Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Конспект урока по рассказу А. Платонова "Юшка"

Конспект урока по рассказу А. Платонова "Юшка"

Конспект урока по рассказу А. А. Платонова "Юшка". Урок построен в форме беседы с учащимися. В конце разработки тест по данному произведению. Также учитель использует обращение к термину "буллинг".

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Сотвори добро в душе своей (по  рассказу А.П.Платонова. «Юшка»)

Слово учителя:

-Сегодня хочу начать наш урок с притчи и короткого видео . Вы попробуйте определить, на какую тему у нас будет разговор на уроке.

Свет в ночи. Притча

Одна женщина жаловалась соседке на подругу, обидевшую её. Соседка успокаивала её и уговаривала простить подругу.

— Простить? Да как же это? После того, что она мне сделала? Ведь она такая злая! Нет, зло нельзя прощать — сказала женщина. И вообще, почему я должна любить людей, не любящих меня, почему я должна делать добро, когда вокруг меня все обманывают, предают и делают пакости?

— Расскажу я тебе одну историю, — говорит ей соседка. — Жил на свете человек. И просил он матушку-природу сделать так, чтобы по ночам было светло, чтобы свечек не зажигать, и чтобы зимой было тепло, чтобы печь не топить. Но матушке-природе виднее, что и как должно быть, поэтому не вняла она просьбам человека. Рассердился на неё человек и решил: «Ах, ты так, да? Ну, тогда и я не буду по ночам зажигать свет и не буду им светить тебе. И зимой печь топить я тоже не буду, чтобы её теплом не греть тебя. Я даже дверь на улицу открывать буду, чтобы и в доме тепла не осталось, тогда посмотришь, как тебе холодно будет».

— Ну и дурак же он, — перебила женщина рассказ соседки, — думал, что своим светом он освещает природу, а своим теплом согревает её в лютый мороз. Надменный болван! Да ведь это в первую очередь надо было ему самому. А она — матушка — сама о себе позаботится.

— Так почему же ты, — спросила соседка, — делаешь тоже самое?

— Я? — удивилась женщина?

— Да, ты. Почему ты тушишь свет своей любви, когда вокруг тебя сгущается тьма, и почему ты не зажигаешь очага своего сердца, когда вокруг веет холодом людских сердец? Не лучше ли, чем сидеть в темноте и ждать пока кто-то посветит тебе, самой зажечь свет и посветить и себе и другим. Ведь тогда и ты сама увидишь путь, и, возможно, окружающие увидят его и пойдут по нему вместе с тобой рука об руку. И чем сидеть в холоде и ждать пока кто-то согреет тебя, не лучше ли разжечь очаг своего сердца и его теплом согреться самой и согреть сердца других людей, и тогда, глядишь, от их потеплевших сердец не будет веять таким холодом.

https://www.youtube.com/watch?v=LA7Vv0uu6L0 Светлана Копылова. Окно.

II. Актуализация опорных знаний

-Итак, какие ваши предположения? Да, действительно мы поговорим с вами о вечных проблемах духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдем в художественный  мир Андрея Платонова, анализируя его рассказ «Юшка».

Слайд 1. Запишите на рабочих листах тему урока“Сотвори добро в душе своей” (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»).

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Соучастие – совместное участие в чем-нибудь.

Целеполагание и мотивация 

Слайд 2. С этим писателем мы знакомились уже в 5-6 классах, прочитали рассказы “Никита”, “Неизвестный цветок”. Напомню, что настоящая фамилия Климентов.

Что значит быть человеком? В чём сущность человека, его назначение? Что значит любить человека?

Ответы на поставленные вопросы мы попробуем найти в рассказе А.П.Платонова «Юшка».

- Над чем заставляет задуматься писатель? (Что значит  сострадать, сострадание).

- Давайте вместе порассуждаем, что значит подлинное сострадание? Какую помощь, поступок можно совершить человек, чтобы помочь страдающему. (Поддержать своими поступками, направленными на добро, справедливость, бескорыстное служение человеку, Родине, заботу об окружающем мире).

Слайд 3 - Почему рассказ называется «Юшка». Что это за имя?

Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, ауменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовалось от южнорусского вариантаимени Ефим – Юхим. Запишите.

Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее.

- О чём же оно говорит? Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда. А может быть, имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.

А полное имя его мы узнаём лишь в конце рассказа из уст его приёмной дочери - Ефим Дмитриевич. Это имя тоже говорящее.

-Кто такой был Юшка?Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать».

-Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет. С. 100.«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».- Юшка болел чахоткой (туберкулезом).!!!Записать.

- Ему было сорок лет, из них 25 лет он проработал в кузнице.

-Слайд 4. Почему автор особо  выделяет его глаза? Глаза – зеркало души.

-В какой одежде он ходил? «Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».

-Где Юшка жил и чем питался?«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»

-Как Юшка работал?

Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел».

-Молодцы! У нас получился литературный портрет героя.

Какое ежемесячное жалованье получал Юшка?Какая деталь, упоминаемая в тексте неоднократно, подчеркивает бедность Юшки?- Жалованье Юшки – 7 рублей 60 копеек в месяц.

- Вместо чая с сахаром Юшка пил простую воду, а чай с сахаром – это «сытая», «нормальная», «добропорядочная жизнь». Кроме того, из года в год он носил одну и ту же одежду.

(Родители стращали детей за непослушание, говоря: «Вот ты будешь такой же, как и Юшка!... Тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»)

-А еще где? «Замахнувшись, прохожий с силой  злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

  • Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой  пить чай.

О чём это говорит? (о равнодушии)

Слайд 5. Люди называли Юшку юро́дивым, блаженным.

Блаженный - 1.В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный. 3.То же, что святой.

Блажной(просторечное) – взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный.Это отрицательные черты характера, которые иногда присущи и вам, нужно постараться избавиться от них.

ЮрОдивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).

ЮрОдблаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания

Кроткийнезлобивый, покорный, смирный

- Какое впечатление производит на вас Юшка? Какие чувства должен бы вызывать? (сочувствие и сострадание у тех, кто находится рядом).

Рассмотрим отношения Юшки с окружающими. Запишем в тетрадь.

1. Встреча Юшки с детьми

Запишите глаголы, которые показывают детей. Как относятся к нему дети? Что влечет детей к Юшке? 

– Почему Юшка не обижается на них? Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

(Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.)Терзать – 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

(1. Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Юшка радостно откликается на радость детей, он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра.)

Слайд 6.– Как сам Юшка объясняет поведение детей? Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

Дети(Что делали? Как вели себя?)

Юшка (Что делал? Что чувствовал?)

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно    

радовались

…ничего не отвечал и не обижался

…шел тихо и не закрывал лицо

…шел и молчал

…не трогал и не отвечал

…говорил

радовался

С. 101.«Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

2.Встреча Юшки с взрослыми.– Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Найдите глаголы. С. 102.Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?(Взрослые тоже вымещают на Юшке “злое горе и обиду”, лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке его непохожести, молчаливой кротости. “Будь как все”, – вот чего они требуют от Юшки.)

Слайд 7.Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила еще к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: “Лучше бы ты умер!”.

3. Юшка и девочка Даша.

– Прав ли Юшка, когда говорит Даше, что его народ любит?
– Как вы относитесь к словам Даши: “Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчету”?
– Юшка на возражения Даши ответил: “Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое”. Как вы понимаете это выражение? (Мнения ребят.)

“Слепое сердце” бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

– А как вы понимаете слово сострадание?“Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека”Синонимы: сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость…

Слайд 8. 4. Юшка и природа- А что же происходит на самом деле? Чего не знает о нем никто? Каким никогда не видят Юшку?

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым (кажется, и болезнь отступила).

Выразит. чтение описания природы.– Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки? (Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою “любовь к живым существам”.)

А куда каждое лето уходит Юшка? Сокровенное неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего-навсего Юшка.

- Почему  «в руках у него мало было силы»? Он был тяжело болен туберкулезом.

Он  первым поутру идет в кузницу и последним уходит на ночлег,   так что старики и старухи по нему сверяют  начало и конец дня.Но в Юшке было что-то такое, чего люди не знают.

5. Юшка и веселый прохожий.

- Как приветствует прохожий Юшку?

«Хотя бы ты помер», вместо «здравствуйте». «Веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться».

Как же можно обращаться к человеку с пожеланием смерти? Это ли не жестокость?

Люди боятся скуки, времени, когда они остаются наедине с собой, со своей совестью, которая их обличает.

Как называл взрослый человек Юшку?Взрослый же человек называл Юшку «животное такое», «Божье чучело», «юрод негодный»).

Слайд 9.- За что «весёлый прохожий» убивает Юшку? («Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный!», «хоть бы ты помер, может, веселее бы стало жить без тебя, а то я боюсь соскучиться»). (Скажите, какой смысл вложен в слово «весёлый»? Можно ли было обойтись без него? – дополнительный в-с)

Чем помешал Юшка веселому прохожему?(Встреча с веселым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)

– Мы уже настолько привыкли к Юшке, стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, – Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово – рассердился, разозлился, разгневался, возмутился. Почему именно осерчал? Юшка осознает свою ценность в этом мире (“Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…”.)Юшка не может гневаться, по характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые. Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время молчать!

 Значит, Юшка и гневаться-то не мог, не умел, потому что был добрый, с мягким сердцем.

Платонов говорит о первозданной ценности любой человеческой жизни, неповторимости всякого человека…

Помните, зачитывая строки, описывающие внешность Юшки, мы услышали такие слова: «глаза же у него были белые, как у слепца».  Слепец, который видел всё, видел сердцем.

Как можно назвать такое всевидящее сердце?   (ЗРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ)
А жители городка? Ведь они зрячие, но какое у них сердце? (СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ) Юшка- «слепец» со зрячим сердцем, жители- зрячие со слепым сердцем. Потому- то они не видят подлинного Юшку, всякий считает вправе себя упрекнуть его за «безответную глупость», кинуть в него камень (в прямом смысле слова), жестоко ранить словом.

- Найдите, как Юшка говорит о людских сердцах?

 - Он где-нибудь называет сердце жестоким? «Народ меня без понятия  любит, сердце в людях бывает слепое.

- Что значит слепое сердце? Как называется это средство выразительности.

Слайд 10. Запишем, что такое слепое сердце. Иногда  человек не задумывается о том, что он  творит зло. "Слепое сердце - это безразличие людей к бедам и горестям окружающих. 

Такими качествами обладали люди, окружавшие Юшку. Но он их прощал. «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

Ребята,БУЛЛИНГ - запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Но Юшка умер...

- Что же произошло после смерти Юшки? Поняли ли люди, что по отношению к Юшке поступали неправильно?(Они все пришли на похороны, попросили прощения у Юшки и … забыли!!!)

- Жить без Юшки стало хуже.      Почему?

(«Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, беззаветно терпящего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).
- Значит, прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен?(Да, прав. Он был мудрее их).

Говорят: «ДОБРО ИЗ ДОБРА ПРИХОДИТ...».  

Но получается, что зло победило? Ведь Юшка погиб? (Нет). 
 Юшка умер, но важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро, милосердие, сострадание к ближнему.

Ребята, «Юшка»– рассказ Платонова, который он писал, уже будучи тяжело больным. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Обычно люди завещают своим детям материальные ценности.

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?  Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

- Как вы думаете, почему самое главное о Юшке узнали после его смерти?Вывод. В жизни так часто бывает: когда теряем человека, только тогда сознаём, как велика и тяжела утрата.

– А каково авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость?А. Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале А. Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.

- Так что же, по вашему мнению, пытается донести до нас автор в произведении «Юшка»?
А.Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему.  И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить.

- Так что же, по вашему мнению, какие проблемы поднимает автор в произведении «Юшка»?

Платонов поднимает проблему запоздалой благодарности, презрения и жестокости к непохожим на всех. Одна из важнейших проблем – нравственная мёртвость героев, противопоставленная нравственной живости Юшки, хотя как раз в его живости сомневаются дети.

Кому Юшка подарил своеобразную «путевку в жизнь»? Расскажите об этом человеке.

- Благодаря Юшке смогла выучиться девочка-сирота: еще маленькую, он поместил ее в семейство в Москве, потом – в школу с пансионом, потом отдавал накопленные за год деньги на учебу в университете. Девушка выучилась на врача и приехала работать в городе, где когда-то жил Юшка.

Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом; мягкое, чистое лицо ее было нежно и кротко, а большие серые глаза глядели грустно.

Вывод:

  • Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздаётся должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру.Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Они приумножаются, точно так, как из одного зерна, брошенного в добрую землю, вырастает колос.

Юшка живет в докторше. Как подтверждается эта мысль в рассказе?Почему так горько плакала она на могиле Ефима Дмитриевича? (тема благодарности; притча о Христе, который излечил десять прокаженных и лишь один вернулся поблагодарить его).

  • Почему осталась в этом городе? (тема долга).

  • Обратите внимание, что именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой, - Ефим Дмитриевич. Она первая так уважительно назвала его.

  • - Что нужно делать, чтобы Добра в мире было больше?

  • - А теперь с этой точки зрения проанализируйте себя. Разделите лист на две половины. С одной стороны напишите тех, кому вы сочувствовали, с другой - тех, кто сочувствовал вам.

  • Какой столбик получился больше? Довольны ли вы результатом? Какой столбик вам хотелось бы увеличить?

Жизнь Юшки – это пример служения людям.

- Кто же он, Юшка? (Юшка – это вечный образ добра и любви. Даже тихий, робкий Юшка способен измениться в жизни).

- Можем ли мы Юшку назвать героем с большим сердцем? (да, он добр, отзывчив, трудолюбив, умеет сострадать) О чём заставил нас задуматься этот рассказ?

-Выводы, итоги:

Запишите, пожалуйста, каждый по одному предложению – выводу(2 минуты)

Зачитывание предложений.

1.У Юшки доброе, великое сердце, способное простить людей даже со «слепым сердцем».Такие люди могут изменить мир, могут сделать его светлее, добрее.

2.Юшка любит всех и все вокруг.Юшка осознает, что он тоже нужен на свете.Он нужен людям.

Он помог девочке – сироте.его любовь дала ей возможность своими действиями приносить пользу , а значит, и добро людям.

3.Добро, совершенное человеком, даже после его смерти, живёт, приносит пользу.Так думал Андрей Платонов, и он был прав. Потому Юшка дорог автору.

4.Андрей Платонов учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.«Без сострадания нет человека…»

Темы сочинений.Сотвори добро в душе своей, « Добро из добра является», «Жить по законам человечности», «Жизнь дана на добрые дела», «Что значит быть человечным», «Побеждай зло добром», « Дорога добра», «Все начинается с любви», « «Сострадание и уважение к человеку», « Будь человеком, человек!»

Друзья мои! Давайте с нынешнего дня

     Начнем с себя!     Научимся людей любить,

     По нравственным законам жить.

     А чтобы поняли тебя-     Начни с себя!

Тест по рассказу А. П. Платонова «Юшка»

 

1. Определите жанр произведения А. Платонова «Юшка»:

а) роман; б) повесть; в) рассказ.

 2. Назовите настоящее имя Юшки:

а) Ефим Дмитриевич; б) Ефим Иванович; в) Иван Дмитриевич.

 3. Кем работал Юшка?

а) кузнецом;   б) машинистом; в) помощником у главного кузнеца.

4. Кого из героев можно охарактеризовать словами Б. Л. Пастернака: «Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра»:

а) Юшку; б) Дашу, дочь кузнеца; в) детей.

 5. Как дети относились к Юшке?

а) любили и уважали его; б) дразнили и боялись; в) любили, но обижали, т. к. не могли правильно выразить свои чувства.

6. Как взрослые относились к Юшке?

а) не обращали на него внимание; б) любили и жалели его; в) срывали на нем свою злость, самоутвержда­лись, ощущая свою власть и силу.

7. С какой целью автор при характеристике Юшки вводит следующие детали: «чаю не пил и сахару не покупал», «одежду носил долгие годы одну и ту же без смены»?

а) выявляет отсутствие в герое серьезного отноше­ния к жизни; б) наделяет его героическими чертами;    в) копил деньги для девочки-сироты.

 8. Укажите художественно-выразительное средство, основанное на сопоставлении и использованное в следующем предложении: «... глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы»:

а) эпитет; б) метафора; в) сравнение.

 9. Укажите приём художественной выразительности: «сердце их наполнялось лютой яростью»:

а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение.

10. Установите соответствия между  героями и их высказываниями:

а) Юшка; б) Даша; в) дети; д) девушка-врач.

1) «Юшка, ты правда или нет?» 2) «Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич ... отдал в школу с пансионом…» 3) «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Отчего я вам всем нужен?..» 4) «У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь – народ тебя любит!..»

11. Каково авторское отношение к главному герою рассказа?

а)  пренебрежительное; б) сострадательное; в) уважительное.

 12. Почему Юшка считал, что и дети, и взрослые его любят?

а)  не допускал мысли о жестокости людей; б) был религиозным человеком; в) расценивал людей, исходя из своих собственных убеждений.

13. Как закончил свою жизнь Юшка?

а) погиб, спасая детей; б) умер от старости; в) был убит пьяным озлобившимся человеком.

 14. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?

а)  им не на ком стало вымещать злость и обиду; б) он был незаменим в кузнице; в) он был сельским праведником.

15. Почему Юшка никогда не пил чаю и не покупал себе новую одежду?

а)  не имел денег; б)    был скупым; в) копил деньги на то доброе дело, которому посвятил свою жизнь.

16. Какой из поступков Юшки можно назвать самым благородным и значительным?

а) Юшка учил людей доброте и терпимости; б) он поставил на ноги девушку-сироту; в) он помогал в работе кузнецу.

Ключ к тесту:1. в.2. а.3. в.4. а.5. в.6. в.7. в.8. в.9. б.10. а – 3; б – 4; в – 1; д – 2.

11. б.12. в.13. в.14. а.15. в.16. б.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект урока по рассказу А. А. Платонова "Юшка". Урок построен в форме беседы с учащимися. В конце разработки тест по данному произведению. Также учитель использует обращение к термину "буллинг".
0 ₽