5 КЛАСС
АННОТАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ
ЗА 5 КЛАСС
1. Назначение диагностической работы
Контрольные измерительные материалы составлены для проведения промежуточной аттестации за курс 5 класса по математике учащихся 5-х классов в целях:
выявить уровень усвоения учащимися курса математики 5 класса для диагностирования математической подготовки и компетентности выпускников 5 классов;
оценить достижение пятиклассниками базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;
оценить достижения конкретного учащегося, что позволит выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности;
оценить динамику индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы;
спрогнозировать дальнейшее обучение учащихся 5 класса с внесением корректив в дальнейший процесс обучения.
2. Документы, определяющие структуру и содержание КИМ
Содержание диагностической работы соответствует ФГОС ООО, федеральной рабочей программе и учебникам по математике для 5 класса общеобразовательной школы.
В работу включены элементы содержания основной образовательной программы, которые изучаются в 5 классе.
3. Форма проведения промежуточной аттестации
Письменная проверка (диагностическая контрольная работа) – письменный ответ учащегося на систему заданий по курсу математики 5 класса.
4. Структура и содержание контрольно-измерительных материалов по математике
Диагностическая контрольная работа по математике для 5 классов содержит 16 заданий, среди них 13 заданий базового уровня и 3 задания повышенного уровня.
Задания разного уровня обозначены в работе специальными значками:
○ – задание базового уровня (основная часть);
● – задание повышенного уровня (дополнительная часть).
Диагностическая контрольная работа приводится в двух вариантах.
В каждом варианте диагностической работы проверяется уровень подготовки школьников по всем элементам содержания курса математики 5 класса.
Соотношение числа заданий по разным элементам содержания опирается на федеральную рабочую программу по математике и отражает учебное время, отводимое в процессе изучения предмета на тот или иной вопрос темы.
В таблице 1 приведено распределение заданий работы по элементам содержания курса математики, изучаемым в 5 классе.
Таблица 1
№ задания | Элементы содержания, которое проверяет данное задание |
1 | Изображение дробных чисел точками на координатной прямой. |
2-а | Сравнение натуральных чисел. |
2-б | Сравнение обыкновенных дробей. |
2-в | Сравнение десятичных дробей. |
3 | Арифметические действия с натуральными числами. |
4 | Решение текстовых задач, содержащих дробные данные. Решение основных задач на дроби. |
5-а | Решение комбинированных уравнений с использованием при вычислениях распределительного свойства умножения и правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий. |
5-б | Решение комбинированных уравнений с использованием правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий. |
6-а | Чтение, анализ, оценка информации, представленной графически (с помощью столбчатых диаграмм). Интерпретация представленных данных, использование данных при решении задач |
6-б | |
6-в | |
7-а | Изображение геометрических фигур на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью линейки. |
7-б | Нахождение длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки; построение отрезков заданной длины. |
7-в | Площадь прямоугольника. Единицы измерения площади. |
8 | Чтение, анализ, оценка информации, представленной в виде таблиц. Интерпретация представленных данных, использование данных при решении задач. |
9 | Решение текстовых задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние |
При разработке содержания диагностической контрольной работы учитывалась необходимость не только проверки усвоения элементов содержания, указанных в таблице 1, но и, в равной мере, проверки овладения видами деятельности, перечисленными в таблице 2.
Таблица 2
№ задания | Проверяемый вид деятельности |
1 | Изображать дроби точками на координатной прямой. |
2-а | Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби. |
2-б | |
2-в | |
3 | Выполнять арифметические действия с натуральными числами, вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок. |
4 | Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, и задачи на нахождение части целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия. |
5-а | Выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений при решении комбинированных уравнений. |
5-б | Выполнять арифметические действия с десятичными дробями; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений при решении комбинированных уравнений. |
6-а | Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач. |
6-б | |
6-в | |
7-а | Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью линейки. |
7-б | Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины. Использовать свойства сторон и углов прямоугольника для их построения |
7-в | Вычислять площадь прямоугольника. Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие. |
8 | Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач. |
9 | Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние. Решать задачи на движение по воде. |
5. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 60 минут.
6. Система оценивания работы
В таблице 3 приведено рекомендуемое наименьшее число заданий, которые необходимо выполнить, чтобы получить отметки «3», «4» и «5».
Рекомендации по оцениванию выполнения контрольной работы
Таблица 3
Отметка «3» | Отметка «4» | Отметка «5» | ||||
Задание | ○ | ● | ○ | ● | ○ | ● |
Выполнено | 8 | - | 13 | - | 13 | 1 |
7 | 1 | 12 | 1 | 12 | 2 | |
11 | 1 (8 или 9) | 11 | 2 (8 и 9) |
Если задание содержит пункты а), б) и т. д., то каждый пункт считается как отдельное задание.
Результаты выполнения заданий
Поставьте в таблицу:
«+», если задание выполнено
верно; « – », если задание не выполнено.
○ | ● | ||||||||||||||
1 | 2а | 2б | 2в | 3 | 4 | 5а | 5б | 6а | 6б | 6в | 7а | 7б | 7в | 8 | 9 |
7. Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения диагностической контрольной работы
Дополнительные материалы и оборудование: карандаш, линейка.
8. Рекомендации по подготовке к работе
Специальная подготовка к диагностической работе не требуется.
5 КЛАСС
Демонстрационная версия диагностической
контрольной работы по математике
в рамках промежуточной аттестации за 5 класс
○ 1. Начертите координатную прямую с единичным отрезком, равным 10 клеткам.
Отметьте число .
○ 2. Сравните числа:
а) 12369 и 12371 | б) и | в) 16,8 и 16,79 |
○ 3. Найдите значение выражения:
.
○ 4. У клоуна было 36 шаров. Он раздал детям всех шаров. Сколько шаров осталось
у клоуна?
○ 5. Решите уравнение:
а) | б) |
○ 6. Рассмотри диаграмму и ответь на вопросы.
На диаграмме представлена информация о размере территорий некоторых государств.
Какая страна занимает площадь 2,3 млн км²?
Какую площадь занимает Аргентина?
На сколько площадь Аргентины больше площади Саудовской Аравии?
7. АВ и AD – стороны прямоугольника ABCD.
○ а) Скопируйте рисунок и достройте прямоугольник, используя чертежные инструменты.
○ б) Измерьте и запишите длины сторон прямоугольника ABCD в сантиметрах.
● в) Используя результаты измерений, вычислите площадь прямоугольника ABCD.
● 8. В магазине продаётся бумага в различных упаковках и по различной цене.
В таблице показано количество листов в каждой упаковке и её цена. Какова наибольшая цена за 1000 листов?
Упаковка | Количество листов | Цена за упаковку |
1 | 200 шт. | 169 руб. |
2 | 250 шт. | 235 руб. |
3 | 250 шт. | 126 руб. |
4 | 100 шт. | 223 руб. |
● 9. Теплоход проплыл 74, 58 км по течению реки и 131,85 км против течения.
Сколько времени теплоход был в пути, если его собственная скорость равна 31,6 км/ч, а скорость течения – 2,3 км/ч?