Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Подготовка к ГИА
  3. : « Как простые слова становятся царственными»

: « Как простые слова становятся царственными»

Царственное слово — это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлета и остается на века в сокровищнице художественных образов, запечатленное памятью многих поколений. И этому царственному слову обязана красотой и образностью художественная речь. — В. Хлебников говорил, что «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…».

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Подготовка к ГИА

Категория

Подготовка к ГИА
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент

1. Приветствует учеников.

  • Тема урока: « Как простые слова становятся царственными» , чтобы понять о чем будем говорить

  • Обращаю внимание на высказывания:

  • Царственное слово — это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлета и остается на века в сокровищнице художественных образов, запечатленное памятью многих поколений. И этому царственному слову обязана красотой и образностью художественная речь.

  • В. Хлебников говорил, что «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…».

  • О чём пойдет речь на уроке?

  • Как вы поняли, что такое царственное слово?

  • Кому нужны царственные слова? Поэту

  • Насколько для вас актуальна данная тема?

  • А нам зачем, девятиклассникам? Для того, чтобы сдать ОГЭ, указ

Предлагаю посмотреть кодификатор ОГЭ, где указан список тех изобразительных средств, которые могут войти в КИМы ОГЭ 2022 года(см. приложение 1).

Какие цели мы поставим перед собой? ( по кодификатору)

1. Приветствуют учителя, показывают свою готовность к работе.

2. Отвечают на вопрос:

  • Данные высказывания говорят о том, что слова, имеющие несколько значений, имеют особую воздействующую силу.

  • Сегодня 31 января. В этот день в 1714 году Пётр Первый издал указ, по которому дворянским детям запрещалось жениться, пока они не обучатся арифметике и геометрии.

  • Этот указ способствовал тому, что дворяне становились более образованными, то есть людьми, которых можно было бы назвать «цветом нации».

Организация рабочего места; выполнение правил гигиены учебного труда; целеполагание (Р).

Самоопределение; формирование потребности самовыражения и самореализации (Л).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Мотивация

1. Слово учителя:

Беседа:

Создание кластера по 7 заданию ОГЭ

  • Ребята, кластер в переводе с английского языка обозначает скопление. По виду кластер состоит из кружочков, в которых одним-двумя словами описывается какой- то факт

Предлагаю вам внутри своей команды составить кластер на тему «7 задание ОГЭ». В папке обмен есть пустой шаблон кластера, задача – выполнить задание ( кто-то пишет определение выразительного средства, кто- то работает приложением №3) После минутного обсуждения прошу каждую команду заполнить шаблон кластера метафорами, сравнениями, эпитетами, олицетворениями (см. приложение 2).

Молодцы, с этими заданиями вы справились хорошо. Я обязательно созданные вами кластеры буду использовать в работе. Спасибо вам за творческий подход! Ну а мы двигаемся дальше

Слово учителя:

Беседа: задаю вопросы:

—Что такое выразительные средства языка?

—Какие выразительные средства вы знаете?

Сегодня будем отрабатывать задание № 7 ОГЭ, необходимо решить задачу и составить алгоритм решения!

Молодцы!

(см. приложение 3).

Отвечают на вопросы:

  • Это языковые средства, которые помогают делать речь образнее.

  • Метафоры, эпитеты, сравнения…

Самоопределение; формирование потребности самовыражения и самореализации (Л).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

3. Разминка

Решают задание, комментируют своё решение. Восстанавливают алгоритм выполнения:

  1. Внимательно прочитать задание.

  2. Вспомнить определение нужного средства.

  3. Определить средства выразительности в каждом предложении.

  4. Подобрать подходящие предложение.

  5. Ещё раз перечитать задание и перепроверить решение.

Умение владеть различными видами речи; умение выступать перед классом; умение задавать вопросы (К).

Формирование границ собственного знания и «незнания» (Л).

4. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Слово учителя: переходим к индивидуальной работе!

В это время прошу отдельных учеников высокого уровня обученности пройти к компьютерам и решить тесты, содержащие 7 задание ОГЭ, не нажимая кнопку «проверить». (Вкладка с тестом https://saharina.ru/tests/test.php?name=test215.xml открыта на компьютерах заранее). Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны.

В это же время предлагаю самым слабым ученикам выписать средства выразительности из упр. 192.

Помогаю слабым ученикам, следит за их работой, корректирует процесс. Слабые ученики сдают свои работы учителю.

Эталон ответа:

шатёр небес — метафора;

зрелые, голубых, густой, тихо, быстро — эпитеты;

что камыш густой, что белый пух, ковром стелется — сравнения.

Формулирование собственного мнения (К).

Умение строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П).

Целеполагание; принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р).

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения (Л).

5. Актуализация знаний

  • :

  • Решение теста : поработаем на образовательном сайте « Сократив»

Слово учителя:

Молодцы! Надеюсь, что вы разобрались в выразительных средствах нашего языка.

Формирование границ собственного знания и «незнания»; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов (Л).

6. Обобщение и систематизация знаний

Формирование интереса к языку (Л).

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (Р).

Поиск и выделение информации, структурирование знания (П).

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

  • Давайте теперь немного отдохнём и поиграем!

1. Парная работа: приём «ТРИЗ-загадки»

Прошу учеников сочинить загадку про любое средство выразительности по ТРИЗ-технологии. Алгоритм её создания написан на доске заранее:

1. Выбрать объект для загадки. (Например, ТРОП).

2. Заполнить таблицу:

признак выбранного объекта -- какой? (КРАСОЧНЫЙ)

кто или что похож на этот объект? (КРАСКИ)

действия выбранного объекта – что делает? (УКРАШАЕТ)

кто или что выполняет похожие действия? (МИШУРА)

3. Вставить между двумя столбцами связку«но не».

Пример полученной загадки:

Красочный, но не краски.

Украшает, но не мишура.

Ответ: троп.

1. Парная работа: приём «ТРИЗ-загадки»

Прошу учеников сочинить загадку про любое средство выразительности по ТРИЗ-технологии. Алгоритм её создания написан на доске заранее:

1. Выбрать объект для загадки. (Например, ТРОП).

2. Заполнить таблицу:

признак выбранного объекта -- какой? (КРАСОЧНЫЙ)кто или что похож на этот объект? (КРАСКИ)

действия выбранного объекта – что делает? (УКРАШАЕТ)кто или что выполняет похожие действия? (МИШУРА)

3. Вставить между двумя столбцами связку «но не».

Прошу обсудить загадки в парах. Затем просит нескольких учеников загадать загадки всему классу.

2. Слово учителя:

—Молодцы! Надеюсь, что вы разобрались с 7 заданием ОГЭ! По итогам нашего занятия прошу вас оценить свою работу!

Просит заполнить лист самооценки (см. приложение ).

Предлагаю записать дифференцированное домашнее задание. (Дети получают номера (1,2,3), в зависимости от номера записывают домашнее задание):

1.(высокий уровень обученности) — выписать из любой главы «Евгения Онегина» выразительные средства;

2.(средний уровень обученнности) — решить тесты https://clck.ru/KcmoS

3.(низкий уровень обученности) — решить тесты https://clck.ru/KcmpT

Отдельные ученики проверяют свои работы.

Формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств; самооценка личности; формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; формирование системы ценностей (Л).

Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К).

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (Р).

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; учёт правил в контроле способа решения; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок (Р).

Поиск разнообразных способов решения задачи; структурирование знания; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К).

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока?

-Что получилось?

- Что не получилось?

-Над чем ещё предстоит работать?

-Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену?

-Что особенно запомнилось вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

Урок мне хочется закончить с очень мудрых, на мой взгляд, слов китайского философа Конфуция: Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания — это путь самый легкий; и путь опыта — это путь самый горький.

Вы можете выбрать любой из трех путей. Но, я думаю, главным будет все - таки путь самый благородный - путь размышления.

Развитие умения рефлексировать; формирование границ собственного знания и «незнания»; тренировка творческих способностей (Л).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).

Осознание качества и уровня усвоения (Р).

10. Домашнее задание

Приложение 1

Приложение 2

Пунктуационный анализ

Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Коперник доказал (1) что планеты движутся вокруг Солнца (2) а не (3) наоборот (4) как это было принято считать раньше (5) и (6) кроме того (7) он считал (8) что (9) именно (10) Солнце является центром Вселенной.

(Ответ:1245678).

Синтаксический анализ

Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «поле ромашек», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

(Ответ: поле ромашковое).

Орфографический анализ

Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. ВЫРАЩЕННЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от согласных в конце корня.

  2. СЪЯЗВИТЬ — разделительный твёрдый знак пишется после приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

  3. ЛЫЖНИЦЫ — в окончаниях слов после Ц пишется буква Ы.

  4. СТАРОЖИЛЫ — написание безударной гласной А в корне слова необходимо запомнить.

  1. ДОКРАСНА — в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от имён прилагательных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, на конце пишется буква А.

(Ответ: 135).

Приложение 3

Приложение 2

Приложение 1

Приложение 6

Предисловие к гл. «Как простые слова становятся царственными» из книги «Секреты стилистики. Правила хорошей речи»: справочник / И. Б. Голуб. — М.: КноРус, 2016.

Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,

так бы кипело и животрепетало, как метко

сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь

<…> Царственное слово — это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлета и остается на века в сокровищнице художественных образов, запечатленное памятью многих поколений. И этому царственному слову обязана красотой и образностью художественная речь. <…>

Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, К. Паустовский описывает грозу: «Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. А ближе к земле, между тучей и лесами, уже опустились полосы проливного дождя». <…> слова, выступающие в образных значениях, помогают нам живо представить картину грозы.

Слова, используемые писателем в переносном значении, называются тропами (от греческого тропос — «образ, поворот, оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов, явлений.

<…> В то же время важно заметить, что в художественной речи используется своеобразный стилистический прием, когда писатель намеренно отказывается от тропов и употребляет все слова только в их точных значениях. Например, А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» не использует тропов в таком описании: «Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо. Жук жужжал...» Единственным выразительным средством речи в этом отрывке является звукоподражание: в последнем словосочетании слышится ж-ж-ж. Но можно ли отказать в художественности такой зарисовке? Безусловно, нет!

<…> Таким образом, отсутствие тропов в речи еще не свидетельствует о ее бедности, невыразительности. Все зависит от мастерства писателя.

<…> Как же используются тропы в художественной речи? Писатели обращаются к ним в пейзажных зарисовках: «Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней...» (М. Горький); «В сентябре начинается листопад. Страна бывает покрыта золотом и синевой. Тихие дожди листвы шуршат под холодным солнцем». (К. Паустовский).

Тропы помогают писателям несколькими штрихами нарисовать портрет человека, подчеркнув его индивидуальные, неповторимые черты. Например, как лаконично и точно характеризовал А. С. Пушкин светских щеголей: «Весь спрятан в галстук, фрак до пят, бискант, усы и мутный взгляд; Румян, как вербный херувим, затянут, нем и недвижим». <…> Несмотря на то, что все писатели применяют одни и те же стилистические приемы усиления выразительности речи, поэтические образы у них всегда самобытны. Например, И. С. Никитин о небе сказал:«Под большим шатром голубых небес Вижу даль степей зеленеется...» — небо предстало поэту как шатер. У А. А. Фета оно рождает совсем иные ассоциации:

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые проходят облака.

Другие художественные образы положены в основу изображения неба у Н. А. Некрасова:

Весной, что внуки малые,

С румяным солнцем-дедушкой

Играют облака...

Из небольших, разорванных,

Веселых облачков

Смеется солнце красное,

Как девка из снопов.

У раннего С. Есенина есть образ: «Алый мрак в небесной черни Начертил пожаром грань», а в расцвете своего мастерства поэт писал: «Небо как колокол, месяц — язык...». <…>

Если же образное словоупотребление начинает повторяться, а те или иные тропы становятся привычными, они могут закрепиться в языке как новые значения слова (время летит, вихрь событий, военная гроза) или стать фразеологизмами (совесть заговорила, свернуться калачиком, как две капли воды). Такие тропы называются общеязыковыми в отличие от авторских. Причем любой троп может стать общеязыковым. В общеязыковых тропах прямое значение слов стирается, а иногда и утрачивается совсем. Их употребление в речи не рождает в нашем представлении художественного образа, и поэтому они малоинтересны в стилистическом отношении.

Приложение 7

Приложение 3

Отговорила роща золотая... (Сергей Есенин)

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

Ответ:

Отговорила (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) роща золотая (ЭПИТЕТ)

Березовым (ЭПИТЕТ), веселым (ЭПИТЕТ) языком,

И журавли, печально (ЭПИТЕТ) пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ).

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник (МЕТАФОРА) —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой (ЭПИТЕТ),

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой (ЭПИТЕТ),

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь (МЕТАФОРА).

В саду горит костер рябины (МЕТАФОРА) красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья (СРАВНЕНИЕ),

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...(РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА)

Скажите так... что роща золотая (ЭПИТЕТ),

Отговорила милым (ЭПИТЕТ), языком.

Приложение 9

1.

2.

3.

4.

5.

6.

(Ответы: 1 – 1; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 4; 6 – 3).

Приложение 10

12

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Царственное слово — это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлета и остается на века в сокровищнице художественных образов, запечатленное памятью многих поколений. И этому царственному слову обязана красотой и образностью художественная речь. — В. Хлебников говорил, что «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…».
0 ₽