Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Конспект урока по литературе "Художественное своеобразие лирики. М. Цветаевой. Романсы на её стихи".

Конспект урока по литературе "Художественное своеобразие лирики. М. Цветаевой. Романсы на её стихи".

Конспект можно использовать при изучении творчества М. Цветаевой. На уроке учащиеся знакомятся с фактами биографии поэтессы, с художественным своеобразием её лирики. Получают теоретические сведения о жанре романса. Учатся сравнивать художественные и музыкальные произведения, делать выводы.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок литературы в 11 классе.

Художественное своеобразие лирики. М. Цветаевой. Романсы на её стихи.

Цели:

  1. Знакомство с фактами биографии М. Цветаевой, с художественным своеобразием её лирики.

  2. Знакомство с жанром романса.

  3. Восприятие и анализ стихов М. Цветаевой, романсов, написанных на её слова

  4. Умение сравнивать художественные и музыкальные произведения, делать выводы.

Наглядность: проектор, романсы на стихи М. Цветаевой, отрывки из кинофильмов «О бедном гусаре замолвите слово», «Жестокий романс»

Ход урока:

1 Просмотр отрывков из кинофильма. Прослушивание романса «Я словно бабочка к огню».

Все вы, наверно, узнали отрывки из кинофильма Э. Рязанова «Жестокий романс» и актрису, исполняющую роль главной героини – Ларису Гузееву. Романс написан на слова известной поэтессы 20 века М. Цветаевой. А исполняет его Валентина Пономарёва.

- Понравилось ли вам прозвучавшее музыкальное произведение? Какие чувства вызвало оно у вас? Какие картины навеяло? Почему романс так сильно задел нас?

-О чём он? О любви, о счастливых и горестных её минутах, о мучениях влюблённой.

-Да. А любовь, как известно, волнует каждого из нас, затрагивает затаённые уголки души.

- Какой предстаёт перед нами лирическая героиня? Какое настроение владеет ею? Подтвердите примерами из текста.

Молодая девушка, мечтающая о любви. Ею владеют противоречивые чувства. Она и страдает из-за равнодушия, обмана возлюбленного, и понимает, что только любовь может принести счастье.

Только ли слова оказали влияние на наше восприятие музыкального произведения? Конечно, нет. Ещё и сама музыка оказывает сильное впечатление на наши чувства, настроение.

А что вы можете сказать о музыке? Какая она? Меняется ли мелодия в течение романса? Соответствует ли характер мелодии содержанию стихотворения?

-Смогли ли исполнители голосом, а композитор характером музыки, её темпом передать настроение стихотворного текста М. Цветаевой, донести до слушателей противоречивость чувств влюбленного человека?

2.

- Мы не раз с вами говорили уже о романсах. Давайте вспомним, что это за жанр музыкального произведения.

Какими особенностями должны обладать романсы? Чем отличается романс от обычной песни?

Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) исполняется одним солистом с инструментальным сопровождением чаще всего гитары. 

Романс действительно очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров.

Жанровые признаки романса:

- содержание романса всегда лирично;

- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;

- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.

- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.

Ученик:

«Романс» возник в Испании в Средневековье в 15 веке. 

В XVI - XVII веках романс популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах.

3. – Прослушанный нами в начале урока романс написан композитором Петровым Андреем Павловичем на фильм Э. Рязанова «Жестокий романс».

А как вы думаете, что может способствовать тому, что тот или иной композитор останавливает свой взгляд на том или ином стихотворении и кладёт на него музыку? Впечатление, произведённое стихотворением, его содержание, плавность, музыкальность.

Хочется сказать, что на многие стихи М. Цветаевой положена музыка. Её произведения привлекают не только нас, читателей, но и многих композиторов, режиссёров. В чём же причина? Давайте, попытаемся понять, приблизиться к загадочному миру поэзии М. Цветаевой.

- Кто такая М. Цветаева? Что мы знаем о ней?

Ученики:

-По происхождению, семейным связям, воспитанию М. Цветаева принадлежала к научно- художественной интеллигенции.

-Отец, Иван Владимирович Цветаев, сын бедного сельского попа, уроженец села Талицы Владимирской губернии – вырос в таких “достатках”, что до двенадцати лет сапог в глаза не видел.

-Трудом и талантом Иван Владимирович Цветаев пробил себе дорогу в жизни, стал филологом, искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея, основателем Музея изящных искусств.

(На экране портрет И. В. Цветаева).

-Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи - натура художественно одарённая, музыкантша, ученица Рубинштейна.

-Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

“Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась только я, мать сказала: “По крайней мере, будет музыкантша”.

Когда же первым, явно бессмысленным…словом оказалось “гамма”, мать только подтвердила: ”Я так и знала”, – и тут же принялась учить меня музыке…Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку”.

- Таким образом, с музыкой М. Цветаева была связана с детства.

Детство ее наполнено музыкой. Засыпали и просыпались с сестрой под мамину игру. Классику узнавали как мамино.

Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься – с шестнадцати.

После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи.

4.

В поэзии серебряного века Марина Цветаева стоит особняком. И не только потому, что она не принадлежала ни к каким течениям, литературным направлениям того времени, она была на протяжении всего своего творчества поэтом романтизма. Романтичность лирического героя ее поэзии очевидна.

5 Прослушивание романса из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».

- Прослушаем ещё один романс на слова М. Цветаевой..

- Понравился ли вам романс?

- Какие образы и картины возникли перед вами при его прослушивании?

-Что вы можете сказать о характере музыки? Её темпе? (Грустная, лёгкая, заунывная мелодия).

- Как влияет характер музыки на нас? О чём заставляет задуматься?

- Связано ли содержание романса с его музыкальным оформлением? Каким образом?

Слово учителя.

- Данное стихотворение М. Цветаевой («Генералам 12 года») посвящено Сергею Эфрону, её мужу.

Вероятно, Марина Цветаева находила в нем черты, которые роднили его с героями 1812 года. Юные генералы той войны – идеальные благородные герои, настоящие рыцари: «Цари – на каждом бранном поле и на балу».

- Посмотрите на текст произведения.

-Каким чувством пронизано стихотворение?

- Как относится лирическая героиня к офицерам 12 года?

С чувствами восхищения, обожания, к которым примешивается горечь.

- Почему? Ведь они обречены на гибель: «Вы побеждали и любили любовь и сабли острие – и весело переходили в небытие».

- Каковы они, герои 12 века? Юные и до безрассудства смелые. Франты минувших лет.

- Появляются ли они как действующее лицо? Или даны только через восприятие лирической героини?

- Через какие средства художественной выразительности передаёт своё высокое чувство обожания этих юных и до безрассудства смелых офицеров Цветаева?

Через антитезу («Вчера малютки-мальчики, сегодня – офицера!»), через восклицания, эпитеты (очаровательные франты), сравнения («И чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след…»).

- Меняется ли ритм стихотворения?

Да. Все последние строчки в каждой строфе обрубаются автором: четырехстопный ямб сменяется двустопным.

- К чему приводит смена ритма? Начинает ощущаться чувство горечи, грусти. И самые трагичные ноты звучат именно в этих последних строчках («И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег»)

- Как бы вы определили тему данного стихотворения?

Тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель;

Стихотворение пропитано восхищением, к которому примешивается чувство грусти, горечи;

Чувства передаются через восклицательные предложения, через антитезу, через смену ритмов .

6. Слово учителя.

-Большинство стихотворений, в которых создается образ лирического героя, посвящены Сергею Эфрону. В ее стихах лирический герой редко появляется как действующее лицо, он предстает перед нами только через восприятие лирической героини.

7. Беседа

- А какой же была лирическая героиня М.Цветаевой? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, каким человеком была Марина Цветаева по характеру? Ведь поэзия – всегда отражение внутреннего мира ее автора.

(Диковата, дерзка, в то же время застенчива, горда и робка. Бесстрашие, безоглядная правдивость и искренность всю жизнь были ее радостью и горем, ее крыльями и путами, ее волей и пленом, ее небесами и преисподней. «Вся моя жизнь – роман с собственной душой»,- писала она в 1916 году в одном из своих писем.

8. Прослушивание романса «Ах, грибок, ты мой грибочек…».

- Какие чувства у вас вызвала только что прозвучавшая музыка?

-Что вы можете сказать о мелодии романса? (мелодия грустная, горестная, заунывная, заставляет задуматься о многом))

-Какое настроение охватывает нас при прослушивании музыкального произведения?

Нами овладевает горечь, боль за погибших

- О чём заставляет задуматься романс.Подталкивает нас на размышления о смерти, о ненужности всего этого, убийства людьми друг друга.

- Созвучны ли слова стихотворения и мелодия романса?

- Да, размышления лирического героя созвучны темпу, характеру музыки: М Цветаева с помощью словесных образов, выразительных средств поэтики, а с помощью выразительных средств музыки смогли передать и внутренне состояние героя

Учитель:

-Цветаева всегда была далека от политики, очень хотела, чтобы все революционные события прошли мимо нее, но этого не произошло, поэтому она как-то сказала: «Из истории не выскочишь». В года гражданской войны она пишет одно из лучших своих стихотворений.

-Какая картина предстает перед вами? (Поле битвы, на котором раненые и убитые лежат белые и красные.

-А кто наблюдает эту картину? (не просто героиня, а мать, Родина-мать, для которой нет разницы между красными и белыми. Все сыны одной земли.

- Каким чувством проникнуто стихотворение? (Боль, горечь)

- А как это передается автором? Через какие поэтические средства? (антитеза белый-красный, справа – слева; сильнейшая метафора: «Белый был – красным стал – кровь обагрила; красный был – белым стал – смерть побелила».

Боль и скорбь автор передает и перебивкой ритма: шестистопный хорей сменяется в куплете двустопным амфибрахием. Героиня шатается от горя, это передается через смену ритма

8. Знакомство с новым термином.

Цветаевой в поэзии очень трудно совладать со стихией чувств, поэтому она совершенно не дорожит плавностью в стихе, напротив, безжалостно рвет строку цезурой, т.е. паузой, усекает стопы резко- с помощью тире- отбрасывала слово вверх или, напротив, опускала его в следующую строку.

Ее стихи не музыкальны, но построены по законам музыкального произведения, в данном случае, симфонии. Она использует прием, который называется синкопа . Это смена акцента в звучании стиха. Синкопа –(от греч. обрубание, сокращение)

1.(муз.) смещение ритмической опоры с сильной доли на слабую.

2. (в стихе) переакцентуация. (Кадры 16,17)

9. Прослушивание романса из кинофильма «Ирония судьбы или с лёгким паром». Благославляю вас»

-Давайте, прослушаем ещё один романс на стихи М. Цветаевой и обратим внимание на то, как это звучит в музыке?

- Каким настроением проникнут романс? Что вы можете сказать о его мелодии? (Грустная, напевная)

- Какие чувства лирической героини помогает передать мелодия? Её желание предугадать путь героя, как она относится к разлуке с ним, к расставанию?

Он а предчувствует смерть героя. Что указывает на это?

- Как приём синкопа помогает раскрытию чувств героини?

- Какова же лирическая героиня стихов М. Цветаевой? Она единолична, т.е. одинока, одиночество, уединенность характерны для нее. В своих чувствах героиня Цветаевой доходит до крайностей, для нее не существует середины, Только «да» или «нет».

Лирический герой

Лирическая героиня

1. Идеальный и благородный герой, обреченный на гибель.

2. Стремление к самопожертвованию

1.​ От жизни она жаждет абсолюта (« Я жажду сразу всех дорог…»)

2.​ Одиночество, уединенность.

3.​ Высокий накал страстей.

4.​ В своих чувствах героиня Цветаевой доходит до крайностей, для нее не существует середины.

Вывод.

- Каковы же особенности лирики М. Цветаевой?

Её лирика носит исповедальный характер, она личностна. Это своеобразный дневник, в котором поэтесса запечатлела каждое свое душевное переживание. 

Обобщение пройденного.

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Что понравилось и запомнилось на уроке?

  3. Пополнились ли ваши знания сегодня о М. Цветаевой? О её произведениях? О музыкальных произведениях, написанных на её стихи?

4. Что нового узнали вы о романсе? Романс затрагивает наше чувство, душу и сердце

Подводя итог изучению творчества Цветаевой, мы можем сказать, что мы познакомились еще с одной яркой звездой, взошедшей на небосклон серебряного века в начале ХХ столетия.

М.Цветаева прожила яркую и трагическую жизнь, но она умела быть благодарной в этой жизни и людям, и тому, кто даровал нам жизнь

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, посвященных творчеству Г.Р. Державина, где учащиеся могут познакомиться с фактами его жизни, узнать о происхождении рода Державиных, о его государственной службе. Понять роль поэта в развитии русской литературы ХVIII в.
0 ₽
Конспект можно использовать при изучении творчества М. Цветаевой. На уроке учащиеся знакомятся с фактами биографии поэтессы, с художественным своеобразием её лирики. Получают теоретические сведения о жанре романса. Учатся сравнивать художественные и музыкальные произведения, делать выводы.
0 ₽