин на Руси.
Рилио – это искусственно созданный танец, в основе которого движения из народных литовских танцев. Для исполнения рилио подойдет любая ритмичная подвижная музыка, но существуют и мелодии, специально созданные для рилио.
Вару-Вару - (переводится как «я могу, я могу») - Латышский бальный танец 1970-х годов. Был создан в Латвии на основе местных народных движений в сочетании с ритмичными элементами молодёжных танцев. Исполняется в паре, весело и энергично, с небольшими передвижениями по площадке. Этот танец – продукт советского периода в истории хореографической культуры. Он впитал в себя элементы и характер дискотечных танцев 70-80-х годов ХХ века. Движения его не сложны и основаны на ритмичных шагах и легких подскоках. Его притягательность в легком, весёлом и динамичном характере исполнения. Благодаря чему он очень нравится детям и с удовольствием ими исполняется.
3. Возвращение к танцам советской программы в наши дни.
По мнению Президента танцевального союза, заслуженного деятеля искусств РФ, вице-президента всемирной Федерации спортивных танцев Станислава Попова:
«Во всём должен быть баланс и многообразие. Вернитесь на тридцать лет назад в Советский Союз. Мы отторгали советскую программу, я сам через это прошёл. А по сути это тоже была интересная хореография, своеобразные бальные зарисовки. Небольшие композиции, которые легко учить, которые имеют свою музыку, и могли бы из советского периода перейти в современные школы танца. И люди в школах с удовольствием бы это танцевали. И я думаю, что время этой программы ещё впереди. Ведь не на танцевальном спорте всё держится, а на элементарном желании людей встречаться, общаться и танцевать. Главное, чтобы ничего не запрещалось. Не нужно никогда противопоставлять одно другому. Танцевальным спортом не все могут заниматься. Это достаточно сложно, этому нужно посвятить много времени. А люди от танцев должны получать радость. Они должны радоваться, что они танцуют».
В настоящее время бальные танцы имеют много общего со спортом, оказывают всесторонне развитие на физическое развитие танцоров, позволяя развить координацию, осанку, пластику движений.Выход танцоров на соревнования это результат большой серьёзной и кропотливой работы. Прежде чем выйти на паркет для соревнований, необходимо пройти большой путь. Понятно, что не все становятся победителями турниров, и не все готовы участвовать в конкурсной программе в единоличном первенстве в силу своих психических и физических возможностей. Но все хотят танцевать.
Изучение танцев советского периода на начальном этапе дают хорошую базу к изучению программы конкурсного бального танца. Для успешного усвоения бальной хореографии необходимо применять принцип от простого к сложному. Сложно сразу усвоить ча-ча-ча и джайв, без специальной подготовки к их изучению. В танцах советского периода присутствуют многие важные положительные моменты:
•Простая, доступная хореография
•Ярко выраженная стилистика. Характер
•Понятная, довольно выразительная музыка.
Где же сегодня найти применение танцам советского периода? Конечно – в школах на уроках ритмики и хореографии, на вечерах отдыха, организация танцевальных флэш-мобов.
Изучая эти танцы, юные танцоры с разными способностями смогут себя реализовать, они дают возможность коллективного исполнения, взаимозаменяемости партнёров, создание концертных номеров.
Заключение
Развитие бальных танцев в России проходило в разные периоды по-разному, как быстрыми темпами, так и почти с полным затуханием. И, тем не менее, изменения были и есть до сих пор. Нами рассмотрена вся история развития отечественных бальных танцев в России.
Советская программа:
- дают хорошую базу к изучению программы конкурсного бального танца;
- социализирует и делает более массовыми занятия бальными танцами;
- способствует сохранению многонационального музыкального и хореографического искусства народов, населяющих нашу страну.
Мы сегодня говорили о танцах, которые могут танцевать все. И мне хотелось бы, чтобы наша сегодняшняя встреча закончилась таким танцем. Мы всех приглашаем поучаствовать в танцевальном флеш-мобе (танец «Вару-вару»).