«Совершенствование методики подготовки учащихся к ГИА по русскому языку и литературе». (Из опыта работы)
Выполнил: учитель русского языка и литературы, Еремина Наталья Владимировна.
Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. Каждый учитель постепенно формирует свой стиль подготовки к экзамену. Я неоднократно готовила ребят к итоговой аттестации в формате ОГЭ, ЕГЭ, и знаю, что успешная сдача экзаменов зависит от правильного выбора форм и методов работы при подготовке к ГИА. Качество сдачи экзаменов зависит также и от мотивации и целеустремлённости каждого ученика. Не все учащиеся осознают необходимость знаний в дальнейшей жизни, задача учителя - научить всех учеников, подготовить их к итоговой аттестации с учётом их возможностей и способностей.
Сдать ОГЭ и ЕГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях.
Цель учителя – дать качественные знания по предмету.
Задача учителя - качественная подготовка к ГИА.
В систему работы по подготовке к ГИА входят:
-1. Психологический настрой учащихся.
- 2. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ
- 3. Создание методической базы.
- 4. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в системе подготовки к ГИА.
- 5. Создание банка тестовых заданий.
- 6. Работа с текстом.
- 7. Консультации в системе подготовки ГИА
- 8.Диагностика уровня подготовки учащихся.
- 9.Индивидуальные папки учащихся «Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку».
Психологический настрой учащихся.
Психологическая устойчивость выпускников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации. Ребенок не должен бояться идти на экзамен.
Организация информационной работы по подготовке к ГИА.
Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ГИА необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать и детей и их родителей о структуре и содержании КИМов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и уровне готовности каждого выпускника.
В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ,ЕГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.
Создание методической базы.
Приобретаем учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.
Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.
Использование ИКТ в системе подготовки к ГИА.
Активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.
Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты ГИА-9,11 ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ», «Решу ОГЭ, ЕГЭ»
5.Создание банка тестовых заданий.
Работу над тестовой частью веду с 5 класса.
Задание 5 КИМ ОГЭ ориентировано на умение выпускников разбираться в составе слов и нахождении правильного объяснения.
Так, в 5 классе изучаются орфограммы « Буквы з-с- на конце приставок; неизменяемые приставки», «Правописание О – А в корнях – ЛОЖ- -ЛАГ-, -РОС- -РАСТ –(-РАЩ-)», «О-Е после шипящих в корне слова» , «Буквы О - Е- после шипящих и Ц в окончаниях существительных», «Правописание Е –И в корнях с чередованием» и др.
В 6 классе изучается правописание приставок при-, пре-, одна и две НН в отымённых прилагательных. Эти задания ОГЭ отрабатываю в 5-6 классе, и в последующие годы лишь повторяем уже знакомый материал.
Не могу не сказать о задании 4, посвящённом словосочетанию. На экзамене в одном из вариантов словосочетание дно колодца, построенное на основе управления, нужно было заменить синонимичным словосочетанием со связью согласование. Дети не справляются с этим заданием. Словосочетание колодезное дно оказалось не под силу!
Трудности возникают часто: учащимся не хватает словарного запаса, неуверенность в употреблении предлогов вызывает появление нелепых ошибок. Отсюда необходимость ежедневной работы с разными видами словарей, словарной работы.
Выход один – выбираю подобные трудные варианты словосочетаний из КИМов разных лет и редакций, разбираю их, записываем верные ответы, даю затем на проверочных и диагностических работах. Начинаю подобную работу в 8-м классе после изучения темы «Словосочетание».
В экзаменационные тесты по русскому языку включены задания по лексике.
Задание 7 ( анализ средств выразительности) и задание 8 ( лексический анализ) также вызывают затруднения. С лексическим значением слова знакомимся уже в 5 классе ( даются понятия: омонимы, синонимы, антонимы), в 6 классе в разделе «Лексика» знакомимся с устаревшими словами, неологизмами, архаизмами, историзмами , диалектными и просторечными словами, с фразеологизмами.
В специальной тетради оставляем несколько листов, затем постепенно записываем фразеологизмы, слова – синонимы, антонимы. Таким образом, пополняется словарь учащихся. После изучения данного материала отрабатываются задания ОГЭ.
6. Работа с текстом.
Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю уже в 5 классе, программой предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно научить учащихся приемам компрессии (сжатия).
Первый прием – обобщение конкретных, единичных явлений ; второй прием – исключение подробностей, деталей; и, наконец, третий – упрощение (текст микротемы передаем своими словами).
Умение применять все три приема сокращения в изложении оценивается 3-мя баллами. При работе с текстом, главное, не исказить смысл текста, иначе вам укажут на фактическую ошибку, а это минус 2 балла.
Такие уроки провожу с 5 по 9 классы. В год учащиеся пишут 3-4 контрольных изложения, 4-5 обучающих. Это 2-х часовая работа. Текст читается 2 раза. Первое прочтение предполагает осмысление текста, темп обычный, ребята помечают в черновиках абзацы. Второй раз читается медленно, ребята, сокращая слова, записывают текст в черновик, затем восстанавливают, обозначают абзацы и только потом приступают к его сокращению. Сокращенный текст должен иметь не менее 70 слов. Сжатое изложение оценивается 7 баллами.
Подобная работа учит ребят слушать и слышать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Так, например, в учебнике по русскому языку за 5 класс автора Т. А. Ладыженской есть упражнения, в которых ученикам предлагается написать сжатое изложение по предложенному тексту (упр. 144, сказка В. Катаева, упр. 261 об Аркаше Пластове, упр. 513 – «Перо и чернильница», упр. 688 – «Шоколадный торт»).
В учебнике за 6 класс – упр. 119 о В. И. Дале.
В 8-9 классах знакомимся с критериями оценивания сжатого изложения. Выясняем, что нельзя удалять из текста. У учащихся имеется алгоритм работы над изложением. При написании текста обращаю внимание учащихся на традиционные ошибки:
повторение одних и тех же слов;
неправильное употребление личных местоимений;
важно следить за правильной передачей прямой речи;
не писать от первого лица.
В этих классах пишем изложения, используя аудиозапись. Учащиеся адаптируются, привыкают к голосу диктора. Я использую как мужской, так и женский голос диктора. В самом начале работы с аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно переходим на 2. Предлагаю ученикам написать только на черновиках. Но даю установку, главное – изложить, применяя алгоритм и выполнить проверку всех видов ошибок с обязательным применением орфографического словаря. Считаю, что важно приучить ребят пользоваться словарями. И постепенно ученики привыкают даже на рабочих уроках пользоваться словарём, тем самым повышается орфографическая грамотность, развивается и улучшается память.
Обращаю внимание на то, что после окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три.
Работа над сочинением
Собственное высказывание на заданную тему.
Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.
Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий. Особенность данного задания состоит в том, что учащиеся должны продемонстрировать свои умения в написании сочинения-рассуждения. За один год такие навыки сформировать невозможно, поэтому данную работу необходимо начинать в 5 классе при изучении темы «Рассуждение». Безусловно, одним из основных помощников в подготовке к написанию изложений и сочинений является учебник.
Так, например, в учебнике Т.А. Ладыженской (5 класс) есть п. 89 «Доказательства в рассуждении», в котором в доступной форме, на примерах текстов упражнений объясняется, что такое рассуждение, каковы особенности данного типа текста, вводятся понятия «тезис», «вывод». Кроме того, на уроках русского языка в 6 классе изучается тема «Ключевые слова», поэтому уже с первой четверти в каждой теме урока мы находим ключевые слова.
7. Консультации в системе подготовки к ГИА.
Консультации направлены на развитие умений и навыков выполнения заданий ОГЭ,ЕГЭ повышения «орфографической зоркости».
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки. Систематически провожу лингвистическую разминку «Найди речевую или грамматическую ошибку».
8.Диагностика уровня подготовки учащихся.
Как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.
Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные внутришкольные экзамены в формате ОГЭ, проводимые в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена.
9. Индивидуальные папки учащихся 9-х классов «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
Помимо теории в папках находятся «Индивидуальные листы результативности», в которые заносятся результаты всех работ в формате ОГЭ ,ЕГЭ каждого ребенка. Подобная практика позволяет и учителю, и учащемуся анализировать и выявлять результативность подготовки к экзамену на протяжении всего учебного года.
Заключение
Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции учащихся:
языковой;
лингвистической;
коммуникативной;
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГИА по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний и достичь положительного результата.
Общие принципы при подготовке к итоговой аттестации:
- чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше (принцип системности). Большое внимание следует уделять орфографической и пунктуационной работе (5-9 классы). Обычно навык распознавания орфограмм развит слабо у пятиклассников, поэтому одна из основных задач учителя - научить видеть орфограммы и распознавать части речи. Я этого добиваюсь, приучая ребят работать графически: находить орфограммы, выделять их, объяснять. Часто урок начинаю с синтаксической пятиминутки: пятиклассники выполняют разбор предложения, указывая части речи. Усложняя, эту работу проводим и в следующих классах.
- принцип мотивирования на понимание изученного материала. Начиная с 5 класса, мои ученики заводят тетради - справочники по русскому языку, в которые заносят весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА в форме схем, таблиц, алгоритмов, блоков. Этими справочниками пользуемся в течение всей дальнейшей работы в 5 - 11 классах. Многие ученики обладают зрительной памятью, и такая подача материала помогает при подготовке к урокам и сдаче экзаменов.
- принцип системного повторения пройденного на каждом уроке. Считаю, что на каждом уроке необходима преемственность, основывающаяся на комплексном изучении русского языка, которое предполагает системное повторение. Опыт работы подсказывает, что такое повторение может быть построено на анализе ошибок, допущенных в домашних, самостоятельных, контрольных работах, а также на повторении изученного ранее материала. Например, при изучении правописания частицы НЕ с причастием, я обязательно начинаю урок со словарного диктанта по правописанию НЕ с изученными частями речи. Причём, работу выполняем не только в тетради, но и на доске. Ребята проверяют записи, находят ошибки, объясняют написание частицы. Это хорошая подготовительная работа для восприятия нового материала.
В уроки необходимо вводить комплексный анализ текста. Во время такой работы повторяются темы по разным разделам лингвистики. Ученики во время анализа текста повторяют не только орфограммы и пунктограммы, но и выполняют различные виды разборов, повторяют изобразительные средства языка. Я планирую много письменных работ по литературе: ответ на вопрос, анализ стихотворения, анализ эпизода, сочинение. Умение анализировать помогает при выполнении творческих работ на экзаменах и по русскому языку, и по литературе.
Системный подход необходим для подготовки к сочинению. С 5-6 класса мы учимся определять проблему каждого произведения, авторскую позицию, приводить свои аргументы, писать сочинение-рассуждение.
Для отработки навыков выполнения заданий КИМов необходимо как можно раньше начинать работу с тестами. Не все учащиеся 5 класса умеют работать с тестами, поэтому на уроках учимся работать с тестами. Промежуточное, итоговое тестирование обеспечивают такие качества результатов проверки, как объективность и надёжность.
- принцип проектирования уроков с учётом дифференциации и индивидуализации обучения. В каждом классе есть дети с разным уровнем знаний, с разной мотивацией к обучению. Ребята, мотивированные на учёбу, часто работают самостоятельно, являются консультантами на уроках.
- принцип контроля (со стороны учителя) и самоконтроля (со стороны учащегося). Грамотная организация контроля приучает ученика к дисциплине, к требованиям по предмету. Школьник видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний.
Этапы работы при подготовке к государственным экзаменам:
Каждый выпускник сдаёт экзамен по русскому языку, кроме того, в каждом выпускном классе есть ученики, которые сдают экзамен по литературе. Чтобы подготовить учащихся в сдаче ГИА, надо целенаправленно, начиная с 5 класса, проводить обобщающее повторение. Многие теоретические знания нуждаются в дополнении и углублении материала. Ученики должны быть подготовлены психологически к сдаче экзаменов. Уметь заполнять бланки, работать с тестами, писать сочинение-рассуждение. Учитывая знания, получаемые в школе, я выделяю три этапа работы при подготовке к государственным экзаменам.
1 этап. 5-7 классы.
Период работы в 5 - 7 классах является важным. В это время изучаются такие разделы, как «Фонетика», «Лексика», «Фразеология», «Словообразование», «Орфография», «Морфология», «Культура речи». Планируя каждый урок, я обращаю особое внимание на тот материал, который выходит на государственную аттестацию. Провожу обязательную диагностику знаний, умений, навыков, корректировку.
На этом этапе я ставлю и решаю следующие задачи:
активизация познавательной деятельности;
формирование орфографической зоркости;
распознавание частей речи;
сохранение и развитие предметных знаний, умений, навыков.
Начиная с 5 класса, веду с ребятами тетрадь - справочник, в которой с помощью схем, таблиц, алгоритмов систематизирую изученный материал. Тематический контроль провожу, используя тесты. (Приложение 1, Приложение 2). Кроме готовых сборников с тестовыми заданиями составляю тесты сама. Годовую контрольную работу провожу в формате ОГЭ. (Приложение 3).
2 этап. 8-9 классы.
В этих классах изучаются «Синтаксис», «Пунктуация». Материал сложный, строится на базе знаний, полученных ранее. Поэтому задача - сохранить имеющиеся знания, сформировать умения и навыки работы по новой теме. Особое внимание уделяю индивидуальной и групповой видам работы. Промежуточный и итоговый контроль провожу в форме зачётов, тестирования. (Приложение 4). Переводной экзамен в 8 классе провожу в формате ОГЭ. (Приложение 5). Использую материалы для подготовки к ОГЭ.
3 этап. 10-11 классы.
В течение 10 -11 классов систематизирую, обобщаю, углубляю теоретический материал, отрабатываю практические навыки по всем разделам русского языка.
Систематизацию и углубление материала провожу блоками, после каждой темы идёт тематический контроль, диагностика и коррекция знаний, умений, навыков. Использую различные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, зачёт, тестирование, диктанты, контрольные диктанты, карточки. Использую материалы для подготовки к ЕГЭ.
При подготовке к итоговой аттестации каждый выпускник работает по сборнику экзаменационных материалов под редакцией И.П.Цыбулько. Корректировка знаний, умений, навыков проходит через индивидуальную работу и консультации.
Эффективные образовательные технологии при подготовке к экзаменам:
Из большого количества образовательных технологий при подготовке к итоговой аттестации я бы выделила следующие:
- технология критического мышления помогает работе с текстом, систематизировать, обобщать материал, развивает аналитические способности, помогает осуществить деятельностный подход. Использую на уроках такие приёмы и методы как мозговой штурм, написание эссе, составление таблицы, взаимоопрос, «кластер».
- тестовая технология. На всех этапах обучения в разных классах по темам использую тестовую технологию. Это тесты с выбором и без выбора ответа, на установление правильного или неправильного ответа, на заполнение пропусков букв и знаков. Многие тесты составляю сама. Составление тестов задаю в качестве домашнего задания детям.
- игровая технология повышает интерес, познавательную активность на уроке, развивает творческие способности на уроке. Например, при изучении темы «Однокоренные слова» я использую приём «Вырасти дерево». Ребятам даётся корень, необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов. Проводим на уроках аукционы. Как итоговую работу по теме в среднем звене провожу урок - смотр знаний, где ребята работают в группах. На уроках литературы интересно проходят уроки - брейн-ринги.
- информационно-коммуникационная технология. ИКТ применяю не только при самоподготовке выпускников к экзамену, но и при изучении новой темы, закреплении материала, проверке. Это презентации (особенно на уроках литературы), тренажёры, видеоролики, аудио, видео. Используя тренажёры, реализую поэтапную подготовку учеников к итоговой аттестации по темам, изученным в течение школьного курса. Со временем накапливается дидактический материал, который требует лишь небольших изменений с учётом особенностей класса или отдельного ученика. Но, используя ИКТ, не следует забывать о здоровьесберегающих технологиях.
- здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. На уроках присутствует благоприятный психологический климат, организую уроки с учётом работоспособности учащихся и со сменой видов учебной деятельности. Учитываю личностные особенности учеников.
Система подготовки учащихся
к единому государственному экзамену по литературе
Литература занимает особое место в становлении личности, именно она приобщает нас к культуре, опыту человеческих отношений, системе духовных ценностей. Преподавание литературы в школе — один из актуальнейших вопросов сегодняшнего дня, потому что это вопрос будущего России. Для большинства обучающихся знакомство с классической литературой заканчивается с окончанием школы.
ОГЭ, ЕГЭ по литературе — это экзамен по выбору. Необходимо заранее познакомить весь класс с особенностями, содержанием и структурой ОГЭ, ЕГЭ по литературе, чтобы выпускники могли заблаговременно определиться с выбором, ведь успех на экзамене во многом зависит от того, насколько осознан это выбор, насколько ученик мотивирован в достижении высокого результата.
Экзамен по литературе – это сложное испытание для выпускников. И чтобы его выдержать достойно, необходимо серьезно отнестись к подготовке к нему. Но это испытание и для учителя тоже. Существует множество методик подготовки учащихся к ГИА по литературе. На мой взгляд, используя опыт передовых учителей, методистов, необходимо искать свой собственный путь, разрабатывать свою систему подготовки к экзамену по литературе
У каждого учителя старших классов, чьи ученики выбрали литературу, возникает вопрос: с чего начать? Следует подчеркнуть, что подготовка начинается не в 10 классе, а гораздо ранее. Уже в среднем звене, начиная с пятого класса, учащиеся на уроках литературы знакомятся с художественными произведениями, с первыми теоретическими понятиями, работают над развитием своей речи. К девятому классу школьники имеют достаточно большой читательский опыт, знания по истории и теории литературы, владеют навыками анализа произведения. Но целенаправленно и осознанно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену в 10-11 классах - на обобщающих уроках, на занятиях факультатива, групповых и индивидуальных консультациях. Эффективным является также принцип преемственности: от ОГЭ к ЕГЭ. Учащиеся, сдававшие литературу в 9 классе, имеют фундамент, массив знаний, необходимых для получения высоких результатов в 11 классе.
Этапы работы
Курс подготовки к ЕГЭ рассчитан на два года — 10, 11 классы. Очевидно, что при большом разнообразии заданий в КИМ необходимо разделить подготовку к экзамену на несколько этапов. Принцип распределения прост: от заданий базового уровня - к повышенному, а затем к заданию высокого уровня сложности (сочинению). В 10 классе должны быть хорошо отработаны задания тестового характера и сформированы навыки выполнения заданий №№ 8,9,15 (развёрнутый ответ ограниченного объёма). Всю работу 11 класса следует сосредоточить на сопоставительном анализе лирических произведений (задание № 16) и большом сочинении.
Хочется надеяться, что данные методические рекомендации помогут учителям в подготовке обучающихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации
А в заключение следует отметить, что от учителя русского языка и литературы зависит многое, ведь жизнь русской классики и родного языка в школе - это условия существования нашего народа, нашего государства, это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не так важно, сдают выпускники экзамен по литературе или нет, важно помнить: искусство слова само по себе гуманно, но оно, как Синяя птица, может ускользнуть, если за годы пребывания в школе ученик не сумел приобщиться к подлинным образцам культурного наследия, не научился наслаждаться литературой, если она не стала частью его жизни.