Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Конспект урока по картине Решетникова "Опять двойка!"

Конспект урока по картине Решетникова "Опять двойка!"

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе. Учащиеся анализируют картину, обращают внимание на героев, цвета, стараются описать чувства каждого героя. Сочинение возможно писать от лиц разных героев картины.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, оформление записей в тетради.

2. Подготовка к теме урока через повторение и определение цели урока.

– В течение двух предыдущих уроков мы знакомились с новой для вас разновидностью типа речи описание – с описанием состояния человека. Ответьте, с помощью чего в тексте создается описание состояния человек? (с помощью особого построения предложений: предложения со словами категории состояния, с безличными глаголами).

– В текстах каких стилей мы чаще можем встретить подобные описания? (в художественном стиле и в разговорном).

– Верно, подобные тексты мы чаще всего встречаем в художественной речи, в разговоре или, например, при ведении личного дневника. А что может предшествовать описанию состояния человека? (повествование, описание состояния природы и среды, рассуждение).

– Иными словами, предшествовать описанию состояния человека может текст любого типа речи. Теперь мы на практике определим, что может стать причиной того или иного состояния человека. Сейчас вы прочитаете фрагмент текста, самостоятельно определите стиль и тип речи

Кто не езжал по нашим степям, тот не может составить себе никакого понятия о степной метели. Сперва валит снег, и ветер порывисто сыплет им во все стороны, не зная отпора и преграды. Земля, как скованное море, покрытое беспредельною хрупкою скатертью, резко отделяется от черного неба, нависшего над ней другой сплошною, черною степью. Все безлюдно, мертво, дико и полно суровой таинственности. Начинается что-то непонятное, чудное, невыразимое... (Страшно оказаться во время такой метели в степи! Ты чувствуешь, насколько слаб, беспомощен и беззащитен человек перед силами стихии).

– Стиль речи этого текста? (художественный).

– Тип речи? (описание состояния природы с элементами описания состояния человека).

Напишите продолжение текста- одно или 2 предложения, в которых будет показано состояние человека

Зачитывают свои предложения

– Итак, мы с вами уже знаем, по каким правилам создается текст с описанием состояния человека. Но прежде мы составляли лишь фрагменты текста, описывая состояние только одного человека. Задача, которая стоит перед вами сегодня, гораздо сложнее. Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине, в котором нам придется дать описание состояние сразу нескольких персонажей. К тому же вам придется самим предположить, что стало причиной того или иного состояния героев, что предшествовало моменту, изображенному на картине. А работать мы будем с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка!».

Но сначала поговорим об ее авторе — художнике Федоре Павловиче Решетникове.

Родился Федор Павлович Решетников в 1906 году в украинском селе Сурско-Литовском. Когда мальчику исполнилось 3 года, умерли его родители. Федя стал жить со старшим братом, который был художником, он ходил по деревням и расписывал церкви.

Время было тяжелое, голодное — шла Гражданская война. И Федя решил уйти из дома, чтобы не быть в тягость семье брата.

Всюду, где только мог, он искал работу. Был и плотником, и маляром, и шахтером. И как бы трудно ему ни приходилось, каждую свободную минуту он рисовал. Особенно ему нравилось делать веселые рисунки — карикатуры.

Кончилась Гражданская война. Прошли годы. Решетников получил возможность учиться. Он поехал в Москву и вскоре стал студентом художественного института. С этих пор он начал серьезно заниматься любимым делом.

В детстве Ф.П.Решетников, как и все мальчишки, очень увлекался рассказами о дальних странствиях, об опасных приключениях и мечтал о путешествиях в неведомые края.

И вот в студенческие годы его желание самым неожиданным образом осуществилось.

Это было время всеобщего увлечения Арктикой. Решетникову очень хотелось побывать в Арктике, своими глазами увидеть северное сияние, белых медведей, царство вечного холода. В это время ледокол «Сибиряков» собирался пробиться от Архангельска к Берингову проливу. Но начальник экспедиции, замечательный ученый Отто Юльевич Шмидт, сказал: «Мест нет. Экспедиция набрана год назад». Тогда Решетников познакомился со многими членами экипажа. Он рисовал своих новых друзей, и они от души смеялись над его веселыми карикатурами.

Шмидту понравился молодой жизнерадостный художник. Он подумал, что в суровом арктическом походе его присутствие на корабле будет полезно людям, и зачислил Решетникова в команду.

Но больше всех других тем для творчества Решетникова всегда интересовал мир детей. Наблюдая за жизнью ребят, он всегда подмечал множество интересных, забавных деталей и переносил их на свои полотна. Одна из таких картин – «Опять двойка!». Как вы думаете, что может быть изображено на такой картине? (школа, неуспевающий ученик стоит у доски, над ним посмеиваются одноклассники, учитель рассержен). А теперь посмотрите на картину (обращаемся к презентации). Здесь нет ни школы, ни одноклассников, ни учителя.

4. Беседа по картине.

– Итак, что изобразил художник на своей картине? Каков ее сюжет? (мальчика-двоечника, его семью и собаку; сцена из жизни школьника).

– ­Какие эмоции передает картина? (вроде бы и забавная ситуация, но мальчика жалко; видны разочарование и огорчение мамы; радость собаки).

– Кто изображен на первом плане? Почему? (мальчик и собака; мальчик – главный персонаж картины, а собака – единственный персонаж, который радостно встречает главного героя).

– Опишите мальчика (раскрасневшийся, взъерошенный, в потертом пальто, с потрепанным, перевязанным веревкой портфелем, из которого торчат коньки, смущенный, с потупленным взглядом, смотрит в пол).

– А теперь опишите персонажа, который больше всех остальных расстроен происходящим? (это мама героя; уставшая, в фартуке и косынке, руки опустила на колени, разочарованная; она потеряла надежду заставить сына добросовестно относиться к учебе). Что вам помогло понять, что она действительно устала бороться с нерадивостью сына? (об этом говорит ее положение: опустилась на стул, сложила руки на коленях, у нее усталый взгляд, взгляд отчаявшегося человека).

– А какой мы видим сестру героя? (аккуратная в одежде, с пионерским галстуком на шее, прилежная ученица, у которой все книги и тетради на столе лежат в образцовом порядке; смотрит на брата с укоризной, сердито, раздраженно; не понимает, как можно быть таким безалаберным разгильдяем; ей обидно за маму, которая постоянно огорчается из-за брата-двоечника).

– Что мы можем сказать про младшего брата? (беззаботный малыш, приехал в комнату на велосипеде; улыбается; не совсем понятно, почему он улыбается: то ли просто не знает, почему так опечалены все члены семьи, то ли не без ехидства потешается над братом, которого опять накажут).

– Какой персонаж своим настроением и поведением немного выбивается из картины происходящего? (собака; она искренне рада хозяину; мальчик для нее – друг, поэтому она и пытается его развеселить).

– Действительно, собака изображена на картине не случайно. Он словно бы говорит: «Нашли из-за чего расстраиваться! Пустяки! Это ведь всего-навсего отметка, которую, приложив усилия, можно исправить. Главное, что мы все вместе и теперь сможем поиграть!». Как ни странно, но именно образ собаки добавляет в картину немного философского видения художником смысла жизни: главное – это отношения между близкими людьми, желание и умение прийти на помощь, поддержать, когда это необходимо. Обо всех неприятностях, подобным полученной двойке, годы спустя люди вспоминают с улыбкой. А воспоминания и представления о семейных отношениях имеют огромное значение для человека. Именно отношениями в семье формируется личность человека. Поэтому так важно знать, как вести себя с близкими в той или иной ситуации. Чтобы не обидеть, не ранить словом, а помочь и поддержать.

5. Словарная работа

– Попробуем теперь подобрать ключевые слова для написания работы и составим план

Герой картины

Мальчуган, мальчишка, он, ученик, двоечник, прогульщик, проказник. Лукавый и виноватый вид. Глаза опущены, брови приподняты, губы надуты. Хохолок на макушке. Раскаивается, что прогонял на коньках. Видавший виды портфель перевязан веревочкой, замок сломан. Может, он катался не только на коньках, но и на портфеле?

Мама

Расстроена, огорчена, смотрит с укоризной, в отчаянии опустилась на стул, руки уронила на колени.

Сестра

Опрятный вид, аккуратна, книги и тетради лежат ровной стопкой. Смотрит осуждающе, сердито.

Братишка

Катается на велосипеде. Смотрит и ехидно посмеивается.

Собака

Радуется, ластится, преданно смотрит в глаза, зовет гулять, уперлась лапами в грудь.

6. Работа над композицией сочинения

– анализируя ваши предыдущие работы, я пришла к выводу, что вы не всегда можете правильно структурировать материал сочинения. Поэтому обратимся к слайду, на котором дан условный план сочинения. Это тот основной макет, по которому должны строиться ваши работы. Следование этому плану поможет избежать логических и смысловых ошибок.

  1. Вступление (сведения о картине и художнике, дата написания картины).

  2. Основная часть (анализ картины: ее сюжет и персонажи; что предшествовало ситуации, которая изображена на картине).

  3. Заключение (эмоциональный фон, который создает картина; личное впечатление от картины).

– Запишите план в тетради. Теперь откройте дневники и запишите д/з: (закончить работу над сочинением). Пока не прозвенел звонок, можете приступить к работе над черновиком сочинения.

– Спасибо за урок, до свидания

 

Беседа по вопросам. Анализ картины.

 О чём говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки).

Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед).

Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!)

 Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником).

Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика).

 Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам).

 Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет).

 Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки). ?Какими  художественными  средствами  автор  её  выразил?  (Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц).

 Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.).

 Описание героев картины. Запись слов в тетрадь.

 Лицо: грустное, глаза опущены вниз, волосы светлые, уши оттопыренные, курносый нос, губы сомкнуты. Отвернулся от матери и сестры – стыдно.

Сестра: собралась делать уроки, опрятная и аккуратная, бережно относится к школьным вещам. Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика.

 Мама: присела на стул, с укором смотрит на сына, лицо расстроенное. Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро.

 Младший брат: сидит на велосипеде, смотрит радостно – не его ругают.

 Четвероногий друг: Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе. Учащиеся анализируют картину, обращают внимание на героев, цвета, стараются описать чувства каждого героя. Сочинение возможно писать от лиц разных героев картины.
0 ₽