Конспект урока по литературному чтению во 3 классе
Тема Работа с басней И. А. Крылова «Ворона и лисица».
Цели урока: продолжить знакомство детей с баснями И.А.Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить обучению вдумчивому чтению ,продолжить формирование навыков выразительного чтения. развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;
развивать творческое воображение, воспитывать устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам; уважительное отношение к мнению других; воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты.
Личностные:
-положительное отношение к учебной деятельности;
-интерес к учебному труду;
- основные моральные нормы поведения;
- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
- оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные.
- понимать содержание прочитанного;
- высказывать свое отношение к прочитанному;
-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий;
- определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.
Регулятивные.
-определять учебную задачу урока в совместном обсуждении;
- соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока;
-осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу
- извлекать необходимую информацию из текстов;
- организовывать свое рабочее место;
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Коммуникативные.
-научатся адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, магнитофон, Раздаточный материал на каждой парте карточки, компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации с изображением вороны и лисицы
Ход урока
I.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Психологический настрой на урок:
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю,
Умею слушать мнение других.
-Какое золотое правило речи мы знаем? (Один говорит, остальные слушают)
II. Речевая разминка.
-Подготовим язык, губы, голос к работе.
1. Ваня, Ваня простота
Купил лошадь без хвоста
Сел задом наперед
И поехал в огород.
2.Лена искала булавку
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Лена искала весь день.
Прочитайте хором, с удивительной интонацией, с вопросительной, с огорчением.
2.Чистоговорка.
Рей-рей-рей-рей
Нёс однажды муравей две травинки для дверей.
Ом-ом-ом-ом.
На полянке под кустом муравьишка строит дом
Шит-шит-шит-шит.
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит
Мись-мись-мись-мись.
Ты, Кума, не торопись, а за дело - ка, возьмись
III.Актуализация знаний.
1.Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А.Крылова.
-Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке?
Иван Андреевич Крылов -русский баснописец, написал более 200 басен. .
В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
В баснях Крылов высмеивал лень, неряшливость, эгоизм.
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду установлен памятник Крылову, изображенного среди героев своих басен - разных зверей и птиц.
Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.
-Давайте вспомним, что такое басня? (Басня - это короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками.)
-Кто главные герои басен? (Главные герои басен – животные, в которых мы легко узнаем людей.)
-Что такое мораль? (Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни.)
2. Чтение наизусть басни « Лебедь, Рак и Щука.»
IV.Мотивация познавательной деятельности
1.Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова. Сейчас вы сами определите тему урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.
1.Отгадать загадки:
Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает.
(Ворона)
Пусть она - как есть, плутовка,
От макушки до хвоста.
Шубка, рыжая головка,
Как зовут ее? ( Лиса)
-О ком была речь?(о вороне и лисе)
-Может вы догадались и название произведения, которое написал Крылов?
-Предположите, какова тема нашего урока?
-Зная тему, давайте попробуем определить задачи урока.
-Чему мы будем учиться на уроке? (знакомится с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; читать грамотно, выразительно, соблюдая интонацию; узнаем, что произошло с героями; проанализируем басню и узнать ее мораль)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица», будем анализировать поступки героев произведения, делать выводы, находить мораль басни, совершенствовать навыки выразительного чтения.
V. Изучение нового материала.
1.Первичное чтение басни. Басню читает Игорь Ильинский. (Аудиозапись басни)
2. Проверка восприятия.
-Понравилась вам басня?
-О ком и о чем говорится в басне?
3. Словарная работа.
Мозговой штурм
-Прочитайте текст самостоятельно, назовите те слова, значение которых вызвало у вас затруднения.
Учитель на доску вывешивает то слово, которое произносит ребенок, а затем остальные слова, которые дети не назвали.
-Посмотрите задание 1, карточки у вас на столах.
- Выберете значения слов, которые вы видите на доске.
Коллективное обсуждение.
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Ангельский (голосок) – нежный, добрый;
Не в прок – не в пользу;
Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;
Пленил – привлек внимание, привели в восторг;
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища
5.Физкультминутка
Прежде чем мы с вами перейдём к чтению басни, давайте проведём
физкультминутку.
-Давайте , ребята, мы с вами побываем в лесу, где живут герои басни. Изобразим ворону. Какая ворона? (Дети машут крыльями.) Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть. Изобразим лисицу. Какая лисица? Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего.
- Дети идем, как лиса, виляя хвостом. Скрылась за деревьями лиса, а тихо сели.
-Когда вы будете читать произведение выразительно постарайтесь передать интонацией голоса, мимикой эти образы.
6.Первичное чтение басни учениками.
а).Подготовительная работа перед чтением детьми басни вслух.
Какова Лиса в изображении Крылова? (Хитрая, умная, лукавая, плутовка ).
Как она действует? (На цыпочках подходит, осторожно, чтобы не спугнуть Ворону)
Как будем читать эти строки? (Медленно, вкрадчиво).
Как надо читать разговор Лисы и Вороны?
В каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны?
Для чего Лиса это делает? (Войти в доверие, вскружить голову Вороне).
б)Выразительное чтение басни детьми.
Оценивание чтения (3ученика)
VI. Анализ литературного произведения.
1.Выборочное чтение.
- Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.
-Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.
-Почему она пошла просить о помощи Муравья?
-Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.
- Почему он отказал Стрекозе в помощи?
-Справедливо или нет, поступил Муравей?
2.Характеристика героев басни.
-Ребята, давайте охарактеризуем Стрекозу. Среди этих слов найдите слова, которые относятся к ней. Из выбранных слов приклеим Стрекозе крылышки.
-А сейчас поможем строить дом Муравью из слов, которые подходят для него. (Строят дом для Муравья только из тех брёвнышек, которые относятся к Муравью)
Слова на доске:
Трудолюбивый, весёлая, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивая, беспечный, жадный, несерьёзный, хитрый, легкомысленный, жестокий, беззаботный.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Чтение по ролям
( Вначале- подготовка к чтению по ролям: чтение басни цепочкой.)
- Сколько действующих лиц в этой басне?
- Найдите слова автора, прочитайте их.
( Чтение басни по ролям)
Инсценировка басни
-Ребята подготовили для вас инсценировку басни. Посмотрите и представьте настоящую лисицу и ворону.
Оценивание
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-С какой басней ознакомились?
-На все вопросы нам удалось ответить?
-Чему нас научили И.А.Крылов и его басня?
- Чтобы не попасть в сети льстецов, надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести.
Оценка деятельности учащихся.
Ребята выбирают смайлики по оценочному листу.
Смайлик « Отлично»
Смайлик «Хорошо»
Смайлик «Старайся»
IX. Домашнее задание. Выучить басню наизусть.
Спасибо за урок!
Иван Андреевич Крылов