Классный час для учащихся 3–4 классов
«Наша Родина — Россия»
Цели и задачи:
1. Формировать уважительное отношение к культуре родной страны - России.
Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств к своей Родине.
2. Расширять кругозор обучающихся об окружающем мире, обогащать словарный запас детей.
3. Познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.
4. Учить детей культурному поведению во время внеклассного мероприятия, работать в группах.
5. Развивать творческое воображение детей на занятии.
Материалы и оборудование:
1. Глобус, карта России
2.Карточки: со словами «Россия», «Отечество», «Отчизна», «Родина»;
род, родители, родня, родословная, родина;
карточки с деформированными пословицами о Родине;
конверты с заданием для каждой группы;
рисунок ромашки (лепестки ромашки).
Ход классного часа.
1. Вводная часть.
Россия, Русь, Родина, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для человека, чья Родина – Россия.
Русь – «голубоглазая» и златоглавая, и полевая.
Это край дождей и непогоды. Это наш замечательный островок Родины. Мы поговорим о том, что такое Родина, как по - разному мы можем назвать её. Посмотрите на глобус и на карту мира. Это изображен наш общий дом – планета Земля.
2. Российская Федерация – наше Отечество, наша Родина. Тема
занятия.
Подумаем, что обозначают эти слова?
1. «Отечество», «Родина», «Отчизна». (высказывания детей)
(Дети обращаются к «Толковому словарю»)
ОТЕЧЕСТВО - страна, где человек родился и к гражданам, которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Защита своего Отечества.
ОТЧИЗНА-страна, в которой родился; Отечество, Родина.
РОДИНА – место рождения кого-либо.
2. Значение слова Родинапо словарю синонимов:
Родина – Отечество –Отчизна.
3. Страна, в которой человек живет, дом в котором он растёт, где березка и яблонька у родного порога, место, где жили его предки – всё это и есть
Родина, то есть родное место человека.
4. Послушайте, как говорит об этом К. Д. Ушинский в тексте «Наше
Отечество».
«Наше Отечество, наша родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным
нам языком, и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку;
как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…»
5. Много есть на свете и кроме России всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него Родина. (Исполнение песни «У моей России длинные косички»)
6. Учитель. У каждого человека есть родственники. Давайте найдем «родственников» слову «Родина».
(На доске карточки - группа родственных слов: род, родина, родители, родня, родословная). Как вы понимаете смысл каждого слова?
Толковый словарь Ожегова.
родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
7. Продолжим разговор о нашей Родине. Наше государство называется Российская Федерация. А чем одно государство отличается от другого?
(символикой, разным языком -речью, обычаями, традициями, праздниками, географическим положением, историей, названием)
3. Ребята, а теперь послушаем интересные факты о нашей стране.
- Наша Родина очень великая и огромная. Над ее просторами никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на- Камчатке наступает полночь. - На территории России разместились бы, например такие страны, как
Италия, Англия, Франция, Германия вместе взятые.
- Природа нашей большой страны очень разнообразна. В ней много лесов,
полей, равнин и холмов, больших и малых рек и озер, и заснеженных горных
вершин, и ярких южных пейзажей.
- Наша земля дает людям все, что необходимо для жизни – плодородные почвы для посевов, пастбища для скота, лесные угодья и залежи полезных ископаемых. Все это богатства и сокровища нашей страны России.
4. Но самое большое, самое главное богатство страны – это люди.
Россия – Русь, широкая и великая. И везде живут люди – россияне. Но национальности у россиян разные. Россия – единое многонациональное, демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей, этнических групп. Каждый народ имеет свои обычаи, традиции,
свой язык.И в народе говорят:
«Дружба народов велика – будет Родина крепка». Народы разных национальностей в нашей стране равноправны. Об этом записано в Конституции нашей страны.
5. Физ. минутка «Солнечный зайчик».
Вы должны определить, нарушает ли ваши права солнечный зайчик.
Сядьте ровно за партой и представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза – и вы зажмурились. Закройте глазки.
Он побежал дальше по лицу – нежно погладьте его ладонями на лбу, носике, щечках. Вы должны поглаживать зайчика аккуратно и нежно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову. Ой, зайчик забрался за воротник. Погладьте его там. Он не озорник, он любит ребят, а, значит, не нарушает их права. Ведь дети имеют право и на игру.
6. Государственные символы.
1. Кроме Конституции каждый гражданин нашей страны (даже, если он и маленький) обязан знать государственные символы.
Какие государственные символы вы знаете? (Герб, Флаг, Гимн).
2. Государственный флаг Российской Федерации – бело-сине-красный триколор, появился в России в 1693 году: Петр 1 использовал его в качестве «флага царя Московского». А с 1705 года трехцветное полотнище становится торговым флагом России. С тех пор бело-сине-красный триколор рождался три раза. Последний раз это произошло в 1991 году.
Как вы думаете, что обозначает каждый цвет флага?
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.
3. Что изображено на гербе?
- Что такое Герб?
Герб России – двуглавый орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.Это очень древний герб: он появился 500 лет назад, в 1497 году.
Впервые его ввел великий князь московский Иван III Васильевич. Но почему у орла 2 головы?
Двуглавый орел, охраняя государство смотрит и на запад, и на восток.
Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава» - символ могущества страны.
4. Ещё одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Стихи гимна написал С. Михалков на музыку А. Александрова.
Слушать и исполнять его нужно стоя.
Звучит гимн.
7. Работа по группам
1 группа -создать флаг нашего класса.
2 группа –герб (эмблему) класса.
3 группа- выбрать девиз для класса, объяснить смысл.
С символикой России мы познакомились. Среди отличий одного государства от другого вы называли еще обычаи, традиции русского народа.
8. Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки о Родине.
(задание «Собери пословицу». Дети составляют пословицу по группам,
объясняют смысл.)
Всякая птица свое гнездо любит. Всякому мила своя сторона.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
На чужой стороне и весна не красна.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Издавна на Руси почитались знатоки загадок. В народном фольклоре именно такие герои зачастую оказывались победителями различных состязаний. В каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым.
9. Загадка.
По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки,
Золото – сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой. (Берёза).
Почему БЕРЁЗА-символ России.
В переводе на русский язык название дерева означает «беречь», от слова «берегиня» (языческое божество у славян, которое они считали матерью всех известных духов и именно ее образ ассоциировался у людей с березкой).
Кроме того, растение это изначально ассоциировали со здоровьем и плодородием и лишь после его стали считать символом женского начала и красоты.
10. Что, по – вашему, объединяет нас всех, присутствующих здесь?
(Мы - россияне. - А какие мы – россияне?
Чтобы ответить на этот вопрос давайте поиграем в игру «Угадайка».
- Как называют человека, умеющего жить мирно, дружно, без ссор? (миролюбивый)
- Человек, умеющий сам выполнять качественно свои обязанности?
(ответственный)
- Человек, любящий трудиться (трудолюбивый)
- Человек,всегда готовый помочь в трудную минуту (отзывчивый)
- Человек, умеющий героически защищать интересы государства и еготерриторию (мужественный)
11. Итог занятия. Рефлексия.
• Как называется наша Родина?
• Назовите столицу нашей Родины?
Обратить внимание на рисунок ромашки, расположенный на доске, каждое
государство имеет символ –цветок. И таким символом России является
ромашка.
Почему символом России является ромашка?
РОМАШКА- символ русской природы. по старинным русским преданиям ромашка вырастает там где упала звезда. Существует легенда, по которой в давние времена ромашки служили зонтиками маленьким степным гномикам, и ведь не промокали гномики под ними.
А самое удивительное, что ромашка - прародительница крупноцветковых хризантем.
Что бы вы пожелали каждому человеку, живущему в России, своим друзьям?
Написать пожелание на лепестке ромашки и соединить в ромашку, по группам.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе
Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!