Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Конспект открытого урока русского языка по теме:
«2-е склонение имён существительных»
в 4 В классе
Тема: 2-е склонение имён существительных.
Педагогическая цель: познакомить учащихся с признаками имён существительных 2-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.
Учебная цель:познакомиться с признаками имён существительных 2-го склонения; научиться распознавать имена существительные 2-го склонения.
Универсальные учебные действия:
Личностные: уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь формулировать цель урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем формулировать учебную проблему.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать; сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам; подводить под понятие; строить логическую цепь рассуждений.
Планируемые результаты.
Научиться безошибочно определять 2-е склонение имён существительных.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: презентация, компьютер, проекционный экран, карточки, толковый словарь.
Ход урока.
1. Организационный момент
-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.
-Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.
Напишите в тетрадях сегодняшнее число. (Семнадцатое ноября. Классная работа. Понедельник.)
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжим открывать тайны нашего языка.
-Запишите в тетради предложение. (СЛАЙД)
Лежат на качелях два жёлтых листка,
И ветер качели качает слегка.
- Подумайте, какие задания мы можем дать к этому предложению?
(Предложения детей.)
- Укажите над словами части речи. Определите падеж имён существительных.
(Проверка по образцу. Самооценка. На полях ставят «+» за правильное выполнение задания)(СЛАЙД)
- Для чего мы должны уметь правильно определять падеж имён существительных? (Чтобы не делать ошибок при написании окончаний)
3. Самоопределение к деятельности.
- У вас на столах есть вот такие таблицы.(СЛАЙД)
И. п. | дедушка, яблоня, туча | дождь, облако, солнце |
Р. п. | дедушки, яблони, тучи | дождя, облака, солнца |
Д. п. | дедушке, яблоне, туче | дождю, облаку, солнцу |
В. п. | дедушку, яблоню, тучу | дождь, облако, солнце |
Т. п. | дедушкой, яблоней, тучей | дождём, облаком, солнцем |
П. п. | о дедушке, о яблоне, о туче | о дожде, об облаке, о солнце |
- Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам.(У них разные падежные окончания.)
- Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Дедушка, яблоня, туча)
- К какому склонению они относятся? (К 1-му.)
- Напишите над первым столбцом – 1-е скл.
- Как вы это определили? (Это существительные женского и мужскогорода с окончаниями -а, -я.)
- Какие грамматические признаки у второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.)
-Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о, -е.)
- Можем ли мы сразу сказать, к какому склонению относятся эти существительные? (Нет.) Почему? (Мы не знаем, какие признаки надо иметь именам существительным, чтобы относиться ко 2-му или 3-му склонению.)
- А что мы уже знаем о склонении? (Что имена существительные бывают 1-го, 2-го и 3-го склонения. Знаем признаки существительных 1-го склонения.)
- Подумайте, к какому склонению могут относиться существительные из второй группы? (Ответы детей). Почему?
- Что мы должны сделать в данном случае для того, чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения? (Обратиться к учебнику.)
- Откройте страницу 93 учебника. Прочитайте тему. (Вывесить на доску.) (СЛАЙД ) Кто был прав? Молодцы.
- Попробуйте сформулировать цели урока. (Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения. Научиться распознаватьимена сущ. 2-го скл.)(СЛАЙД ) Кто повторит ещё раз?
- Существительные какого рода относятся ко 2-му склонению?
- Какие окончания имеют существительные 2-го склонения? (СЛАЙД)
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
- Прочитайте задание упражнения 162.
- Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.)
- Чем они отличаются? (Существительные двух пар разного рода)
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Комментированное письмо.)
- У каких существительных нулевое окончание? (У существительных мужского рода.)
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»(Вы записали имена существительные 2-го склонения.)
- Какие существительные мы записали при выполнении упражнения?(Существительные 2-го склонения.)
- Кто попробует на основе нашей таблицы и выполненного сейчас упражнения сделать вывод, какие имена существительные относятся ко 2-му склонению? (Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже.)(СЛАЙД)
- Кто повторит ещё раз?
- Прочитайте правило. Верный мы сделали вывод?
- Напишите над вторым столбцом таблицы – 2-е скл.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
- Продолжаем работу по учебнику. Упражнение 164.
- Прочитайте стихотворение.
- Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)
- Значение каких слов нам предлагают объяснить? (Сервиз. Бутерброд.)
- Где мы должны посмотреть их значение? (В толковом словаре.)
- Кто посмотрит? (Пока ученик ищет, пробуем сами.)
Прочитай. ( Сервиз – полный набор чайной или столовой посуды на определённое количество человек. Бутерброд – ломтик хлеба с маслом,сыром, колбасой и т. п.) (СЛАЙД)
- Выполните письменное задание к упражнению.
- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте по образцу.
(Взаимопроверка по образцу. Взаимооценка.) (СЛАЙД)
- А как же вы определили склонение слов букеты и цветов? (Поставили слово в начальную форму.)
- Верно, для того, чтобы определить склонение имени существительного, стоящего в косвенном падеже, нужно поставить это слово в начальную форму.
- Прочитайте предложения с однородными членами, которые вы составили. Оцените.
Работа в парах.
- А теперь поработаем в парах. Вспомните правила работы в парах и придерживайтесь их при работе.
- У вас на столах карточки со словами.
Прочитайте. Эти слова надо разделить на группы. Предположите, на какие? (1-е склонение, 2-е склонение). И записать.
- Капуста, яблоко, помидор, ягода, морковь, картофель, кочан, огурец, крапива, огород, молоток, лопата, воскресенье, машина, неделя, ворона, соловей, корова, собака, человек.
- Чтобы работа продвигалась быстрее, советую одному записывать слова 1-го склонения, а второму – 2-го склонения. Работайте.
(Проверка по образцу. Самооценка.) (СЛАЙД)
7. Рефлексия.
- Для того чтобы я узнала, как вы поняли тему, предлагаю выполнить задание на карточках, которые вы мне потом сдадите. Я их проверю, а над ошибками мы поработаем на следующем уроке.
Нужно подчеркнуть имена существительные 2-го склонения, определить их падеж и род.
В магазине, на базаре
И в буфете, наконец,
Всюду, где бы ни бывали,
Вас встречает продавец.
Он продаст кефир старушке
И свисток озорнику,
Ленту яркую девчушке
И ватрушку толстяку.
Н. Кнушевицкая.
- Как определить склонение у имён существительных в косвенном падеже. (Поставить в начальную форму.)
- Сдайте свои работы. Какие слова вызвали затруднение?
8. Подведение итогов.
- Вернёмся к теме нашего урока. (2-е склонение имён существительных.)(СЛАЙД)
- Какие цели перед собой ставили? (Узнать, какие признаки имеют именасуществительные 2-го склонения, научиться их распознавать.) (СЛАЙД)
- Как вы считаете, достигли мы целей?
- На какие вопросы должны были ответить? (СЛАЙД)
- Существительные какого рода относятся ко 2-му склонению? (Мужского и среднего.)
- Какие окончания имеют существительные 2-го склонения? (Нулевое окончание в мужском роде и окончания-о, -е в среднем роде.)
- Нашли ответы на эти вопросы?
- Поднимите сигнальные карточки. (Кто понял – зелёную, не очень – жёлтую, не понял – красную.) (СЛАЙД)
- Что нужно сделать тому, кто не понял? (Остаться на дополнительное занятие.)
9. Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание. По выбору: (СЛАЙД)
1) Упр. 165
2) Из любого текста выписать десять слов – имена существительные 2-го склонения, указать род.