МОУ «Сланцевская СОШ № 6»
Дошкольное отделение
Конспект НОД по развитию речи
в подготовительной группе
Пересказ итальянской сказки
«Как осел петь перестал»
Подготовила:
Воспитатель
Конева И.А.
2024
Цель:
Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари).
Задачи:
Образовательные:
Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.
Развивать умение образовывать сложные имена прилагательные (длинноногий, согласовывать слова в предложениях, употреблять в речи простые предлоги.
Развивающие:
развивать фонематический слух;
активизировать словарный запас, развивать связную речь;
развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Воспитательные:
поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;
воспитывать усидчивость, сдержанность.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, «социально-коммуникативное развитие».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Предметно-развивающая среда: книга; театральные маски осел, лев, изображение Дж. Родари, картинки осла, льва, зеркала по количеству детей для артикуляционной гимнастики, дорожки для чтения слогов.
Предварительная работа.
Попросить музыкального руководителя рассказать детям о том, что у мужчин-певцов разные голоса – бас, баритон, тенор, и подтвердить рассказ музыкальными фрагментами.
Ход занятия.
Организационный момент.
(Воспитатель и дети становятся в круг, взявшись за руки)
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Какой месяц? Какой сегодня день недели? (ответы детей)
Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сегодня на столе я нашла незнакомую книгу, а в ней очень интересную сказку (воспитатель показывает детям книгу). Вы хотите послушать эту сказку? Я обязательно прочитаю её вам, при условии, если вы отгадаете мою загадку и догадаетесь, о ком эта сказка.
Загадка: «Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. Кто это?»
(Осел)
В.: Ребята, послушайте стихотворение, которое написала Ирина Пивоварова «Вежливый ослик»
Был Ослик очень вежливым,
Воспитанным он был.
Всем улыбался, кланялся
И «здравствуй» говорил.
Затем он отходил на шаг
И говорил: «Тюлень — тюфяк.
А заяц — трус. А лев — дурак.
А слон — обжора и толстяк».
Ни разу доброго словца
Он не сказал ни про кого,
И я прошу тебя, дружок,
Не будь похожим на него.
В,: Хорошо, ли поступал ослик? Почему? (ответы детей)
Каким изображён ослик: добрым, злым, обманщиком, шутником, недоброжелательным? (ответы детей)
Молодцы, правильно. Мыс вами не хотим быть похожими на этого ослика. Будем всегда с вами оставаться доброжелательными.
В.:-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по деревне.
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
По деревне мы шагаем, (пальцы «шагают»)
Видим будки и сараи. (руки – крест – накрест: одна ладонь
закрывает глаз, вторая – ухо, меняем)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударять по коленям
ребром ладоней, два раза – кулаками)
Животных мы хотим найти.(одна рука – ребро,
другая - кулак и наоборот)
II Основная часть.
Дети по очереди называют домашних животных.
Игра «Назови семью» (домашние животные: папа, мама, детеныш, детеныши).
Картинка «скотный двор» (или «деревня»).
Игра «Кто где живет».
-Корова живет (в коровнике, телята-, свинья-, собака-овца- и т. д.
Игра «Подбери признак».
-У жеребенка длинные ноги, значит он (длинноногий). У кролика короткий хвост, значит он…(короткохвостый). У собаки длинная шерсть, значит она. (длинношерстная). У осла длинные уши, значит он… (длинноухий).
Упражнение на развитие речевого дыхания «Нюхаем воздух».
-Сегодня я познакомлю вас с очень умной итальянской сказкой «Как осел петь перестал» в обработке Джанни Родари.
Педагог читает новую сказку.
В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора.
Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:
-Кто из вас самый красивый?
-Я, йя! – сразу же закричал осел.
-Хорошо, ты самый красивый.
-А кто же самый сильный?
-Я, йя! – закричал осел раньше, чем остальные звери успели открыть рты.
-Ладно, - сказал лев. – А кто здесь самый глупый?
-Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.
Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос. И с тех пор он только и умеет реветь:
-Я, йя, йя!
Обсуждение сюжета:
В.: Вам понравилась сказка? Это действительно сказка, а может рассказ? Нет, это сказка, в ней много чудес.
В.: Кто автор? Как называется сказка? (Ответы детей)
В.: Кто из вас, как и я, считает, что это очень умная и поучительная сказка?
- Доказать можете? (ответы детей)
-А как вы понимаете слово поучительная (история?)
В.: Кто главный герой сказки?
В.: Давайте вспомним, что хотел выяснить у зверей лев?
В.: Что спросил лев у зверей в первый раз? Второй? Третий?
Ответы детей: Кто самый красивый, самый сильный и самый глупый.
В.: Как ведет себя осел в сказке? (ответы детей)
В.: Что случилось с ослом, после того как он поторопился в 3-й раз? (Ответы детей). Жаль, конечно, что осел потерял свой красивый голос и с тех пор все ослы во всех странах мира ревут: „Иа! Иа! Иа!“
В.: А как люди зовут тех, кто ведет себя подобно ослу из сказки?»
Педагог следит за правильностью речи детей.
-Послушайте сказку еще раз и постарайтесь ее запомнить. Потом мы будем ее пересказывать.
Читает второй раз.
-Давайте представим эту историю так, как будто мы в театре.
Но вначале выполним Упражнение «УПРЯМЫЙ ОСЛИК»
Губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ие». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
Ослик встретился в пути,
Предложил нас подвезти.
Язычок наш согласился,
Широко всем улыбался,
Песню он в пути запел:
«Ие! Ие! Ие!»
Педагог выбирает ребенка на роль осла, и ребенок назначает льва. Воспитатель рассказывает сказку за автора.
Физминутка:
(Ослик делает зарядку)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Мы присядем 10 раз,
Мышцы не болят у нас.
10 раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем-
Шаги на месте выполняем.
-Молодцы! А теперь расскажем эту историю так: один начинает, второй и третий продолжает, а четвертый заканчивает. Тот, кто начинает пересказ, объявляет название сказки и ее автора.
Педагог обращает внимание на то, что первый ребенок, начавший пересказ, обязательно должен сказать название рассказа и его автора.
-Кто хочет рассказать весь рассказ один? Не забывайте объявлять название рассказа и его автора.
Всем рассказам воспитатель дает оценку.
Чтение: Ослик не умеет читать. Научим его читать?
Чтение: аы, оы, иы, эы, уы, осы, ие, еи, ое, эе, уе.
Итог.Рефлексия
Воспитатель: что мы пересказывали? (Сказку.) Как называется сказка? Кто автор? Что вам сегодня особенно запомнилось? Что не понравилось?
- Какое задание было самым интересным? Какое задание было для вас трудным?
- Я хочу вас поблагодарить за ваше старание, вы все молодцы, мы смогли вместе справиться со всеми заданиями.