Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22
города Ейска муниципального образования Ейский район
Картотека
наблюдений за живой и неживой природой,
за явлениями общественной жизни
в подготовительной к школе группе №
Воспитатели:
ОСЕНЬ
Карточка № 1
Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.
Загадка: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я - … (осень)
Карточка № 2
Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:
Сентябрь без плодов не бывает.
В сентябре прохладно, да сытно.
С сентября и лист на дереве не держится.
Сентябрь – золотой месяц грибников.
Осень студит воду.
Карточка № 3
Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями термометра на метео площадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.
Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Карточка № 4
Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).
Стихотворение С.Егорова «Осень»:
Все тучи, тучи. Дождик.
Холодный, словно лед,
Колючий, словно ёжик,
По осени бредет.
Карточка № 5
Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.
Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:
Кто–то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
Загадка: Спрятал луга,
Спрятал стога
В синий карман,
Синий… (туман)
Карточка № 6
Наблюдение за ветром на площадке. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
Загадка: Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Карточка № 7
Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
Чтение потешки: Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Карточка № 8
Наблюдение за рябиной
Цели:
продолжать наблюдение за рябиной осенью;
учить находить сходство и различия красной и черной рябины.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие звери любят ягоды рябины?
Какие птицы клюют ягоды рябины?
Как рябина используется в народном хозяйстве?
Карточка № 9
Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на красоту золотой осени.
Стихотворение Ю.Капустиной «Осень»:
В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
С неба сонный месяц чуду удивляется,
Все кругом искрится, все переливается.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦Можно оставлять мусор на лесной полянке?(Нет.)
♦Что нужно делать с мусором? (Подобрать, сложить в пакет и вынести.)
Почему не нужно срезать и ломать ветки?
Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.)
Можно ли срывать цветы? (Нельзя.)
А что можно делать с цветами? (Рассматривать, нюхать, рисовать.)
Карточка № 10
Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).
Карточка№ 11
Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.
Загадка: Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха).
Карточка№ 12
Наблюдение за пауком
Цели:
—продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни;
—формировать интерес к окружающему миру.
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответь на вопросы.
Ползла букашка
По большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети? (Паук.)
Не беда, что паутинка
Зацепилась за сучок,
В новом месте, на осинке
Свяжет сети ... (паучок).
Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.)
Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.)
Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.)
На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жучков.)
Пауки — хищники? (Да, они питаются другими насекомыми — мухами, комарами, жучками и
бабочками.)
Когда у пауков появляются малыши? (В конце лета.)
Где выводятся новорожденные паучки?(Мама-паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются новорожденные паучки. Они живут все вместе в уютном теплом гнездышке, мама-паучиха кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их от холода, дождя, ветра.)
Куда исчезают пауки осенью? (С наступлением зимних холодов паучки забиваются в щелки коры, расщелины, старых пней и засыпают до весны.)
Как по поведению пауков можно предсказать погоду? (Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых; а если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине—жди сухих солнечных дней.)
Из скольких частей состоит тело паука?(Из двух — головогрудь и брюшко.)
Исследовательская деятельность
Карточка№ 13
Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.
Карточка № 14
Наблюдение за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.
Загадка: Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий. (небо)
Карточка № 15
Наблюдение за перелетными птицами
Ход наблюдения
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
М. Ивенсен
Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.
Как изменилась жизнь птиц с приходом осени?(Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)
Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)
Что происходит осенью с кормом для птиц?(Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)
Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)
Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)
Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)
Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)
Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)
Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)
Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином, прямой линией и т.д.
Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.)
Журавли летят, курлычут.
Шлют последнее «прощай».
За собою лето кличут,
Забирают в теплый край.
Карточка № 16
Наблюдение за деревьями и кустарниками. Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.
Загадка: Много рук, а нога одна.
(Дерево)
Упражнение «Правильно произнесите слова»- согласование существительных с числительными.
Одно дерево, два…, пять…
Одна сосна, две…, пять…
Карточка№ 17
Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособлением к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.
Стихотворение А.Плещеева:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Загадка: Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето.
Коровам без неё – беда:
Она их главная беда. (Трава).
Карточка№ 18
Наблюдение за грузовым транспортом
Цель:учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.
Воспитатель задает детям вопросы.
Для чего люди используют грузовые автомобили?(Чтобы перевозить различные грузы.)
К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы?(К грузовому транспорту).
Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.)
♦ На какой цвет светофора едут автомобили?(На зеленый.)
Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.)
Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.)
Карточка№ 19
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи);
закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Воспитатель задает детям вопросы.
Как называется предзимье? (Серебряная осень.)
Почему?
Попробуйте отгадать загадку.
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.
Карточка № 20
Наблюдение за листопадом
Цели:
—расширять знания о сезонных изменениях в природе;
—формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.
Воспитатель задает детям вопросы.
Все ли деревья изменили окраску листьев?
Какими были летом деревья, кусты?
Как они изменились с приходом осени?
Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.)На рябине? (Красные.)
У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)
У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)
Карточка № 21
Наблюдение за воробьем осенью
Цели:
—продолжать закрепление знаний о воробье;
—учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;
—активизировать внимание и память.
Воспитатель проводит с детьми беседу.
Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая птичка.)
Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами.)
А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.)
А головка какого цвета? (Серая.)
Где живут воробьи? (В городе и деревне.)
Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки.)
Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком подъезда или балкона.)
Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах?(Сделать кормушки, ежедневно насыпать корм.)
Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют зернышки и семена растений.)
ЗИМА
Карточка № 22
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦За каким месяцем идет декабрь?
♦Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?
Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
Какие защитные свойства у снега?
♦Найдите на нашем участке приметы зимы.
Карточка№ 23
Наблюдение за огородом
Цели: —знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период;
—воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Воспитатель задает детям вопросы.
Что изменилось в огороде с приходом зимы?(Все замело снегом.)
Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в холода и ветра.)
♦Если много снега в огороде — это плохо или хорохц0.(Хорошо, много влаги.)
Ровно ли лежит снег в разных частях огорода?(Нет )
Где больше снега — у здания или в центре?(У зданий)
♦Почему?(Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
Карточка № 24
Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.
Стихотворение М.Сухоруковой «Декабрь студеный»:
Как на речке изумрудные мосты,
Ну а в поле белоснежные холсты.
В заметенном студеном декабре
Семь погод все куролесят на дворе.
Карточка № 25
Наблюдение за воробьем
Цели:
продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;
формировать пред
тавление об особенностях поведения птицы в зимнее время;
—учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Воспитатель проводит с детьми беседу.
Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)
Чем отличаются перелетные птицы от зимующих?(У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)
Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.)
Чем питаются воробьи в зимнее время?(Крошками, зернышками.)
Почему зимующих птиц надо подкармливать?(Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)
Почему воробьи селятся рядом с человеком?(Чтобы прокормиться и согреться возле него.)
Карточка № 26
Наблюдение за снегом. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.
Дидактическая игра «Кто больше?»:
Какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые…)
Карточка № 27
Сравнительное наблюдение заворобьемисиницей
Цели:
на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
Как ведут себя эти птицы на кормушке?(Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
♦ Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по
веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же воробьи так любят соседство с людьми?(Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Карточка № 28
Наблюдение за трудом дворника
Цели:
продолжать наблюдения за работой дворника;
способствовать обогащению словаря;
воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Воспитатель задает детям вопросы.
Что делает дворник зимой на территории детского сада?
Какие орудия труда он использует для работы?
♦Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
♦Нужна ли работа дворника людям и природе?
Карточка № 29
Наблюдение за общественным транспортом
Цели: — закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;
—воспитывать интерес к технике и труду взрослых.
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦Какой общественный транспорт вы знаете?
Как называется место, где останавливаются автобусы? ( Остановка.)
Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)
В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)
Из какой двери надо выходить? (Из задней.)
С какой стороны надо обходить автобус?(Сзади.)
Почему?(Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.)
Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?
Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.)
♦На какой свет светофора? (На зеленый.)
Карточка № 30
Наблюдение за ветром
Цели:
расширять и углублять знания о неживой природе;
формировать интерес к природным явлениям.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)
С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)
Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Карточка № 31
Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.
Стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима
Карточка№ 32
Наблюдение за деревьями и кустарниками
Цель:расширять и углублять знания о растениях,
Ход наблюдения
После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)
Что за чудо — зимний лес,
Сколько сказочных чудес!
IВ сказке этой я лесной,
Сон иль явь передо мной?
Вот берез роскошный ряд,
Шали белые горят
Серебром — а вот в сторонке
В шубах елочки-девчонки.
Ах, какая тишина,
Бело-белая страна! М. Степанов
Воспитатель задает детям вопросы.
Чем деревья отличаются от кустарников?
Как называют деревья, которые сбрасывают листья?
Какую пользу приносят деревья и кустарники?
Карточка № 33
Наблюдение за зимним ветром. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра).
Воспитатель задает детям вопросы.
Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)
С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)
Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Карточка№ 34
Продолжать наблюдение за признаками зимы (февраль). Заметное прибавление дня,
сильные ветры.
Стихотворение С Маршака «Февраль»:
Дуют ветры в феврале, в трубы воют громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Загадка: Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Пословица: Февраль придет, все пути занесет.
Карточка№ 35
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
формировать представления об изменениях в природе;
уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать их приметы в поэзии;
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Ход наблюдения
Ветры с юга прилетели, Принесли с собой тепло,
И сугробы в раз осели,
В полдень с крыши потекло.
Февраль — последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бываютоттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.
Воспитатель загадывает детям загадки.
Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька.)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
ВЕСНА
Карточка № 36
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
формировать представление о весенних изменениях в природе;
учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны;
воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.
Воспитатель задает детям вопросы.
Давайте вспомним, чем питался воробей зимой?(Зернышками, крошками.)
А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена растений.)
А весной? (Воробьи любят питаться мошками, комарами, гусеницами, тлей.)
Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое.
Из чего воробьи строят гнезда? (Из перышек, сухих травинок, кусочков ваты.)
А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.)
Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы.
Пока птенцы маленькие, кто их кормит?(Родители.)
Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, комарами и другими насекомыми.)
Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.
Карточка № 37
Наблюдениеза облаками
Цель:продолжать формировать сознание единства землии неба как основу целостного восприятия мира.
Воспитатель задает детям вопросы.
Посмотрите на небо, что вы видите?
Какие сегодня облака?
Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?
В каком направлении плывут облака?
Трудовая деятельность
Карточка № 38
Наблюдение за капелью
Цели:
—закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;
—обучать исследовательским действиям.
Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.
С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной и теневой? (С солнечной.)
Почему?(Солнце пригревает больше, и от этого они «растут».)
В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра)
А в солнечный день? (Растет.)
С какой стороны сосульки тают быстрее?(С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.)
Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой — с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.
А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги.
Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.
Карточка№ 39.
Наблюдение за перелетными птицами
Цель:закреплять знания о птицах.
Ход наблюдения
Синичка-сестричка,
Тетки-чечетки,
Краснозобные снегирюшки,
Щеглята молодцы,
Воры-воробьи,
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите.
В народе трясогузку зовут «ледоломкой» — срок ее приле-та совпадает с ледоходом. Говорят, что «трясогузка хвостом д6д разбивает».
Карточка№ 40
Наблюдение за почвой. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.
Наблюдение за насекомыми
Цели:
—продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;
—формировать реалистические представления о природе.
Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.
С хоботом, а не слон.
Не птица, а летает.
Никто не приучает,
А на нос садится. (Муха.)
Как выглядит муха?
Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, муха в состоянии удержаться практически везде.)
Муха над нами
Вверх ногами.
Ходит — не страшится,
Упасть не боится.
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
Почему мух называют вредными насекомыми?
Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)
Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)
Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)
♦Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.)
♦Чем кушают мухи? (Хоботком.)
♦Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)
♦Где и как муха проводит зиму?
Карточка№ 41
Наблюдение за камнями
Цель:знакомить с разнообразием камней и их свойствами.
Воспитатель беседует с детьми о камнях из шкатулки, предлагает ответить на вопросы.
Кто из вас находил камни?
Где это происходило?
Какие они были?
Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?
Исследовательская деятельность
Найти камни на участке детского сада: серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.
Карточка № 42
Наблюдение за одуванчиком
Цели: уточнить знания об одуванчике (обратить вниманиенаначало цветения);
формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
—закреплять знания о лекарственных растениях.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит одуванчик?
В какое время можно им любоваться?
Какие прозвища есть у одуванчика?
Почему одуванчик относят к лекарственным растениям?
Карточка№ 43
Наблюдение за дождем. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются.
Загадка: Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (дождь)
Карточка№ 44
Наблюдение за цветником
Цели:
расширять представления о цветнике весной;
закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Воспитатель задает детям вопросы.
Назовите садовые цветы.
Назовите полевые цветы.
Где они растут?
Какие цветы вам нравятся? Почему?
Есть ли у вас дома цветы? Какие?
Как вы за ними ухаживаете?
Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?
Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?
Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?
Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?
Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?
Карточка№ 45
Наблюдение за трудом взрослых в огороде. Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.
Вопросы:
Какие орудия труда огородника ты знаешь?
Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?