«Развитие читательской грамотности-одна из ключевых задач деятельности учителя русского языка и литературы»
Слайд 1
Автор: Козлова Ирина Евгеньевна
Организация: МАОУ СШ №8
В последнее время мы, учителя-словесники, все чаще слышим от своих учеников вопрос: «Зачем читать книги?» Многие, как дети, так и взрослые, предпочитают Интернет, видео. Как это ни парадоксально, в условиях стремительного развития мира в обществе сокращается доля читающего населения. Наблюдается падение интереса к чтению, а это ступень к кризису читательской грамотности.
Действительно, зачем читать книги? Ответом на этот вопрос, на мой взгляд, является притча: (слайд 2)
«Спросил у мудреца человек:
- Зачем ты читаешь книги, ведь ты уже и так мудр?
Старец ответил встречным вопросом:
- А зачем ты ел сегодня, ты ведь ел вчера?
Человек, подумав, сказал:
- Чтобы поддерживать жизнь в теле. Я ем, чтобы не умереть.
Мудрец в ответ улыбнулся:
- Вот и я, читая книги, поддерживаю жизнь своего духа, питая его мудростями. Чтобы дух мой не умер».
Одним из требований обновленных ФГОС для создания успешности обучения в образовательном пространстве является формирование читательской грамотности. Большое внимание при этом уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. (Слайд3) Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международных диагностик в 1991 г. В исследовании PISA: «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог Конст. Дмитриевич Ушинский. – Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное». [3]. В работе по формированию читательской грамотности выделяют следующие ключевые (слайд 4) направления:
- чтение и понимание различных текстов, включая учебные;
- работа с информацией, представленной в различной форме;
- использование полученной в тексте информации для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их читательской компетенции.
Читательская грамотность предполагает осознание цели чтения, овладение различными видами и стратегиями чтения. Следует отметить, что уже с V класса при обучении русскому языку учащиеся постепенно овладевают различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, поисковым, изучающим.(слайд 5)
Виды чтения | Цели и задачи чтения |
Просмотровое | - Общее знакомство с любым текстом. - Цель - получение общего представления о содержащейся в тексте информации. |
Ознакомительное | - Извлечение основной информации, при этом требуется воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. - Школьник должен уметь определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от второстепенных. |
Поисковое | Предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи. |
Изучающее | - Представляет собой внимательное чтение текста с целью полного и точного понимания его содержания и запоминания содержащейся в нем информации для ее дальнейшего использования. - При чтении с полным пониманием содержания необходимо изучать как главную, так и второстепенную информацию, используя все возможные средства раскрытия значения незнакомых языковых явлений. |
(Слайд6) В современной российской педагогике можно выделить несколько технологий, методик, направленных на формирование читательской компетентности. К ним можно отнести: стратегиальное чтение (Сметанникова Нат.Ник.), технологию Развития критического мышления через чтение и письмо., технологию продуктивного чтения.
Особое внимание в новых образовательных стандартах уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. (Слайд6) Стратегиальный подход в чтении учит анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать; формирует читательскую компетентность, т.е. ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации и умеет ориентироваться в различных видах информации. (Слайд7)
Цельтехнологии продуктивного чтения: учить самостоятельно понимать текст. Работа с текстом обычно проводится в три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. (слайд9)
Этапы | Работа с текстом | Приёмы |
I этап Работа с текстом до чтения | 1) Антиципация. 2) Постановка целей урока. | - Прогноз по названию, - прогноз по ключевым словам, - мозговой штурм, - ориентация предвосхищения, - глоссарий, - батарея вопросов, - ментальная карта и т.п. |
II этап Работа с текстом во время чтения | 1) Первичное чтение текста. 2) Перечитывание текста. 3) Анализ текста 4) Беседа по содержанию текста. 5) Выразительное чтение. | - Чтение с пометками (ИНСЕРТ), - чтение со СТОПом, - чтение – суммирование в парах, - чтение про себя с вопросами, - комментированное чтение, - диалог с автором, - выделение ключевых слов, - двойной дневник, - таблица З-Х-У (Знаю-Хочу узнать -Узнал) - сюжетная таблица, таблица – синтез и т.п. |
III этап Работа с текстом после чтения | 1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2) Знакомство с писателем. 3) Соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями). 4) Творческие задания | - Синквейн, - фишбоун, - кубик Блума и ромашка вопросов Блума, - кластер, - толстые и тонкие вопросы, - стратегия 3-2-1, - РАФТ, - различные виды таблиц и графических организаторов (ассоциативный куст, круги Эйлера, диаграмма Венна, денотатный граф и т.п.) |
Приемов по формированию смыслового чтения для сплошных и несплошных текстов очень много. Некоторые из них нам хорошо знакомы, часто применяются на уроках, например, синквейн, кластер, фишбоун, толстые и тонкие вопросы и т.д. Рассмотрим те, которые используются мною на уроках русского языка и литературы.
Одним из важнейших приёмов работы с текстом до чтения, на мой взгляд, являетсяантиципация(Слайд10)- эффективное средство отработки техники чтения. При систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это значительно ускоряет темп чтения.
Выделяют несколько разновидностей антиципации: (Слайд11)
1) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
2) Восстановление текста с пропущенными элементами.
3) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
4) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Приём восстановления текста с пропущенными элементами можно использовать при работе с новым материалом. Учащиеся получают формулировки правил, определений, положений с пропусками. В процессе анализа учебного материала недостающие элементы вставляются в заготовку.
Приведу в пример еще несколько приёмов работы с информацией до чтения.
«Дерево предсказаний» (Слайд 12) уместно использовать при изучении текста на уроках литературы. Ствол дерева – тема, ветви – предположения по двум направлениям: «возможно»; «вероятно».
Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения:
- Какие ситуации предполагают такое развитие события?
- Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?
Применение данной технологии на практике позволяет детям учиться выражать свои мысли, сотрудничать и работать в группе; учиться выражать свои мысли.
При изучении новой темы прием "дерево предсказаний" может помочь актуализировать знания (слайд13) и составить прогнозы по поводу новой темы. На этапе закрепления материала и контроля знаний используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения.
«Ассоциативный куст» (слайд14) Дается ключевое слово или заголовок текста, ученики вокруг него записывают возможные ассоциации, стрелочками обозначая смысловые связи между понятиями. Данный прием позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную деятельность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом. (слайд15)
В работе с текстом во время чтения (технология РКМЧП) хорошо использовать следующие приемы: чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом, ЧТЕНИЕ - СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами, двойной дневник (двухчастный, трехчастный дневник).
Особое внимание обратим на некоторые из них
ИНСЕРТ (слайд 16)– заметки на полях: V (галочка) - известно,
- (минус) – противоречит представлению,
+ (плюс) – является интересным,
! (восклицательный знак) – понравилось,
? (вопрос) – желание узнать больше.
Приём «Верно ли утверждение?»(слайд17) может способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового.
Приём восстановления текста с пропущенными элементами можно использовать при работе с новым материалом. Учащиеся получают формулировки правил, определений, положений с пропусками. В процессе анализа учебного материала недостающие элементы вставляются в заготовку.
Приём «Установи последовательность»Чаще всего я использую этот приём на уроках литературы. Учащимся предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена, задача - расставить события в нужном порядке. способствует развитию критического мышления, памяти и умения логически мыслить, помогает запомнить и осмыслить большой объём информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений в тексте.
Для эффективной обработки информации наиболее подходят также графические методы. В настоящее время в обучении применяются следующие типы графических схем: опорный конспект, алгоритм, кластер, таблицы (сюжетная, таблица-синтез, трехчастная и др.), интеллект-карта, фишбоун, денотатный граф.
слайд18«Кластер» - приём графической систематизации материала, формирующий умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определённом порядке, компонуя материал по категориям. В центре располагается основное понятие, (слайд 19) мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединённые с центральным понятием прямыми линиями.(слайд20) Это могут быть слова, словосочетания, предложения, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.
«Денотатный граф»(слайд21)можно использовать как инструмент для анализа нового понятия, определяющего с разных позиций его содержание. (слайд22) На уроках русского языка использование ДГ дает хорошие результаты при отработке правил и терминов. (слайд23) |
На уроках литературы составленным по тексту художественного произведения, следует понимать наглядное изображение, отражающее одну из проблем текста; характеристику литературного героя; языковые средства; авторскую позицию и др. Вычленение из текста существенных признаков ключевого понятия помогает учащимся структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, более вдумчиво работать с текстом. (слайд24) Например, на уроке литературы в 5 классе по теме «Жилин и Костылин - два разных характера, две разных судьбы (по рассказу « Кавказский пленник»)» сравниваем героев, оформляем «граф».
Задания с использованием диаграммы Венна (кругов Эйлера) (слайд25) отличает наглядность, доказательность, четкость, логичность, они способствуют моделированию информации. Этот прием служит для сравнения двух и более предметов, понятий. Строится на пересекающих кругах.(слайд 26)
«Фишбоун»(слайд27) – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами. (слайд28) Схема помогает систематизировать полученные знания по основным категориям: причины, факты, выводы по теме. Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее.
Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно,
лаконично).
«Кубик Блума»
Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
- Назови.
- Почему.
- Объясни.
- Предложи.
- Придумай.
- Поделись.
Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Этот приём я использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Таким образом, использование на уроках русского языка и литературного чтения различных технологий, методов, приемов по формированию «читательской грамотности школьников», позволяет научить обучающихся искать закономерности, рассуждать по аналогии, что, несомненно, повышает мотивацию к обучению, дети больше читают, учатся контролировать свои результаты, учатся сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог.