Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. «Кинезиологические сказки в речевом творчестве дошкольников»

«Кинезиологические сказки в речевом творчестве дошкольников»

Включение кинезиологических сказок в работу с детьми с ОВЗ позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

Возраст

Дошкольники, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Есть свои радости в каждом виде творчества:

всё дело в том, чтобы уметь брать свое добро там,

где его находишь.

Оноре де Бальзак.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. Оно подразумевает речевую активность ребенка, то, как он воспринимает литературный образ, интерпретирует его качества, создает новый словесный образ (объект, сюжет). А новый словесный образ – это новое слово, новый сюжет уже известного произведения, новый рассказ, сказка собственного сочинения.

Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности, что соответствует принципам ФГОС (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности). Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое для себя и заявляя новое о себе (Л.А. Венгер).

Если дошкольник отказывается писать, читать, заниматься рисованием, лепкой - это не его вина. Просто, когда нет энергии творчества, энергии самореализации, очень сложно что-то требовать от ребенка, так как при несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. А пик работоспособности мозга приходятся на те мгновения, когда мышление обоих полушарий синхронизируется. Именно для получения этой творческой энергии и нужны кинезиологические сказки на основе кинезиологических упражнений.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Какие упражнения могут лечь в основу создания кинезиологической сказки?

∙ Растяжки – нормализуют гипертонус  и гипотонус  мышц опорнодвигательного аппарата.

∙ Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

∙ Глазодвигательные упражнения– позволяют расширить поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

∙ Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

∙ Упражнения для мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

∙ Массаж – воздействует на биологические активные точки.

∙ Упражнение на релаксацию – способствует расслаблению, снятию напряжения.

Примеры кинезиологических упражнений.

Растяжки

Сорви яблоки” 

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Дыхательные упражнения

Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Дышим носом”

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – сидя за столами.

1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

III. Телесные упражнения

Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

 Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Глазодвигательные упражнения

Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

«Котик» (сложить четыре средних пальца на обоих руках, мезинцы и указательные пальцы соединить на обеих руках и держать их прямо, большие пальцы сноединить и убрать внутрь кулачков).

 «Колечки»  (поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

        «Путаница». Большой палец одной руки к мизинцу другой, указательный к большому, средний к указательному, безымянный к среднему, мизинец к безымянному.

«Кулак – ладонь» (Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные).

Вот ладошка, вот кулак.

Всем быстрее делать так.

«Кулак – ребро – ладонь»  (Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола:  выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя).

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

«Лезгинка» (левая рука сложена в кулак, большой палец ортставлен в сторону. Правая рука в горизонтальном положении приложена к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена действий правой и левой руки – 6-8раз)

Совместное проигрывание кинезиологических сказок сближает детей и взрослых, создавая доброжелательную и комфортную обстановку, и чем больше, и чаще мы используем их, тем больше светлых воспоминаний.  Их тексты доступны детям, в них присутствуют знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют легкому запоминанию и точному воспроизведению текста и движений, а затем и самостоятельному сочинению и проигрыванию ярких сюжетов сказок.

Уникальность кинезиологических сказок еще в том, что их можно включать в различные режимные моменты, минутки отдыха, как часть занятий, на утреннем сборе. Тем самым они создадут в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, благоприятные условия для успешной деятельности, установят партнерские взаимоотношения между педагогом и детьми.

В старшем дошкольном возрасте рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой  и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, с использованием кинезиологических упражнений. Форма организации: индивидуальная, подгрупповая, самостоятельная деятельность детей. На начальном этапе знакомим детей с различными животными, объектами природы, предметным миром которых можно изобразить при помощи кинезиологических упражнений. Заучиваются стишки, которые помогают изобразить персонажа и отрабатывается четкость каждого движения. Сначала педагог  рассказывает сказку без использования кинезиологических упражнений, акцентируя внимание на персонажей , которые будут в сказке. Затем изображает каждого героя при помощи кинезиологических упражнений и просит повторить вместе с ним каждого героя. Педагогу необходимо следить за четкостью и правильностью выполнения задания. Когда у детей сформированы четкие движения, педагог рассказывает сказку с использованием упражнений, а дети повторяют вместе с ним движения. Затем в процессе обучения дети самостоятельно придумывают сюжет сказки с этими героями: завязку, ход событий,кульминацию и развязку. У детей развивается умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ – рассказ, который дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.Конечно, ведется и работа с родителями в этом направлении. Педагог предлагает родителям закрепить уже выученные детьми сказки в игровой форме, помочь ребенку придумать сюжеты сказок на заданную или свободную тему, записать и оформить ее красиво. Затем ребенок представляет совместное с родителями творчество в саду и оформляется выставка.

Вот пример сказки , придуманной ребенком.

Однажды лягушонок ( поза лягушки) по имени Кермит решил выйти погулять. ( Кулачок-ладошка: обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки.) Шел-шел ( кулачок-ладошка) и встретил котенка (Поза котенка) по имени Мирби. И отправились они в гости к Мирби.( кулачок-ладошка) Дом котенка находился далеко. ( Поза бинокль) И они поехали на поезде. Приехали и зашли в дом. А там на столе был большой торт с 5 свечками. (Дыхательные упражнения“Свеча”Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.) Котенок (Поза котик)и Лягушонок ( Поза Лягушки) задули их. И съели по кусочку торта. («Кулак – ребро – ладонь»  (Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола).Затем стали играть.( Оладушки) Но на улице стемнело и Лягушонок попращался с Мирби , сел в поезд ( Поезд) и поехал домой (Поза дом). По пути ему светили яркие звезды( Звезды). Пришел Кермит домой ( Поза дом) и лег спать ( Ладошки вместе и под щечку).

Таким образом, в результате использования кинезиологических сказок

обогащается словарный запас, дети начинают употреблять в речи образные выражения, обороты из сказок, становятся активными в общении со взрослыми и сверстниками, учатся слушать собеседника, вступать в диалог. Кроме того, сказка позволяет каждому ребенку быть в ситуации успеха, побывать в роли автора, рассказчика и актера, почувствовать себя значимым для окружающих людей, что несомненно сказывается на его эмоциональном и физическом самочувствии. Сказка для ребёнка становится верным другом, помощником.

Использованная литература

    • Крупенчук О.И; Витязева О.В. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. Издательство Дом «Литера», 2019 г. -48 с.

    • Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.

    • Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 41с.

    • Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с: ил.

  • Интернет ресурсы

  • Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.

  • Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 1

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Включение кинезиологических сказок в работу с детьми с ОВЗ позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.
0 ₽