Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный момент | 1. Приветствует учеников.
Предлагаю посмотреть кодификатор ОГЭ, где указан список тех изобразительных средств, которые могут войти в КИМы ОГЭ 2022 года(см. приложение 1). Какие цели мы поставим перед собой? ( по кодификатору) | 1. Приветствуют учителя, показывают свою готовность к работе. 2. Отвечают на вопрос:
| Организация рабочего места; выполнение правил гигиены учебного труда; целеполагание (Р). Самоопределение; формирование потребности самовыражения и самореализации (Л). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Мотивация | 1. Слово учителя: Беседа: Создание кластера по 7 заданию ОГЭ
Предлагаю вам внутри своей команды составить кластер на тему «7 задание ОГЭ». В папке обмен есть пустой шаблон кластера, задача – выполнить задание ( кто-то пишет определение выразительного средства, кто- то работает приложением №3) После минутного обсуждения прошу каждую команду заполнить шаблон кластера метафорами, сравнениями, эпитетами, олицетворениями (см. приложение 2). Молодцы, с этими заданиями вы справились хорошо. Я обязательно созданные вами кластеры буду использовать в работе. Спасибо вам за творческий подход! Ну а мы двигаемся дальше Слово учителя: Беседа: задаю вопросы: —Что такое выразительные средства языка? —Какие выразительные средства вы знаете? Сегодня будем отрабатывать задание № 7 ОГЭ, необходимо решить задачу и составить алгоритм решения! Молодцы! (см. приложение 3). | Отвечают на вопросы:
| Самоопределение; формирование потребности самовыражения и самореализации (Л). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
3. Разминка | Решают задание, комментируют своё решение. Восстанавливают алгоритм выполнения:
| Умение владеть различными видами речи; умение выступать перед классом; умение задавать вопросы (К). Формирование границ собственного знания и «незнания» (Л). | |
4. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся | 1. Слово учителя: переходим к индивидуальной работе! В это время прошу отдельных учеников высокого уровня обученности пройти к компьютерам и решить тесты, содержащие 7 задание ОГЭ, не нажимая кнопку «проверить». (Вкладка с тестом https://saharina.ru/tests/test.php?name=test215.xml открыта на компьютерах заранее). Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны. В это же время предлагаю самым слабым ученикам выписать средства выразительности из упр. 192. Помогаю слабым ученикам, следит за их работой, корректирует процесс. Слабые ученики сдают свои работы учителю. Эталон ответа: шатёр небес — метафора; зрелые, голубых, густой, тихо, быстро — эпитеты; что камыш густой, что белый пух, ковром стелется — сравнения. | Формулирование собственного мнения (К). Умение строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П). Целеполагание; принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р). Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения (Л). | |
5. Актуализация знаний |
Слово учителя: Молодцы! Надеюсь, что вы разобрались в выразительных средствах нашего языка. | Формирование границ собственного знания и «незнания»; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов (Л). | |
6. Обобщение и систематизация знаний | Формирование интереса к языку (Л). Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (Р). Поиск и выделение информации, структурирование знания (П). | ||
7. Применение знаний и умений в новой ситуации |
1. Парная работа: приём «ТРИЗ-загадки» Прошу учеников сочинить загадку про любое средство выразительности по ТРИЗ-технологии. Алгоритм её создания написан на доске заранее: 1. Выбрать объект для загадки. (Например, ТРОП). 2. Заполнить таблицу: |
признак выбранного объекта -- какой? (КРАСОЧНЫЙ) | кто или что похож на этот объект? (КРАСКИ) |
действия выбранного объекта – что делает? (УКРАШАЕТ) | кто или что выполняет похожие действия? (МИШУРА) |
3. Вставить между двумя столбцами связку«но не».
Пример полученной загадки:
Красочный, но не краски.
Украшает, но не мишура.
Ответ: троп.
1. Парная работа: приём «ТРИЗ-загадки»
Прошу учеников сочинить загадку про любое средство выразительности по ТРИЗ-технологии. Алгоритм её создания написан на доске заранее:
1. Выбрать объект для загадки. (Например, ТРОП).
2. Заполнить таблицу:
признак выбранного объекта -- какой? (КРАСОЧНЫЙ)кто или что похож на этот объект? (КРАСКИ)
действия выбранного объекта – что делает? (УКРАШАЕТ)кто или что выполняет похожие действия? (МИШУРА)
3. Вставить между двумя столбцами связку «но не».
Прошу обсудить загадки в парах. Затем просит нескольких учеников загадать загадки всему классу.
2. Слово учителя:
—Молодцы! Надеюсь, что вы разобрались с 7 заданием ОГЭ! По итогам нашего занятия прошу вас оценить свою работу!
Просит заполнить лист самооценки (см. приложение ).
Предлагаю записать дифференцированное домашнее задание. (Дети получают номера (1,2,3), в зависимости от номера записывают домашнее задание):
1.(высокий уровень обученности) — выписать из любой главы «Евгения Онегина» выразительные средства;
2.(средний уровень обученнности) — решить тесты https://clck.ru/KcmoS
3.(низкий уровень обученности) — решить тесты https://clck.ru/KcmpT
Отдельные ученики проверяют свои работы.
Формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств; самооценка личности; формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; формирование системы ценностей (Л).
Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К).
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (Р).
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; учёт правил в контроле способа решения; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок (Р).
Поиск разнообразных способов решения задачи; структурирование знания; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П).
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К).
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
—
Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока?
-Что получилось?
- Что не получилось?
-Над чем ещё предстоит работать?
-Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену?
-Что особенно запомнилось вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?
Урок мне хочется закончить с очень мудрых, на мой взгляд, слов китайского философа Конфуция: Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания — это путь самый легкий; и путь опыта — это путь самый горький.
Вы можете выбрать любой из трех путей. Но, я думаю, главным будет все - таки путь самый благородный - путь размышления.
Развитие умения рефлексировать; формирование границ собственного знания и «незнания»; тренировка творческих способностей (Л).
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).
Осознание качества и уровня усвоения (Р).
10. Домашнее задание
Приложение 1
Приложение 2
Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Коперник доказал (1) что планеты движутся вокруг Солнца (2) а не (3) наоборот (4) как это было принято считать раньше (5) и (6) кроме того (7) он считал (8) что (9) именно (10) Солнце является центром Вселенной.
(Ответ:1245678).
Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «поле ромашек», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
(Ответ: поле ромашковое).
Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ВЫРАЩЕННЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от согласных в конце корня.
СЪЯЗВИТЬ — разделительный твёрдый знак пишется после приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
ЛЫЖНИЦЫ — в окончаниях слов после Ц пишется буква Ы.
СТАРОЖИЛЫ — написание безударной гласной А в корне слова необходимо запомнить.
ДОКРАСНА — в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от имён прилагательных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, на конце пишется буква А.
(Ответ: 135).
Приложение 3
Приложение 2
Приложение 1
Приложение 6
Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
так бы кипело и животрепетало, как метко
сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь
<…> Царственное слово — это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлета и остается на века в сокровищнице художественных образов, запечатленное памятью многих поколений. И этому царственному слову обязана красотой и образностью художественная речь. <…>
Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, К. Паустовский описывает грозу: «Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. А ближе к земле, между тучей и лесами, уже опустились полосы проливного дождя». <…> слова, выступающие в образных значениях, помогают нам живо представить картину грозы.
Слова, используемые писателем в переносном значении, называются тропами (от греческого тропос — «образ, поворот, оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов, явлений.
<…> В то же время важно заметить, что в художественной речи используется своеобразный стилистический прием, когда писатель намеренно отказывается от тропов и употребляет все слова только в их точных значениях. Например, А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» не использует тропов в таком описании: «Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо. Жук жужжал...» Единственным выразительным средством речи в этом отрывке является звукоподражание: в последнем словосочетании слышится ж-ж-ж. Но можно ли отказать в художественности такой зарисовке? Безусловно, нет!
<…> Таким образом, отсутствие тропов в речи еще не свидетельствует о ее бедности, невыразительности. Все зависит от мастерства писателя.
<…> Как же используются тропы в художественной речи? Писатели обращаются к ним в пейзажных зарисовках: «Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней...» (М. Горький); «В сентябре начинается листопад. Страна бывает покрыта золотом и синевой. Тихие дожди листвы шуршат под холодным солнцем». (К. Паустовский).
Тропы помогают писателям несколькими штрихами нарисовать портрет человека, подчеркнув его индивидуальные, неповторимые черты. Например, как лаконично и точно характеризовал А. С. Пушкин светских щеголей: «Весь спрятан в галстук, фрак до пят, бискант, усы и мутный взгляд; Румян, как вербный херувим, затянут, нем и недвижим». <…> Несмотря на то, что все писатели применяют одни и те же стилистические приемы усиления выразительности речи, поэтические образы у них всегда самобытны. Например, И. С. Никитин о небе сказал:«Под большим шатром голубых небес Вижу даль степей зеленеется...» — небо предстало поэту как шатер. У А. А. Фета оно рождает совсем иные ассоциации:
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
Другие художественные образы положены в основу изображения неба у Н. А. Некрасова:
Весной, что внуки малые,
С румяным солнцем-дедушкой
Играют облака...
Из небольших, разорванных,
Веселых облачков
Смеется солнце красное,
Как девка из снопов.
У раннего С. Есенина есть образ: «Алый мрак в небесной черни Начертил пожаром грань», а в расцвете своего мастерства поэт писал: «Небо как колокол, месяц — язык...». <…>
Если же образное словоупотребление начинает повторяться, а те или иные тропы становятся привычными, они могут закрепиться в языке как новые значения слова (время летит, вихрь событий, военная гроза) или стать фразеологизмами (совесть заговорила, свернуться калачиком, как две капли воды). Такие тропы называются общеязыковыми в отличие от авторских. Причем любой троп может стать общеязыковым. В общеязыковых тропах прямое значение слов стирается, а иногда и утрачивается совсем. Их употребление в речи не рождает в нашем представлении художественного образа, и поэтому они малоинтересны в стилистическом отношении.
Приложение 7
Приложение 3
Отговорила роща золотая... (Сергей Есенин)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Ответ:
Отговорила (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) роща золотая (ЭПИТЕТ)
Березовым (ЭПИТЕТ), веселым (ЭПИТЕТ) языком,
И журавли, печально (ЭПИТЕТ) пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ).
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник (МЕТАФОРА) —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой (ЭПИТЕТ),
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой (ЭПИТЕТ),
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь (МЕТАФОРА).
В саду горит костер рябины (МЕТАФОРА) красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья (СРАВНЕНИЕ),
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...(РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА)
Скажите так... что роща золотая (ЭПИТЕТ),
Отговорила милым (ЭПИТЕТ), языком.
Приложение 9
1.
2.
3.
4.
5.
6.
(Ответы: 1 – 1; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 4; 6 – 3).
Приложение 10
12