SU
Итоговое собеседование по русскому языку. Рекомендации.
К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Итоговое собеседование состоит из 4 заданий, направленных на проверку на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов.
Задание 1. Чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2-х минут.
Рекомендации: при подготовке к выразительному чтению необходимо «пробежать глазами» текст, обратить внимание на ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ( их будет в тексте достаточно), незнакомые или сложные для вас слова. Чётко проговаривайте их , не путайте падежные формы. Например, « двенадцатого апреля одна тысяча девятьсот шестьдесят первого года».
Это, конечно, максимум, что можно успеть за 2 минуты.
Перед тем, как начнёте читать текст вслух, успокойтесь. Следите за интонацией, темпом, необходимо соблюдать знаки препинания, обращайте внимание на ударение, недопустимо искажение слов . Если слово было произнесено неправильно или ошиблись в постановке ударения, прочитайте повторно, исправив ошибку. Тогда она (ошибка) не будет засчитана.
Не забывайте, что этот же текст вы будете пересказывать, поэтому читайте его вдумчиво, чтобы во время первого задания начать готовиться ко второму.
Задание 2. Необходимо пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2-х минут.
Рекомендации: при подготовке к данному заданию необходимо определить основные микротемы (или проще, постарайтесь запомнить основную мысль каждого абзаца). Большую роль играет ВЫСКАЗЫВАНИЕ, которое нужно прочитать без ошибок (1 балл) и включить в нужное место своего пересказа (плюс ещё 1 балл). Саму цитату заучивать не нужно!!! Она будет перед вами во время пересказа. А вот текст у вас заберут.
Не забывайте, что пересказ должен быть подробным. Значит, нужно запомнить детали. Но если тяжело запомнить числа, то можно заменить их словами «много», «мало», «давно», «недавно», «несколько» и т.д.
И ещё: переход от текста к высказыванию или от высказывания к тексту должен быть плавным. Для этого используйте информацию о том, кто именно и о ком это сказал. Например, «Юрий Гагарин внёс огромный вклад в историю освоения космоса. Это великий человек. И не зряС.П.Королёв сказал о нём: «ВЫСКАЗЫВАНИЕ».
Задание 3. Данное задание никак не связано с пересказанным текстом. Можно про него забыть. Вам предлагается выбрать один из трёх вариантов: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.
Рекомендации:
Ваш ответ должен состоять из 10 законченных фраз (предложений), как минимум. Стройте своё высказывание из простых предложений. НЕ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Например, «На фотографии я вижу детей, которые участвуют в праздничной линейке» - это одно предложение; а «На фотографии я вижу детей. Они участвуют в праздничной линейке» - это два предложения.
В данном задании при выборе темы №1 вы должны будете описать фотографию. Фотография будет чёрно-белая, что, конечно, усложняет задачу. Поэтому действуйте по плану: кто что где и когда делает. Добавьте детали, описание внешнего вида, общее настроение. И у вас получится 10 и более заветных фраз.
Тема №2 – это повествование на основе жизненного опыта (поход, театр, семейный ужин и т.д.). В чём плюс данной темы? Даже если вы не были в театре, но что-то о нём знаете, вы можете пофантазировать. Экзаменатор же не знает, было это с вами или нет)) Только не переусердствуйте.
Тема №3 – рассуждение по той или иной проблеме. Очень напоминает сочинение ОГЭ 9.3, структуру которого вы все знаете. Только аргументы все из жизни.
Запомните, что при выполнении задания №3 нельзя молчать. Рассказывайте, рассуждайте, высказывайте своё мнение. Не нужно бояться сказать лишнее. Это устный экзамен, проверяется ваша коммуникабельность.
К любой выбранной вами теме будут даны опорные карточки-подсказки, своеобразные пункты плана вашего ответа.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Задания 3 и 4 взаимосвязаны!!!
Рекомендации: ещё на этапе выбора темы третьего задания вы должны понимать, что именно в этом направлении с вами будет потом беседовать экзаменатор. Ответы на вопросы должны быть развёрнутыми!!! Например, вопрос «Вы любите ходить в театр?»-ответ «Да» (НЕПРАВИЛЬНО), ответ «Да. Я очень люблю ходить в театр» (ПРАВИЛЬНО).
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15-16 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.
Желаем удачи!!!