Урок литературного чтения для обучающихся 6 класса по теме:
«А.П.Чехов. Рассказ «Каштанка»
Цели урока:
-формировать умение анализировать факты и давать им оценку;
- формировать умение сравнивать и обобщать, выражать свою точку зрения;
-расширять словарный запас учащихся
- развивать слуховое восприятие
- воспитывать доброжелательное отношение к животным
1.Орг.момент
-Здравствуйте! Мы проводим урок литературного чтения.
-Вы готовы к уроку? [ Владик, ты готов к уроку? ]
-Кто готов к уроку, сядьте.
(-У меня нет книги. Дайте, пожалуйста книгу. Спасибо.)
2.Сообщение темы и целей урока
Начнем урок с загадки: (на доске)
Читаем вместе со мной слитно, внятно, с ударением
Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит (собака)
Фонетическая зарядка
На доске записано выражение о собаке.
Прочитаем его. Читаем выразительно, соблюдая паузы и ударения.
Среди всех зверей, однако,
Людям лучший друг – собака.
Вы согласны с этим выражением?
Поднимите руку, у кого есть собака. Мы с вами уже говорили о ваших любимцах, вы писали сочинение, рисовали.
Я думаю, что вы будете моими активными помощниками на уроке, и наш урок не оставит вас равнодушными.
Внимание, ребята!
-Какой рассказ мы читали? (Мы читали рассказ «Каштанка»)
- Кто автор рассказа? (Автор рассказа А.П.Ч.)
У Антона Павловича Чехова было особое отношение к собакам. В доме писателя постоянно жили животные
-О ком рассказ? (Рассказ о собаке)
- Как звали главную героиню рассказа? (Каштанка)
Сегодня на уроке мы поговорим о главной героине рассказа – Каштанке. (Слайд 1)
Прочитайте тему урока.
Это последний урок по теме. Мы заканчиваем работу над рассказом, поэтому сегодня на уроке мы подведем итог тому, что узнали ранее.
-Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Свои ответы на уроке вы можете начинать с этих слов.
Я ДУМАЮ, ЧТО…
Я СЧИТАЮ, ЧТО…
МНЕ КАЖЕТСЯ….
ПО-МОЕМУ,….
(На доске ) МЫ БУДЕМ: ПРОВОДИТЬ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ГРАМОТНО И ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ ТЕКСТ
РАБОТАТЬ С ПОСЛОВИЦАМИ
СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ О КАШТАНКЕ
УЧИТЬСЯ БЫТЬ ДОБРЕЕ К ЖИВОТНЫМ И
ВНИМАТЕЛЬНЕЕ К ДРУГ ДРУГУ
4.Словарная работа (Индивидуальная работа)
У вас лежат карточки. Будем работать по карточкам.
-Подумайте, что обозначает выражение «собачиться», «собаку съел в чем-либо»?
Составить предложения по картинкам из данных слов
5. Анализ произведения
В мире есть много различных пород собак. Какие вам известны?
-Какой породы была Каштанка? (Слайд 2)
- Какая была погода в тот вечер, когда потерялась Каштанка? Прочитайте.
-Почему потерялась Каштанка?
- Как чувствовала себя Каштанка на улице?
- Какой мы видим Каштанку? Прочитайте последнее предложение 1 главы.
(Слайд 3)
Выберите слова, которые помогают описать душевное состояние собаки.
НЕСЧАСТНАЯ
ОДИНОКАЯ
ЗАМЕРЗШАЯ
ГОЛОДНАЯ
Дальше начинается новая жизнь Каштанки.
- В чей дом она попала?
- Как к ней отнесся незнакомец? Прочитайте.
- Каштанке было сытно, тепло и уютно в новом доме, но кого она вспоминала? (Слайд 4)
О каких качествах характера Каштанки можно судить? Выберите
ВЕРНАЯ
ПРЕДАННАЯ
- С какими животными познакомилась в новом доме?
- Что делали эти животные? (Слайд 5)
6. Беседа о Цирке
Кто из вас был в цирке? Владик. спроси у Алеши.
Цирк – любимое зрелище всех народов. Цирк – это всегда праздник.
Кто выступает в цирке?
В цирке выступают ловкие акробаты, смелые дрессировщики, наездники, воздушные гимнасты, фокусники. (СЛАЙД 6)
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - АКРОБАТЫ
8. Анализ произведения
- Кем в цирке работал новый хозяин Каштанки?
- Какую новую кличку получила Каштанка?
- Сколько Тетка прожила в его доме?
- О чем по вечерам грустила собака? Прочитайте. (СЛАЙД 7)
Новый хозяин обучал собаку разным трюкам.
-Какие качества проявила Каштанка при обучении?
Выберите
СПОСОБНАЯ
ТАЛАНТЛИВАЯ
УМНАЯ
Животные способны не только учиться чему-либо, но и предчувствовать разные события.
- Вспомните, чем были обеспокоены животные ночью.?
- Почему умер гусь?
Гусь умер, и Каштанке пришлось заменить его на выступлении.
- Какие чувства испытала Каштанка перед выступлением? Почему?
- Что Случилось, когда чемодан открылся?
- Почему собака завыла? (СЛАЙД 8)
9. Чтение по ролям
- Чем закончилось выступление? Прочитаем по ролям.
10. Творческая работа
- Какие чувства вызвал у вас конец истории?
- Хотелось ли вам, чтобы рассказ закончился по-другому? Как?
- Какие пословицы подходят к прочитанному рассказу? (СЛАЙД 9)
СОБАКА ПОМНИТ, КТО ЕЕ КОРМИТ
В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ
ОТ УЧИТЕЛЯ НАУКА
У ГОЛОДНОГО ХЛЕБ НА УМЕ
Проверка.
11. Викторина (СЛАЙДЫ)
Проверка по ключу
12. Итог урока. Рефлексия
Какая была тема урока? Что мы делали сегодня на уроке?
Вам было интересно на уроке? Что понравилось больше всего?
Главное , чему учит рассказ –быть внимательнее и добрее к животным, они так нуждаются в нашей заботе. Не забывайте об этом!
13.Домашнее задание
Работа с деформированным текстом.