МБДОУ ЦРР ДС №54
Конспект тематического дня в старшей группе
детского сада «Яблочный спас»
Разработала: воспитатель
Чернышкова Ирина Николаевна
г. Озерск – 2024г.
Конспект тематического дня в старшей группе
детского сада «Яблочный спас»
Цель: приобщать детей к русским народным традициям.
Задачи:
Познакомить детей с народным праздником «Яблочный спас», его историей и традициями.
Расширять знания детей о пользе яблок.
Совершенствовать речевые навыки детей (подбор эпитетов, согласование прилагательных с существительными).
Вызывать у детей эмоциональный интерес к празднику.
Воспитывать желание знать и соблюдать русские традиции.
Материалы: русская печь и стол из больших картонных коробок, лавки, русские народные костюмы для мальчиков и девочек, спортивные палки, ведра, садовые яблоки, сушки, яблочное варенье, самовар, посуда для чаепития, русские народные музыкальные инструменты, иллюстрации, отображающие русский быт, музыкальное сопровождение (русские народные песни).
Ход:
Педагог вместе с детьми обустраивает пространство для проведения тематического дня (русская изба). Звучит песня «Во поле береза стояла».
Воспитатель: Лето заканчивается, урожай поспевает. Набрала я яблок полную корзину. Приглашаю вас в мою избу встретить славный праздник «Яблочный спас».
Дети проходят в избу и рассаживаются на лавочки вокруг стола.
Воспитатель: Ребята на Руси издавна существовал праздник «Яблочный спас». Он отмечается 19 августа, и я сегодня расскажу вам о нем.
Раньше не разрешалось вообще до Яблочного Спаса кушать никакие фрукты. В этот праздник люди приносят Природе благодарение за труды, которые они благополучно завершили летом. Яблочный спас - это торжество нового урожая на земле и новой жизни. Не спешили срывать яблоки до этого срока, давали напитаться соками, погреться на солнышке. Созревшие плоды носили в церковь освящать, после чего разрешалось кушать яблоки. Прислушайтесь к слову "Спас". Что в нем слышится? — Спасти, припасти, спасибо. Так и было в старину: собирали урожай, чтобы припасти его на весь год, спасти свою семью от голода, жить в достатке. Кланялись земле, освящали новый урожай и говорили: «спасибо». К Спасскому празднику приурочивались и народные гулянья.
Популярным было и «столованье»: перед церковью ставились в ряд столы, совершалась праздничная трапеза. Пеклись пироги с яблоками, варилось яблочное варенье, которым угощали друг друга. Пир заканчивался всеобщим весельем. На закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить лето, считалось, что оно именно после Яблочного Спаса начинает сменяться осенью.
Воспитатель: Ребята, как вы догадались главным символом праздника является яблоко. Посмотрите, какое яблоко я выбрала для игры. Давайте подберем для этого яблока красивые слова. (Дети передают яблоко по кругу и каждый подбирает эпитет к слову «яблоко»).Какие красивые слова вы подобрали к слову «яблоко».
Теперь давайте представим, как праздновали Яблочный спас давным-давно на Руси. У меня есть картинки с русскими народными костюмами. Посмотрите, как одевались раньше в русских деревнях. Девушки носили расшитые рубахи и сарафаны, кокошники, платки или просто завязывали красивую ленту на голове, а волосы обязательно заплетали в косу. Юноши носили штаны и рубашки-косоворотки, лапти или сапоги. У меня тоже для вас есть русские народные костюмы. Хотите примерить? (Дети наряжаются в русские народные костюмы).Какие вы все красивые!
Посмотрите, изба у нас есть, в ней так чисто и красиво. Пора готовиться к празднику. В старину вода не лилась из крана, где люди брали воду в деревнях? (Ответы детей). Конечно, в колодце. А чем носили воду? (Ответы детей). Да, ребята, воду носили ведрами. А для удобства ведра вешали на коромысло. Давайте, красные девицы, сходите к колодцу и принесите нам воды. Коромысла у нас правда нет, но зато есть гимнастические палки и ведерки. Давайте попробуем.(Проводится игра «Принеси воды»).
Воспитатель: Девицы наносили воды, а добры молодцы рубите дрова и печь растапливайте.(Мальчики в игровой форме соревнуются, кто больше заготовит дров).
Воспитатель: Вот и печь растопили, пора самовар ставить, да на стол накрывать. (Девочки наливают воду, принесенную из колодца в самовар). А пока наш самовар закипает, давайте накроем на стол, а заодно и поиграем.
С детьми проводится игра «Угадай, что покажу?». Детям по очереди дается задание изобразить какой-то предмет посуды или продукт. Остальные угадывают. Можно предложить: чайник, чашку, самовар, ложку, баранку и др.
Воспитатель: Ой, ребята, пока мы с вами играли да на стол накрывали наш самовар закипел, пора за стол садиться пить чай с яблочным вареньем да сушками. (Будет здорово, если дети сами будут разливать чай и раскладывать угощение. А чай вкуснее пить из блюдечек).
Воспитатель: На Руси ни один праздник не проходил без песен и плясок. Разбирайте, ребята, русские народные инструменты, играйте, пойте, пляшите и веселитесь от души.
В конце можно подарить детям раскраски с картинками, символизирующими Россию и праздник «Яблочный спас».