Сунцова М.О.
Конспект дефектологического занятия для младших школьников с ЗПР
Программные задачи:
-Формировать умение называть и показывать транспорт, выделять его части, осуществлять классификацию (наземный, подземный, водный, воздушный), определять назначение транспорта.
-Развивать умение образовывать относительные прилагательные и наречия.
-Развивать умение образовывать существительные путем сложения двух основ.
-Развивать умение употреблять в речи приставочные глаголы; упражнять в согласовании порядковых числительных с существительными и прилагательными в роде и числе.
-Воспитывать у детей чувства взаимовыручки, взаимопомощи.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт», его назначение, классификация, разгадывание загадок.
Материал и оборудование:
«Волшебный мешочек» ( с разными видами транспорта), картинки различных видов транспорта, иллюстрации для классификации транспорта «водный, наземный, воздушный, подземный», игрушечный автомобиль, мнемотаблицы, разрезные картинки транспорта, листы с заданиями, презентация на смарт доске.
Ход занятия
Учитель-дефектолог: Доброе утро! Сегодня вас ждет увлекательное занятие. А сейчас вам нужно достать и определить предмет, который лежит в мешочке и назвать его.
Молодцы! Все угадали. Вы уже догадались, что мы сегодня с вами, будем говорить о транспорте, будем играть и выполнять различные задания. Если мы справимся со всем этим, в конце нас будет ждать сюрприз.
Первое задание.
Просмотр презнтации ( наземный транспорт)
С первым заданием мы справились. Молодцы!
Второе задание
Я начну предложение, а вы повторите мои слова и закончите предложение в форме сравнения.
Образование сравнительной степени прилагательных и наречий». Игра «Сравни предметы»
Самолет летит высоко, а ракета выше.
Самолет летит далеко, а ракета дальше.
Самолет летит быстро, а ракета быстрее.
Самолет мощный, а ракета мощнее.
Самолет большой, а ракета больше.
Самолет тяжелый, а ракета тяжелее.
Самолет просторный, а ракета просторнее.
Самолет длинный, а ракета длиннее.
Самолет быстроходный, а ракета быстроходней.
Третье задание
«Словообразование существительных, путем сложения основ». Игра «Образуй сложное слово»
Вот задачки мы решаем,
И словечки получаем,
Части слова мы слагаем,
В играх транспорт повторяем.
(Дети поочередно при помощи карточек-символов образуют слова.)
По луне ходит – луноход.
На пару ходит – пароход.
Везде ходит – вездеход.
По снегу ходит – снегоход.
На пару везет – паровоз.
Бензин возит – бензовоз.
Молоко возит – молоковоз.
Хлеб возит – хлебовоз.
Летает к звездам – звездолет.
Сам летает – самолет.
Сам катится – самокат.
Четвертое задание
«Согласование порядковых числительных с прилагательными и существительными». Игра «Число. Признак. Предмет»
Друзья, нам нужно разгадать загадки на карточках.
1 слово – назвать число; 2 слово – это признак предмета, отвечает на вопрос какой? Какая? 3 слово – назвать вид транспорта.
Пять желтых такси.
Три почтовых вертолета.
Семь грузовых самолетов.
Два больших автобуса.
Девять пассажирских поездов.
Физминутка «САМОЛЕТ» ( Чударики)
Пятое задание
Для того, чтобы людям в городе или селе было удобнее передвигаться, существует специальный транспорт – пассажирский. Сегодня мы с вами прочитаем историю автобуса.
Автобус. До автобусов людей перевозили почтовые кареты, дилижансы, конки, фуникулёры и фиакры. Фургоны с лошадьми появились в 17 столетии и проезжали за день 30 км. Для проезда на большие расстояния были дилижансы. В двухэтажных дилижансах пассажиры, которые сидели в средине, оплачивали вдвое больше, чем те, которые сидели на крышах. До появления автобусов горожан возили омнибусы – двухэтажные экипажи, запряженные лошадьми. В 19 веке на омнибусы начали устанавливать двигатель, сначала паровой, а потом бензиновый. Со временем на смену двухэтажным автобусам пришли одноэтажные, какие мы видим сейчас на наших улицах.
Фуникулёр — рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов в вагонах на небольшое расстояние по крутой трассе.
Дилижа́нс — транспортное средство для междугородной перевозки пассажиров, с багажом, а также вид междугородного общественного транспорта.
Фиакр — наёмный четырёхместный городской экипаж на конной тяге, использовавшийся в странах Западной Европы как такси до изобретения автомобиля.
Рассматривание иллюстраций.
Шестое задание
«Угадай транспорт»
Из анаграмм нужно сложить виды транспорта: асвутоб, мтрайва, троем, бусллейтро, сатик, фуерникул, тиаск
Учитель-дефектолог:
Ну что, наше занятие подошло к концу, я хочу сказать вам, что вы сегодня справились со всеми заданиями, достойно прошли все трудности!
Предлагаю вам сыграть в игру «Горячо-холодно», вам нужно будет найти транспортное средство. Играем?
По ходу игры, дети находят грузовик, в котором лежат угощения, мармеладки.