Предмет: русский язык
Тема: Слова похожие, но разные (омонимы)
Цели и задачи
Углубить знания учащихся о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению, ввести термин «омонимы»; показать роль омонимов в речи; развивать речь детей при объяснении значений слов-омонимов, при составлении предложений с ними
Обоснование выбора темы.
Данный урок состоялся в рамках недели начальной школы, которая проводилась в нашей школе. В соответствии с рабочей программой по предмету Русский язык календарно-тематическое планирование предполагало работу над разделом «Слово и его значение». Выбор темы Слова похожие, но разные (омонимы) определен возможностью предложить детям опыт эвристичной работы и решения учебной проблемы в условиях ограниченного временного ресурса - в рамках одного урока. На изучение темы ОМОНИМЫ в КТП отведен 1 час.
Актуальность методов и приемов, использованных на уроке.
Выбор методов определен целями и задачами данного урока, требованиями системно-деятельностного подхода и гуманно-личностной педагогики.
Планируемые достижения
предметные:Уметь различать слова похожие по написанию, но разные по значению, и многозначные слова.
метапредметные
познавательные: анализировать, сравнивать, сопоставлять выразительные средства речи.
коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого, договариваться друг с другом. Стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога
регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя алгоритм, адекватно оценивать результат выполнения учебного задания
Учебные материалы:1. учебник Русский язык 2 класс (автор Л. Ф. Климанова (УМК «Перспектива»)), 2. карточки с изображением облаков двусторонние: 1 сторона – нарисованы схематично лица тремя разными эмоциональными состояниями (радостные, грустные, нейтральные); 2 сторона – слова с пропущенными орфограммами по пройденным темам, 3. карточки с крупно напечатанными словами-омонимами (МЕШАТЬ, КЛЮЧ, КОСА, ЛУК); 4. электронное приложение к учебнику с интерактивными упражнениями по теме ОМОНИМЫ; 5. карточки для парной работы с заданием; 5. толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Создание позитивного эмоционального настроя на работу.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво, (повернулись к нашим гостям, поприветствуйте их)
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок скорей начнем.
А прежде, чем начать урок, я хочу узнать, какое у вас сейчас настроение?
Покажите с помощью мимики.
Постарайтесь сохранить ваше настроение до конца урока.
II. СЛОВАРНАЯ И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
Пора открыть наши тетради, записать дату, слова КЛАССНАЯ РАБОТА. Напомните, пожалуйста, какую орфограмму нужно соблюдать при написании слова КЛАССНАЯ.
Минута чистописания.
У. Запишем словарное слово.
Словарь: овёс. Ударение, подчеркнуть букву.
У.- посмотрите на облачка на доске. Какие эмоции они выражают? Я надеюсь на протяжении всего урока у вас будет хорошее настроение.
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
У. Сегодня мы продолжим работу по изучению родного языка.
Познакомиться с новым языковым понятием поможет нам рассказ Н.Сладкова «Овсянка».
- А у меня дома овсянка.
- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.
- Люблю я овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная! Особенно с молоком!
- Как это вкусная? Как с молоком?
- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?!
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!
Вопрос классу: Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?
- Ребята, а можно ли сказать, что слово овсянка многозначное? Есть ли сходство между этими словами? (нет).
- Значит это не многозначные слова. Это совсем другая группа слов.
- перед нами возникла трудность. Мы не знаем как называется эта группа слов.
- что мы сегодня будем с вами изучать? ( на доску вывесить табличку «Познакомиться» с новой группой слов
- табличка «узнать» как эта группа слов называется.
- табличка «учиться» различать эту группу слов от многозначных.
- Вы услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), но имеющие разные значения. Сегодня речь пойдет как раз о таких словах, одинаковых по звучанию и написанию, но разных по своему лексическому значению.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
У. Сформулируйте цель нашего урока. (узнать о словах, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение.)
Вывесить картинки и слово овсянка на доску.
У.Наша задача – выяснить, есть ли еще в русском языке подобные слова.
У: Ребята, отгадайте о чем идет речь.
Кто с него снимает кожу
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
Я прическа просто чудо!
Заплести меня не трудно.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
Из меня берут порою
речки свой исток,
А в руках твоих открою
Я любой замок.
У. Догадались? вывесить карточки со словами КЛЮЧ к словам ОВСЯНКА, ЛУК, КОСА.
Итак, мы получили уже 4 таких слова в родном языке, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. И, что важно, у предметов, которые обозначаются этими словами, нет никакого внешнего сходства и нет сходства в том, как эти предметы употребляются.
У. - Ребята, а где мы можем узнать про эту группу слов? Как она называется?
- Что же это за группа слов? Обратимся к профессору Самоварову: откроем учебники на стр. 25 и прочитаем высказывание профессора.Ученик читает. После задать уточняющие вопросы.
На доску вывесить слово Омонимы.
Учитель вывешивает таблички на доску «одинаково пишутся» «одинаково произносятся».
- А есть сходство между этими омонимами? Нет.
- «омонимы разные по значению» вывесить табличку на доску.
У. мы выяснили, что слова овсянка, ЛУК, ключ, КОСА (Омонимы)
Работа по учебнику стр. упр. 25.
У. Рассмотрим сначала иллюстрации слева:
У. Что мы видим?
Д. Мост и быка. Повесить на доску слова и картинки.
У. Почему же нам предложили эти картинки? Если мы затрудняемся объяснить значение слова, что нам может помочь?
Д. Толковый словарь
У. Давайте заглянем в словарь.Работаем со словарем Ожегова. Вызвать ученика, который найдет и прочитает статьи.
Обратить внимание, как отличаются в словаре омонимы от многозначных слов: многозначное слово имеет только одну статью, в которой оттенки значения идут последовательно под номерами. А здесь – другая картина – мы видим, слово БЫК напечатано 2 раза:
1 - БЫК 1– животное, и БЫК 2– промежуточная опора моста.
У. Обратите внимание,
Слово-омоним имеет в толковом словаре столько отдельных статей, сколько значений у этого слова существует. Поскольку слово БЫК напечатано 2 раза отдельно с разными статьями, мы понимаем что БЫК – это омоним!
У.Итак, мы поняли, что распознать омоним мы можем, обратившись к толковому словарю, посмотрев на рисунок и прочитав предложения, в которых эти слова употреблены в различных значениях.
Давайте попробуем составить предложения с этими словами.
Примерно:
На лугу ходят быки.
Для моста строят большие быки.
Записываем предложения в тетрадь. 1 человек работает у доски, при записи объясняет имеющиеся орфограммы
Подчеркиваем омонимы.
- Ребята, а в чем же отличие многозначных слов от омонимов?
На экране звезда. Картинки звезд. Колокольчик цветок и колокол.
- можем мы сказать, что это многозначные слова? Да. Есть сходство по форме и действию.
- Ребята, давайте составим правило как различать омонимы от многозначных слов.
определить лексическое значение.
Есть сходство
Многозначные слова
Нет сходства
Омонимы.
Физкультминутка.
V РЕФЛЕКСИЯ:
У вас на столах карточки с фрагментами различных текстов.
Поработайте в парах – найдите в этих текстах омонимы – подчеркните омонимы красным карандашом, а многозначные слова зеленым карандашом. Подготовьтесь кратко объяснить свой выбор.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были?
- У лисички
- Что вы ели там?
- Лисички.
Странные вещи в природе бывают
Ножки у стула, но стул не шагает
Часто часы бьют, но мы не слыхали,
чтобы кого-то они обижали.
Часы идут правильно.
Туристы идут в поход.
Несколько учеников называют выбранные слова, объясняют свой выбор.
Vl ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
1 – какие слова мы называем ОМОНИМАМИ?
2 – как мы можем отличить омонимы от многозначных слов?
3 – кого бы вы похвалили за работу на уроке?
4 – вспомните наши облачка в начале урока и их, а также ваше настроение. У вас на столах лежат планшеты. Нарисуйте на них рожицы, которые покажут ваше настроение в конце урока.
Рада, что у вас хорошее настроение в конце урока. Благодарю вас всех за прекрасную работу. А сейчас запишем домашнее задание.
6