Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «В поисках кляксы»
Подготовила воспитатель: Колумагина Т.В.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель:
Развивать связную речь детей, речевое творчество через практическую деятельность.
Задачи:
Упражнять детей в разгадывании ребусов; закреплять умение подбирать обобщающее слово к группе слов, умение подбирать однокоренные слова;
Развивать фонематический слух, мышление, речь;
Воспитывать чувство товарищества, умение преодолевать небольшие трудности.
Предварительная работа: чтение сказки В.Сутеева «Мы ищем кляксу».
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, за окном холодная погода, дождь..., а так хочется тепла и солнышка... Но в нашей группе сегодня светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
Ребята, вы дети умные и любознательные. А что значит любознательные? (Ответы детей);
А где и как можно найти ответы на интересующие вопросы? (Спросить у взрослых, найти в интернете, прочитать в книге). Да, существует много книг. (Дети перечисляют): книги для малышей – книжки малышки, книги с русскими народными сказками, книги различных авторов, энциклопедии, словари ...
Послушайте загадку и отгадайте её:
С этой книгой самой первой
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
Нам заветный перевал.
Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря
Целый мир мы открывали на страницах. (букваря)
- Вы будущие первоклассники главная и первая книга первоклассников это – букварь, он яркий, красочный, интересный (рассматриваем вместе с детьми).
Ребята мы читали сказку В. Сутеева «Мы ищем Кляксу», давайте вспомним, о чём говорится в этой сказке? Ребята посмотрите чьи-то следы, как вы думаете кто, мог их оставить (на полу следы кляксы), а куда они ведут? (они ведут в нашу мини библиотеку)
«Ребята, здесь лежит письмо. Письмо от букв из Букваря», (читаю)
- «Дорогие ребята! В нашем букваре появилась злобная Клякса. Она хочет заменить все буквы своими родственницами-кляксами. Помешайте сделать это Кляксе и спасите наш букварь!»
Воспитатель: «Медлить нельзя! Нужно срочно спешить на помощь буквам. Но давайте откроем первую страницу Букваря, и посмотрим, что случилось!» (на каждой странице следы клякс и задание, если задание выполним, то клякса исчезнет). А заданий столько, сколько дней в неделе? Сколько значит? – дети семь заданий. (садимся на свои места)
Но прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На-занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ты ответить - не шуми,
Только руку подними.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.
Вы согласны со мной отправиться в интересное путешествие по освобождению букваря?
Итак, надо убрать первую кляксу, но, чтобы от неё избавиться нужно, читаем первое задание:
Задание 1. «Назови одним словом»
1) трава, бабочки, цветы, ягоды земляники – поляна;
2) продукты, кассир, покупатели, касса – магазин, а какой (продуктовый)
3) парта, книга, доска, портфель - школа
4) волна, медуза, ракушки, песок, дельфин - море
5) ракета, планеты, звёзды – космос.
Хорошо, избавились от одной кляксы, листаем дальше букварь.
Следующее задание
Задание 2. «Назови ласково»
Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребёнку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково
— дом – домик;
— жук – жучок;
— солнце – солнышко;
— цветок – цветочек;
— собака – собачка;
— мама – мамочка;
— дождь – дождик и т. д.
Ну что ж, ребята, мы справились и с этим заданием, листаем дальше, а вот и следующее задание:
Задание 3. «Путаница»
Злые кляксы перепутали нам все сказки, и теперь сказочные герои не могут разобраться кто из какой сказки. Нужно помочь им, поможем? (слайд)
Отлично, ребята, мы справились и с этим заданием, листаем дальше, что же нам еще приготовили эти вредные кляксы?
Задание 4. «Скажи наоборот»
— Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное по значению:
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … («близко»)
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … («низко»)
Скажу я слово «уронил» — … («поднял»)
Скажу я слово «потерял» — … («нашёл»)
Что скажешь ты на слово «ложь» — … («правда»)
И вдруг скажу я слово «друг» — … («враг»),
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … («храбрец»)
Теперь «начало» я скажу,
Ответьте все … («конец»).
Задание 5. «Зарядка»
Детям показывают карточку со схемой человечка в определённой позе, а дети выполняют движение, изображённое на ней.
- Молодцы ребята, и с этим заданием мы справились.
Задание 6. «Слова родственники»
Воспитатель: как – то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он просто словом.
Это слово, слово – корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много разных слов.
Назовите слова родственники к словам: ВОДА, ДОМ, СНЕГ.
Воспитатель: нам осталось перевернуть последнюю страницу и выполнить последнее задание клякс.
Задание 7. «Придумай слово на звук «…»
Вот ребята молодцы, и с последним заданием справились на отлично!
Воспитатель: вот спасибо, помогли,
От беды букварь спасли!
Всем он очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!
Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовили буквы. Они очень переживают за вас, и спрашивают:
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Какое задание оказалось лёгким?
- Какое задание вызвало трудности?
Воспитатель: «Ребята, за то, что вы такие отзывчивые, активные, любознательные буквы благодарят вас за помощь, и дарят вам новую книгу. Читайте, узнавайте много нового и интересного.»
Литература: В.Сутеев «Мы ищем кляксу».