Цели:
- начать разговор с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора;
- учить анализу системы образов,
- познакомить с документами Международного гуманитарного права об ограничении средств и методов ведения войны;
- воспитывать в детях отношение к человеческой жизни как к главной ценности общества;
- учить анализировать документы, составлять таблицы и диаграммы по их содержанию;
- учить анализу произведений изобразительного искусства, умению находить общее в произведениях литературы, ИЗО, музыки, создавать плакат, выражающий главную мысль урока, используя знания, символы из смежных дисциплин (математики и ОБЖ).
Оборудование:
Видеокамера, мультимедийный проектор, пакеты для сбора информации по социологическому опросу, магнитофон и аудиозапись песни из кинофильма «Белорусский вокзал», раздаточный материал для создания плаката, презентация
Подготовительная работа:
1. Социологический опрос:
интервью с участниками образовательного процесса (запись на видео)
голосование по вопросу «Всегда ли цель оправдывает средства?»
2. Обработка результатов интервью и создание мини-репортажа, создание презентации, слайдов.
3. Сбор фотографий и иллюстраций на антивоенную тематику.
4. Подбор произведений изобразительного искусства и их анализ.
5. Подготовка раздаточного материала для работы в группах (ксерокопии отрывков и цитат из документов, иллюстраций, фотографий, символов математики, ПДД).
6. Предварительный краткий анализ рассказа.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Оргмомент 2. Слово учителя по теме урока. Эпиграф: «Чтобы мир предстал живым и юным, а не страшным мраком в пустоте». Как вы понимаете эти слова? Сегодня у нас необычный, интегрированный урок: вам предстоит проявить свои способности и готовность к деятельности, используя умения и знания по разным учебным дисциплинам, а также умение работать как индивидуально, так и в группе, сообща. Очень часто мы слышим, и сами используем в речи, такие выражения: Лес рубят – щепки летят. Вопрос: Как вы понимаете эти выражения? Группа социологов нашего класса попыталась выяснить мнение окружающих на вопрос «Цель оправдывает средства?» Вот что получилось: Видеоматериал. Как видим, мнения разные, поэтому сегодня на уроке мы продолжим разговор о том - всегда ли верно выражение «цель оправдывает средства»? 3. Объявление темы урока Тема нашего урока: «Какой ценой?». Итак, мы начинаем разговор о фантастическом рассказе Роберта Шекли «Абсолютное оружие», который был вам предложен для чтения. Кратко перескажите сюжет в 2-3-х предложениях. 4. Работа по тексту. Беседа. Блок- Литература Вспомним: - Поступки, действия какого героя оказываются самыми непредсказуемыми? Почему? (примеры из текста) Какой ценой Парк намеревается достичь своей цели? Какое у марсиан было оружие? Ограничены ли были они в методах и средствах ведения войны? - Чем абсолютное оружие отличается от остального? (вопрос в помощь: абсолютное оружие наделено сознанием, способно рассуждать?) Как выдумаете, кто мог победить, используя абсолютное оружие? (подчиняется чему-либо или кому-либо это оружие?) Цель этого оружия – лишь поиск и поглощение протоплазмы, уничтожение всего живого. Таким образом, идея создать абсолютное оружие оценивается автором как утопическая. Кому нужно такое оружие, которое уничтожает самого создателя? - Есть ли в рассказе Шекли предупреждения? Назовите их. Можно ли назвать рассказ Шекли рассказом-предупреждением? В целом рассказ Шекли можно рассмотреть как рассказ-предупреждение человечества о неминуемой гибели всего живого, о неминуемой катастрофе, если люди не задумаются о важности выбора средств на пути достижения цели, об ответственности за возможные последствия сделанного выбора. 5. Выводы по краткому анализу текста, завершение блока Литературы Рассказ Шекли фантастический, это фантазия, воображение, антиутопия, роман-предупреждение. Обратимся к реальным историческим событиям и фактам. Произведение было написано сорок лет назад – в 1968 году. - Как вы думаете, что заставило автора обратиться к этой теме? Каково современное оружие? 6. Блок Истории Учительистории: Человечество на протяжении своей истории изобрело немало видов вооружения, самым опасным является оружие массового поражения. Послушайте рассказ ученика об оружии массового поражения (Презентация и рассказ ученика.) Учитель истории: Мы видим, что история человечества – это история войн. Люди всегда стремились создать все лучшее и лучшее абсолютное оружие. Во все времена война причиняла людям глубокие страдания. За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира. В Наполеоновских войнах (1805 – 1815 г.г.) число убитых составило около миллиона человек. Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий. Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего. 7. Работа с произведениями музыки и изобразительного искусства Учитель истории: Войны приобретают всё более жестокий характер в связи с изобретением нового современного оружия. Но иногда люди сознательно отдают свою жизнь во имя какой-то высокой цели. Об этом же слова песни Б.Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал». (Звучит первый куплет песни и припев, который заканчивается словами: Но только нам нужна одна победа, Так в изобразительном искусстве мы видим много примеров отражения и восприятия событий войны и её последствий. Художники отражают ужасы войны, страдания, людские жертвы, разрушения средствам искусства. Посмотрим некоторые из них. Ученик(читает, и идут слайды):
Давайте, ребята, остановимся именно на этой картине. Как даётся в толковом словаре Ожёгова толкование слова «Апофеоз»? Что нам может рассказать эта картина? Учитель истории: Дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Самые огромные жертвы принесло мировое сообщество на алтарь войн двадцатого века. Учитель истории:Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы для смягчения бедствий, вызванных вооружёнными конфликтами. Так возникло международное гуманитарное право. Сейчас мы познакомимся с частью документа, который называется «Дополнительный протокол 1977 года к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов». (Протокол №1. Извлечение) Учитель истории:Какие ограничения вводит Международное гуманитарное право, чтобы смягчить тяжёлые последствия вооружённых конфликтов? Ваши ответы должны послужить надписью при создании антивоенного плаката. (Примерные тексты заготовляются перед уроком и раздаются каждой группе учащихся для использования в изготовлении плаката).
А сейчас, ребята, у нас практическая часть. Мы попытаемся создать плакат, вы будете работать в группах.Плакат должен выражать основную мысль нашего урока. Дети, вспомните, какую? Итогом вашей работы должен быть плакат, отражающий основную мысль нашего урока. Идёт работа в группах. Учителя подходят к учащимся, помогают и советуют. Молодцы, ребята! У каждой группы получился свой индивидуальный плакат.
Учитель литературы: Как мы ответим на главные вопросы урока? Статистика показывает, что большая часть участников образовательного процесса в нашей школе, задумываются над последствиями своих действий, своего выбора и понимают, что не всегда цель оправдывает средства. - Ваши впечатления от урока | (мнения учеников различны) Ответ:На пути достижения своей заветной, главной цели человек может позволить себе использовать любые средства и методы, не обращать внимания на препятствия, трудности, чем-то пренебречь ради высокой цели, мечты. Три героя отправились на Марс, чтобы найти бесценное «абсолютное» оружие марсиан. Каждый из них имеет цель и готов её добиваться. Ученик:Парка. Он был молчаливым, казался безобидным, обиженным, а потом мы узнаём, что Парк жестокий, эгоистичный, стремится к мировому господству. Ученик:Он намеревается достичь своей цели ценой уничтожения чужой жизни – совершенно хладнокровно убивает своих спутников Эдселя и Факсона Дети рассказывают о разном оружии, делают вывод, что марсиане не были ограничены в методах и средствах ведения войны, что им даже удалось создать абсолютное оружие. Ученик: Абсолютное оружие наделено сознанием, оно говорит, ощущает протяженность во времени, способно рассуждать. Ученик: Никто, т. к. оно никому не подчиняется, и защиты от него нет. Ученик: Предупреждение Факсона, предупреждение – марсианский пейзаж, надпись-предупреждение, чтобы не входили в комнату с абсолютным оружием, цвет шкатулки, где находится абсолютное оружие, черный с красными надписями, предупреждающими об опасности. (ответы различны) Рассказ о химическом, радиоактивном, бактериальном оружие. Каждая группа учащихся получает задание: « Представьте в виде графика или диаграммы эти данные». Дети выполняют задание и демонстрируют друг другу свои работы. Один ученик от каждой группы делает вывод об увеличении человеческих жертв. Ученик: «Апофеоз» -
Ученик:Картина Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны» была написана в 1871 году. Автор попытался выразить своё отношение к увиденному и пережитому в годы двух войн: туркестанской /1867 – 1868г.г./ и русско-турецкой, участником которых он был, а так же выразил взгляд на войну вообще. На переднем плане в центре изображена большая гора человеческих останков – черепов. На заднем плане, вдалеке находится какой-то город, возможно, погибшие - это те, кто защищал его, а может быть, нападавшие захватчики. Для художника, мне кажется, это не главное: ему важно передать – донести до нас, что война приносит разрушения (об этом напоминает пустынная местность, сухие и безжизненные деревья), художник показывает, что война уносит жизни тысячи людей, что каждого из них нет возможности похоронить по-человечески. Эта картина вызывает у меня чувство страха, сожаления, сострадания. Несмотря на солнечный свет, светлый фон, использованный в изображении неба, не покидает ощущение безысходности, непоправимости случившегося. Это подчёркивают и чёрные силуэты воронов, которые, кажется, кружат в поисках новых жертв. Когда я смотрю на эту репродукцию, возникает чувство жалости к погибшим, сострадание к родственникам убитых. Основная авторская идея выражена аллегорически – протест против войны, предупреждение о том, что апофеозом войны (т.е. прославлением, возвеличением её) может стать лишь своеобразный памятник – гора черепов – массовая гибель людей. Ученики комментируют слайды:Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто около 1,5 млрд. чел., в военных действиях участвовали свыше 65 млн. чел. Погибло в боях около 10 млн. чел., было ранено свыше 21 млн. чел. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов. За 6 лет второй мировой погибло свыше 62 млн. чел. В неё было вовлечено 72 государства, примерно 80 % населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 110 млн. чел. Война нанесла колоссальный материальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизней свыше 26 млн. чел. Всем выдаётся текст документа, ученики читают по очереди. :Часть III. Методы и средства ведения войны. Статья 35. Основные нормы. В случае любого вооружённого конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьёзный ущерб природной среде. Примерные ответы учащихся: - «Право сторон выбирать методы и средства войны не является неограниченным» Всегда ли цель оправдывает средства? Дети показывают свой плакат учащимся других групп и гостям. Ученик: Важно задуматься над возможными последствиями выбора, некоторые средства могут быть неприемлемыми. Ученик: Особенно важно помнить, что в случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы и средства ведения войны не являются неограниченными. Дети высказывают свое мнение |
Главное правило подготовки и проведения урока – каждый ученик уникален и неповторим. Деятельность учителя и учащихся строилась на отношениях партнёрства, уважения, доверия.
Урок начат с мотивации обучения. Задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке, включить в деятельность - была реализована с помощью использования, развития и обогащения уже имеющегося субъективного опыта учащихся по материалам темы.
Трансформация целей в процессе обучения – целеполагание – исключительно сложный момент. Поэтому цели урока, сформированные учителем, начинаются словами “начать”, “познакомить”, “учить”.
Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. На уроке этому способствовали такие формы организации учебной деятельности, как индивидуальная, парная, монологический и диалогический методы обучения. Развитие коммуникативной функции поведения учащихся осуществлялось через средства обучения, избранные для данного урока: художественное слово, карточки дидактического и познавательного характера.
Работа на уроке была разделе на 3 части:
1 часть – литература: анализ художественного произведения, беседа, работа с афоризмами;
2 часть – история: анализ международных документов о правах человека, сообщение учащихся.
3 часть – обобщающая (история + литература): индивидуальная работа учащихся.
рок сопровождался презентацией и видеофильмами, подготовленными преподавателями и учениками совместно. Урок прошёл успешно, настрой был на оптимальную деятельность, все остались довольны работой. Из итога урока следует, что все поставленные цели достигнуты. Качество умений и навыков учащихся оценено на достойном уровне. Данный урок подтвердил сообразность проведения уроков интегрированного типа в школах.