Тема урока: «Имя существительное»
Форма проведения урока: очно.
Хронометраж: 40 минут(урок)
Цель: дать более глубокое представление об имени существительном.
Задачи:
- систематизировать знания обучающихся об имени существительном;
-повторить орфограмм, связанных с правописанием имён существительных;
- расширять кругозор обучающихся;
- дать общее грамматическое значение, морфологические признаки имён существительных.
Технические средства для проведения урока: Ноутбук, проектор, электронная доска, показ презентации.
Список литературы и интернет-источников:
- Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. - М.: Логос, 2001. - 528 с.
- Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык 3 класс. – М.: Вентана-граф, 2015. – 386 с.
- Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: ВАКО, 2021.
- Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. М.: Фёдоров, 2003.
- Имя существительное, https://russky.info/ru/grammar/nouns
Ход урока:
Организационный момент
В класс крадётся тишина,
Подожди её пока,
Ну, а чтобы подождать
Надо просто замолчать.
Раз, два, смолк звонок,
Три – ротик на замок,
На четыре помолчи,
А на пять – урок начни!
- Ребята, проверьте готовы ли вы к уроку, всё ли лежит на рабочем столе- учебники, тетради, пенал, дневник? Начинаем наш увлекательный и интересный урок.
Мотивация учебной деятельности учащихся
- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам в гости сегодня пришли герои одного из ваших любимых мультфильмов – Смешарики.
- Давайте вспомним, как их зовут? (Бараш, Лосяш, Нюша, Совунья, Крош, Кар-Карыч)
- Сегодня с их помощью мы повторим и вспомним одну тему.
Актуализация знаний
- Ёжик прислал нам письмо, посмотрите внимательно на презентацию, там написаны слова. Что это за слова? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Какой частью речи являются? (Ответы детей), [2 слайд].
- Правильно, ребята. Поговорим мы сегодня об имени существительном и всё, что мы знаем и помним об этой части речи, а наши друзья нам в этом помогут.
Работа по теме урока
- Нюша нам приготовила следующее задание. Нам нужно отгадать загадки и ответить на её вопросы (белка, верблюд, ёжик). На какой вопрос отвечают эти слова? А что обозначают? (кто?, животных), [3 слайд].
- Посмотрите на следующий слайд, [4 слайд]. Нюша приготовила ещё несколько загадок (луна, снег, молния). На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? (что? Неживые предметы, явления природы). Ребята вы большие молодцы, вместе с Нюшей мы вспомнили, на какие вопросы отвечает имя существительное и что обозначает.
- Ребята, Крош очень расстроен, он в школе плохо учился и не знает правил русского языка. Давайте ему поможем, вставим пропущенные буквы и запишем, что у нас получилось в тетрадь, а также подчеркнём орфограммы. Молодцы, мы справились с заданием, [5 слайд].
- А сейчас вместе с Совуньей мы вспомним, какие имена существительные одушевлённые, а какие неодушевлённые. У Совуньи есть слова, нам нужно распределить их в 2 столбика и записать в тетрадь, [6 слайд]. Давайте выполнять скорее задание. Ребята, мы успешно справились с заданием.
Физкультминутка
- Ребята, сейчас пришло время для физкультминутки. С Барашем вы немного подвигаетесь и разомнётесь, [7 слайд]. Когда вы услышите одушевленные имена существительные - хлопайте, когда услышите имена существительные неодушевленные – приседайте.
Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, дятел, книга, гусь, доктор, гром, гвоздь, муха, платок, волк, бабушка, дверь, дом, молоко, сказка, мальчик, туча, кот, ручка, земля, волк, избушка.
Продолжение работы над темой
- Переходим с вами дальше. У Лосяша есть 2 мешочка, в них он распределил имена существительные единственного и множественного числа, давайте его проверим и исправим ошибки. Если можно поставьте слово, которое должно быть в другом столбике, в единственное или множественное число, [8 слайд].
- Последнее наше задание нам приготовил Кар-Карыч. Нам нужно определить род имён существительных, [9 слайд]. Сейчас я вам выдам карточки, как на слайде, и вам нужно поставить галочку там, какого рода представленное имя существительное.
Рефлексия. Итоги урока
- Дорогие друзья, я надеюсь, что вам понравился наш увлекательный урок. Вы вспомнили и повторили информацию про имя существительное, благодаря нашим героям- Смешарикам.
- Сейчас я вам выдам яблочки 3 цветов, вы прикрепите к дереву яблочко того цвета, с каким настроением и ощущениями, вы уходите с урока. Жёлтый- занятие понравилось, что-то не понял; красный- занятие не понравилось, ничего не запомнил и не понял; зелёный- всё понравилось, всё понял, [10 слайд].
- Спасибо за урок, за активное участие, вы большие молодцы, [11 слайд]. Мы успешно выполнили задания наших героев и вспомнили важные моменты про Имя существительное.