Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Изучение творчества Д. И. Фонвизина в 8 классе

Изучение творчества Д. И. Фонвизина в 8 классе

Изучение творчества Д. И. Фонвизина в 8 классе Урок на тему: Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» как произведение классицизма, её связь с просветительскими идеями. Тематика и социально-нравственная проблематика комедии.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Изучение творчества Д. И. Фонвизина в 8 классе

Урок на тему: Д.И.Фонвизин.Комедия «Недоросль»как произведение классицизма,еёсвязь спросветительскими идеями.Тематикаи социально-нравственная проблематикакомедии.

I. Личностные цели:

1. Развитие культуры общения и коммуникативных навыков через обсуждение и анализ текста.

2. Формирование критического мышления и умения анализировать литературные произведения.

3. Развитие эмоционального восприятия и эмпатии по отношению к героям комедии.

4. Саморефлексия и осознание внутренних ценностей через обсуждение нравственных проблем, затронутых в произведении

II. Метапредметные цели:

1. Развитие умения выделять культурные и исторические контексты в литературных произведениях.

2. Формирование умения анализировать исторические явления и литературные произведения с точки зрения их социального значения.

3. Развитие умений самостоятельного и коллективного анализа текста, обсуждения и выработки выводов.

4. Развитие эстетического восприятия и творческого потенциала учеников через изучение и интерпретацию литературных произведений.

III. Предметные цели:

1. Познакомить учеников с жизнью и творчеством Д.И. Фонвизина.

2. Понять особенности комедии "Недоросль" как произведения классицизма.

3. Проанализировать тематику и социально-нравственную проблематику комедии.

4. Усвоить основные идеи и моральные уроки, заложенные в произведении.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Денис Иванович Фонвизин (1744-1792) – выдающийся русский драматург, прозаик, поэт, общественный деятель, представитель просветительской литературы эпохи Просвещения.

- Родился в дворянской семье. Получил хорошее образование, изучал зарубежную литературу.

- Активное участие в литературном общественном движении, становление национальной литературы.

II. Общая характеристика творчества Д.И. Фонвизина:

1. Драматургия:

- Пишет в основном комедии и фарсы, находит новые приемы в жанре комического.

- Противопоставление дворянской жизни и нравов селянской жизни, критика дворянской безнравственности и лжи.

- Основные произведения: "Бригадир", "Недоросль, фарс "Подкидыш".

2. Проза:

- Писал статьи, заметки, письма. Особенно популярны заметки о поведении и нравах.

3. Поэзия:

- Создает сатирические эпиграммы, басни, оригинальные стихи.

4. Общественная деятельность:

- Сторонник нравственности, культуры, образования.

- Воплощение идей Просвещения в литературе и обществе.

В целом творчество Фонвизина отражает национально-исторические и культурные особенности своего времени, выступая против безнравственности и лицемерия, защищая идеи просвещения и человечности.

III. Комедия "Недоросль" как произведение классицизма

- Особенности классицизма в творчестве Фонвизина:

1. Соблюдение канонов классицизма:

- Фонвизин придерживался классических правил построения драмы: единства времени, места и действия.

- В его произведениях ясно выражен строгий логический строй действия, отсутствие случайных сюжетных поворотов, ярко выраженная композиционная целостность.

- Избирательность в выборе темы, использование традиционных образцов и жанров классической литературы.

2. Классический язык и стиль:

- Речь героев Фонвизина отличается точностью, ясностью, изяществом и строгостью формы, что характерно для классического стиля.

- Преобладание письменного языка над устным, четкое выделение ритмических форм и литературных приемов.

3. Идеализация героев и образов:

- В комедиях Фонвизина присутствует идеализация героев, высмеивание их недостатков и отрицательных черт, что характерно для классицизма.

- Персонажи часто представляют типизированные образы, символизирующие определенные социальные слои и являющиеся аллегорическими.

4. Соблюдение норм и правил:

- В его произведениях прослеживается уважение к древнеримской, греческой и французской литературе, четко видна линия преемственности.

Таким образом, творчество Д.И. Фонвизина отличается классическими чертами и особенностями, свойственными эпохе классицизма, что делает его произведения ценным и значимым явлением в истории русской литературы.

IV. Нравственно-просветительские идеи комедии.

Нравственно-просветительские идеи в комедиях Д.И. Фонвизина, включая комедию "Недоросль", являются одним из основных аспектов его творчества. В центре внимания Фонвизина как писателя и общественного деятеля стояла не только развлекательная и критическая функция комедии, но и воспитательная задача - формирование у читателей осознания нравственных ценностей, развитие критического мышления и общественного сознания.

1. Критика дворянского презрения к народным нравам. В комедиях Фонвизина часто высмеивается высокомерие и лицемерие дворянства, их недостатки и безнравственные поступки по отношению к простым людям. Автор поднимает проблему различий в обществе и призывает к пониманию и толерантности.

2. Поддержка просветительских идей и достижений. Фонвизин активно пропагандировал образование, культуру, здоровый образ жизни и разумное потребление, участвуя в различных общественных и культурных инициативах своего времени.

3. Фонвизин утверждал, что только сильные люди способны управлять своей судьбой и добиваться успеха, принимая основанные на нравственных принципах решения и действуя в соответствии с ними.

4. В его произведениях часто звучат мотивы дружбы, верности, любви и жертвенности, что является важным элементом формирования нравственного облика читателей.

Таким образом, нравственно-просветительские идеи в комедиях Фонвизина не только развлекают и учат читателя, но и поднимают важные социальные и нравственные вопросы, способствуя развитию критического мышления и формированию гражданской позиции.

V. Тематика и социально-нравственная проблематика комедии.

Основные темы и мотивы комедии "Недоросль" Д.И. Фонвизина:

1. Проблема «недоросли»:

Групповое обсуждение вопроса, кто такой недоросль и какие признаки недоросли можно выделить. Затем можно предложить ученикам создать собственный образа недоросля и обосновать выбранные черты.

2. Критика дворянской безнравственности и лицемерия:

Ролевая игра, в которой ученики представляют героев комедии и обсуждают их поступки с точки зрения нравственных ценностей. Задача - выявить и обсудить примеры нравственной деградации и лицемерия в комедии.

VI. Роль юмора и сатиры в комедии

1. Юмор:

- Юмор в комедии "Недоросль" используется как средство создания комического эффекта и развития сюжета. Он помогает подчеркнуть недостатки и противоречия героев, а также насмехаться над их глупостью и лицемерием.

2. Сатира:

- Сатира Фонвизина в комедии "Недоросль" направлена на критику дворянской безнравственности, высокомерия и лжи, на подчеркивание социальных и нравственных проблем.

3. Функция юмора и сатиры:

- Юмор и сатира в комедии "Недоросль" играют важную роль в обращении к читателям, призывают к самокритике и привлекают внимание к социальным и нравственным аспектам повседневной жизни.

Через юмор и сатиру автор обращается к читателям, подчеркивает важность нравственных ценностей и критикует общественные явления.

VI. Значение комедии "Недоросль" для русской литературы.

Сатира Д.И. Фонвизина оказала значительное влияние на развитие русской и мировой литературы, а также стала источником вдохновения для многих писателей. Вот несколько примеров, демонстрирующих влияние сатиры Фонвизина на дальнейшее литературное развитие:

1. Николай Васильевич Гоголь:

- В "Ревизоре" Гоголь наследовал традицию сатирической комедии и критического взгляда на общество от Фонвизина. Он также использовал элементы юмора и сатиры для раскрытия моральных и социальных проблем.

2. Михаил Ефимович Салтыков-Щедрин:

- Салтыков-Щедрин, известный своей сатирой и иронией, также был вдохновлен творчеством Фонвизина. Он проводил сравнения между общественными явлениями своего времени и комедиями Фонвизина, выявляя подобные негативные тенденции.

3. Владимир Маяковский:

- Маяковский как сатирик черпал вдохновение из творчества Фонвизина. В его произведениях часто можно найти схожие приемы сатиры и критики общественных явлений. («Баня», «Клоп»).

Таким образом, сатира Д.И. Фонвизина оказала значительное влияние на развитие литературы, способствуя формированию образцов критического мышления, использованию юмора и сатиры как средств критики общества и выявлению нравственных проблем. Его творчество стало фундаментом для многих писателей, которые продолжают использовать сатирические приемы для анализа и критики современной действительности.

VII. Актуальность тем и идей, затронутых в комедии "Недоросль", сохраняется и в наше время, ведь многие из общественных проблем, нравственных дилемм и социальных конфликтов, о которых говорит автор, существуют и сегодня. Расширим эту тему и предложим элементы дискуссии:

1. Нравственные ценности и дворянская безнравственность:

- Элементы дискуссии: Обсуждение нравственных ценностей, их изменений в современном обществе, сравнение поведения героев "Недоросли" и современных представителей общества. Какие моральные уроки можно извлечь из произведения и как они применимы в настоящее время?

2. Проблема недоросли и саморазвития:

- Элементы дискуссии: Обсуждение понятия "недоросль" в современном обществе, выявление признаков недоросли у современных людей, поиск способов саморазвития и роста. Как можно преодолеть недоросль и развить себя как личность?

3. Социальные иерархии и критика общественных явлений:

- Элементы дискуссии: Обсуждение социальных стереотипов, неравенства и лицемерия в современном обществе. Какие зеркала общественной жизни можно увидеть в комедии "Недоросль"? Есть ли аналогичные социальные проблемы сегодня?

4. Роль образования и просвещения:

- Элементы дискуссии: Обсуждение значимости образования и просвещения для формирования нравственных ценностей и развития личности. Как можно применить примеры из произведения для обсуждения значимости образования в современном обществе?

Такие дискуссии помогут ученикам сформировать свою позицию по актуальным социальным и нравственным темам, провести анализ современной реальности через призму произведения Фонвизина и выработать собственные выводы и решения.

VIII. Домашнее задание.

- Ученики выбирают одного из персонажей комедии "Недоросль" и играют короткую сцену из произведения, показывая основные характерные черты выбранного персонажа. После этого они обсуждают его поведение и мотивы.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Изучение творчества Д. И. Фонвизина в 8 классе Урок на тему: Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» как произведение классицизма, её связь с просветительскими идеями. Тематика и социально-нравственная проблематика комедии.
0 ₽