Урок литературы в 11 классе.
Художественное своеобразие лирики. М. Цветаевой. Романсы на её стихи.
Цели:
Знакомство с фактами биографии М. Цветаевой, с художественным своеобразием её лирики.
Знакомство с жанром романса.
Восприятие и анализ стихов М. Цветаевой, романсов, написанных на её слова
Умение сравнивать художественные и музыкальные произведения, делать выводы.
Наглядность: проектор, романсы на стихи М. Цветаевой, отрывки из кинофильмов «О бедном гусаре замолвите слово», «Жестокий романс»
Ход урока:
1 Просмотр отрывков из кинофильма. Прослушивание романса «Я словно бабочка к огню».
Все вы, наверно, узнали отрывки из кинофильма Э. Рязанова «Жестокий романс» и актрису, исполняющую роль главной героини – Ларису Гузееву. Романс написан на слова известной поэтессы 20 века М. Цветаевой. А исполняет его Валентина Пономарёва.
- Понравилось ли вам прозвучавшее музыкальное произведение? Какие чувства вызвало оно у вас? Какие картины навеяло? Почему романс так сильно задел нас?
-О чём он? О любви, о счастливых и горестных её минутах, о мучениях влюблённой.
-Да. А любовь, как известно, волнует каждого из нас, затрагивает затаённые уголки души.
- Какой предстаёт перед нами лирическая героиня? Какое настроение владеет ею? Подтвердите примерами из текста.
Молодая девушка, мечтающая о любви. Ею владеют противоречивые чувства. Она и страдает из-за равнодушия, обмана возлюбленного, и понимает, что только любовь может принести счастье.
Только ли слова оказали влияние на наше восприятие музыкального произведения? Конечно, нет. Ещё и сама музыка оказывает сильное впечатление на наши чувства, настроение.
А что вы можете сказать о музыке? Какая она? Меняется ли мелодия в течение романса? Соответствует ли характер мелодии содержанию стихотворения?
-Смогли ли исполнители голосом, а композитор характером музыки, её темпом передать настроение стихотворного текста М. Цветаевой, донести до слушателей противоречивость чувств влюбленного человека?
2.
- Мы не раз с вами говорили уже о романсах. Давайте вспомним, что это за жанр музыкального произведения.
Какими особенностями должны обладать романсы? Чем отличается романс от обычной песни?
Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) исполняется одним солистом с инструментальным сопровождением чаще всего гитары.
Романс действительно очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров.
Жанровые признаки романса:
- содержание романса всегда лирично;
- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;
- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.
- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.
Ученик:
«Романс» возник в Испании в Средневековье в 15 веке.
В XVI - XVII веках романс популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах.
3. – Прослушанный нами в начале урока романс написан композитором Петровым Андреем Павловичем на фильм Э. Рязанова «Жестокий романс».
А как вы думаете, что может способствовать тому, что тот или иной композитор останавливает свой взгляд на том или ином стихотворении и кладёт на него музыку? Впечатление, произведённое стихотворением, его содержание, плавность, музыкальность.
Хочется сказать, что на многие стихи М. Цветаевой положена музыка. Её произведения привлекают не только нас, читателей, но и многих композиторов, режиссёров. В чём же причина? Давайте, попытаемся понять, приблизиться к загадочному миру поэзии М. Цветаевой.
- Кто такая М. Цветаева? Что мы знаем о ней?
Ученики:
-По происхождению, семейным связям, воспитанию М. Цветаева принадлежала к научно- художественной интеллигенции.
-Отец, Иван Владимирович Цветаев, сын бедного сельского попа, уроженец села Талицы Владимирской губернии – вырос в таких “достатках”, что до двенадцати лет сапог в глаза не видел.
-Трудом и талантом Иван Владимирович Цветаев пробил себе дорогу в жизни, стал филологом, искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея, основателем Музея изящных искусств.
(На экране портрет И. В. Цветаева).
-Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи - натура художественно одарённая, музыкантша, ученица Рубинштейна.
-Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.
“Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась только я, мать сказала: “По крайней мере, будет музыкантша”.
Когда же первым, явно бессмысленным…словом оказалось “гамма”, мать только подтвердила: ”Я так и знала”, – и тут же принялась учить меня музыке…Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку”.
- Таким образом, с музыкой М. Цветаева была связана с детства.
Детство ее наполнено музыкой. Засыпали и просыпались с сестрой под мамину игру. Классику узнавали как мамино.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься – с шестнадцати.
После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи.
4.
В поэзии серебряного века Марина Цветаева стоит особняком. И не только потому, что она не принадлежала ни к каким течениям, литературным направлениям того времени, она была на протяжении всего своего творчества поэтом романтизма. Романтичность лирического героя ее поэзии очевидна.
5 Прослушивание романса из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».
- Прослушаем ещё один романс на слова М. Цветаевой..
- Понравился ли вам романс?
- Какие образы и картины возникли перед вами при его прослушивании?
-Что вы можете сказать о характере музыки? Её темпе? (Грустная, лёгкая, заунывная мелодия).
- Как влияет характер музыки на нас? О чём заставляет задуматься?
- Связано ли содержание романса с его музыкальным оформлением? Каким образом?
Слово учителя.
- Данное стихотворение М. Цветаевой («Генералам 12 года») посвящено Сергею Эфрону, её мужу.
Вероятно, Марина Цветаева находила в нем черты, которые роднили его с героями 1812 года. Юные генералы той войны – идеальные благородные герои, настоящие рыцари: «Цари – на каждом бранном поле и на балу».
- Посмотрите на текст произведения.
-Каким чувством пронизано стихотворение?
- Как относится лирическая героиня к офицерам 12 года?
С чувствами восхищения, обожания, к которым примешивается горечь.
- Почему? Ведь они обречены на гибель: «Вы побеждали и любили любовь и сабли острие – и весело переходили в небытие».
- Каковы они, герои 12 века? Юные и до безрассудства смелые. Франты минувших лет.
- Появляются ли они как действующее лицо? Или даны только через восприятие лирической героини?
- Через какие средства художественной выразительности передаёт своё высокое чувство обожания этих юных и до безрассудства смелых офицеров Цветаева?
Через антитезу («Вчера малютки-мальчики, сегодня – офицера!»), через восклицания, эпитеты (очаровательные франты), сравнения («И чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след…»).
- Меняется ли ритм стихотворения?
Да. Все последние строчки в каждой строфе обрубаются автором: четырехстопный ямб сменяется двустопным.
- К чему приводит смена ритма? Начинает ощущаться чувство горечи, грусти. И самые трагичные ноты звучат именно в этих последних строчках («И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег»)
- Как бы вы определили тему данного стихотворения?
Тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель;
Стихотворение пропитано восхищением, к которому примешивается чувство грусти, горечи;
Чувства передаются через восклицательные предложения, через антитезу, через смену ритмов .
6. Слово учителя.
-Большинство стихотворений, в которых создается образ лирического героя, посвящены Сергею Эфрону. В ее стихах лирический герой редко появляется как действующее лицо, он предстает перед нами только через восприятие лирической героини.
7. Беседа
- А какой же была лирическая героиня М.Цветаевой? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, каким человеком была Марина Цветаева по характеру? Ведь поэзия – всегда отражение внутреннего мира ее автора.
(Диковата, дерзка, в то же время застенчива, горда и робка. Бесстрашие, безоглядная правдивость и искренность всю жизнь были ее радостью и горем, ее крыльями и путами, ее волей и пленом, ее небесами и преисподней. «Вся моя жизнь – роман с собственной душой»,- писала она в 1916 году в одном из своих писем.
8. Прослушивание романса «Ах, грибок, ты мой грибочек…».
- Какие чувства у вас вызвала только что прозвучавшая музыка?
-Что вы можете сказать о мелодии романса? (мелодия грустная, горестная, заунывная, заставляет задуматься о многом))
-Какое настроение охватывает нас при прослушивании музыкального произведения?
Нами овладевает горечь, боль за погибших
- О чём заставляет задуматься романс.Подталкивает нас на размышления о смерти, о ненужности всего этого, убийства людьми друг друга.
- Созвучны ли слова стихотворения и мелодия романса?
- Да, размышления лирического героя созвучны темпу, характеру музыки: М Цветаева с помощью словесных образов, выразительных средств поэтики, а с помощью выразительных средств музыки смогли передать и внутренне состояние героя
Учитель:
-Цветаева всегда была далека от политики, очень хотела, чтобы все революционные события прошли мимо нее, но этого не произошло, поэтому она как-то сказала: «Из истории не выскочишь». В года гражданской войны она пишет одно из лучших своих стихотворений.
-Какая картина предстает перед вами? (Поле битвы, на котором раненые и убитые лежат белые и красные.
-А кто наблюдает эту картину? (не просто героиня, а мать, Родина-мать, для которой нет разницы между красными и белыми. Все сыны одной земли.
- Каким чувством проникнуто стихотворение? (Боль, горечь)
- А как это передается автором? Через какие поэтические средства? (антитеза белый-красный, справа – слева; сильнейшая метафора: «Белый был – красным стал – кровь обагрила; красный был – белым стал – смерть побелила».
Боль и скорбь автор передает и перебивкой ритма: шестистопный хорей сменяется в куплете двустопным амфибрахием. Героиня шатается от горя, это передается через смену ритма
8. Знакомство с новым термином.
Цветаевой в поэзии очень трудно совладать со стихией чувств, поэтому она совершенно не дорожит плавностью в стихе, напротив, безжалостно рвет строку цезурой, т.е. паузой, усекает стопы резко- с помощью тире- отбрасывала слово вверх или, напротив, опускала его в следующую строку.
Ее стихи не музыкальны, но построены по законам музыкального произведения, в данном случае, симфонии. Она использует прием, который называется синкопа . Это смена акцента в звучании стиха. Синкопа –(от греч. обрубание, сокращение)
1.(муз.) смещение ритмической опоры с сильной доли на слабую.
2. (в стихе) переакцентуация. (Кадры 16,17)
9. Прослушивание романса из кинофильма «Ирония судьбы или с лёгким паром». Благославляю вас»
-Давайте, прослушаем ещё один романс на стихи М. Цветаевой и обратим внимание на то, как это звучит в музыке?
- Каким настроением проникнут романс? Что вы можете сказать о его мелодии? (Грустная, напевная)
- Какие чувства лирической героини помогает передать мелодия? Её желание предугадать путь героя, как она относится к разлуке с ним, к расставанию?
Он а предчувствует смерть героя. Что указывает на это?
- Как приём синкопа помогает раскрытию чувств героини?
- Какова же лирическая героиня стихов М. Цветаевой? Она единолична, т.е. одинока, одиночество, уединенность характерны для нее. В своих чувствах героиня Цветаевой доходит до крайностей, для нее не существует середины, Только «да» или «нет».
Лирический герой | Лирическая героиня |
1. Идеальный и благородный герой, обреченный на гибель. 2. Стремление к самопожертвованию | 1. От жизни она жаждет абсолюта (« Я жажду сразу всех дорог…») 2. Одиночество, уединенность. 3. Высокий накал страстей. 4. В своих чувствах героиня Цветаевой доходит до крайностей, для нее не существует середины. |
Вывод.
- Каковы же особенности лирики М. Цветаевой?
Её лирика носит исповедальный характер, она личностна. Это своеобразный дневник, в котором поэтесса запечатлела каждое свое душевное переживание.
Обобщение пройденного.
Что нового узнали на уроке?
Что понравилось и запомнилось на уроке?
Пополнились ли ваши знания сегодня о М. Цветаевой? О её произведениях? О музыкальных произведениях, написанных на её стихи?
4. Что нового узнали вы о романсе? Романс затрагивает наше чувство, душу и сердце
Подводя итог изучению творчества Цветаевой, мы можем сказать, что мы познакомились еще с одной яркой звездой, взошедшей на небосклон серебряного века в начале ХХ столетия.
М.Цветаева прожила яркую и трагическую жизнь, но она умела быть благодарной в этой жизни и людям, и тому, кто даровал нам жизнь