РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 197 «РАДУГА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Конспект непрерывной образовательной деятельности с обучающимися старшего дошкольного возраста
Тема: «Проказы старухи Зимы»
Составила:
Бутырина Н.Ф.
воспитатель высшей
квалификационной категории
Тольятти, 2022
Содержание
1) Методическая разработка «Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения)».
2) Методическое сопровождение проведения непрерывной образовательной деятельности
Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста
Тема:«Проказы старухи Зимы»
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательно-исследовательская деятельность»,
ОО «Коммуникативная деятельность»,
ОО «Художественно-эстетическая деятельность»,
ОО «Двигательная деятельность»,
ОО «Музыкальная деятельность»
Образовательные задачи
ЗНАНИЯ
1) Продолжать формировать представления детей о перелётных птицах, об их характерных признаках внешнего вида, их голосах.
2) Закреплять представления детей об отличительных особенностях внешнего вида птиц.
ОТНОШЕНИЕ
1) Замотивировать к дальнейшей деятельности
2) Воспитывать потребность заботиться о перелётных птицах
ДЕЙСТВИЯ
1) Развивать у детей умение узнавать птиц по характерным признакам.
2) Формировать у детей умение составлять целое из частей.
3) Закреплять у детей умение различать птиц по голосам.
4) Формировать у детей умение образовывать существительное с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5) Совершенствовать умение детей раскрашивать, не выходя за контур.
Методы и приемы
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– Видеописьмо от Весны,
Текст видеописьма
Дорогие ребята!
В весеннем лесу случилась беда. Старуха Зима поссорилась с Весной и решила навредить ей. Зима заколдовала перелётных птиц – сделала невидимыми. Срочно требуется Ваша помощь. Выполните задания расколдуйте птиц, потому что без них не наступит Весна.
– создание проблемной ситуации: «Ребята, нужно помочь Весне, расколдовать перелётных птиц. Выполнив задания, к нам вернутся перелётные птицы, и наступит Весна».
Предъявление требований к выполнению задания (в вербальной или символической форме)
-Ребята, вот и первое задание. Нам нужно отгадайте загадки о перелетных птицах.
- Ребята, во втором задании нужно сложить целую картинку с изображением перелетных птиц из частей.
- А теперь прослушайте аудиозапись с голосами птиц и определите, каких птиц вы услышали
- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Чей птенец». Я бросаю вам мяч и называю птицу, тот, кто ловит мяч, называет птенца этой птицы.
- Дети, вот эти заколдованные птицы. Обведите силуэтное изображение птиц и раскрасьте.
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные
Прослушивание видеописьма от Весны
Чтение загадок:
Текст загадок
Раньше всех он птиц встаёт
Солнцу песенку поёт
Всё живое поднимает
Как ту птичку называют? (жаворонок)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу – белое полотенце. (ласточка)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец. (скворец)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт «ку-ку,ку-ку» (кукушка)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей (грач)
Пёстрая крякуша,
Ловит лягушек.
Ходит в развалочку
Спотыкалочку. (утка)
Аудио-визуальные методы
Дидактическая игра (разрезные картинки). «Собери птицу из частей»
Цель: формировать у детей умение составлять целое из частей.
Материал: наборы картинок разрезанных на несколько частей.
Содержание: дети объединяются в пары, им раздаются конверты с набором картинок разрезанных на несколько частей. Предлагается собрать целое из частей (получатся перелетные птицы).
Музыкально-дидактическая игра «Узнай, кто поёт?»
Цель: закреплять у детей умение различать птиц по голосам.
Материал: магнитофон, аудиозаписи (голоса птиц).
Содержание: воспитатель включает, аудиозаписи голоса птиц, а дети узнают и называют услышанных перелетных птиц.
Дидактическая игра с мячом «Чей птенец?»
Цель: формировать у детей умение образовывать существительное с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Материал: мяч.
Содержание: Воспитатель бросает мяч детям, называет перелётную птицу, а дети ловят мяч и называют птенца.
Практическое упражнение
Игровое упражнение «Расколдуй птицу».
Цель: закреплять у детей представления об отличительных особенностях внешнего вида птиц, совершенствовать умение детей раскрашивать, не выходя за контур.
Материал: набор силуэтных картинок с изображением перелётных птиц.
Содержание: воспитатель раздает силуэтное изображение перелётных птиц и предлагает раскрасить их
Выполнение заданий физминутки
Текст физминутки | Действия детей |
«Ласточка» | |
Ласточки летели, | Бегут по кругу, машут руками |
Все люди глядели. | |
Ласточки садились, | Приседают |
Все люди дивились. | |
Сели, посидели, | Руки опускают за спиной |
Взвились, полетели, | Бегут по кругу |
Песенки запели. |
Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий: «Ребята, вы все молодцы. Какие красивые перелётные птицы у вас получились. Весна вам благодарна за помощь и каждому из вас дарит медаль «Друзья птиц»
– коллективный смотр: размещение перелётных птиц на стенде «Дерево»
– рефлексия деятельности: «Расскажите, что Вам запомнилось в нашем путешествии? Что понравилось больше всего?».
Материалы и оборудование:
1. Стимульный материал:
– Видеописьмо от Весны
2. Материалы для деятельности детей:
*материалы для преобразования и трансформации
– игры (разрезные картинки)
-силуэтное изображение перелётных птиц
*материалы для представления заданий и результатов деятельности:
_ карточки с загадками,
– стенд в виде дерева
*Материальные средства для деятельности детей:
– материалы для рисования (бумага, карандаши по кол-ву детей)
– спортивное оборудование / спортивный инвентарь (1 мяч)
3. Дидактический материал:
– наглядные алгоритмы деятельности (по выполнению заданий),
– тексты (задания),
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– магнитофон,
– аудиозаписи (голоса птиц),
– искусственные ёлки 5 шт.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно-исследовательская | Путешествие (практический), решение проблемной ситуации(словесный), дидактические игры (практический, словесный) |
Игровая | Игры с правилами (дидактические, с предметом) (практический, словесный) |
Коммуникативная | Беседа, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры |
Двигательная | Физкультурная минутка |
Музыкальная | Музыкально-дидактическая игра (словесный) |
Изобразительная | Игровое упражнение (практический) |
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-ориентировочный | Предлагает детям прослушать видеописьмо | Прослушивают видеозапись |
Обсуждает с детьми видеообращение, помогает сформулировать проблему | Обсуждают, участвуют в формулировке проблемы | |
Определяет целевую установку | Осознают цель поиска | |
Организует путешествие в лес | Отправляются в лес | |
Поисковый | Предлагает детям назвать птиц, на какие группы они делятся, выяснить их пользу для природы | Обобщают, анализируют свои знания |
Подводит детей к выводу о недостающих имеющихся знаний | Осознают потребность в новых знаниях | |
Практический | Предлагает детям отгадать загадки о перелетных птицах | Отгадывают загадки |
Предлагает детям составить целую картинку с изображением перелетных птиц из частей. | Составляют целую картинку из частей | |
Предлагает детям поиграть в игру «Ласточки», показывает движения в соответствии со словами текста | Выполняют движения по тексту | |
Включает аудиозапись и предлагает детям послушать и назвать голоса перелётных птиц | Прослушивают запись и называют перелетных птиц | |
Бросает мяч детям, называет перелётную птицу, а дети ловят мяч и называют птенца | Ловят мяч, называют птенца | |
Раздает силуэтное изображение перелётных птиц и предлагает раскрасить их | Обводят силуэты перелётных птиц и раскрашивают | |
Предлагает детям разместить перелётных птиц на стенде в виде дерева | Размещают перелётных птиц на стенде | |
Рефлексивно-оценочный | Предлагает детям назвать, чем им запомнилось путешествие. | Дети выражают своё отношение к проделанной работе |
Поощряет детей, вручает медали | Принимают похвалу |
Методическое сопровождение проведения непрерывной образовательной деятельности
Рис. 1 Карта – Алгоритм действия проблемной ситуации.
Старт. Видеописьмо
Путешествие в лес
Загадки о перелётных птицах
Д/и «Собери птицу из частей
Физминутка «Ласточка»
Музыкально-дидактическая игра «Узнай, кто поёт»
Д/и с мячом «Чей птенец»
Игровое упражнение «Расколдуй птицу»
Финиш. Размещение птиц на «Дереве»