Модульный урок на тему: «И.Бунин. рассказ «Лапти». 7 класс.
Цель урока: познакомить с рассказом И. А. Бунина «Лапти»
Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
Модульный урок на тему: «И.Бунин. Рассказ «Лапти». 7 класс.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного содержания |
УЭ -О 5 мин. | У нас модульный урок, и работать мы будем на листах, а результаты работы заносить в лист самооценки, чтобы в конце урока у каждого был результат своей деятельности. Запишите ФИО в оценочный лист. Познакомимся с критериями, будем использовать их в своей работе. Посмотрите. Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Ла́пти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей.Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом») и недолговечности. С таким же названием есть рассказ Бунина «Лапти». В учебнике этого рассказа нет, а задание по рассказу есть. 1. На основании этого задания сформулируйтетему урока. Как вы думаете, какая тема нашего урока.Запишите на своих листах. 2. Сформулируйтецели урока. – Какие цели можем поставить? Цель урока: -прочитать текст рассказа; -развивать умение анализировать произведение; -учиться понимать авторский замысел; -уметь находить художественные средства; -учиться анализировать образ героев; Чтение целей. Опрос. Давайте работать. УЭ -1. Прочитайте. Цель. | Запишите фамилию, имя в оценочный лист. Подготовка класса к работе. Формулируй тему. Определи цели урока. |
УЭ -1
| 1.Словарная работа. Цель: учиться определять значение устаревших слов. Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи. Зипун – в старое время крестьянская одежда – кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота. Обыденкой – одним днем. Отвал – возвышение за кроватью. Розвальни – низкие широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками. Критерии – полнота и грамотность ответа: 5 баллов – без ошибок; 4 балла – 1 ошибка; 3 балла – 2 -3 ошибки; 2 балла – 4 и более ошибок. Переходим к УЭ – 2. Прочитайте, как он называется. Цель. | Работа в паре. Коллективная проверка. Каждый правильный ответ - 1 балл. Оценку поставь в оценочный лист. |
УЭ -2 8 мин. | 2. Работа с текстом. Цель: учиться анализировать текст. Ответить на вопросы. - Как вы думаете, почему рассказ называется «Лапти»? - Потому что лапти сыграли огромную роль в этом рассказе, ведь именно из-за них отправился Нефед в Новоселки. Какие значения имеет в тексте слово «лапти»? Ведь не только в значении обуви употребляется это слово в тексте?лапти – это мечта для ребенка, надежда на спасение сына для матери, символ жизни для новосельских мужиков, связь между ребенком и Нефедом. 2. - Где мог видеть лапти сын барина? Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики. 4. В какое время года происходит действие рассказа? Какая стоит погода и сколько дней? зимой. "Пятый день несло непроглядной вьюгой...". 5. Что случилось с мальчиком? Почему мать мальчика не могла ничего сделать? Отец в отъезде, а на улице вьюга. Критерии: 5 баллов – без ошибок; 4 балла – 1 ошибка; 3 балла – 2 -3 ошибки; 2 балла – 4 и более ошибок. Следующий УЭ -3. Прочитайте. Цель. | Работа в паре. Самопроверка: Пользуясь «Ключом», оценку поставь в оценочный лист. Каждый правильный ответ - 1 балл. |
УЭ -3 10 мин. | 3. Образ Нефёда. Цель: дать характеристику главному герою. Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?Федор.Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог. 1. Кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.) 2.Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.) 3. Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? Но почему это его не остановило? Как это его характеризует? Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор. 4.Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»? Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь. 5.Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.) Критерии: 5 баллов – без ошибок; 4 балла – 1 ошибка; 3 балла – 2 -3 ошибки; 2 балла – 4 и более ошибок. Переходим к УЭ – 4. Прочитайте. Цель. | Взаимопроверка: Пользуясь «Ключом», оцени свою работу. Каждый правильный ответ – 1 балл. Оценку поставь в оценочный лист. |
УЭ -4 7 мин. | 4.Составление синквейна. Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение: ∙ правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; ∙ вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; ∙ третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; ∙ четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; ∙ пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Критерии: 5 баллов – без ошибок; 4 балла – 1 ошибка; 3 балла – 2 -3 ошибки; 2 балла – 4 и более ошибок. Критерии: 11 и меньше б – «2» 12-14 б –«3» 15-17 б – «4» 18-20 б – «5» Последний УЭ -5. Прочитайте название. Цель. | Самостоятельная групповая Оцени работу. Каждый правильный ответ – 1 балл. Оценку поставь в оценочный лист. |
УЭ – 5 2 мин | 6.Рефлексия. Цель: подведение итогов урока, осмысление полученных результатов. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Поставьте галочку. 1.Я все понял, могу этот материал объяснить другому. Домашнее задание. |
Модульный урок на тему: «И.Бунин. Рассказ «Лапти». 7 класс.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного содержания |
УЭ -О 5 мин. | Ла́пти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом») и недолговечности. 1.Сформулируйте тему урока. 2. Сформулируйтецели урока. - - - - - - | Запишите фамилию, имя в оценочный лист. Подготовка класса к работе. Формулируй тему. Определи цели урока. |
УЭ -1
| 1.Словарная работа. Цель: учиться определять значение устаревших слов. Фуксин- Зипун – Обыденкой – Отвал – Розвальни – Критерии – полнота и грамотность ответа: 5 баллов – без ошибок; 4 балла – 1 ошибка; 3 балла – 2 -3 ошибки; 2 балла – 4 и более ошибок. | Работа в паре. Коллективная проверка. Каждый правильный ответ - 1 балл. Оценку поставь в оценочный лист. |
УЭ -2 8 мин. | 2. Работа с текстом. Цель: учиться анализировать текст. Ответить на вопросы. - Как вы думаете, почему рассказ называется «Лапти»? 2. -Где мог видеть лапти сын барина? 4. В какое время года происходит действие рассказа? Какая стоит погода и сколько дней?
5. Что случилось с мальчиком? Почему мать мальчика не могла ничего сделать?
Критерии: 5 баллов – без ошибок; 4 балла – 1 ошибка; 3 балла – 2 -3 ошибки; 2 балла – 4 и более ошибок. | Работа в паре. Самопроверка: Пользуясь «Ключом», оценку поставь в оценочный лист. Каждый правильный ответ - 1 балл. |
УЭ -3 10 мин. | 3. Образ Нефёда. Цель: дать характеристику главному герою. 1. Кем в доме барыни был Нефёд? 2.Каким вы его себе представляете? ( словесное рисование) 3. Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? Но почему это его не остановило? Как это его характеризует? 4.Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»? 5.Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? Критерии: 5 баллов – без ошибок; 4 балла – 1 ошибка; 3 балла – 2 -3 ошибки; 2 балла – 4 и более ошибок. | Взаимопроверка: Пользуясь «Ключом», оцени свою работу. Каждый правильный ответ – 1 балл. Оценку поставь в оценочный лист. |
УЭ -4 7 мин. | 4.Составление синквейна. Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение: ∙ первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; ∙ вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; ∙ третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; ∙ четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; ∙ пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Критерии: 5 баллов – без ошибок; 4 балла – 1 ошибка; 3 балла – 2 -3 ошибки; 2 балла – 4 и более ошибок. Критерии: 11 и меньше б – «2» 12-14 б –«3» 15-17 б – «4» 18-20 б – «5» | Самостоятельная групповая Оцени работу. Каждый правильный ответ – 1 балл. Оценку поставь в оценочный лист. |
УЭ – 5 2 мин | 6.Рефлексия. Цель: подведение итогов урока, осмысление полученных результатов. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Поставьте галочку. 1.Я все понял, могу этот материал объяснить другому. Домашнее задание. |
Оценочный лист
Ф.И. ученика | УЭ - 1 | УЭ - 2 | УЭ - 3 | УЭ - 4 | УЭ - 5 | Итог |
Оценочный лист
Ф.И. ученика | УЭ - 1 | УЭ - 2 | УЭ - 3 | УЭ - 4 | УЭ - 5 | Итог |
Оценочный лист
Ф.И. ученика | УЭ - 1 | УЭ - 2 | УЭ - 3 | УЭ - 4 | УЭ - 5 | Итог |
Оценочный лист
Ф.И. ученика | УЭ - 1 | УЭ - 2 | УЭ - 3 | УЭ - 4 | УЭ - 5 | Итог |
Оценочный лист
Ф.И. ученика | УЭ - 1 | УЭ - 2 | УЭ - 3 | УЭ - 4 | УЭ - 5 | Итог |
Иван Бунин Лапти
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
— Лапти? Что за лапти такие?
— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло...
И вдруг твердо:
— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек... Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье... За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
22 июня 1924