Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бадажковская основная общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
Игровые технологии как средство познавательной активности
для детей с нарушением слуха
Составила: учитель начальных классов
Антишина Танзиля Рашитовна
2024 г
Введение.
В младшем школьном возрасте занятия с элементами игры способствуют развитию познавательных интересов. Игра является наиболее привлекательной формой проведения занятий, а для слабослышащих учащихся особенно. Однако интерес в игре является определяющим моментом её эффективности, поэтому его следует постоянно поддерживать, иначе игра станет формальным актом.
Использование игровых технологий.
В моем классе обучается слабослышащий ребёнок (девочка, 9 лет), имеющий ярко выраженную тугоухость. Из-за своей аномалии обучающаяся испытывает трудности в принятии поставленной задачи и выполнении заданий, у него бедный словарный запас, недостаточно сформирована пространственная ориентация, затруднены понимание простых инструкций и обращённой речи, вызывают затруднения выполнения заданий вербального и невербального характера, замедленный уровень протекания мыслительных процессов. Темп работы средний, задания выполняет после детализации инструкции.
Если у обучающегося с нарушением слуха вовремя не развивать мотивацию к обучению, то впоследствии это приведет к пониженной работоспособности, повышенной утомляемости, слабому запоминанию, эмоциональной неустойчивости, изменчивости в поведении, пассивности, вялости. Поэтому я провожу уроки и занятия в 1 классе с данным ребенком в полуигровой форме, в виде обучающих дидактических игр.
Место нетрадиционных занятий в учебном процессе определяю сама в зависимости от условий содержания материала, конкретной ситуации. В начале занятия ставлю дидактическую задачу в игровой форме. Например: приходит письмо или появляется гость с заданием. Путём выполнения упражнений по заданию героя, ребенок выполняет дидактическую задачу. За успешное выполнение заданий стимулирую интерес посредством оценивания и поощрения: смайлики, лайки, хлопки, поднятие пальца вверх, поглаживание по голове, словесная похвала «Молодец», «У тебя все получается», «Верно», «Отлично» и др. Это придает ей уверенность.
При организации игр ориентируюсь на слуховые возможности обучающейся. Игру выстраиваю таким образом, чтобы ученица была активна, выполняла игровые задания, не стеснялась того, что он не услышит. Могла попросить, чтобы я повторила задание.
При использовании игровых технологий на уроках соблюдаю следующие условия:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление, повторение и систематизация изученного);
- умеренность в использовании игр на уроках;
- доступность для учащегося данного возраста.
Для проведения занятий в классе подобраны игрушки, дидактические и настольно-печатные игры, направленные на закрепление знаний:
- по развитию речи и русскому языку ("Лото", "Часы", "Волшебные яблоки" и др.);
- по математике ("Живые числа", "Веселый счет", "Волшебный квадрат", "Арифметические цепочки" и др.);
- по ознакомлению с окружающим миром (кроссворды "Животные", игра-упражнение "Что бывает весной" и др.);
При изучении букв и цифр использую картинки букв, цифр, мультимидийные презентации, разрезные картинки, например, игра «Разрезанные буквы». Принесла в класс поднос, на котором девочка рисует изучаемую букву или цифру из манки, выкладывает их из гороха, лепит из пластилина.
У ребенка часто возникают проблемы с пониманием условии задачи. В таких случаях я проверяю, как она понимает ситуацию, описанную в задаче. При проверке я демонстрирую действие, описанное в задаче, прибегаю к рисунку или вместе разыгрываем ситуацию. Особое внимание обращаю на слова и словосочетания, которые несут математическую нагрузку: «поровну», «раздали каждому…», «меньше на…», «больше чем…», «дали по…».
На уроках развития речи выполняем упражнения на соотнесение слова и картинки, предложения и картинки. Ученица должна передвинуть картинки и расставить их в правильной последовательности, о котором говорится в тексте («Репка», «Теремок»). Составляем рассказ по серии сюжетных картинок при помощи вопросов «что было сначала», «что было потом». В конце урока предлагаю нарисовать рисунок наиболее понравившемуся отрывку текста, предлагаю картинки-раскраски.
Девочка сидит за первой партой. При словесном объяснении материала обязательно стою лицом к ученику, чтобы ей было легче считывать с лица. Ни в коем случае не допускаю говорение «в доску», не поворачиваюсь в профиль. Речь всегда неторопливая, артикуляция четкая.
Возникали трудности в узнавании предметов на ощупь (определении формы, величины), определении группы предметов по цвету. В этом случае я использовала следующие игры на тактильно-двигательное восприятие образа предмета:
- игра “Что лежит в мешочке». В результате ребенок учится закреплять знание слов и названий предметов, величины, формы, а при обучении грамоте – проговаривание букв.
- игры «Ощупай и слепи», «Угадай на ощупь». Эти игры я использовала при изучении темы «Овощи и фрукты», «домашние и дикие животные». Ребёнок ощупывал в мешочке предмет и лепил такой же. Или ощупывал трафарет предмета и называл его. А потом мы сверяли по образцу и называли.
- игра «Три медведя». Выделяли величину предмета.
- игра «Шарики». Подобрали к шарику ленту такого же цвета.
- игра «Цветные картинки». Подбирали к предметам заместители по цвету и др.
Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», занятия организую с игровыми элементами, чтобы не наскучить ребёнку. Для развития неречевого слуха использую игры на определение высоты звука, длительности звучания: «Что это звучит?», «Коробочки со звуками», «Один или много звуков», «Угадай слово», «Тихо или громко», «Угадай, где звучит?». Для развития речевого слуха игры: «Кто за дверью?», «Какая у меня картинка», «Птицы», «Мишки», «Кто, что летает». Для развития речевого дыхания: «Листики летят», «Варежки», «Футбол», «Кораблик плывет», «Снежинки летят», «Салют», «Ветерок».
Для привлечения внимания ученицы к артикуляционной гимнастике использую игрушки и рисунки. Самые любимые игры на развитие базы речи по коррекции звукопроизношения, активизация словаря: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек».
Образная, предметная память у девочки развита неплохо. Она запоминает предметные изображения, узнает знакомые игрушки, замечает их замену. Особое внимание уделяю развитию словесной памяти обучающейся, так как она испытывает значительные трудности в усвоении, запоминании речевого материала. Например, игра «Послушай и запомни», «Назови слова», «Хлоп-хлоп», «Посмотри и запомни», «Признак». К любой игре подхожу творчески, тщательно продумываю игру, адаптируя к своей ученице.
Сегодня есть множество различных готовых ресурсов, игровых программ, которые я адаптирую к образовательному процессу в соответствии с потребностями образовательной программы и особенностями развития ребенка. Использую технические и аудиовизуальные средства: видеофильмы, дидактические материалы и информационные технологии.
Для закрепления знаний провожу послеигровое обсуждение: что понравилось больше всего, что запомнила на уроке, что узнала нового и др.
В свою коррекционную работу включаю родителей. Регулярно провожу консультации для родителей по использованию игр в коррекционной работе. Даю советы и рекомендации.
В результате проделанной работы могу с уверенностью сказать, что обучающаяся активно принимает участие в образовательном процессе, с желанием ходит в школу. Перед каждым уроком ожидание нового и интересного мотивирует на достижение поставленных задач. Психодиагностическое исследование ребенка к концу обучения в 1 классе показало стабильно положительное эмоционально-психологическое состояние ребенка.
Вывод.
Проведение занятий в нетрадиционной форме с использованием игровых технологий, вносят элемент занимательности в познавательную деятельность слабослышащего обучающегося. Дидактические игры и игровые ситуации во время занятия способствуют развитию творческого мышления, находчивости и сообразительности, рождают уверенность в своих силах, создают положительный эмоциональный настрой. В конечном счёте, развитие, которое осуществляется в ходе учебной и внеурочной деятельности, вызывает у обучающегося с нарушениями слуха потребность знать больше, укрепляет желание учиться, стремление овладевать новыми знаниями. Причём достигается это в ненавязчивой игровой форме.