Автономная некоммерческая образовательная организация школа «Вектор» |
Конспектурока по русскому языку на тему:«Правописание безударных личных окончаний глаголов» |
4-б класс |
Учитель: Васильева Наталья Александровна |
Мытищи, 2021г. |
УМК «Школа России» ТЕМА УРОКА: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. КЛАСС: 4 КЛАСС (Слайд 1) Предмет: Русский язык. Учебник: Русский язык, 4 класс / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.: Просвещение, 2020. Рабочая тетрадь: Русский язык, 4 класс / В.П.Канакина, М.: Просвещение, 2020. Цели: - понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; - определять в тексте глаголы с безударными личными окончаниями; - работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме; - различать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями по неопределённой форме; - различать глаголы-исключения среди других глаголов; -учиться рассуждать при определении спряжения глагола по неопределённой форме; - оценивать результаты своей деятельности. Задачи:
Планируемые результаты: Предметные:научатся писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Регулятивные:формулировать выводы по результатам наблюдений; сравнивать собственный вывод с выводом в учебнике; оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: формировать навык правописания безударных личных окончаний глаголов. Коммуникативные: работать в парах и группах; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы. Личностные: ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознавать необходимость самосовершенствования; выражать желание осваивать новые действия; достигать положительных результатов труда. Тип урока: урок закрепление и обобщение изученного материала Методы обучения Проблемно-поисковые методы (по характеру учебно-познавательной деятельности). Словесные, наглядные, практические методы (по способу организации и осуществления познавательной деятельности). Методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации (по степени педагогического управления со стороны учителя). Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме урока.
- Ребята, вы любите преодолевать трудности? - Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. - Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
II. Словарная работа. Прием: «Я беру с собой» (Слайд 3) Словарь:космос, капуста, берёза, космонавт, пенал, карандаш, комбайн, трактор,корабль, библиотека, ракета. Учитель загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. У: Сегодня мы отправляемся в путешествие и возьмём с собой объекты, которые чем-то похожи по смыслу. Угадайте, по какому признаку мы будем собирать объекты. Для этого предлагайте объекты, которые по смыслу связаны с моим объектом, а я буду говорить, можем ли мы взять их с собой. Итак, я беру с собой КОСМОС. А что берёте вы? Д: Я беру с собой КАПУСТУ. У: Я не беру тебя с собой. Д: Я беру КОСМОНАВТА. У: Я беру тебя с собой. Д: Я беру РАКЕТУ. У: Я беру тебя с собой. Д: А я беру с собой КОРАБЛЬ. У: Я беру тебя с собой. Д: Вы берете все объекты, которые связаны с космосом? У: Да! Итак, по какому признаку мы собирали объекты? Д: Они все связаны с космосом! У: Правильно, запишите в тетради слова, которые вы назвали. Поставьте ударение и выделите безударную гласную. Запишите предложение. (Слайд 4) Свои откроет космос чудеса простым, обыкновенным людям. Подчеркните в нём главные члены. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения. - Какой частью речи выражено сказуемое? - Что вы знаете о глаголе? III.Стадия вызова (ликвидация чистого листа). Цель этой стадии – мотивация учащихся для дальнейшей работы. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, предъявляет известную информацию), систематизирует информацию до ее изучения, ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ, планирует работу по изучению темы. Метод «Список известной информации» Работа проводится в парах. Ученики поворачиваются друг к другу и спрашивают ,что они знают о глаголах, договариваются о чём бы они могли спросить других учеников. Затем учащиеся делятся своими знаниями в группе. Потом ученикам предлагается поделиться информацией с классом. IV. Определение темы урока Метод «Кластеры» (Слайды 5 и 6) «Кластеры» (грозди) - графический прием систематизации материала. После проверки задания «Список известной информации, учитель и дети оформляют кластеры из утверждений о глаголе. VI. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (Слайд 7) VII. Постановка целей урока (Слайд 8) - Какой сегодня праздник? - Сегодня День космонавтики. 12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин на космическом кораблей «Восток» впервые в мире совершил полет вокруг Земли. Полет, который продолжался всего 108 минут, стал одним из самых мощных и ярких прорывов в освоении космоса. Сразу же после полета Гагарину было присвоено воинское звание майора, а также звание Героя Советского Союза. (Слайд 9) Прочитайте стихотворение С.В.Михалкова. Свой подвиг Отчизне подарим! Не струсит у нас ни один. Нам служит примером Гагарин - Великой страны гражданин! - Как вы определите написание безударных личных окончаний глаголов? Работа по учебнику (стр.98). Памятка правописания безударных личных окончаний глаголов. - Какие цели поставим? 1. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. 2.Учиться рассуждать при определении спряжения глагола по неопределённой форме. 3. Различать глаголы-исключения среди других глаголов. VII. Актуализация знаний(Слайд 10) Прочитайте рассуждение. Дополните недостающую часть. Запишите. Определите время, лицо и число глаголов. Укажите спряжение. Подчеркните орфограммы. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля – планета Солнечной системы. Значит, _____________________________________________ VШ.Физкультминутка Профилактика утомления, психоэмоциональная разрядка. Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, то хлопните 1 раз. Если произнесу глаголII спряжения, то хлопните 2 раза . Клеить, думать, слышать, строить, успеть, купить, стелить, смотреть, тянуть, спешить, рыть, гнать, зеленеть, помогать |
IX. Применение и закрепление знаний на практике (Слайды 11 и 12) |
- Прочитайте слова матери Юрия Гагарина о своём сыне. Каким он был человеком?
- Прочитайте стихотворение Н.Старшинова.
- О чём говорится в стихотворении?
- Прочитайте последнюю строфу.
- Какое изобразительное средство использует поэт в этой строфе?
- Спишите последнюю строфу, правильно вставляя пропущенные гласные в безударных личных окончаниях глаголов.
Вот оно, свершилось, это чудо!
Мать идёт - посторонись, народ:
Сын вернулся, да ещё откуда –
Из самих космических широт!
Это он ворвался в наше завтра,
Что самой фантастике под стать...
Первого на свете космонавта
Обнимает и целует мать.
И с такой материнской силой,
Радость всенародную деля,
Обнима…т сына вся Россия,
Рукоплещ…т сыну вся Земля!
Н. Старшинов.
VIII. Итог урока и рефлексия (Слайд 14)
- Что называется спряжением глагола?
- Какого спряжения бывают глаголы ?
- Какие окончания имеют глаголы Iспряжения?
- Какие окончания имеют глаголы II спряжения?
- Как определить спряжение глагола c безударным личным окончанием?
(Слайд 15)
- Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?
Оцените свою работу на уроке.
(Лист самооценки)
Я узнал (узнала) что-то новое | Я научился (научилась) | Я расстроился (расстроилась) | Я получил (получила) радость |
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Ребята, вы прекрасно работали на уроке. Молодцы! (Слайд 16)
X. Домашнее задание.
1. Выучить на странице 98 Памятку, как правильно написать безударное личное окончание глагола.
2. В учебнике упражнение 203 на странице 99 .