Тема урока: Семейные ценности в басне И.А.Крылова «Дерево».
Цель:показать важное значение семьи в русской культуре.
Планируемые достижения:
Предметные:
применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
учиться формулировать учебную задачу урока;
учиться высказывать своё предположение;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные:
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение делать сравнительный анализ произведений;
работать с текстом и умение ориентироваться в нем, находить аргументы для подтверждения высказываний.
Коммуникативные:
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение выразительно читать и анализировать поэтический текст.
Личностные
понимание значения семьи и семейных ценностей в жизни человека.
Оборудование: интерактивная доска, тексты с басней, тексты с биографией писателя, Распечатка игры «Слова из букв», карточки самооценивания, цветочки, плакат с деревом.
Ход урока:
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Время |
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). | |||
| Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. Здравствуйте. Присаживайтесь. Меня зовут Олеся Евгеньевна, и сегодня урок родной литературы у вас проведу я. | Настраиваются на предстоящий урок. | 30сек. |
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи | |||
| Ребята, вам каждому выдан раздаточный материал, среди него есть книжка, с которой мы будем свами сегодня работать на протяжении всего урока. Подпишите на титульном лисе свою фамилию и имя, можно и отчество. Для того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам внимательно прослушать строки поэта Петра Андреевича Вяземского: Итак, кому посвятил поэт эти строки? Значит, какая тема нашего урока? Запишите её. Переверните листочек. Запишите автора произведения. Что вы знаете о данном авторе? Что такое басня? Еще в басне всегда есть вывод, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки. О чём пойдет речь на нашем уроке? Со всеми ли произведениями автора вы познакомились? Сформулируйте цель нашего урока. Предлагаю вам вспомнить биографию столь одаренного человека. Перед вами статья о жизни баснописца. Прочитайте её и заполните в наших книжках информацию о данном писателе: годы жизни, черты характера, страницы биографии, значение трудов. Приступаем к заданию, время выполнения 5 мин. «Дедушка Крылов», именно так любовно называет его народ, стал широко известен своими поучительными баснями. Они учат трудолюбию, добру, отзывчивости. И осуждают трусость, лесть и другие отрицательные качества. Крылов родился в Москве, в 1769 году, однако за всю свою жизнь успел пожить в разных городах. Семья будущего баснописца была небогатой. Иван очень любил читать, поэтому вырос умным, интеллигентным человеком. Отец, который привил любовь к чтению, умер рано. И матери писателя пришлось отдать мальчика на подработки в суд, где ребенок числился писарем. В детстве Иван любил посещать городские празднества, ярмарки, гуляния, где наблюдал за людьми, подмечал интересные ситуации. Он близко общался с народом, что помогло ему написать так много остроумных басен. В 1782 году Крылов переезжает в Петербург – город культуры. Здесь талант будущего баснописца начинает раскрываться. В 1809 году вышла первая книга басен Крылова, и к нему пришла подлинная слава. Всего Крылов создал более двухсот басен. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Какие черты характера присущи баснописцу? Какую информацию вы выделили в биографии автора? Какое значение трудов Ивана Андреевича Крылова вы отметили? Чему они учат? Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней И.Крылова. Отгадайте ребус и вы узнаете название басни, с которой мы сегодня познакомимся. Верно, сегодня мы изучим басню Ивана Андреевича Крылова «Дерево». Записали название и жанр произведения. | И.А.Крылову Творчество И.А.Крылова Прославился своими баснями. Басня – короткий, нравоучительный рассказ, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. О творчестве баснописца. Нет. Знакомство с жизнью и творчеством баснописца и изучение новой басни. Учащиеся читают и заполняют информацию Ответы детей Дерево | 5 мин 7 мин 1 мин |
III. Открытие нового знания | |||
| Чтение текста учителем. Ребята, я сейчас вам прочитаю басню, а вы следите. Если вам встретилось незнакомое слово, подчеркните его карандашом. Все ли слова вам были понятны? Кто является действующими лицами в басне?Записали. О чем просило Дерево Крестьянина? Какие доводы привело Дерево, чтобы уговорить крестьянина вырубить лес? Какие черты характера проявило Дерево своей просьбой? Что произошло с Деревом, после того как крестьянин выполнил его просьбу? Другие деревья, что составляют лес, это семья молодого, но глупого и эгоистичное деревца, который не ценит и не дорожит ими. Что в дальнейшем его и погубило. Ребята, как вы думаете, в чем мораль этой басни? Под итожив ваши высказывания, можно сказать так…. Записали. Из чьих уст мы слышим мораль? Верно, именно в устах змеи звучит мораль. Ведь змея – символ мудрости в мифологиях многих народов, поэтому мораль доверена ей. Почему оно называется «Дерево»? Физминутка Вот стоит чудесный лес! Вокруг, которого полно чудес!. Слева - сосны, справа – ели. ( Дятел сверху, тук да тук. Солнце слепит, глазки закрываем – Открываем и урок мы продолжаем. А сейчас предлагаю прочитать басню по ролям. Но мы не ограничимся чтением текста с места. Мы с вами её оживим, немного театрализуем. Автором будет _____, подойди, пожалуйста ко мне, будешь стоять рядом. Роль дерева будет играть _______, встань пожалуйста в центре, у доски. Роль змеи достаётся _____, обрати внимание, что змея появляется не сразу. Поэтому когда начнутся твои слова, ты должен подойти к дереву и прочитать свою речь. Крестьянин же слов не имеет, он только действует. Покажет эти действия _____. Посмотрите, пожалуйста, на пословицы, найдите, которые отражают суть басни, и докажите: Семьёй дорожить – счастливым быть. Работа не волк, в лес не убежит. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны. Глаза боятся, а руки делают. Кто рано встает, тому Бог подает. Хоть тесно, да лучше вместе. Семья заботится о нашем здоровье с самого рождения. Без семьи, было бы трудно вырасти хорошо и прожить здоровую длинную жизнь. | Крестьянин, деревце и змея. Вырубить вокруг лес. Нет простора и свободы, станет красою всей стране и тенью покроет всю долину. Эгоизм, самонадеянность, самовлюбленность. Град, дождь, солнце, ветер сломили дерево. О важности старшего поколения в жизни молодого, что необходимо ценить уже то, что есть. Из уст змеи. Потому что через образ дерева показано, что необходимо ценить окружение. Чтение по ролям. Семьёй дорожить – счастливым быть. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны. Хоть тесно, да лучше вместе. | 15 мин 3 мин |
IV. «Первичное закрепление» | |||||||||||||||
| Сейчас предлагаю вам подвести итог по изученной теме с помощью игры «Слова из букв». (Интерактивное задание на платформе, выполняют с выходом к доске и на листочках) . Вам необходимо отгадать, о чем идёт речь, найти и выделить полученный ответ среди букв. ______ ______ ______ ______ ______ | 3 мин | |||||||||||||
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). | |||||||||||||||
| Ребята, напомните цель нашего урока. Достигли ли мы её? Что вы для себя сегодня открыли? Чему вас научила басня Ивана Андреевича Крылова «Дерево»? Перед вами лежат таблички для самооценивания. Первый столбик задание, которое мы выполняли, напротив каждого задания, во втором столбике, поставьте один балл, если у вас получилось выполнить задание. Количество баллов и будет являться вашей оценкой. Ребята, если бы дерево не было эгоистичным, ценило родных и близких, оно бы продолжало радовать своей красотой, цвело и хорошело с каждым годом. Давайте поможем нашему дереву стать лучше, приклеим эти цветочки на наше плодоносное дерево. А какие именно плоды принесёт дерево, мы узнаем завтра, на нашей встрече (классном часе). Буду с нетерпением ждать нашей встречи. |
| 1 мин |