Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по теме «Образ главного героя в героической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Две стороны одной медали»

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по теме «Образ главного героя в героической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Две стороны одной медали»

Цель: Дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя, выявляя основную идею повести и ее героический пафос. Задачи: • Сформировать представление о характерных особенностях главного героя через словесный и психологический портрет. • Совершенствовать навыки анализа текста и навыки монологической речи, показывая своеобразие конфликта литературного героя. • Воспитывать интерес к классической литературе и к Истории России, определяя свое отношение к изображаемым событиям.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по теме

«Образ главного героя в героической повести  Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Две стороны одной медали»

Цель: Дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя, выявляя основную идею повести и ее героический пафос.

Задачи:

  • Сформировать представление о характерных особенностях главного героя через словесный и психологический портрет.

  • Совершенствовать навыки анализа текста и навыки монологической речи, показывая своеобразие конфликта литературного героя.

  • Воспитывать интерес к классической литературе и к Истории России, определяя свое отношение к изображаемым событиям.

Проблема:

Тарас Бульба - герой или преступник?

Методы:

  • Аналитический

  • Дедуктивный( от частного к общему)

  • Сравнение

Оборудование:

1. Карточки-клише

2. Технические средства( проектор)

Ход урока:

Объяснение нового материала (работа с проектором)

- Мотивация - 1 слайд

    Любая эпоха, в которой появляются герои своего времени, богата разнообразием характеров. Чаще всего характеры соответствуют духу времени. Так, Гоголь, изображая военные события, выдвигает соответствующих личностей- сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, привыкших к сражениям, битвам и готовых защитить свое Отечество от врага. Главной ценностью в человеческих отношениях было чувство веры и патриотизма. Чаще всего это чувство обострялось после жестоких схваток с врагом. Человек, закаляя свой характер, становится  решительным. Для него на войне были только два цвета, которые он различал: черный и белый, свои и враги. Воину, солдату не суждено рассмотреть оттенков. Это, как две стороны одной медали. Так порою и доставалось победа. Но, говоря словами Фирдоуси «…Победу празднуем, победы миг прекрасен, победа хороша, но лик ее ужасен..»

-Актуализация -2слайд

Как это относится к Тарасу?

Можно ли считать его сыном своей эпохи?

Какие поступки восхищают, а какие шокируют, приводят нас в тупик, непонимание?

Кто же такой Тарас? Герой? Преступник?

Наша задача на уроке- рассмотреть это и ответить на этот вопрос.

3 слайд - Две стороны одной медали

Знакомясь с главным героем, мы сразу же представляем его в нашем воображении. Очень важно четко приметить даже самые мелкие детали, т.к.это зачастую отражает и отношение автора к нему. Поэтому мы начнем с характера.

Работа с эпизодами

1.Как закалялся русский характер….

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый xv век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек. Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед.

4 слайд

- Выделите ключевые слова , характеризующие образ главного героя.

Работа с карточками-клише (на экране)

Его характер закалялся в духе ………………………….времени, когда смерть смотрела ему в очи, но благодаря таким………….характерам, объединенным ………..идеей, спасена была…………….Европа от разграбления.

2.Как закалялся характер Тараса…

,,,Тарас был из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно ходил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам со своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал, во всяком случае позволительным, поднять оружие во славу христианства….

Выделите ключевые слова, подтверждающие особенности его образа жизни.

Работа с карточкой-клише.

5 слайд

-Благодаря прямоте …………нрава, он не только не поддался влиянию……….нововведений, но и сохранил в себе ……….душу, по……………решая любое дело.

Как проявляются черты характера главного героя в следующих эпизодах? Вспомните эпизод «Отъезд в Запорожскую Сечь»

Вывод (записать в тетрадь)

     Здесь показан человек, привыкший сам принимать решение, не считаясь с чувствами других людей, как деспот и человек без сердца, но это рыцарь, воин, которого призывает воинский долг.

     Как ведет себя Тарас перед смертью своего младшего сына, Андрия? Как изменяется герой?

3. Казнь Андрия

   …Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий… Остановился старый Тарас и глядел на то, как он ( Андрий) чистил перед собой дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево. Не вытерпел Тарас и закричал: «Как?.. своих?... Своих, чертов сын, своих бьешь?». Но Андрий не различал, кто пред ним был, свои или другие какие; ничего не видел он. «Эй! Хлопьята! Заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!»-кричал Тарас. Козаки летели уже во всю прыть, прямо поворотив к лесу.  Разогнался на коне Андрий , как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собой только страшного отца…..

-Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня!

 Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!- сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье……..

Тарас выстрелил…..  Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп.

Какие новые черты проявляются в герое?

Обсуждение

    Андрий – предатель, которому нет прощения. Но, говоря о человечности, об отношении к собственному сыну, что можно сказать о жестокости Тараса?

    Был ли у него другой путь?

(он был одержим ненавистью к врагам- значит, это солдат, который видит только черную сторону медали, значит, вот этот ужасный лик. Тарас преступает законы человеческие! А значит, он преступник.

Вспомните эпизод казни Тараса. На какие муки подвергает его автор? (Казнь не костре как великого грешника).

4.Месть

.А что же Тарас? А Тарас гулял по всей Польше со своим полком, выжег  восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки; распечатали и поразваливали по земле козаки вековые меда и вина, изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды, утвари, находимые в кладовых. «Ничего не жалейте!»- повторял только Тарас. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степная трава поникла бы от жалости

Вывод по теме урока (записать)

   Совершая подвиги, действуя во имя Великой  идеи, сам исчерпывает свои силы, истощается и остается навсегда полковником. Он не способен расти и быть генералом, а поэтому автору угодно было «увести» его из жизни, дабы не размножать грехи человеческие.

Домашнее задание:

    Найти и подготовить выразительное чтение эпизодов повести: описание степи, пляска запорожцев, пир запорожцев, гибель козаков в бою, финал повести.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Урок рассчитан, чтобы познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
0 ₽
Цель: Дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя, выявляя основную идею повести и ее героический пафос. Задачи: • Сформировать представление о характерных особенностях главного героя через словесный и психологический портрет. • Совершенствовать навыки анализа текста и навыки монологической речи, показывая своеобразие конфликта литературного героя. • Воспитывать интерес к классической литературе и к Истории России, определяя свое отношение к изображаемым событиям.
0 ₽